ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В условиях глобализации сохраняется такой аспект экономической функции государства, как государственное гарантирование экономической деятельности при обострении конкуренции (монополизма), охрана прав потребителей от недобросовестного производителя, определение правовых основ рынка, в частности, обеспечение равноправия всех форм собственности, правовая защита собственника, стимулирование государственными средствами эффективной рыночной экономики, достижение в национальном предпринимательстве сбалансированности интересов личности, общества и государства.
Глобализация экономики смещает центр тяжести государственного контроля за регулированием и развитием экономических процессов с макроуровня на региональный и отраслевой, а также на микроуровень (предприятие). На макроуровне можно прогнозировать тенденцию усиления влияния надгосударственных экономических институтов и концентрацию в них средств и рычагов экономического регулирования. Тем не менее с отдельных государств не снимается ответственность за выработку механизма, позволяющего адаптироваться к изменяющимся экономическим отношениям и обеспечивать благосостояние собственного общества во избежание внутренних социальных конфликтов и дестабилизации обстановки в стране.
Поэтому вряд ли можно утверждать, что глобализация «вымывает основу экономической функции государства». На мой взгляд, экономическая нагрузка национального государства не уменьшается, а напротив, возрастает; особенно важна роль экономической стратегии в согласовании национальных интересов общества с общими интересами международного сообщества, так как от благосостояния каждой страны зависит благосостояние человечества в целом.
Под влиянием глобализации наибольшей трансформации подвержена социальная функция, в которой ярко выражено общесоциальное начало государства – снятие или смягчение социальных противоречий в обществе путем использования цивилизованных средств их разрешения, а также достижение достойных для жизни человека условий посредством гарантирования определенного объема социальных благ за счет государства.
5) составьте перечень основных мировых финансовых институтов и организаций на финансовом рынке, кратко опишите их основные задачи
В качестве институциональной основы и органов международного валютного регулирования в рамках Бреттон-вудской мировой валютной системы в 1945-1948 годах были созданы две организации: Международный валютный Фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Они сохранили свои функции и полномочия и в рамках Ямайской МВС, активно работая до сих пор.
Международный валютный фонд (МВФ) создан в целях укрепления международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере, решения проблем платежных балансов и валютных курсов, обеспечения финансовой стабильности стран-членов и мирового сообщества в целом, содействия развитию международной торговли, занятости, устойчивого экономического роста. Членами МВФ являются свыше 180 стран.
При вступлении страны в МВФ, ей определяется квота участия в капитале, которая зависит от доли страны в мировом производстве и торговле. Капитал МВФ формируется из взносов государств - членов в размере установленной для них квоты. Таким образом, деятельность МВФ организована по принципу акционерного общества и финансируется в основном за счет собственных средств фонда. Квота определяет не только долю в капитали фонда, но и количество голосов, которые страна будет иметь при принятии решении в рамках МВФ, а также лимит использования кредитных ресурсов фонда и долю страны при распределении эмиссии СДР.
Созданный в условиях Бреттон-вудской мировой валютной системы, МВФ был призван обеспечивать финансовую устойчивость жесткой системы фиксированных валютных курсов, предоставляя странам-членам кредиты для поддержания проводимой ими политики финансовой стабилизации. С течением времени задачи и функции МВФ расширялись и модифицировались с учетом изменения потребностей и условий функционирования мирового хозяйств.
В настоящее время МВФ проводит анализ и мониторинг экономической и финансовой ситуации на национальном и глобальном уровне и консультирует правительства по вопросам их экономической политики. Кредиты МВФ предоставляются не только для решения текущих проблем, связанных с покрытием пассивного сальдо платежных балансов, но и для поддержки и финансирования политики стабилизации и структурных реформ, направленных на устранение основных проблем национальных экономик.
В рамках разработки политики финансовой стабилизации правительства, совместно с МВФ решают такие важнейшие вопросы, как выбор странами курсовых механизмов, режимов валютных курсов, способов контроля дестабилизирующих международных потоков капитала, разработка приемлемых в международном масштабе стандартов политики в соответствующих областях.
У МВФ имеются три основных кредитных программы:
• Кредиты «стэнд-бай» (stand by), предназначенные для решения проблем валютных курсов и платежных балансов краткосрочного характера.
• Механизм расширенного кредитования, предусматривающий более долгосрочные кредиты, предназначенные для решения проблем структурного характера.
• Механизм финансирования на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту (ПРГФ) (введен в 1999 году на смену механизму расширенного финансирования структурной перестройки).
Кредиты МВФ выдаются только правительствам и носят обусловленных характер, то есть страны, рассчитывающие получить кредиты МВФ, должны выполнять рекомендации его экспертов. Возвращение кредита осуществляется по установленному графику, предусмотрено использование процедур контроля и механизмов аудита.
Другой международный финансовый институт, выполняющий важные функции в мировой валютной системе – Международный банк реконструкции и развития (МБРР). МБРР − специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учрежденный одновременно с МВФ в соответствии с решениями Международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе.
Членом МБРР может стать только страна, являющаяся членом МВФ. За прошедшее с момента своего основания время МБРР создал ряд филиалов, поэтому в совокупности эти организации сегодня называют «Группа Всемирного Банка».
В группу Всемирного банка входят:
• Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Предоставляет займы правительствам стран со средним уровнем доходов и кредитоспособным странам с низким уровнем доходов.
