ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 99
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. возраст родителей;
2. от какой по счету беременности родился ребенок, чем закончились предшествующие беременности (если были дети, выясняем их возраст и уровень развития. Выясняем у матери, были ли недоношенные беременности, преждевременные роды, чем они вызваны);
3. не принимались ли меры для ликвидации этой беременности?
4. течение беременности. Отмечается самочувствие матери с первых дней беременности, особое внимание уделяется первым 2—3 месяцам беременности, когда происходит формирование лица. Расспрашиваем мать, не было ли у нее в это время каких-либо заболеваний, переживаний, нервных потрясений и т. п.;
5. роды, их характер (срочные, недоношенность, причины ее);
6. состояние ребенка при рождении (закричал сразу или после стимуляции);
7. раннее развитие ребенка:
· брал ли грудь матери? Как вскармливался? До какого возраста получал грудное молоко? С какого времени начали прикармливание? Как развивался физически?
· когда начал держать головку? (сидеть? стоять? ходить?) (В карте обследования указываются все отклонения в физическом развитии ребенка.);
· какие заболевания были, у ребенка на первом году жизни? Чем и как болел в последующее время до момента обследования? Выясняем наличие заболеваний органов слуха;
8. развитие речи. Когда у ребенка появился лепет, какова была его активность? Когда и как начали формироваться первые слова? С какого времени пользуется полными словами? Когда появилась фразовая речь? Знает ли ребенок стихи и сказки? Не отмечает ли мать каких-либо трудностей в развитии речи у ребенка и как она их оценивает?
9. психические особенности ребенка. Как ребенок ориентируется в окружающей обстановке? Как выражает свое удовольствие, чем и как выражает отрицательное отношение к тому или иному явлению? Какие игрушки и игры любит ребенок? Его отношение к книгам и картинкам? Чем занимается самостоятельно? В чем требуется конкретная помощь? Усидчив или отвлекаем?
10. Выявляются навыки самообслуживания: может ли себя обслужить (одеться, самостоятельно есть, не поперхивался ли в раннем детстве и как ест в настоящее время);
11. лечение ребенка. Выясняются сроки хирургического вмешательства (оперирование губы, неба), применение медикаментозного лечения и логопедического воздействия во все периоды жизни ребенка; результаты этого воздействия. (Необходимо познакомиться с соответствующей медико-педагогической документацией.)
41. Содержание, методы и приемы обследования лиц с ринолалией.
Используются различные методы исследования: изучение медицинской и педагогической документации, педагогическое наблюдение за детьми в условиях свободного общения и на специальных занятиях, беседы с врачами, родителями, детьми, объективные методы исследования, рентгенография и т.д.
В процессе выявления и последующего преодоления любого речевого нарушения необходимо соблюдать основополагающие принципы логопедии. При обследовании детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба наиболее актуальными являются следующие: принцип комплексности, принцип системного подхода, принцип индивидуального подхода, принцип учета ведущей деятельности возраста.
Медико-психолого-педагогическая диагностика включает изучение данных анамнеза, логопедического и психолого-педагогического статуса. Исследование ребенка начинается с беседы с родителями и изучения медицинской и психолого-педагогической документации.
Сбор анамнестических данных и изучение документации. Отмечается наследственность; особенности протекания пренатального, натального, постнатального периодов; тип и вид расщелины; сроки оперативного вмешательства; небно-глоточное смыкание; аномалии в строении и нарушения функции органов артикуляции; голосовая и дыхательная функции; общее соматическое состояние; раннее физическое и речевое развитие; состояние моторной функции: общая моторика, мелкая моторика пальцев рук, артикуляционная моторика; состояние физического слуха; состояние интеллекта; роль социальных факторов, микросоциальное окружение; длительность пребывания в стационаре; дефекты воспитания; занимался ли с логопедом, где, в течение какого времени, есть ли положительная динамика; заключения специалистов.
