Файл: Краткий курс истории философии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 143

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Интенсивно развиваются средства массовой информации, заменяя старые формы коммуникации, а также обретая функции образования и воспитания человека. Все это оказало глубокое влияние на культуру и мировоззрение современного общества.

ХХ век – это эпоха информационной цивилизации, внесшая изменения в философское постижение мира. Они заключаются в следующем:

значимость глобальных философских схем и теорий ограничивается теперь лишь кругом профессионалов;

современный мир оказался неоднородным. Дискретным, в связи с чем возникает потребность множества систем миропонимания, соответствующих многообразию культур и их диалогу;

теперь предлагаются новые технологии построения новых философских традиций, сориентированных на различия между культурами и людьми, а не на их единство;

в неклассической философии ХХ века, занявшей доминирующее положение, происходит, таким образом, отказ от следующих принципов классической философии: от безусловного доверия разуму; от идеи субстанции как единой основы всего сущего; от диалектики как логики преодоления и разрешения противоречий; от принципа историзма; от традиционного европейского рационализма (проявился значительный интерес к мистике, к иррациональному способу познания, к восточной философии).

Таким образом, философия в ХХ веке превращается из аналитико-рациональной в некое творчество, цель которого объяснить, интерпретировать изменившиеся символы культуры и смысложизненные вопросы человеческого бытия. Философия XX века порывает с догматическим величием классических философских систем. Философия теперь – это творческое самовыражение, связанное с осмыслением культуры и человека.

Философия ХХ в. отразила все процессы, связанные с потрясением общества, государства, личности, изменениями в статусе науки, в том числе и деление культуры в целом на тех, кто за научно-технический прогресс и тех, кто против него. Таким образом, в философии возникают два направления: сциентизм и антисциентизм,а основные философские вопросы рассматриваются сквозь призму диллемы этих двух направлений.

Сциенцистскиориентированные философы, рассматривали науку как высшую ступень человеческого разума, научное знание как культурную ценность, с которую необходимо ориентировать все иные формы духовного освоения бытия (в том числе и философию).

Представители
антисциентизма, напротив, подвергают резкой критике науку и технику, которые, по их мнению, не в состоянии обеспечить социальный прогресс, а, напротив, являются причиной военной опасности, ухудшения экологической ситуации. Наука с этой философско-мировоззренческой позиции рассматривается как угроза существования человека и всей человеческой цивилизации.

Современный сциентизмориентирован на развитие современного естествознания. Для него образцом научности, прежде всего, является современная физика. Однако ее новейшие открытия (теория относительности и квантовая теория в ее новейшем варианте) обусловили появление нового типа рациональности, которых уже исходит из противоречивой природы физических объектов. В силу этого в современной философии наметилась тенденция к стиранию резкого противоречия между сциентизмом и антисциентизмом, а также между рационализмом и иррационализмом.

В философии ХХ в. уже нет также прежнего противостояния материализма и идеализма. На новой научно-исторической основе сохранились доктрины материализма (антропологический материализм, научный материализм, неомарксизм) и некоторые системы спекулятивного идеализма (неотомизм, неореализм). Однако они существуют в стремлении к диалогу и синтезу. Таким образом, в ХХ в. четко проявилась тенденция к взаимному общению различных школ. В силу этого, для философии современного периода характерен плюрализм: признание правомерности не одного, а многих и различных философских воззрений. Таково состояние современной философской и научной мысли. Надо отметить, что в прежних антиплюралистическихмарксистских учениях изучались различные точки зрения, интерпретируясь исключительно с позиции диалектического материализма.

НАПРАВЛЕНИЯ, ПРЕДСТАВИТЕЛИ И ПРОБЛЕМАТИКА

ФИЛОСОФИИ ХХ ВЕКА

К наиболее влиятельным направлениям современной философии относят аналитическую философию, феноменологию, герменевтику, экзистенциализм.
Аналитическая философия (разновидности: позитивизм, логический позитивизм, семантический позитивизм, неопозитивизм, постпозивизм) отражает наиболее полное и последовательное развитие научнойфилософии. Основные представители:
Б. Рассел, А. Тарский, К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун,Л. Витгенштейн; получила в рамках неопозитивизма.
С точки зрения представителей этого направления, философия – это прояснение языковой деятельности, потому философствование есть детальный анализ логики и языка. Внутри аналитической философии логический позитивизм занят структур языка со структурой реальности, проявляя большой интерес к искусственным языкам. Постпозитивизизм исследует научное знание и возможности его роста. Философы аналитической школы 90-х гг. заняты уже не столько логикой и языком, сколько историей, математикой исчислений и компьютеров, искусственным интеллектом, литературой и даже мистицизмом. Но всех их объединяет убеждение, что философия в классическом виде не имеет смысла, так как ее положения трудно обосновать. Философия должна стать научным знанием, а для этого необходимо обоснованиерационального рассуждения.
Феноменология (основатель Э. Гуссерль). Представители этого направления исследуют сознание. Они озабочены тем, что богатый жизненный мир в процессе познания, проходя через сознание и достигая уровня научного осмысления, становится бедным и сухим. Современный мир, полагают феноменология, строит идеалы безжизненного знания, используя так называемую естественную установку. Ее необходимо сменить, полагают они на феноменологическую установку. По мысли Гуссерля феномены (явления вещей) совпадают с ноуменом (их сущностью) и всегда даны в непосредственном опыте сознания. Сознание человека целостно, поэтому нельзя противопоставлять субъект и объект: преувеличение субъекта приводит к субъективизму и психологизму, преувеличение объекта приводит к натурализму, делая сознание пассивным.

Сознание всегда направлено на что-либо (эта его особенность получила название интенциональность) и задач исследователя состоит в том, чтобы в потоке сознания мысленно увидеть и вычленить те смыслы, которые еще до опыта задают эту направленность. Эти смыслы ухватываются с помощью интуиции, но их можно выразить при помощи отчетливых понятий, позволяющих построить строгую философскую науку. Для того, чтобы исследовать априорные смыслы, необходима феноменологическая редукция: следует в процессе познания какой-либо предмета воздерживаться от суждений о нем, необходимо редуцировать его (заключить в скобки), а обогатить исследование предмета динамикой созерцания, переживания смыслов. То есть должен состояться переход от
указания на предмет («бедного знака») к его эйдосу (смысловому, полновесному, богатому постижению посредством переживания и интуиции). Таким образом, всякий познаваемый предмет должен интерпретироваться на основе полученного эйдоса. Дальнейшее свое развитие идеи феноменологии получили в герменевтике и экзистенциализме.
Философская герменевтика направление, которое определяется как искусство понимания, основатель Г.-Г. Гадамер, представитель П. Рикер. Задача, которую ставят перед собой герменевты – понимание, для ее решения они обращаются к тексту, к его интерпретации, основа же всякого понимания – это интерпретация, так как у текста нет никакого самостоятельного смысла, до начала интерпретации существует только пред-понимание.

Что такое понимание, когда человек действительно понимает, и как мы понимаем? Вот задачи, которую ставят перед собой герменевты. В поисках ответов они обращаются к тексту, к его интерпретации. Главная озабоченнность герменевтом по поводу современного мира в том, что современный мир без-умен: в нем все меньше думают, человек может обходиться без ума, то есть без самостоятельного осмысления. В современной науке нет подлинного понимания, а есть только объяснение, подведение под понятие. Основа же всякого понимания – это интерпретация. У текста нет никакого самостоятельного смысла, до начала интерпретации существует только пред-понимание. Герменевты занимаются истолкованием не только письменных текстов, но также речи, слуха, то есть всем тем, что связано с употреблением языка. Гадамер: «Возможность понимания есть основополагающее оснащение человек, которое берет на себя основную тяжесть его совместной жизни с другими людьми, особенно на пути, ведущем через язык и взаимность разговора».
Экзистенциализмфилософия существования. Его представители: М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю. Экзистенциализм стремится постичь бытие как непосредственную целостность субъекта и объекта. Такое бытие понимается ими как непосредственно данное человеческое существование (экзистенция). Важное понятие философии экзистенциализма – свобода, которая и является экзистенцией. Представители религиозного экзистенциализма (К. Ясперс) полагали, что свободу можно обрести только в Боге. По Сартру же (
атеистический экзистенциализм) быть свободным значит быть самим собой. Его представители: М.Хайдеггер (1899– 976), К.Ясперс (1883 - 1969), Ж.– П.Сартр (1905–1980) и др.

Экзистенциализм стремится постичь бытие как непосредственную целостность субъекта и объекта. В качестве изначального и подлинного бытия экзистенциалисты выделяют переживание субъектом своего «бытия-в-мире».Такое бытие понимается ими как непосредственно данное человеческое существование или экзистенция.

Еще одно важное понятие философии экзистенциализма – свобода, которая и является экзистенцией. Представители религиозного экзистенциализма (например, Ясперс) полагали, что свободу можно обрести только в Боге. По Сартру же (атеистический экзистенциализм) быть свободным значит быть самим собой. Более того, «человек обречен быть свободным», а это означает, что свобода – это тяжелое бремя, которое необходимо нести человеку, чтобы сохранить свою личность. Если человек отказывается от свободы, не вынеся ее тяжести, он перестает быть самим собой, он становится «как все», ценой утраты своего подлинного Я.

Общение между людьми сточки зрения экзистенциалистов тоже не является подлинным, оно лишь подчеркивает одиночество каждого человека. Все формы общения искажены фальшью и ханжеством религиозных и нравственных норм. Задача человека – мужественно сохранять свое одиночество и свободу, так как это и есть его подлинное существование.
К современной философии ХХ в. относятся также прагматизм, философская антропология, неотомизм, неофрейдизм, структурализм, постструктурализм, постмодернизм.
Прагматизмсформулировал утилитарный подход к окружающему миру, людям и вещам, поставив вопрос о смене философских оснований с умозрительных (спекулятивных) на практические, поэтому философская рациональность – это практическая целесообразность. Основатели – Ч. Пирс, У. Джеймс, представители – Д. Дьюи, Р. Рорти.
Философская антропология. Объектом философского рассмотрения становится человек в его целостности, пренебрежение человеческой природой ставит под вопрос перспективы человека как родового существа, выживание человека зависит от его диалога с культурой, которая во многих своих проявлениях опасна для человека. Представители М. Шелер, Г. Плеснер, А. Гелен, Дж. Мид.
Неотомизмфилософско-теологическое направление представляет теологическую критику противоречий научно-технической революции, концепции единства науки и религии, усовершенствования эволюционной модели мирозданья. Наиболее известные представители