Файл: Краткий курс истории философии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 142

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
П. Тейяр де Шарден, Э. Жильсон, Ж. Маритен, Й. Бохеньский.
Неофрейдизм направление, возникшее на основе учения З.Фрейда. В ХХ в. оформились самостоятельные направления психоанализа: индивидуальная психология (А. Адлер), аналитическая психология (К.Г. Юнг), характероанализ (В. Райх), психоаналитическая психология Я (Анна Фрейд), гуманистический психоанализ (К. Хорни, Э. Фромм), экзистенциаьный психоанализ (Ж.-П.Сартр, Л. Бинсвангер), структурный психоанализ (Ж. Лакан).
Структурализмвозник на основе концепций школы семиотики Соссюра, русского формализма (Р.Барт), структурной антропологии К. Леви-Стросса, структурного психоанализа Ж. Лакана и структуры познания М.Фуко. В основе рассмотрение теории текста – поиск скрытых связей между социальными институтами, выраженных в структурах языка.
Постструктурализм – последующее развитие структурализма. В нем сделан акцент на бессознательныхструктурах языка, рассматривают проблемы знаковости, коммуникативности структуры, развивают идею бинарной оппозиции в различных областях человечества. Представители – Ж. Лакан, Ж. Деррида, М. Фуко, Р. Барт, Ж. Делез, Ж. Лиотар.
Постмодернизм тесно связан с постструктурализмом, характерный метод исследования в процессе познания – деконструкция. Выражает недоверие классическому способу мышления («метаповествованию»), к объяснительным системам, которые организуют буржуазное общество и служат для него средством самооправдания любому знанию. Представители – Ю. Хабермас, Ж. Лиотар, М. Фуко, Ж. Деррида, Р.Рорти, Ж. Делез, Ф. Гваттари, Ж. Бодрийяр.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ:неклассическая философия, иррационализм, «философия жизни»; «смерть Бога», «воля к власти», «сверхчеловек»; психоанализ, бессознательное, «сверх-Я», сублимация; сциентизм, антисциентизм; аналитическая философия, позитивизм; феноменология, интенциональность; герменевтика, пред-понимание; экзистенциализм, экзистенция; прагматизм; философская антропология; неотомизм; неофрейдизм; структурализм; постструктурализм; постмодернизм.
ПЕРСОНАЛИИ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ: Ф. Ницше, З.Фрейд, Ж.-П. Сартр,
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

  1. О состоянии современной философии // Канке В.А. - Философия. Учебное пособие

  2. Глава 24, 26, 29, 30. // Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учебное пособие

  3. Современная философия: синтез культурных традиций // Фролов И.Т. Введение в философию (Учеб. пособие для вузов)


ПРИЛОЖЕНИЕ I

ТЕМА VII. ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Под восточной философией обычно понимают фи­лософию Индии, Китая и Японии. Непредвзятый ана­лиз показывает, что хотя различия между восточной и западной философией существуют, они не являются чрезмерными. Многие знатоки философии считают, что нет как таковой западной или восточной филосо­фии. Нет единого «духа» западной или восточной философии, который определялся бы характером соответ­ствующих народов. Говорят, что западная философия рациональна, научна, натуралистична, ориентирована на прогресс и активную преобразующую деятельность, а восточная философия религиозна, мистична, интуи­тивна, нацелена на эстетико-этическую просвещен­ность. Но детальное сопоставление философских воз­зрений Запада и Востока всякий раз показывает, что введенные различия имеют не регионально ограни­ченный, а универсальный характер. Так, мистик – это универсальная фигура. В средневековой философии и ее современных модернизациях мистики сколько угодно; иначе говоря, мистика характерна не только для индийских философских систем. В то же время, индий­ские и китайские философы много занимались изуче­нием логических вопросов, отнюдь не всегда проигры­вая в этом своим коллегам с Запада. В философском отношении Запад интересен Восто­ку, а Восток — Западу. Былой обособленности нет боль­ше места. В своем единстве они призваны сформулиро­вать планетарное философское мышление будущего.

Восточная философия, предусмотренная для изучения в данном курсе философии – это философия, возникшая в культурах Древней Индии (XV-VI вв. до н.э.) и Древнего Китая (в VIII-V вв. до н.э.). Если говорить в самом общем виде, то для нее характерна установка на единство человека со средой обитания и отказ от активного вмешательства в природные процессы; проникновение личностного начала в процесс познания и его результаты; образное мышление и выражение понятий; акцент на познание ценностного значения и смысла явлений, стремление к личному самосовершенствованию.


Важным является то, что первоначальным предметом системного формирования мысли и мировоззренческим стержнем выступает в Древней Индии понятие Аум, в Древнем Китае – Дао, являющиеся аналогом понятию
Космос в Древней Греции и выражающие первоначало, первооснову, всеобъемлющий закон мироустроения.


ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ



Традиционные идеи и учения древнеиндийской философии оформились в таких понятиях каксансара – учение о вечности и неуничтожимости души, проходящей цепь перерождений (страданий); карма – предопределенность человеческой жизни, закон воздаяния, предназначенный для совершенствования человека; мокшавысшее нравственное совершенство, результат эволюции души, высшая цель, достижимая в земной жизни; ахимса– единство всех форм жизни на земле, принцип ахимсы – непричинение вреда всему, что окружает человека. Из этого хорошо видно, что для философии Древней Индии характерен интерес как к человеку, так и к целостности мира. То и другое выливается в един­ство, которое лучше всего выражается формулой: «Атман есть Брахман».

Атман — это всепроникающее духовное начало, Я, душа. Брахман — безличный духовный абсолют, из ко­торого происходит все остальное. Решающая мысль со­стоит в том, что Атман и Брахман совпадают. Атман это самосознание Брахмана, они совпадают, всякой двойственности приходит конец. Многие индусы счита­ют, что на Западе слишком резко противопоставляют Бога человеку и природе, в то время как весь мир оду­шевлен одним и тем же духом, одним и тем же Богом. Совпадение Я-Атмана с безличным Брахманом от­крывает человеку путь к высшему блаженству. Для это­го человеку следует преодолеть иллюзию эмпирическо­го мира, земного, освободиться от него. Достижение человеком вечного Я есть мокша.

Представление об абсолютном бытии создается пу­тем сведения всех вещей к единому целому. Эту зада­чу нельзя разрешить рациональным образом, ибо ин­теллект всегда пребывает в мире множества. Есть более могущественная сила в постижении абсолютного бытия, чем абстрактное мышление, — это интуиция, выступа­ющая как погружение во всеобщее сознание и сопря­жение со всем существующим. В результате человек сов­падает с Богом, с абсолютным бытием.

Индийская мысль мистична. С мистикой органично связана сосредоточенность индусов, которая также признается одним из необходимых достоинств человека. Индусы считают, что именно искусство ми­стики, духовных переживаний и медитаций (сосредо­точенных размышлений) не раз позволяло им проти­востоять превратностям истории. Медитация ведет к состоянию нирваны, к избавле­нию от земных желаний и привязанностей, боли, стра­даний и удовольствия. В этой связи очень показателен разработанный йогами специальный комплекс приемов и упражнений для достижения состояния нирваны.


Древнеиндийская философиявключает в себя три этапа.

Ведический этап основан сборнике священных текстов Веды и Упанишады. Первооснова мира – Брахман, безличное субстанциальное начало, которое в духовной сущности каждого индивида проявляет себя как Атман, поэтому человек в высших своих проявлениях тождественен Космосу и Богу.

Эпический этап превращает философию в область рационально-логичских знаний. Источник – поэма Махабхарата (шестая книга Бхагават-Гиты), свод законов Ману. В его рамках развивается учение о йоге, как методе воспитания интеллекта, волевого усилия, основанного на познании духа.

Классическийвключает школы: неортодоксальные, отрицающие авторитет Вед, (джайнизм, буддизм, чарвака-лакаята (материалистическое учение)); ортодоксальные, развивающие ведическое учение (йога, веданта, вайшешика, ньяя, миманса, санкхья).

ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Главный интерес китайской философии – это от­ношения между обществом и человеком, правителем и его подчиненными. Не теория познания, не логика, не эс­тетика, а этика стоит на первом месте в размышлени­ях основных представителей китайской философии. Возраст китайской философии тот же, что у индийской – более 2,5 тысяч лет.

Китайские философы пристальное внимание уделяли един­ству мира. В этой связи вводилось представление тянъ(небо) и дао(закон изменения вещей). В учении о тянь и дао существовало два подхода: в одном случае им при­давалось надмировое значение (Лао-цзы), в другом – по преимуществу этическое (Конфуций). Тянь – без­личная, сознательная, высшая сила. Дао – закон из­менения вещей, вызываемого этой силой. В тянь и дао явственно слышны религиозные мотивы, тем не менее, по сравнению с западной и индийской философией, они приглушены.

Таким образом, в древнекитайской философии оформились такие основные направления как даосизмиконфуцианство.

Даосизм. Его основоположником стал Лаоцзы. Человеческий мир цивилизации, согласно его представлениям, нарушение космического порядка Дао. Состояние всеобщего благоденствия требует под­чинения дао, следования его универсальным правилам, подчинения ритмам природы. Человек должен избавить­ся от личных стремлений, почувствовать дао. Лаоцзы сформулировал принципы выведения человечества из хаоса, за границы цивилизации: недеяние, неучение, неименование, ненасилие