Логопедическое обследование. Логопед должен уметь определить, какие компоненты речевой системы страдают, какова степень тяжести нарушения, что первично в структуре дефекта, а что вторично. Успешное решение задач коррекционного обучения во многом зависит от того, насколько правильно и своевременно было определено речевое нарушение, от степени его тяжести и начала коррекционных занятий.
Логопедическое обследование включает следующее: обследование состояния артикуляционного аппарата (строение и функции), выявление патологической активности лицевой и мимической мускулатуры, обследование состояния дыхательной функции, состояния голосовой функции, обследование звукопроизношения, просодической стороны речи, состояния фонематического восприятия и способности к фонематическому анализу (звуко-слоговой и звуко-буквенный анализ), обследование лексико-грамматического строя речи, слоговой структуры слов, сформированности навыка словообразования, обследование состояния монологической речи.
42. Критерии оценки речи ребенка после пластики расщелины губы и неба.
С появлением новых возможностей хирургического лечения врожденной небной патологии в логопедической практике все чаще встречаются дети, речевое развитие которых сильно отличается от пациентов с такой же патологией, но прооперированных в старшем возрасте. Если произносительная сторона речи детей с «классической» ринолалией описана очень подробно, то новому контингенту больных с врожденной расщелиной неба, оперированных в раннем возрасте, уделяется недостаточное внимание. Довольно часто детям после пластики неба дается заключение «ринолалия» только по наличию у ребенка послеоперационного рубца. Поэтому при обследовании необходимо ориентироваться на критерии оценки речи ребенка после пластики врожденной расщелины губы и неба (А.С. Балакирева, 2005).
1. Грудной или реберно-брюшной тип физиологического дыхания. Сформированность ротового выдоха и фонационного дыхания.
2. Отсутствие нарушений баланса резонирования, носовой эмиссии и компенсаторных движений мимической мускулатуры.
3. Нормальное положение языка в ротовой полости. Корень языка опущен, не напряжен. Кончик у нижних резцов, во время речи активно принимает участие в артикуляции.
4. Правильный способ и место образования звуков. Отсутствие ларингеальных и фарингеальных смычек, а также замен звуков на носовой выдох и переднеязычных на заднеязычные звуки.
Если данные, полученные во время логопедического обследования, соответствуют выше перечисленным критериям, то состояние произносительной стороны речи ребенка можно считать нормальным.
43. Дифференциальная диагностика ринолалии. разграничение ринолалии и других речевых нарушений. Прогноз при ринолалии.
Приступая к анализу результатов, полученных в процессе логопедического обследования ребенка, необходимо учитывать следующие данные о речевой патологии:
1. Биологический или социальный фактор возникновения.
2. Органическая или функциональная причина развития.
3. Локализация в центральном или периферическом отделе речевого аппарата.
4. Время наступления.
5. Степень выраженности дефекта.
Причиной формирования ринолалии является патология небно-глоточного кольца, поэтому фактор ее возникновения, конечно же, биологический.
В свою очередь, небно-глоточная недостаточность является следствием врожденной расщелины или какого-либо другого анатомического дефекта неба, а значит фон развития ринолалии органический, с локализацией в периферическом отделе. За редким исключением, в педагогической практике встречаются дети с признаками ринолалии на фоне врожденного пареза мягкого неба. В таком случае речевая патология имеет функциональную причину, центрального или периферического характера.
Время формирования ринолалии — период овладения ребенком активной речью. Ринолалия не может сформироваться в дошкольном или школьном возрасте, даже в случае приобретенной патологии небно-глоточного затвора (механической травмы, состояния после удаления опухоли, пареза или паралича мягкого неба). В этом случае может быть ринофония, дизартрия, но не ринолалия, так как артикуляторная база уже усвоена ребенком. Исключением являются дети после пластики неба, с «вторичной» небно-глоточной недостаточностью. Сначала их речь может развиваться без признаков ринолалии, но со временем, к 3-4 годам, из-за укороченного, недостаточно функционального мягкого неба, при активном росте глотки, особенно у мальчиков, может возникать открытый носовой оттенок и замены переднеязычных звуков, как правило, артикуляторно сложных, шипящих, свистящих и соноров на заднеязычные.
