Файл: Восточная Сибирь величие и суровость природы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4. Подготовить рассказ о Минусинской котловине.

Минусинская котловина.

Расположена на юге Восточной Сибири. Это межгорный прогиб. С востока он ограничен Восточным Саяном, с запада – Кузнецким Алатау, а с юга – Западным Саяном. На севере котловина закрыта хребтом Арга.

Рельеф в котловине не ровный, а с сопками, холмами и низкогорьями. Большая часть котловины имеет толстый слой лесса (лесс – осадочная горная порода от палевого до желто-коричневого цвета, пористая. Состоит из сцементированной известковистой пыли, тонкозернистого кварца и глины. Происхождение различно: эоловое (ветровое) от ледниковых потоков, при мерзлотном выветривании). На лессах формируются очень плодородные почвы – черноземы.

Природная зона в Минусинской котловине – степь и лесостепь. Почему степь, ведь вокруг – тайга? В котловину очень мало попадает влаги с океана, есть преграда влажному воздуху – хребты, да и расположена Минусинская котловина в центре материка, далеко от океанов. Зимой в котловинах Сибири наблюдается «перевернутая температура» - инверсия, т.е. повышение температуры с высотой. В условиях антициклональной погоды холодный воздух, стекая в котловину, застаивается, выхолаживается, и температура достигает до -40 -50 С.

Снега в Минусинской котловине выпадает мало. Сельские жители проводят снегозадержание и снегонакопление, чтобы весной в почве была влага. Лето в котловине очень теплое и даже жаркое и сухое. Растут здесь даже сады и бахчевые культуры. Сибирской Италией называют котловину за теплое лето. И не удивительно, ведь широта Минусинской котловины такая же, как в Среднем Поволжье.

4 команда.

Задание: «Найти материал о природе Алтая, подготовить информацию согласно инструктивной карточки и рассказать».

Ценные указания:

1. Прочитать текст – параграф «Природные комплексы Восточной Сибири»

2. Прочитать дополнительный материал на карточках и использовать его при ответе (сведения, приготовленные учителем).

3. Оформить красочно свое выступление , создав образ территории (использовать рисунки, выбрать только те иллюстрации, которые отражают природные особенности вашего природного комплекса ).

4. Подготовить рассказ о природе Алтая.

Алтай.

Алтын – золотой. Алтай – золотые горы. Алтай – самые высокие горы Сибири. Высшая вершина г. Белуха, высота ее 4506 м.


Белуха! Величественная, белая, покрытая вечными снегами и льдом возвышается она над другими вершинами Катунских Белков. Белуха – двуглавая гора: вершины Восточная (4506) и Западная (4460). Сложена Белуха и окружающие ее хребты гнейсами и кристаллическими сланцами. Со склонов Белухи берут начало шесть крупных ледников, разбитых глубокими трещинами.

Белуха неприветлива. Черные отвесные скалы, трещины в ледниках, грохочущие лавины и камнепады внушали алтайцам страх. По алтайским легендам на вершине и в пещерах обитает злой дух, который карает каждого, кто приблизится к священной горе. Смотреть на Белуху и то опасно, можно разгневать злого духа Эрлика.

С Белухи берут начало горные реки. Одна из них – Катунь, является истоком «сибирской Амазонки» - реки Обь. Катунь и другие горные реки – бурные, порожистые, несутся они средь крутых скал, через мрачные ущелья по горным долинам. Склоны долины Катуни заросли тайгой из лиственниц, огромных пушистых кедров и елей.

Самое крупное и красивое озеро Алтая – Телецкое («Золотое озеро»). Образовано оно в тектоническом разломе. Наибольшая глубина озера – 325 м. Вода холодная и прозрачная. Озеро за лето нагревается настолько, что зимой почти не замерзает. Зимние бури бывают здесь часто, и они способствуют перемешиванию воды в озере.

Образовались Алтайские горы в палеозойскую эру, но позднее произошли расколы на глыбы, которые надвигались одна на другую в беспорядке. Горы долго разрушались. В начале кайнозойской эры Алтай представлял приподнятую сушу, чуть выше Западно-Сибирского моря. Росли тогда в этой местности дуб, граб, бук, секвойя, инкго: климат был теплый и влажный. В четвертичном периоде образовались крупные прогибы и складки, оледенение накрыло горы. В периоды межледниковья снова произошли тектонические движения, которые и привели к возрождению складчато-глыбовых гор. Широколиственные деревья погибли. Образовались грабены, в которых находятся озера Телецкое и Маркаколь.

Алтай имеет веерообразно расходящиеся от горного узла Табын-Богдо-Ола хребты.

Территория Алтая объявлена объектом всемирного природного наследия. Она включает Катунский государственный заповедник с природным парком «Белуха» и Алтайский государственный заповедник с водоохранной зоной Телецкого озера. Населения здесь практически нет. Хозяйственная деятельность запрещена. Уникальна природа Алтая. Южный Алтай имеет своеобразный набор ландшафтов от полупустынь и сухих степей, переходящих сразу в горно-тундровые ландшафты, т.е. на юге Алтая отсутствует лесной пояс.



Многообразна высотная поясность западного и северного Алтая. У подножья степи и лесостепи сменяются горной тайгой до высоты 12500 м – на севере, и до 2400 м – на юге. Тайга – темнохвойная – из ели, пихты, кедра. В засушливых участках встречаются леса из сибирской лиственницы- светлохвойные. Известный ученый, философ, художник Николай Рерих восхищался красотой Алтая, считая его духовным центром мира – «Шамбалой».

Урок по географии в 8-м классе "Жемчужина Сибири – озеро Байкал
Тип урока: изучение нового материала.

Цели и задачи урока:

  1. Раскрыть уникальность природы озера Байкал и причины уникальности;

  2. Познакомить с историей открытия и изучения озера Байкал;

  3. Рассмотреть экологические проблемы озера и пути их решения;

  4. Развитие эмоционально-ценностной сферы каждого ребенка, познавательных способностей и качеств личности обучающихся;

Оборудование:

Физическая карта России, карточки с заданиями для групп специалистов по изучению природы Байкала, тестовые задания для каждого обучающегося, таблички с названиями групп учащихся (историки, геологи, климатологи, гидрологи, ботаники и зоологи, экологи), словарь терминов, презентация “Жемчужина России – Байкал”, компьютер, мультимедийное оборудование, экран.

Ход урока

1. Организационный момент.

Мы продолжаем на уроках географии изучать особенности регионов нашей страны. И сегодня отправимся с вами в пояс гор юга Сибири, к удивительному озеру – жемчужине России – Байкалу (Показ по физической карте). На уроке вы познакомитесь с новыми терминами, обратите внимание на словарь (Приложение 5). Некоторые термины вам уже знакомы, с некоторыми вы познакомитесь сегодня на уроке. А сейчас – отправляемся на Байкал!

1 блок – сообщение темы урока (СЛАЙД 1).

2. Постановка цели, задач урока.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Что можно назвать жемчужиной? Когда так говорят? (о чем-то очень ценном, дорогом для нас).

3. Изучение нового материала.

2 блок – Байкал в цифрах.

Презентация (Приложение 4, СЛАЙДЫ 2-4) (Приложение 3).

4. Организация работы в группах.


- Действительно, сегодня мы с вами узнаем, в чем заключается уникальность озера Байкал. Для этого класс разделен на группы специалистов, целью работы которых будет изучение природы Байкала и его проблем (6 групп).

Группы:

1 группа – историки.

2 группа – геологи.

3 группа – гидрологи (лимнологи).

4 группа – климатологи.

5 группа – зоологи и ботаники.

6 группа – экологи.

Все группы специалистов получают карточки - инструкции с программой изучения своей проблемы (Приложение 1) и работают с материалами учебника, источниками дополнительной информации, картами в течение 5-7 минут. По окончании работы один человек от группы выступает с отчетом.

5. Работа в группах (5-7 минут).

Учащиеся самостоятельно распределяют вопросы между членами группы. Через 5-7 минут внутри групп начинается работа по подведению итогов изучения задания, т.е. готовится ответ по изучаемым вопросам.

Изучение нового материала (по блокам).

Слово предоставляется группам специалистов. Остальным учащимся предлагается сделать краткий конспект материала, записи с интересными данными (статистическими) о Байкале.

- Послушаем наших историков. Ответы учащихся 1 группы.

3 блок – история изучения Байкала (Страничка историческая).

Выступление группы учащихся-историков. (Приложение 3) СЛАЙДЫ 5,6 (Приложение 4).

4 блок – происхождение, геологическое строение Байкала (Страничка геологическая).

- Что вы узнали о происхождении и геологическом строении Байкала. Ответы учащихся 2 группы.

Байкал находится в очень древней котловине. Возраст озера – 15-20 млн. лет (другие озера обычно имеют возраст 5-15 тыс. лет). Котловина озера образовалась в результате разлома земной коры (грабен), т.е. имеет тектоническое строение.

Глубокая котловина Байкала окаймлена живописными горными хребтами. (Приложения 3, 4) СЛАЙДЫ 7-10.

5 блок – вода Байкала

- В чем же состоит уникальность байкальской воды? Ответы учащихся 3 группы.

Озера изучает наука лимнология. Ученых, изучающих озера, называют лимнологами.

СЛАЙД 11 (Приложение 4).

Воды озера имеют сине-зеленый цвет и чрезвычайно прозрачны: в тихую погоду можно видеть лежащие на его глубине 10-15 м камни и заросли водорослей, а опущенный в воду белый диск, с помощью которого определяют степень прозрачности воды, виден при погружении в озеро до глубины 40 метров. Наибольшую прозрачность она имеет весной после освобождения ото льда в открытом озере – 40 м, что намного больше прозрачности других озер. В это время байкальская вода бывает синего цвета. Летом же и осенью, когда в прогретой солнцем воде развивается масса мелких растительных и животных организмов, прозрачность её снижается до 8-10 м и цвет становится сине-зеленым и зеленым. Есть у воды ещё одно замечательное свойство: она пропускает солнечные лучи, необходимые для существования жизни. Кажется, совсем близко рыбка, однако не достать её, потому что она глубоко в воде. Наибольшая прозрачность достигает в озере 40 метров. Всем понятно, если вода прозрачная, значит – чистая! (Приложение 4).


Чистейшая и прозрачнейшая вода Байкала содержит так мало минеральных солей, что может использоваться вместо дистиллированной. Самая пресная вода на свете получается при таянии ледников. В такой “ледяной” воде растворенных солей содержится всего 20-40 мг на литр (в литре обычной воды – до 100 мг). Столь малая соленость делает воду лечебной.

Только на Байкале наблюдается интереснейшее явление - Байкальский лоск, когда в тихую погоду на поверхности озера, гладкой и блестящей, как туго натянутый синий шёлк, светло и празднично отражаются берега, прибрежные камни, горы, лес. СЛАЙДЫ 12-13 (Приложение 4).