Файл: Комплект заданий для контрольной работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


После определения соответствия проекта закона требованиям Конституции РФ и Регламенту Государственной Думы Федерального Собрания РФ вам предлагается представить данный проект закона в Совет Государственной Думы РФ, который имеет право включить проект в программу (календарь) законопроектной работы Государственной Думы РФ.

2-я стадия — «Обсуждение проекта в Государственной Думе РФ» Совет Государственной Думы вносит на рассмотрение проект закона. Рассмотрение проекта закона в Государственной Думе РФ осуществляется в трех чтениях.

В первом чтении вы заслушиваете Доклад представителя субъекта законодательной инициативы — Правительства РФ.

Далее вы как представители комитета (профильного — ответственного) выступаете с содокладом, где сообщаете:

- о позиции своего комитета;

- об итогах рассмотрения комитетом заключения Общественной палаты.

По итогам обсуждения проекта закона в первом чтении Государственная Дума принимает закон (либо отклоняет проект закона).

Решение о принятии федерального закона принимается простым большинством голосов от общего числа депутатов палаты и оформляется соответствующим постановлением Государственной Думы РФ.

Принятый федеральный закон с соответствующим постановлением Государственной Думы, стенограммами заседания Государственной Думы, заключениями Правительства и иными материалами оформляется ответственным комитетом совместно с аппаратом Государственной Думы и в течение 5 дней передается на рассмотрение Советом Федерации.

Карточка 3

«Члены Совета Федерации»

3-я стадия «Одобрение (отклонение) Советом Федерации принятого Государственной Думой закона» Вы — члены Совета Федерации. В соответствии с Регламентом Совета Федерации Федерального Собрания РФ вы должны проверить наличие поступления вместе с принятым Государственной Думой федеральным законом:

- Постановления Государственной Думы РФ о принятии Федерального закона «Об основных гарантиях прав студентов в Российской Федерации»;

- стенограммы заседания Государственной Думы РФ;

- документов и материалов, которые были представлены при внесении проекта закона в Государственную Думу.

Также вы должны участвовать в процедуре голосования. Вариант 1. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации.

Вариант 2. Совет Федерации вправе также отклонить закон (в последнем случае закон возвращается в Государственную Думу РФ для дополнительного рассмотрения).


Карточка 4 «Президент»

Принятый (одобренный) Советом Федерации Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав студентов в Российской Федерации» в течение 5 дней направляется Президенту для подписания и обнародования. На эту процедуру отводится 14 дней.

Вы, как Президент РФ, имеете право не согласиться с содержанием закона и возвратить его для дополнительного рассмотрения в Государственную Думу РФ.

Для преодоления «вето» Президента требуется 2/3 голосов Государственной Думы и 2/3 голосов в Совете Федерации. В этом случае Президент подписывает закон в течение 7 дней.

После подписания и обнародования Президентом Федерального закона «Об основных гарантиях прав студентов в Российской Федерации» начинается заключительная стадия официальное опубликование закона. Данный закон должен быть опубликован в специальных официальных изданиях:

- в Собрании законодательства РФ;

- в Российской газете;

- в Парламентской газете.

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав студентов в Российской Федерации» вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

Вариант 16. Система права

Задание 1. Распределите специфические признаки указанных систем в соответствующие ячейки.

Соотношение системы нрава и системы законодательства

Система права Система законодательства

Перечень признаков:

- Основными элементами в системе являются норма права, институт, отрасль права.

- Это форма, в которую облекается система национального права.

- Имеет первичный характер, служит исходной базой для системы законодательства.

- Складывается объективно, в соответствие с существующими общественными отношениями.

- Имеет производный характер.

- Имеет горизонтальное (отраслевое) и вертикальное (иерархическс строение.

- Складывается субъективно, так как зависит от законодателя.

- Выступает в качестве содержания системы законодательства.

- Главный элемент в системе — нормативно-правовой акт, котор! состоит из разделов, глав, статей, пунктов и пр.

- Имеет горизонтальное (отраслевое) строение.

Задание 2. Решите задачу.

Рассматривая соотношение категорий, частное и публичное право, а также материальное и процессуальное право, студент Н. составил схемы, в которых допустил ошибки. Помогите студенту Н. определить принадлежность приведенных отраслей права к частному или публичному, материальному или процессуальному.


Задание 3. Творческое эссе на тему: «Соотношение системы национального и международного права».

Цель: анализ систем норм международного и национального права, способов влияния первого на второе; изучение места и роли норм международного права в правовой системе РФ; выявление тенденций развития правовых систем мира.

Рассматривая проблемы соотношения национального и международного права, исследователи оперируют следующими понятиями: рецепция, имплементация, трансформация, инкорпорация, ратификация, национальное право, международное право, конвенция. Используйте их при подготовке творческого эссе.

Предлагаемые источники

Абдуллаев М.И. Согласование внутригосударственного права с международным // Правоведение. 1993. № 2.

Мяснянкин В Н. Место международного права в правовой системе Российской Федерации // Право и политика. 2004. № 9.

Российская правовая система и международное право: современные проблемы взаимодействия // Государство и право. 1996. № 3—4.

Тихомиров Ю.А. Международное и внутреннее право: динамика и соотношение // Государство и право. 1995. № 2.

Червонюк В.И. Теория государства и права: Учебник. М., 2007. Швыдак Н.Г. Национальное законодательство и международные конвенции // Право и экономика в Европе и Азии. 1996. № 1.

Вариант 17. Правовые отношения

Задание 1. Дееспособность физических лиц.

Из предложенного ниже перечня субъектов правоотношений выберите и распределите в соответствующие ячейки таблицы.

Полная дееспособность

Частичная дееспособность

Недееспособность




























Перечень:

- Европейский суд по правам человека.

- Главный бухгалтер ООО «Мечта» Е.А. Сидорова.

- Слесарь П.А. Морозов, злоупотребляющий спиртными напитками (судом назначено попечительство).

- Василий Морковкин (5 лет).

- Международная организация труда.

- 16-летняя Л.С. Петрова, заключившая брак в органах ЗАГС.

- Е.В. Попова, страдающая психическим расстройством (по решению суда над ней установлена опека).

- 15-летний Егор Николаев.

Задание 2. Решите задачу.

В.И. Федоров составил завещание, в соответствие с которым принадлежащая ему коллекция картин и монет, после открытия наследства должна быть передана племяннику Н.Б. Горшкову. Позднее выяснилось, что Н.Б. Горшков злоупотребляет спиртными напитками, бросил работу, неоднократно привлекался к административной ответственности. По этой причине В.И. Федоров составил новое завещание: коллекция картин и монет после его смерти должна быть передана в местный краеведческий музей.


Охарактеризуйте описанную ситуацию с точки зрения классификации юридических фактов:

- по характеру наступающих последствий;

- по связи с волей участников правоотношений;

- по характеру воздействия.

Задание 3. Интерактивная игра «Правоотношения в нашей жизни: от теории к практике».

Цель: исследование динамики регулируемых правом общественных отношений, участники которых имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности; выявление структурных элементов правоотношений, юридических фактов; закрепление теоретических знаний с помощью моделирования конкретных ситуаций.

Алгоритм игры

- Учебная группа делится на три команды, каждая из которых занимает отведенное место в аудитории.

- Каждой из команд предлагается выбрать одно из правоотношений в соответствии с его отраслевой принадлежностью (например, брач- но-семейные правоотношения, уголовные правоотношения, административные правоотношения, гражданские правоотношения, процессуальные правоотношения и т.д.).

- В соответствии с избранным правоотношением команде необходимо подготовить и продемонстрировать конкретную юридическую ситуацию, в которой должна найти отражение структура конкретного правоотношения, а именно:

- субъекты правоотношения;

- объекты правоотношения;

- юридическое содержание (права, обязанности субъектов права);

- юридические факты.

- Задача команд — моделирование и демонстрация юридической ситуации (не более 5 минут).

- Задача команд-противников — оценка представленной юридической ситуации, в том числе выявление элементов структуры правоотношений, анализ динамики действия с точки зрения юридических фактов.

Пример моделируемой ситуации гражданско-правового отношения «Договор купли-продажи холодильника»

Вариант 18. Реализация права

Задание 1. Решите задачу.

Бывший работник одного из государственных высших учебных заведений города Тамбова, с которым работодатель прекратил трудовой договор на основании того, что он не был избран в очередной раз на должность заведующего кафедрой, обратился в Центральный районный суд г. Тамбова с иском. В заявлении было указано, что проведение выборов является незаконным в связи с тем, что в уставе данного вуза порядок избрания на должность заведующего кафедрой не прописан.


Представитель ответчика (вуза) пояснил, что государственное учреждение высшего профессионального образования провело выборы на должность заведующего кафедрой, руководствуясь Положением о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении РФ, утвержденным приказом Министерства образования РФ от 26 ноября 2002 г. № 4114, полагая, что выборы и конкурс практически одно и то же.

Суд согласился с мнением ответчика и применил по аналогии нормы Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении РФ. В решении суд отметил, что выборы и проведение конкурса фактически одно и то же, поэтому для разрешения данного спора суд может применить аналогию.

О каком виде юридической аналогии идет речь в данной ситуации? Аргументируйте свою точку зрения.

Задание 2. Двухуровневый тренинг «Реализация права: от формы к акту».

Реализация права выступает одной из важнейших категорий юридической науки в силу ее способности переводить юридические предписания из плоскости абстрактных правил поведения в сферу правомерной деятельности субъектов. Реализация норм права — непосредственный результат правового регулирования, позволяющий оценить эффективность актов реализации права, а также практику воплощения требований юридических норм в жизни конкретного социума.

В связи с этим изучение конкретных норм и актов реализации права имеет важное теоретическое и практическое значение, позволяет выявить проблемы данного процесса, наметить возможные способы их преодоления.

Цель: исследование юридической природы, содержания и особенностей форм реализации норм права и актов реализации права.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить специфические черты основных форм реализации норм права;

- выявить и определить отдельные формы реализации права;

- провести анализ предложенных правовых актов, выделить специфические признаки актов реализации права;

- определить проблемы и перспективы совершенствования процесса реализации права.

Предлагаемые источники

Алексеев А.А. Восхождение к праву: поиски и решения. М., 2000. Исполнение законов. «Круглый стол» журнала «Советское государство и право» // Советское государство и право. 1991. № 6-7.

Малько А.В. Правовые средства: вопросы теории и практики // Журнал российского права. 1998. № 8.

Нерсесянц В.С. Общая теория государства и права. М., 2010. Червошок В.И. Теория государства и права: Учебник. М., 2007. Яркое В.В. Проблема реализации судебных актов по гражданским делам // Проблемы совершенствования правосудия по гражданским делам. Ярославль, 1991.