Файл: Краткий курс истории философии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 138

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФРАНЦУЗСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И ФРАНЦУЗСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ XVII В.: Ж.-Ж. РУССО И П. А. ГОЛЬБАХ



В XVII в. философская и политическая мысль активизируется во Франции. В этих условиях формируется идейное течение, получившее название Просвещение, которое окончательно оформляется в первой половине 18 в. Просвещение объединяло всех прогрессивно мыслящих людей: ученых, естествоиспытателей, юристов, философов.

Само понятие «Просвещение»как название эпохи возникает в связи с тем, что его представители возвысили роль разума, полагая, что благодаря интеллектуальным возможностям человека, благодаря всеобщему процессу развития, прогресса науки и общества, распространения прогрессивных знаний, человек становится лучше, нравственнее, совершеннее. Поэтому просветители активно критиковали феодальный строй, устоявшиеся представления о Боге, предрассудки и суеверия, то есть всё то, что, по их мнению, является причиной невежества и искажения изначально доброй природы человека. И именно поэтому просветители выступали за свободу научного и философского мышления, художественного творчества и гражданских мнений. В этот период широко распространяется критика не только церкви (как уже было в эпоху Возрождения), но и принципов религии; поэтому широко распространяется деизм, а также входит в моду атеизм. Деятельность просветителей идейно подготовила Великую французскую революцию 1789-1794 гг.

Основой философиифранцузского Просвещения стали материалистические идеи (в частности, идеи механистического материализма), а также новая идеология, ставшая позднее известной как «проект Просвещения».

Теоретические источники «проекта Просвещения»– философские концепции Локка и Лейбница, в которых прогресс человечества зависит от прогресса познания и от опыта. Основные его идеи следующие:

необходимо построить автономную философию, свободную от религиозных установок, то ест построенную на рациональных, научных, опытных основаниях;

такая перестройка возможна путем распространения ценных и полезных знаний о природе и обществе в кругу образованных людей;

необходимо просвещать монархов, тогда они будут претворять в жизнь принципы разума;

обязательна критика религии, борьба с догмами, так как религия всегда находится в противовесе с новыми знаниями о природе, обществе и человеке;


было предпринято многотомное издание под названием «Энциклопедия или толковый словарь наук, искусств и ремесел», где предполагалось собрать все новейшие достижения, новейшие научные подходы, опирающиеся на прогрессивные философские концепции. Предполагалось, что это издание, как факт систематически представленного прогрессивного знания, приведет к реальным позитивным изменениям общественной жизни; идейным вождем энциклопедистов был Д.Дидро, в написании статей принимали участие Кондильяк, Гольбах, Монтескье, Вольтер и Руссо.

К основным направлениям философии французского Просвещенияотносятся следующие:

деистическое: представители отвергали как идею личного Бога, так и идею пантеизма, а понимали Бога лишь как первоначало, причину всего сущего, отвергая возможность вмешательства Бога в процессы природы и деятельность людей (Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк);

атеистически-материалистическое: атеисты отвергали саму идею существования Бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических естественно-научных позиций. В вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму(Дидро, Гельвеций, Гольбах);

утопически-социалистическое: начало формироваться еще в середине XVII в., но особое распространение получило во время Великой французской революции и после ее завершения; основной интерес социалистов-утопистов был связан с проблемой разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости (Оуен, Сен-Симон).

В целом философия французского Просвещения была идеологическим оружием окрепшей в XVII в. французской буржуазии, которая боролась за власть против абсолютизма и привилегий знати и духовенства. В этой борьбе французские сторонники Просвещения использовали такие ключевые идеи как индивид, разум, прогресс.

Просветительские идеи культивирования разума и оптимизма в отношении прогресса и будущего человечества, выраженные в крайних формах, вызывали критику и скептический пессимизм уже у современников. Такую позицию занял известный философ этого периода Ж.-Ж. Руссо, поэтому его идеиопределяют какотрицательную реакцию на философию Просвещения.
Ж.-Ж. Руссо, считает также как и просветители, что человек добр по своей природе. Однако, в отличие от просветителей, полагающих, что добро в человеке будет возрастать вслед за прогрессом цивилизации, Руссо убежден, что в
цивилизации, напротив, заключено зло. Поэтому трём ключевым идеям (индивиду, разуму и прогрессу) Руссо противопоставляет свои: против преклонения перед разумом Руссо выдвигает культ чувств; индивиду и личным интересам, которые превозносят просветители, Руссо противопоставляет сообщество и общую волю; против идеи прогресса он выдвигает лозунг «назад к природе».

Являясь представителем низших слоев общества, Руссо подробно исследует естественное состояние человеческого общества, возникновение частной собственности и критикует социальное неравенство, причину которого он видит в имущественном неравенстве. К имущественному неравенству, по его мысли, приводит развитие цивилизации. Руссо критикует цивилизацию и науку, полагая, что улучшение телесных потребностей влечет деградацию потребностей духовных. Таким образом, он угадал социальную обусловленность науки и культуры, а именно то, что культура создает искусственные потребности и человек стремится казаться иным, чем он есть в действительности.

П.А. Гольбах – немец по происхождению, представитель французского материализма и атеистического направления Просвещения. Он стремился опровергнуть предрассудки и спекулятивные философские и теологические концепции, объясняющие природу.

