Файл: Курсовая работа по дисциплине История России с древности до xvi века.docx
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Характеристика договоров Руси X века с Византией как исторического источника
1.1 Классификация источника, его подлинность и степень сохранности
1.2 Процедура заключения и терминология источника
2 Внутренняя критика договоров как исторического источника
2.1 Обстоятельства, предшествующие созданию договоров, их цель и направленность
3 Историческое значение договоров Руси с Византией и их место в источниковедении
Уже в конце IX – начале X века Русь нападала на владения Византии, но вместе с тем существуют документальные сведения о том, что с 860 года Русь имела товарищеские отношения с Империей. Об этом мы можем узнать из начала договора 911 года, где говорится «…для укрепления и для удостоверения многолетней дружбы, бывшей между христианами и русскими». Однако русско-византийские отношения предстают перед нами динамичными, нельзя говорить об абсолютной дружбе между этими двумя государствами. В своих сочинениях Константин Багрянородный сообщает о союзе с печенегами, позволяющем ему побуждать последних к разорению русских земель, либо же предотвращать нападения Руси. [12, с. 53]
Летописец опускает 908, 909 и 910 года. После чего комментарий о 911 годе исчерпывается небольшой фразой: «Явилась на западе большая звезда в виде копья». 912 год начинается сразу с заключенного договора. (См. Приложение А. Рисунок А.6) Данное повествование многие из историков объясняют тем, что договор 911 года является логичным завершением переговоров, происходивших в 907 году. Необходимо было иметь инструкцию на случай столкновения русских с греками. Для этого Олег послал в Константинополь посольство, которое окончательно бы утвердило мирный договор. На это указывает и фраза «Равно другаго свещания, бывшаго при тех же царях», где местоимение «тех же» отсылает в ранее заключенному договору Олега. В истории византийско-болгарских отношений существовала практика, когда подписание дипломатического акта растягивалось на года и предварительные переговоры были значительно отделены во времени с реальным, заключенным формально, документом, что идет в пользу того, что договор 907 года действительно мог быть лишь предшествующей стадией перед реальным заключением. М.В. Левченко указывает на то, что статьи договора 907 года были основными, но к 911 году Русь добилась больших преимуществ, поэтому были добавлены дополнительные пункты. [13, с. 113] Совпадаемость статей 907 года с 944 годом может объясняться тем, что содержание предшествующего акта должно находить отражение в будущих и в известной мере исходить из него, повторно подтверждая те статьи, которые остаются актуальными.
Текстуально договор 911 года, точно так же как и договор 907 года, имеет много общего с пунктами, имеющимися в договоре 944 года, что заставляет сомневаться в истинности договора, но многие исследователи опять же сходятся на том, что подобная ситуация легко объяснима: содержание последующего договора в большей или меньшей мере будет перекликаться с содержанием предшествующего договора из-за необходимости подтвердить, закрепить или обновить статьи, не потерявшие своей значимости и актуальности.
Тем не менее оба договора содержат признаки, присущие только одному договору и не присущие другому, нельзя и не сказать, что они не имеют различий. Все это не представляет возможности сомневаться в том, что оба договора представляют собой совершенно самостоятельные юридические акты: договор 944 года имеет принципиально новые статьи, не содержащиеся в предшествующем договоре (например, о военной помощи русских), переделанные уже ранее существовавшие статьи и, в конце концов, точно так же договор 911 года имеет статьи, которые не находят отражения в договоре, заключенном в будущем. Как связь, так и различия договоров понятны и естественны.
Договор 944 года является результатом вооруженного конфликта между Византией и Русью. (См. Приложение А. Рисунок А.4) Византийские хроники, наряду с другими источниками сообщают о походе, начавшемся 11 июня 941 года. Воины Игоря разгромили византийцев вследствие успешных боевых действий, после чего принялись опустошать окрестности, но возвращаясь обратно в сентябре, потерпели поражение. Предположительно, отряд Игоря уплыл, Олег же остался. В 944 году состоялся повторный реабилитирующий поход Игоря, в ходе которого греки скоропостижно сдались и запросили мира. (См. Приложение А. Рисунок А.8)
Договор 944 года имеет текстуальные отсылки на то, что ранее был составлен еще какой-то договор, что позволяет предположить о самостоятельности договор 911 года. Отсылка заключается во фразе «якоже установлено есть (преже)» перед рядом статей. Удивительно, но данная фраза стоит перед статьями, которые не имеются в договоре 911 года, зато практически в полном объеме (две статьи из трех) находятся в изложенных статьях под 907 годом. И лишь одна статья имеется в договоре 911 года. В подобной ситуации исследователи пришли к выводу, что летописец сократил первоначальный текст договора 911 года, перенеся часть его статей под 907 год.
Последний договор, заключенный при Святославе в 971 году не вызывает сомнений относительно содержания, формы и, как следствие, реальности и подлинности.
