ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 106
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Уровни тренинга. I уровень. «Поиск форм реализации права»
Учебная группа делится на три команды. Ведущий (преподаватель) раскладывает на столе заранее подготовленные карточки-ситуации.
Представители команд поочередно выходят, берут карточку- ситуацию и озвучивают задание. Цель команды: максимально быстро определить форму реализации права в предложенной ситуации. Правильный ответ приносит команде 5 баллов. Неправильный ответ дает возможность команде-сопернику заработать дополнительные 5 баллов.
Примеры ситуаций
II уровень. «Блиц-турнир: акты реализации права»
Каждая команда выдвигает одного представителя-эксперта. Ведущий-преподаватель оглашает различные виды актов из перечня. Задача участников максимально быстро дать ответ: является ли указанное актом реализации права или нет. Правильный ответ дает команде 1 балл.
Примерный перечень правовых актов:
- Обвинительный приговор суда, вынесенный в отношении И.В. Петрова.
- Приказ Министерства финансов РФ от 8 ноября 2010 г. «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам"».
- Запрещающий жест регулировщика.
- Удаление свидетелей из зала судебного заседания.
- Закон РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей».
- Постановление следователя о назначении судебно-медицинской экспертизы по делу № 125, возбужденному по статье 264 Уголовного кодекса РФ (нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств).
- Постановление Правительства РФ от 13 ноября 2010 г. «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ».
- Диплом об окончании вуза.
- Указ Президента РФ «Об учреждении ордена "Родительская слава"».
- Указ Президента РФ от 23 сентября 2011 г. «О награждении Орденом Дружбы Косенко Н.П.».
- Инструкция «О порядке ведения бюджетного учета доходов, админи- стрируемых Федеральной налоговой службой» (утв. Федеральной налоговой службой 18 октября 2007 г.).
- Приказ директора ООО «Связь» о предоставлении очередного отпуска В.Г. Петрову.
Вариант 19. Толкование права
Задание 1. Заполните схему «Виды толкования норм нрава пц субъектам», используя предлагаемый перечень.
Нормативное толкование | Казуальное толкование | Обыденное толкование | Профессиональное толкование |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Перечень
- Разъяснение нотариусом П.П. Петровым процедуры составления ц удостоверения завещания гражданке Е.С. Ивановой.
- Представление прокурора г. Волгограда от 10 сентября 2011 г. «О^ устранении нарушений законодательства о муниципальной служчбе».
- Постановление Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственника помещений на общее имущество здания».
- Разъяснение адвокатом И.П. Поповой доверителю положений Гражданско-процессуального кодекса РФ.
- Научный доклад студента технического вуза на тему «Толкование Конституции РФ: политические права человека и гражданина».
- Постановление Конституционного Суда от 9 июня 2011 г. «По делу
- проверке конституционности положений пункта 7 статьи 16 Закона РФ "О статусе судей в РФ" и части 1, статьи 9 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" в связи с жалобой гражданина И.В. Аносова».
- Разъяснение положений Федерального закона от 7 февраля 2011 г. «О полиции», данное инженером В.И. Петровым своим знакомым.
- Решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 28 сентября 2011 г. «Об удовлетворении исковых требований В. к А. о расторжении брака».
- Обсуждение Федерального закона от 3 июня 2011 г. «Об исчислении времени» доктором исторических наук И.Б. Толстых и доктором философских наук И.Г. Грамотеевой.
- Постановление Федеральной Антимонопольной службы от
декабря 2010 г. «О наложении штрафа по делу об административных правонарушениях».
- Монография кандидата юридических наук «Становление института присяжных заседателей в России».
- Пояснение штатным юристом ООО «Стимул» положений Устава организации
Задание 2.Заполните таблицу.