• Международная Ассоциация развития (МАР). Предоставляет беспроцентные ссуды правительствам беднейших стран мира;
• Международная финансовая корпорация (МФК). Предоставляет кредиты непосредственно организациям частного сектора развивающихся стран.
• Многостороннее агентство гарантирования инвестиций (МИГА). Предоставляет гарантии инвесторам по некоммерческим рискам в развивающихся странах.
• Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) Предоставляет международные механизмы урегулирования и арбитражного разрешения инвестиционных споров.
Термин «Всемирный банк» относится лишь к двум организациям – МБРР (Международный банк реконструкции и развития) и МАР (Международная ассоциация развития). Свою деятельность эти организации осуществляют на единой основе, у них один и тот же штат сотрудников, органы управления и общая штаб-квартира. Однако, чтобы вступить в МАР, страна должна прежде стать членом МБРР.
Международный банк реконструкции и развития (МБРР), основанный в 1945 году, является старейшим учреждением Группы Всемирного Банка. Когда речь идет о Всемирном банке, многие ошибочно имеют в виду именно МБРР.
МБРР построен по принципу акционерного предприятия. Руководящими органами МБРР являются Совет управляющих и Директорат (исполнительный орган). Совет управляющих, состоящий из министров финансов, министров развития или управляющих центральными банками стран-членов, и собирается на свои сессии один раз в год. Причем эти сессии проводятся совместно с МВФ. Количество голосов в органах МБРР определяется долей в его уставном капитале, которые фактически отражают размер квот государств в МВФ. Крупнейшими акционерами являются:
• США (16,41% акций) – это обеспечивает право вето при принятии важнейших решений;
• Япония (7,87%);
• Германия (4,49%);
• Великобритания (4,31%);
• Франция (4,31%).
Для принятия наиболее важных решений требуется квалифицированное большинство голосов (85% общего количества). В таких случаях решать, должно ли пройти данное важное решение или нет, может одна страна - США, имеющей почти 17% всех голосов, т. е. столько же, сколько имеют вместе свыше 140 развивающихся стран с небольшими взносами (0,5% и менее у каждой). В случае, если США будут голосовать против, а все остальные страны – за, решение будет отклонено, так как у всех остальных стран только 83% голосов.
По традиции Президентом Всемирного Банка становится гражданин США, являющихся крупнейшим акционером Банка (в то время как Директором-Распорядителем МВФ на протяжении многих лет избирается европеец).
Основные задачи МБРР менялись с течением времени. В 40-е годы деятельность МБРР была направлена на стимулирование частных инвестиций в западно-европейские страны, хозяйство которых было подорвано Второй Мировой войной. Тем самым он содействовал экономической и политической стабилизации в этих странах и распространению влияния американского капитала на их экономику.
В 50-е годы задачей МБРР стало кредитование капиталоемких инфраструктурных объектов в развивающихся странах в целях стимулирования экономического роста и развития в них рыночных отношений.
70-е годы характеризовались резким поворотом в стратегии МБРР с приходом к его руководству Р. Макнамары, когда приоритет получили социальные проекты. Радикальный пересмотр структуры инвестиций МБРР был обусловлен тем, что даже в условиях относительно быстрого роста экономики число жителей, живущих за чертой бедности
, не сокращалось, а разрыв между доходами бедных и богатых слоев населения расширялся.
МБРР осуществляет следующий функции:
• поддерживает долгосрочные инвестиции и социальное развитие и развитие человеческого потенциала, которые частные кредиторы не финансируют;
• поддерживает финансовую стабильность заемщиков, оказывая помощь в периода кризисов, когда наиболее пострадавшими становятся бедные слои населения;
• использует финансовые рычаги воздействия для стимулирования важнейших политических и институциональных реформ (таких, как реформирование системы социальной защиты и борьба с коррупцией);
• создавая благоприятный климат для инвестиций, повышает активность частного капитала;
• оказывает финансовую помощь (в виде безвозмездного финансирования за счет чистых прибылей МБРР) в областях, имеющих решающее значение для повышения уровня жизни бедного населения во всех странах.
На сегодняшний день основными целями и задачами Всемирного банка являются:
• Укрепление потенциала правительств для обеспечения эффективности и прозрачности предоставления качественных услуг.
• Содействие реформам, направленным на создание содействие стабильной макроэкономической ситуации, способствующей инвестиционному и долгосрочному планированию.
• Повышение уровня жизни:
Ликвидация крайней нищеты и голода.
Борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями.
Охрана здоровья матери и ребенка, сокращение материнской и детской смертности.
Водоснабжение и улучшение санитарных условий.
Инвестиционный климат и финансирование.
Обеспечение всеобщего уровня образования.
Экологическая устойчивость.
Эффективная стратегия сокращения бедности и кредитование, направленное на борьбу с бедностью, играют первостепенную роль в достижении Банком поставленных целей и задач. Высшим приоритетом программы Банка провозглашаются задачи устойчивого социального развития и развития человеческого потенциала, а также совершенствования экономического управления и институционального строительства. Банк содействовал формированию в международном сообществе общего мнения о том, что развивающиеся страны должны иметь преимущество в разработке собственной стратегии сокращения бедности.
Россия после вступления в МБРР в 1992 году наравне с другими странами также активно использует займы МБРР для решения своих внутренних задач, является активным участником международных кредитных отношений.