Наиболее полную информацию о последнем походе и договоре, заключенном при Святославе, можно найти в «Истории» Льва Диакона. В нее русские представляются Львом Диаконом крайне агрессивным и воинственным народом, но вместе с тем никудышными тактиками, не умевшими ездить на лошадях, которым противопоставляются знающие военное искусство ромеи. Лев Диакон также описывает и обстоятельства подписания соглашения. Согласно его «Истории», Святослав к концу битвы был сильно изранен и на грани попадания в плен, от чего его спасло наступление ночи. Всю следующую ночь Святослав сожалел об утрате своего войска, но
будучи добросовестным полководцем, он счел необходимым для спасения оставшихся воинов созвать посольство для императора Иоанна, у которого стал просить мира на следующих условиях: Русь уступит Византии Дористол, освободит захваченных в плен греков, уйдет из Миссии и вернется на родину. Византия же обязуется дать возможность отплыть, не нападая на корабли с греческих огнем, которого, по словам Льва Диакона, русские очень боялись, снабдят продовольствием, а купцы, имеющие торговые дела с Византией, будут приняты самым дружелюбным образом. Император Византии принял поставленные условия и выполнил обещание. «Так и закончилась война ромеев со скифами.»
Вся история русско-византийских отношений состоит из войн и перемирий, что подтверждают данные договоры. Войны велись с переменным успехом и всегда приводили к победе одной из сторон, после чего заключался договор. Состоявшиеся войны подразумевали собой не расширение территорий посредством захвата соседних государств, а лишь обогащение и установление наиболее выгодных торговых отношений для Руси, способствовавших, опять же, развитию древнерусской экономики, что и было основной целью князей на тот момент.
2.2 Сведения о Руси, содержащиеся в договорах
Договоры Олега (договорные статьи 907 года и договор 911), Игоря (договор 944 года) и договор Святослава (971 года) представляют Русь как государство, имеющее большой военный и политический потенциал, с которым невозможно не считаться, поэтому даже Византия вынуждена заключать с ней письменные договоры, отходя от видения избранности своего народа и вытекающей из этого концепции иерархии, где существует Византия и «варварские» государства, Империя заключает с одним из таких письменный договор на основе равноправия и взаимности. Также, это показывает, что для Руси, в свою очередь, были важны торгово-экономические отношения с Византией, которые было необходимо регулировать формально – публично – правовыми актами, чем и являются договоры. Пусть и первоначально инициатива исходила от Руси, Византии пришлось признать постоянно возрастающее ее могущество и отказаться от права диктовать свои условия чужеземным купцам.
Договоры содержат информацию и о административном устройстве Руси. В соглашении 907 года можно проследить наличие иерархичность среди городов («дать дань для русских городов: прежде всего для Киева, затем для Чернигова, для Переяславля, для Полоцка, для Ростова, для Любеча и для других городов»), а значит и подобная структура имеет место быть и среди князей, где есть главный, в данном случае Олег, и вассальные князья, подчиняющие ему. По договору можно заметить, что Руси свойственна классовость общества, его профессиональное и имущественное деление, где существует класс землевладельцев, имеющих в своей собственности землю, которой они могут владеть, распоряжаться и передавать.
В тексте договора 911 года можно заметить и упоминание о русских, служащих в Греческой земле у царя. Они имеют возможность писать завещания, что в каком-то смысле подразумевает наличие русской письменности, либо же образованности русского населения, знающего греческий язык.
Договоры подтверждают свидетельства о международных взаимоотношениях Руси с соседними государствами, которые представляли собой не только набеги, но и экономические, социальные и культурные связи, способствовавшие развитию Древнерусского государства. Из договора 911 года можно увидеть, что у Руси были давние связи с Византией – люди торговали и нанимались на службу к императору. Договор 911 года предполагает это и призван лишь закрепить и урегулировать вопросы тех, кто был нанят на службу у императора. Помимо этого, статьи договора еще и упрощают прием на военную службу, что говорит о том, что наем на службу в Византию был привычным обычаем.
Также, можно сказать, что внутреннее содержание договоров показывает независимость русского права, религии и обычаев от норманского. Источником правовых норм Руси служили византийские законы и собственные правовые нормы.
3 Историческое значение договоров Руси с Византией и их место в источниковедении
Несомненно, для Древнерусского государства договоры с Византией имели большое значение. Это видно и из цели совершавшихся походов, и из результатов, которые закрепляли эти договоры. Акты регламентировали широкий круг взаимоотношений во всех сферах как между верхами государства, так и между их подданными, отражали насущные интересы государств, где победившее имело право диктовать выгодные для себя условия в реалиях исторической ситуации.
Благодаря данным договорам, Русь встает на новый этап своего развития, предполагающий становление равноправия между ней и Византией, между бывшем варварским государством и развитой империей, новую ступень древнерусской дипломатии, переход с устных клятв к письменно закрепленным публично-правовым актам. Да, Русь еще не была в глазах Византии полностью равноправным партнером, но Империя все больше и больше уступала стремительно набирающему мощь новому государству.
Договоры сами по себе являются удивительными источниками еще и потому, что они не закрепляли уже устоявшиеся нормы, а создавали новые и не только их, но еще и новые юридические понятия, ранее не знакомые Руси: нормы, регулирующие торговые взаимоотношения, новые формы и способы международного сотрудничества, нормы как гражданского, так и уголовного права.
Договоры Руси X века с Византией представляют собой ценнейшие источники, позволяющие изучить общественные отношения и право в Древнерусском государстве. Несмотря на свою противоречивость, данные источники несомненно важны для источниковедения и развития методов источниковедческого анализа. Ввиду своей неоднозначности источники позволяют применять самые разные способы исследования: от лингвистического до правоведческого. Не являясь подлинниками как таковыми, договоры не предоставляют исследователям возможности работать с материалом, печатями, почерком и так далее