Прогноз зависит от основного заболевания, из-за которого нарушилась речь. Если диагностика и лечение проведены своевременно и успешно, то он благоприятный.
Закрытая ринолалия, вызванная обструкцией носа, проявляется не только гнусавостью, но и затруднением носового дыхания. Оно может стать причиной хронического недостатка кислорода и неправильного развития лицевого отдела детского черепа.
У пациентов с расщелиной нёба и открытой ринолалией может нарушиться дыхание и возникнуть сложности с питанием: ребёнок не может сосать грудь и в дальнейшем есть обычную пищу.
44. Комплексная работа при устранении ринолалии, ее направления.
Ринолалия-нарушение тембра голоса и звукопрозношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
В зависимости от характера нарушения функции нёбно-глоточного смыкания выделяются различные виды ринолалии: открытая, закрытая, смешанная.
Обследование детей с ринолалией.
Цель логопедического обследования детей с ринолалией-выявить структуру речевого нарушения, получить целостную картину развития ребёнка, выделить первичные и вторичные нарушения, степень речевых расстройств.
Схема обследования детей с ринолалией
1.Анкетные данные
2.Анамнез
3.В каком возрасте перенёс хирургическое вмешательство
4.Строение артикуляционного аппарата:
а) длина нёбной занавески
б) форма нёбного свода
в) наличие послеоперационных рубцов
г) наличие аномалий прикуса
д) аномалии в строении губ
е) патологии в строении языка.
5.Моторика артикуляционного аппарата:
а) подвижность мягкого нёба
б) наличие нёбно – глоточного смыкания, его вид и характер
в) состояние мимической мускулатуры
6. Тип и характер физиологического и речевого дыхания:
а) верхне-ключичное, грудное, диафрагмальное
б) дыхание в покое, тип дыхания, глубина и сила
в) речевое дыхание, его тип и сила, продолжительность речевого выдоха, наличие утечки воздуха через рот при фонации.
7. Голосовая функция:
а) сила звучания
б) высота голоса
в)тембр голоса
8.Звукопроизношение
Порядок обследования гласных: а, э, о, ы, у, и, я, е, ё, ю.
Порядок обследования согласных: с, з, ц, ш, ж, ч, щ, р, л, к, г, х, п, б, т, д, ф, в, м, н(их мягкие пары).
9. Слуховая функция:
а) состояние физического слуха
б) состояние фонематического слуха, анализа и синтеза.
10. Общий характер деятельности речевого аппарата в процессе речи.
11. Просодическая сторона речи
12. Словарь и грамматический строй
13. Письменная речь
14. Психическое состояние
15. Заключение о состоянии речи
Методика логопедической работы при ринолалии.
Как правило, в группах для детей с ТНР находятся дети с открытой механической врождённой ринолалией. На логопедических занятиях для достижения основной цели работы с этими детьми (формирование нормального звучания речи) проводиться работа по активизации деятельности артикуляционного аппарата (дифференцированно в зависимости от характера расщелины, длины мягкого нёба и пр.), формированию артикуляции звуков, устранению назального оттенка голоса, нормализации просодической стороны речи (интонации и пр.), развитию фонематического слуха.
В логопедической практике при устранении ринолалии используются методики Л.И.Вансовской, Т.В. Волосовец, И.И.Ермаковой, А.Г.Ипполитовой,
Г.Н.Соломатиной, Г.В.Чиркиной и др.
Поскольку вопрос о сроках проведения пластики нёба всегда решиться индивидуально, в специальных группах для детей с ТНР могут быть дошкольники до уранопластики и после неё. С учётом этого логопедическая работа с детьми проводиться проводится в до- и послеоперационный период.
В дооперационный период работа проводится в два этапа: