Файл: 3 Глава Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Уровень сформированности коммуникативных универсальных
учебных действий учащихся 3 класса (на конец эксперимента)




Имя испытуемого

Критерии

Сумма баллов

Уро

вень

Учет позиции собеседника

Согласование усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества

Сформиро

ванность действия по передаче информации

1

Альбина К.

10

10

10

30

Выс

2

Гузель С.

8

10

10

28

Выс

3

Ильдар Р.

8

10

8

26

Сред

4

Рафаэль Ю.

8

8

10

26

Сред

5

Реналь К.

10

8

10

28

Выс

6

Рифгать В.

6

8

6

20

Низ

7

Рузалия И.

8

8

8

24

Сред

8

Сабина П.

6

6

8

20

Низ

9

Эльвина Х.

8

10

8

26

Сред

10

Диана Л.

10

10

10

30

Выс


Примечание: 30-28 баллов – это высокий уровень;

26-24 баллов – средний уровень;

от 20 баллов – низкий уровень;
Таблица 5

Эффективность формирования коммуникативных


универсальных учебных действий у учащихся 3 класса



Уровни

На конец опытно-экспериментальной работы

Э группа

Количество

%

Высокий

4

40

Средний

4

40

Низкий

2

20

Коэффициент эффективности


0,86 Эффективный


Из таблицы видно, что из 10 учащихся 3го класса по уровню сформированности коммуникативных универсальных учебных действий с высоким уровнем 4 человека- 40%, 4 человека – 40% со средним уровнем, 2 человека – 20% с низким уровнем.

Результаты формирующего этапа представлены на рис.2 в процентном отношении.

Для оценки эффективности предложенных нами педагогических условий мы использовали коэффициент эффективности педагогического процесса, который вычислялся по формуле: Кэ = N1 : N2,

где N1 - фактическое количество баллов, набранное всей группой участников эксперимента;

N2 – максимально возможное количество баллов, которая может набрать вся группа.

Коэффициент эффективности определялся в экспериментальной группе дважды: на констатирующем и на контрольном этапе эксперимента. Уровни эффективности педагогического процесса определялись по методике В.П.Беспалько


Таблица 6

Правило определения уровня эффективности педагогического процесса по В.П.Беспалько

Значение коэффициента

эффективности (К эфф )

Уровни эффективности

0,9 < K<1,0

Оптимально эффективная

0,8 < K< 0,9

Эффективная

0,7< K<0,8

Минимально эффективная

Менее 0, 7

Неэффективная


До введения педагогических условий коэффициент сформированности коммуникативных универсальных учебных действий оказался равным


Кэфф =230:300=0,76 в экспериментальной группе.

После проведения формирующего этапа эксперимента в экспериментальном классе Кэфф =258:300=0,86. Все полученные данные представлены в таблице 7.

Таблица 7

Динамика эффективности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 3 класса


Уровни

На начало опытно-экпериментальной работы

На конец опытно-экспериментальной

работы

Э группа




Э группа




Количество

%

Количество

%

Высокий

2

20

4

40

Средний

3

30

4

40

Низкий

5

50

2

20

К эффективности

0,76

Минимально эффективная

0,86

Эффективная


Диаграмма 2.
Уровень сформированности коммуникативных универсальных
учебных действий учащихся 3 класса (на начало эксперимента)

Диаграмма 3

Уровень сформированности коммуникативных универсальных
учебных действий учащихся 3 класса (на конец эксперимента)

Из диаграммы видно, что проведённая работа способствовала повышению уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у испытуемых.

Анализируя опытно – экспериментальную работу, можно сказать, что на начало эксперимента уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий детей был низкий. Учащиеся понимали о существовании различных позиций и точек зрения на какой – либо предмет или вопрос, но договариваться, приходить к общему решению, убеждать друг друга, аргументировать свои предложения они затруднялись.


На формирующем этапе были подобраны такие формы и методы работы, которые способствовали формированию коммуникативных универсальных учебных действий. Большой интерес у детей вызвала групповая работа, на уроке потеме «Размножение и развитие животных».

Дети решали учебную проблему: насекомые вредны или полезны? Классразделился во мнениях на две группы. В процессе работы в группах, дети использовали дополнительную справочную литературу, распределяли обязанности, определяли функции каждого члена группы, планировали свою деятельность. В организации совместной деятельности нужно было обладать способностью - брать инициативу на себя, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания. Оценка результатов проводилась в виде дискуссии. Каждая группа должна была отстаивать свое мнение, заранее ознакомившись с условиями эффективности дискуссии. В ходе дискуссии дети учились умению договариваться, приходить к компромиссному решению, правильно вести себя в спорном конфликте, умению аргументировать свое предложение, умение убеждать, и уступать.

Приятно было наблюдать за тем, как дети высказывают и отстаивают свое мнение, конструктивно реагируют на критику, стремятся к самовыражению. У детей возникла потребность во взаимодействии и сотрудничестве, что привело к успешности в учебе, эмоциональному благополучию в классном коллективе.

В следующей таблице 8 приведены результаты проведенных методик в констатирующем и формирующем эксперименте.
Таблица 8
Сравнительный анализ уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 3 класса





Имя испытуемого

Сумма баллов по 3 показателям

Уровни

Н.Э.

К.Э.

Н.Э.

К.Э.

1

Альбина К.

28

30

Выс

Выс

2

Гузель С.

26

28

Сред

Выс

3

Ильдар Р.

22

26

Сред

Сред

4

Рафаэль Ю.

20

26

Низк

Сред

5

Реналь К.

22

28

Низк

Выс

6

Рифгать В.

18

20

Низк

Низ

7

Рузалия И.

26

24

Сред

Сред

8

Сабина П.

18

20

Низк

Низ

9

Эльвина Х.

20

26

Низк

Сред

10

Диана Л.

30

30

Выс

Выс


Примечание: 30-28 баллов - это высокий уровень;

26-24 баллов – средний уровень;

от 20 баллов – низкий уровень;

Из таблицы видно, что уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на начало и конец эксперимента отличается. Это даёт возможность утверждать, что уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий повысился.

Результаты констатирующего этапа исследования представлены на рис.3. в процентном отношении.

Результаты формирующего этапа исследования представлены в процентном отношении на рис.4.

Диаграмма 4

Уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 3 класса (на конец эксперимента)


Из диаграммы видно, что проведённая работа способствовала повышению уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у испытуемых.

На формирующем этапе эксперимента многие учащиеся выполнили задания лучше, чем на констатирующем. Констатирующий этап – высокий уровень 20%, средний уровень 30%, низкий уровень 50%. Формирующий – повысился уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий: высокий- 40%, средний уровень-40%, низкий-20% .

Таким образом, подводя итоги эксперимента, мы можем сделать вывод о том, что уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся стал выше по сравнению с итогами констатирующего эксперимента. Это было достигнуто благодаря использованию в процессе опытно - экспериментальной работы следующих психолого- педагогических условий:

- использование действий, направленных на учет позиции собеседника;

- преобладание форм обучения, ориентированных на сотрудничество и коллективно – групповую работу;

- ориентация на формирование речевой деятельности;

- применение комплекса диагностических методик.

Заключение
С введением стандартов второго поколения, важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Ведь именно универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной. Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам.