ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 107
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- Охарактеризуйте структурные элементы правовых норм (с обязательным указанием их видовой принадлежности).
- Охарактеризуйте способ изложения правовой нормы в статье указанного нормативно-правового акта.
Вариант II
Статья 5. Независимость судей арбитражных судов
- При осуществлении правосудия судьи арбитражных судов независимы, подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
- Какое-либо постороннее воздействие на судей арбитражных судов, вмешательство в их деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан запрещаются и влекут за собой ответственность, установленную законом.
- Гарантии независимости судей арбитражных судов устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
Вопросы:
1. Сколько правовых норм в статье?
- Охарактеризуйте статью с точки зрения классификации правовых норм (по способу выражения; по функциям; в зависимости от отраслевой принадлежности; по наличию (отсутствию) специальной нормы).
- Охарактеризуйте структурные элементы правовых норм (с обязательным указанием их видовой принадлежности).
- Охарактеризуйте способ изложения правовой нормы в статье указанного нормативно-правового акта.
Вариант III
Статья 4. Состав, порядок образования и срок полномочий Конституционного Суда Российской Федерации1
Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.
Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.
Вопросы:
- Сколько правовых норм в статье?
- Охарактеризуйте статью с точки зрения классификации правовых норм (по способу выражения; по функциям; в зависимости от отраслевой принадлежности; по наличию (отсутствию) специальной нормы).
- Охарактеризуйте структурные элементы правовых норм (с обязательным указанием их видовой принадлежности).
- Охарактеризуйте способ изложения правовой нормы в статье указанного нормативно-правового акта.
Вариант 14. Формы (источники) права
Задание 1. К какому виду источников права можно отнести представленные ниже тексты?
Текст 1
Русская правда (Пространная правда)
«... Что касается до матери в этом случае, то она отдает свое имение тому сыну, который был добрее, не разбирая того, с которым может прижит ею; а если сыновья все были злы, то она вправе отдать имение и дочери, которая ее содержит».
Текст 2
Законы Хаммурапи
«... Если человек арендует на три года целину для поднятия, но по лености не возделает поля, то на четвертый год он должен поле вспахать, вскопать и взборонить и вернуть поле хозяину поля, а также отмерить ему по 10 курру хлеба за 1 бур».
Текст 3
«Дело Райландса против Флетчера»
«Ответчики ... построили на своей земле резервуар для скопления воды, приводящей в движение их мельницу... После того как резервуар наполнился, вода просочилась через некоторые старые ходы к этим подземным галереям и, прорвавшись через них, затопила угольную шахту истца... Суду надо было найти большую посылку, под которую следовало подвести данное дело. Ему приходилось рассматривать этот случай по аналогии с теми, когда возникает ответственность за ущерб, причиненный другими опасными предметами, напр. дикими животными. В результате суд установил принцип (сповами судьи Блэкберна, впоследствии одобренными Палатой Лордов), что «то лицо, которое для своих собственных целей собирает и держит на своей земле какие бы то ни было предметы, могущие причинить вред в случае, если они выберутся оттуда, — должно держать их на свой страх и риск; если оно этого не сделает, то оно ответственно за весь тот вред, который является естественным последствием выхода этих предметов из места содержания».
Текст 4
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства
«... Стороны будут стремиться ограничить одним месяцем срок оформления документов для въезда граждан, указанных в статье 2 настоящего Соглашения, и их пребывания с целью осуществления тру-
довой деятельности на территории своего государства, исчисляемый с даты подачи необходимых документов в компетентные органы государств Сторон».
Текст 5
Федеральный закон «О полиции»
«Статья 20. Применение физической силы
- Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:
- для пресечения преступлений и административных правонарушений;
- для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;
- для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.
- Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия».
Текст 6
Французский гражданский кодекс 1804 г.
Титул V. О браке
Глава I. О качествах и условиях, необходимых для заключения брака
«Статья 148. Сын, которому не исполнилось 25 лет, дочь, которая не достигла 21 года, не могут заключить брак без согласия их отца и матери; в случае разногласия достаточно согласия отца».