Одна из центральных его идей, изложенная в произведении «Система природы», – принцип редуцируемости, обозначающий сводимость всех явлений природы и всех природных сил к различным формам движения материальных частиц. Природа, по Гольбаху, ничто иное, как совокупность различных движущих сил материи, ибо кроме движущейся материи ничего не существует. Таким образом, если у Декарта движение введено в материю Богом, а у Спинозы движение является модусом атрибута распространенности (протяженности), то Гольбах доказывает, что движение является источником всех свойств, оно обладает свойством универсальности.

С понятием универсальности движения Гольбах связывает понимание детерминизма. В отличие от Юма Гольбах доказывает, что причины и их следствия существуют в объективной зависимости. Посредством их можно объяснить любой процесс и человеческое поведение. Так как движение протекает закономерно и является универсальным, то и природа, и весь мир подчинены универсальным закономерностям (обусловлены ими, то есть детерминированы), которые проявляются через причины и следствия. Понимание причинности и детерминизма у Гольбаха носит
механистический характер. Гольбах абсолютизирует момент необходимости: так как природа является движущейся материей, в ней нет места случайности. Поэтому Космос – это бесконечный ряд причин и следствий, причем то, что в одном случае может быть причиной, в другом случае может быть следствием. В эту строго детерминистическую систему Гольбах помещает и человека: человек подчинен механистически действующей цепи причин и следствий.

Всё творчество Гольбаха проникнуто атеизмом. Распространению атеизма он посвятил свою популярную работу «Карманное богословие, или Краткий словарь христианской религии», где он в сатирической форме разбирает основные религиозные понятия.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ: гносеология; эмпиризм; рационализм; индукция; дедукция; дуализм; деизм; субъективный идеализм; агностицизм; сенсуализм; материализм; деизм; атеизм; утопический социализм.
ПЕРСОНАЛИИ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ: Ф. Бэкон, Р. Декарт, Дж. Беркли, Д. Юм.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

  1. Философия Нового времени // История философии в кратком изложении.

  2. Глава 9-16. // Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учебное по-собие.

  3. Философия Нового времени: наукоцентризм, ч. 1, 2. // Фролов И.Т. Введение в философию (Учеб. пособие для вузов)

  4. Философия Нового времени // Лавриненко В.Н. Философия: учебник



ТЕМА 5. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

И ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Немецкая классическая философия получила особое распространение в конце XVIII – первой половине XIX вв. ЕЕ основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени: Иммануила Канта (1724-1804); Иоганна Фихте (1762-1814); Фридриха Шеллинга (1775-1854); Георга Гегеля (1770-1831); Людвига Фейербаха (1804-1872). В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления: объективный идеализм(Кант, Шеллинг, Гегель); субъективный идеализм (Фихте); материализм (Фейербах). Немецкая классическая философия разработала несколько общих проблем, что позволяет говорить о ней как в целостном явлении. Она повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.) к исследованию человеческой сущности; особое внимание уделила проблеме развития; значительно обогатила логико-теоретический аппарат философии; взглянула на историю как целостный процесс. Основоположником немецкой классической философии считается
Иммануил Кант.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ И ПРОБЛЕМАТИКА

НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Иммануил Кант – профессор Кенигсберского университета. Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода: докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.); и критический (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804г.). В течение докритического периода философский интерес И. Канта был направлен на проблемы естествознания и природы. В более поздний, критический период интерес Канта сместился на вопросы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной философии. Свое наименование критический период получил в связи с названием вышедших в то время трех фундаментальных философских произведений Канта: «Критика чистого разума»; «Критика практического разума»; «Критика способности суждения».

Важнейшими проблемами философских исследований Канта докритического периода были проблемы бытия, природы, естествознания. Новаторство Канта при исследовании данных проблем заключается в том, что он был одним из первых философов, который, рассматривая проблемы, большое внимание уделил проблеме развития. В основе философских исследований Канта критического периода лежит проблема познания. В своей книге «Критика чистого разума» Кант отстаивает идею агностицизма – невозможности достоверного познания окружающей действительности.

Большинство философов до Канта видело в качестве главной причины трудностей познания именно объект познавательной деятельности – бытие, окружающий мир, который содержит в себе множество неразгаданных на протяжении тысячелетий тайн. Кант же выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действительность – объект, а субъект познавательной деятельности – человек, а точнее, его разум.

Познавательные способности человеческого разума ограничены. Как только разум человека со своим арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные рамки познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Данные неразрешимые противоречия, обнаруженные Кантом, он назвал антиномии: 1) ограниченность пространства (мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве – мир не имеет начало во времени и безграничен); 2) простое и сложное (существуют только простые элементы и то, что состоит из простых – в мире нет ничего простого); 3)свобода и причинность (существует не только причинность по законам природы, но и свобода – свобода не существует, все в мире совершается в силу строгой причинности по законам природы); 4) наличие Бога (Бог есть как безусловно необходимое существо, как причина всего сущего / Бога нет, нет никакого абсолютно необходимого существа-причины всего сущего). С помощью разума можно логически доказать одновременно оба противоречия – разум заходит в тупик. Наличие антиномий, по Канту, – доказательство наличия границ познавательных способностей разума.