Отличительные черты актов официального толкования и нормативно-правовых актов
Акты официального толкования | Нормативно-правовые акты |
1) По критерию нормоустановительного характера | |
| Содержат в себе правовые нормы |
2) По признаку обязательности | |
| Носят общеобязательный характер |
3) По наличию внутренней логической структуры | |
| Имеют внутреннюю логическую структуру |
4) По характеру самостоятельности | |
| Относительно самостоятельный вид |
Акты официального толкования | Нормативно-правовые акты |
5) По юридической силе | |
| Имеют иерархическую систему только при сравнении по юридической силе нормативно-правовых актов между собой |
6) По сфере действия (пределам действия) | |
| Обратной силы не имеют |
7) По правотворческой конкретизации | |
| В результате правотворческой конкретизации создаются новые самостоятельные правовые нормы, которые, не выходя за рамки законов, развивают и детализируют их положения |
Вариант 20. Правомерное поведение, правонарушение, юридическая ответственность
Задание 1. Заполните таблицу «Виды правонарушений».
Систематизируйте усвоенную информацию по приведенному алгоритму, заполнив пустые клетки-файлы:
заполните каждый файл ключевыми словами с помощью
соответствующих определений и основных характеристик;
в заполненной таблице произведите сопоставление тезисов по вертикали и горизонтали.
Характеристика правонарушений | Виды правонарушений | |
Преступление | Проступок | |
Определение | | |
Субъекты | | |
Объекты | | |
Правовые основы | | |
Правовые последствия | | |
Задание 2. Решите задачи.
Задача 1. Директор ООО «Родник» издал приказ о применении взыскания в виде выговора работнику А.В. Сидорову за отсутствие без уважительных причин на рабочем месте в течение 5 часов.
Проанализируйте ситуацию. К какому виду юридической ответственности был привлечен А.В. Сидоров?
Задача 2. Гражданка А.В. Семенова в силу злоупотребления алкоголем не исполняла должным образом своих обязанностей по содержанию, воспитанию, защите прав и интересов своей пятилетней дочери Н. Семеновой. В связи с этим суд вынес постановление о назначении наказания в виде предупреждения за неисполнение родителями и иными законными представителями обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних
Проанализируйте ситуацию. К какому виду ответственности была привлечена гражданка А.В. Семенова?
Вариант 21. Механизм правового регулирования
Задание 1. Решите задачу.
Рассматривая вопрос о соотношении «правового воздействия» и «правового регулирования», студент В. ответил, что данные понятия тождественны, так как оба обозначают особую деятельность органов государственной власти с целью упорядочения общественных отношений, а также оказания информационно-психологического и культурно- воспитательного воздействия.
Студент Д. не согласился со студентом В., мотивируя свою позицию тем, что категория «правовое регулирование» уже категории «правовое воздействие», так как последнее включает в себя правовое регулирование как юридическую форму воздействия. Само же правовое воздействие, помимо правового регулирования, предполагает иные формы влияния права на социальные отношения, в том числе культурно-воспитательное воздействие и информационно-психологическое воздействие.
Проанализируйте ответы студентов. Кто из них прав?
Задание 2. Практическое задание «Эффективность правового регулировании: проблемы, перспективы усовершенствовании российской модели».
Цель: изучение процесса трансформации норм права (правовых установлений) в правомерное поведение субъекта; рассмотрение отдельных стадий данного процесса; выявление недостатков в процессе правового регулирования; создание рекомендаций по устранению существующих препятствий (проблем) в механизме правового регулирования.
Концептуальные основы практического задания. Основной функцией права выступает функция регулирования общественных отношений, которая обеспечивается специальной системой юридических средств, т.е. механизмом правового регулирования. Назначение механизма правового регулирования определяется тем, что он создает возможность для преобразования предписаний права в реальное правомерное поведение субъектов.
В силу сложности и многоаспектности процесса правового регулирования изучение темы «Механизм правового регулирования» следует, на наш взгляд, сопровождать рассмотрением как нормативных основ, так и способов их реализации на примере конкретных нормативно- правовых актов.
Предлагаем разделить аудиторию на несколько групп, каждой из которой дается практическое задание:
- изучить конкретный федеральный закон и выявить его нормативную основу (дозволение, запрет и т.д.);
- определить, какие юридические факты и правоотношения формирует данный закон;
- проанализировать, какие субъективные права, юридические обязанности влечет закон;
- отметить, какие юридические последствия возможны при невыполнении субъектами возложенных на них обязанностей;
- выявить существующие недостатки механизма правового регулирования данного закона, а также предложить способы их устранения.