Текст 7
Коран
Сура 4. Женщины
«3 (3) А если вы боитесь, что не будете справедливы с сиротами, то женитесь на тех, что приятны вам, женщинах — и двух, и трех, и четырех...».
Задание 2. Дискуссионное заседание: «Перспективы признании юридического (правового) прецедента и юридической (правовой) доктрины в качестве источников права в России».
Цель: публичное обсуждение актуальной и неоднозначной проблемы; изучение различных точек зрения, формирование собственной позиции по вопросу; развитие навыков публичных выступлений.
Темы докладов:
- Судебные прецеденты Конституционного Суда РФ и их место в системе источников российского права.
- Решения и Постановления Верховного Суда РФ: к вопросу о возможности возведения в ранг источников права.
- Правовые доктрины современной России, их включение в правоприменительную деятельность: «за» и «против».
Вариант15. Правотворчество
Задание 1. Решите задачу.
Студент Н. утверждает, что Полное собрание законов Российской империи (XIX в.) по форме систематизации является инкорпорацией, потому что нормативные акты объединены в нем в хронологическом порядке, помимо этого, в нормативное содержание включенных в него актов не вносились изменения.
Оспаривая позицию студента Н., студент А. доказывает, что Полное Собрание законов Российской империи по форме систематизации является кодифицированным актом, так как представляет собой укрупненный блок законодательства, обеспечивающий четкое построение системы нормативных предписаний.
Задание 2.Ролевая игра «Мы принимаем закон».
Цель: моделирование законотворческого процесса; осмысление направлений деятельности законотворческих органов; выявление содержания этапов и стадий законотворческого процесса; поиск путей оптимизации механизма правотворчества.
Справка: В РФ существуют различные виды правотворческой деятельности, в которой участвуют полномочные органы государства, органы местного самоуправления, непосредственно народ и т.д. Значительной частью правотворчества является законотворчество — вид деятельности органов власти, осуществляемый в присущих ему формах с использованием специального юридического инструментария, регламентированный несколькими видами правил, определяющих порядок подготовки, обсуждения и принятия проекта закона.
Студентам предлагается «пройти» основные стадии законотворческого процесса в качестве одного из субъектов законотворческой деятельности.
Обязательные роли
Карточка 1 «Члены Правительства»
Вы — члены Правительства РФ. В соответствие с Конституцией РФ и Федеральным Конституционным законом «О Правительстве
Российской Федерации» вы обладаете правом законодательной инициативы, реализуемым посредством внесения проекта закона в Государственную Думу РФ.
В 1-й стадии законотворчества вы вносите в Государственную Думу РФ предложение об издании федерального закона «Об основных гарантиях прав студентов Российской Федерации» и соответствующий проект.
Во 2-й стадии законотворчества — Обсуждение проекта закона вы выступаете с докладом, в котором вы должны определить правотворческие потребности, а именно:
- необходимость принятия нормативного акта;
- формирование концепции акта;
- определение возможных затрат, связанных с введением в действие данного акта, и возможных негативных последствий;
- определение места акта в действующем законодательстве, установление в связи с этим тех актов, которые требуют отмены, изменений и т.д.;
- определение юридической формы акта.
После вашего доклада начинается обсуждение проекта закона. Стадия обсуждения проекта закона заканчивается вашим заключительным словом, в котором приводится анализ высказанных в ходе обсуждения проекта закона предложений и замечаний.
Карточка 2
«Депутаты Государственной Думы РФ»
1-я стадия «Законодательная инициатива» Вы — члены профильного комитета Государственной Думы РФ по делам молодежи.
К вам поступает предложение об издании закона «Об основных гарантиях прав студентов» и сам проект закона. Вы проверяете регистрацию проекта закона в Управлении документационного обеспечения.
Ваша задача — в течение 14 дней определить соответствие проекта закона Регламенту Государственной Думы, а именно:
- наличие пояснительной записки к проекту закона;
- наличие финансово-экономического обоснования;
- наличие перечня законов и иных нормативно-правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного закона;
- наличие решения Правительства о внесении проекта закона с указанием его представителей в Государственной Думе по данному проекту.