Файл: 3 Глава Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Уровень сформированности коммуникативных универсальных
учебных действий учащихся 3 класса (на конец эксперимента)
№ | Имя испытуемого | Критерии | Сумма баллов | Уро вень | ||
Учет позиции собеседника | Согласование усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества | Сформиро ванность действия по передаче информации | ||||
1 | Альбина К. | 10 | 10 | 10 | 30 | Выс |
2 | Гузель С. | 8 | 10 | 10 | 28 | Выс |
3 | Ильдар Р. | 8 | 10 | 8 | 26 | Сред |
4 | Рафаэль Ю. | 8 | 8 | 10 | 26 | Сред |
5 | Реналь К. | 10 | 8 | 10 | 28 | Выс |
6 | Рифгать В. | 6 | 8 | 6 | 20 | Низ |
7 | Рузалия И. | 8 | 8 | 8 | 24 | Сред |
8 | Сабина П. | 6 | 6 | 8 | 20 | Низ |
9 | Эльвина Х. | 8 | 10 | 8 | 26 | Сред |
10 | Диана Л. | 10 | 10 | 10 | 30 | Выс |
Примечание: 30-28 баллов – это высокий уровень;
26-24 баллов – средний уровень;
от 20 баллов – низкий уровень;
Таблица 5
Эффективность формирования коммуникативных
универсальных учебных действий у учащихся 3 класса
Уровни | На конец опытно-экспериментальной работы | |
Э группа | ||
Количество | % | |
Высокий | 4 | 40 |
Средний | 4 | 40 |
Низкий | 2 | 20 |
Коэффициент эффективности | 0,86 Эффективный |
Из таблицы видно, что из 10 учащихся 3го класса по уровню сформированности коммуникативных универсальных учебных действий с высоким уровнем 4 человека- 40%, 4 человека – 40% со средним уровнем, 2 человека – 20% с низким уровнем.
Результаты формирующего этапа представлены на рис.2 в процентном отношении.
Для оценки эффективности предложенных нами педагогических условий мы использовали коэффициент эффективности педагогического процесса, который вычислялся по формуле: Кэ = N1 : N2,
где N1 - фактическое количество баллов, набранное всей группой участников эксперимента;
N2 – максимально возможное количество баллов, которая может набрать вся группа.
Коэффициент эффективности определялся в экспериментальной группе дважды: на констатирующем и на контрольном этапе эксперимента. Уровни эффективности педагогического процесса определялись по методике В.П.Беспалько
Таблица 6
Правило определения уровня эффективности педагогического процесса по В.П.Беспалько
Значение коэффициента эффективности (К эфф ) | Уровни эффективности |
0,9 < K<1,0 | Оптимально эффективная |
0,8 < K< 0,9 | Эффективная |
0,7< K<0,8 | Минимально эффективная |
Менее 0, 7 | Неэффективная |
До введения педагогических условий коэффициент сформированности коммуникативных универсальных учебных действий оказался равным
Кэфф =230:300=0,76 в экспериментальной группе.
После проведения формирующего этапа эксперимента в экспериментальном классе Кэфф =258:300=0,86. Все полученные данные представлены в таблице 7.
Таблица 7
Динамика эффективности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 3 класса
Уровни | На начало опытно-экпериментальной работы | На конец опытно-экспериментальной работы | ||
Э группа | | Э группа | | |
Количество | % | Количество | % | |
Высокий | 2 | 20 | 4 | 40 |
Средний | 3 | 30 | 4 | 40 |
Низкий | 5 | 50 | 2 | 20 |
К эффективности | 0,76 Минимально эффективная | 0,86 Эффективная |
Диаграмма 2.
Уровень сформированности коммуникативных универсальных
учебных действий учащихся 3 класса (на начало эксперимента)
Диаграмма 3
Уровень сформированности коммуникативных универсальных
учебных действий учащихся 3 класса (на конец эксперимента)
Из диаграммы видно, что проведённая работа способствовала повышению уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у испытуемых.
Анализируя опытно – экспериментальную работу, можно сказать, что на начало эксперимента уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий детей был низкий. Учащиеся понимали о существовании различных позиций и точек зрения на какой – либо предмет или вопрос, но договариваться, приходить к общему решению, убеждать друг друга, аргументировать свои предложения они затруднялись.
На формирующем этапе были подобраны такие формы и методы работы, которые способствовали формированию коммуникативных универсальных учебных действий. Большой интерес у детей вызвала групповая работа, на уроке потеме «Размножение и развитие животных».
Дети решали учебную проблему: насекомые вредны или полезны? Классразделился во мнениях на две группы. В процессе работы в группах, дети использовали дополнительную справочную литературу, распределяли обязанности, определяли функции каждого члена группы, планировали свою деятельность. В организации совместной деятельности нужно было обладать способностью - брать инициативу на себя, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания. Оценка результатов проводилась в виде дискуссии. Каждая группа должна была отстаивать свое мнение, заранее ознакомившись с условиями эффективности дискуссии. В ходе дискуссии дети учились умению договариваться, приходить к компромиссному решению, правильно вести себя в спорном конфликте, умению аргументировать свое предложение, умение убеждать, и уступать.
Приятно было наблюдать за тем, как дети высказывают и отстаивают свое мнение, конструктивно реагируют на критику, стремятся к самовыражению. У детей возникла потребность во взаимодействии и сотрудничестве, что привело к успешности в учебе, эмоциональному благополучию в классном коллективе.
В следующей таблице 8 приведены результаты проведенных методик в констатирующем и формирующем эксперименте.
Таблица 8
Сравнительный анализ уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 3 класса
№ | Имя испытуемого | Сумма баллов по 3 показателям | Уровни | ||
Н.Э. | К.Э. | Н.Э. | К.Э. | ||
1 | Альбина К. | 28 | 30 | Выс | Выс |
2 | Гузель С. | 26 | 28 | Сред | Выс |
3 | Ильдар Р. | 22 | 26 | Сред | Сред |
4 | Рафаэль Ю. | 20 | 26 | Низк | Сред |
5 | Реналь К. | 22 | 28 | Низк | Выс |
6 | Рифгать В. | 18 | 20 | Низк | Низ |
7 | Рузалия И. | 26 | 24 | Сред | Сред |
8 | Сабина П. | 18 | 20 | Низк | Низ |
9 | Эльвина Х. | 20 | 26 | Низк | Сред |
10 | Диана Л. | 30 | 30 | Выс | Выс |
Примечание: 30-28 баллов - это высокий уровень;
26-24 баллов – средний уровень;
от 20 баллов – низкий уровень;
Из таблицы видно, что уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на начало и конец эксперимента отличается. Это даёт возможность утверждать, что уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий повысился.
Результаты констатирующего этапа исследования представлены на рис.3. в процентном отношении.
Результаты формирующего этапа исследования представлены в процентном отношении на рис.4.
Диаграмма 4
Уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 3 класса (на конец эксперимента)
Из диаграммы видно, что проведённая работа способствовала повышению уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у испытуемых.
На формирующем этапе эксперимента многие учащиеся выполнили задания лучше, чем на констатирующем. Констатирующий этап – высокий уровень 20%, средний уровень 30%, низкий уровень 50%. Формирующий – повысился уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий: высокий- 40%, средний уровень-40%, низкий-20% .
Таким образом, подводя итоги эксперимента, мы можем сделать вывод о том, что уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся стал выше по сравнению с итогами констатирующего эксперимента. Это было достигнуто благодаря использованию в процессе опытно - экспериментальной работы следующих психолого- педагогических условий:
- использование действий, направленных на учет позиции собеседника;
- преобладание форм обучения, ориентированных на сотрудничество и коллективно – групповую работу;
- ориентация на формирование речевой деятельности;
- применение комплекса диагностических методик.
Заключение
С введением стандартов второго поколения, важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Ведь именно универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной. Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам.