Файл: 1. Дислалия определение, история, статистика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

30. Нарушения озвончения, приемы их коррекции.

Дефекты озвончения, т.е. замена звонких согласных звуков их парными глухими.

Наблюдаются три вида нарушения озвончения: а) полное отсутствие звонких согласных звуков в речи. (Папушка пошла ф паню – Бабушка пошла в баню);

б) недостаточное озвончение (У мена заполела колова и корло – У меня заболела голова и горло;

в) недостаточное оглушение (В волосах савязана бан- дом ленда).

Дефектами озвончения страдают обычно и люди с нарушением слуха, так как сниженный слух является препятствием для восприятия звонкости, а следовательно, и для дифференциации звонких и глухих согласных. Если озвончение нарушено полностью, работа начинается со щелевых звуков, притом с наиболее простого по артикуляции среди них, со звука в. После него переходят к звукам з и ж, а затем уже к взрывным звукам в последовательности б – д – г.

-Подготовительными упражнениями будут следующие:

а) поочередное воспроизведение то беззвучного вдоха и выдоха, то стона на вдохе и на выдохе б) сопоставление громкого и шепотного произношения гласных звуков, как отрывистого, так и длительного Все эти упражнения следует производить при тактильно- вибрационном контроле со стороны ребенка.

Можно добиться озвончения звука благодаря непосредственному переходу к нему от одного из соноров м, н, л, р (например, мммба, нннба) или применив сочетание звонкого звука, который нужно вызвать с одним из соноров между гласными (например, адма, адна, адра и т. п.).
31. Нарушения смягчения, приемы их коррекции.

Среди дефектов смягчения наблюдаются три варианта:

а) полное отсутствие мягких согласных звуков в речи, т. е. постоянная их замена парными твердыми звуками (дядя Ваня – дада Вана; пять – пат; мясо – масо и т. п.):

б) излишнее смягчение (Собака идет домой – Сябака идеть дямой);

в) нарушение дифференциации между твердыми и мягкими звуками, т. е. наряду с правильным произношением твердых и мягких согласных наблюдаются отклонения как в ту, так и в другую сторону.

Переход твердого согласного звука в Мягкий зависит от напряжения и подъема средней части языка к нёбу. Все случаи относятся к паралалиям и, как правило, отражаются на письме. Поэтому в работе по исправлению дефектов смягчения очень большое и важное место занимает дифференциация твердых и мягких звуков.


Подготовительными упражнениями к постановке смягчения будут упражнения на выгибание средней части спинки языка и ее опускание. Дефекты смягчения наблюдаются одновременно среди большинства согласных звуков, имеющих парные мягкие и твердые звуки, поэтому встает вопрос, с какого именно звука следует начинать постановку соответствующего парного звука. Для решения этого следует учитывать:

а) произношение каких звуков у ребенка наиболее совершенно, чтобы получить от них, опираясь на готовый уклад, правильное звучание парного дефектного звука;

б) уклад каких звуков позволяет! наиболее демонстративно показать разницу между артикуляцией парных твердого и мягкого звуков. Согласные т, д, н просты по своим укладам, поэтому редко оказываются дефектными и, кроме того, произносятся при полуоткрытых зубах и губах, что позволяет видеть изменения в положении средней части языка при переходе звука т к т', д к д' и н к н'. Таким образом выбранные звуки удовлетворяют обоим поставленным условиям.

Можно временно прибегнуть к механической помощи: предложив произносить многократно слоги ат или та с упором языка в нижние зубы, слегка нажать пальцем или шпателем на кончик языка. Это даст смягчение звука т, т. е. слоги ать, тя. По аналогии можно получить слоги ань, ня, дя.
32. Понятие, причины, механизм и классификация ринолалии.

Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

При ринолалии механизм артикуляции, фонации и голосообразования имеет существенные отклонения от нормы и обусловлен нарушением участия носового и ротоглоточного резонаторов.


33. Анатомо-физиологические особенности небно-глоточного аппарата и сущность ринолалии.

Для нормальной фонации и произношения звуков необходима координированная работа артикуляционного аппарата, одним из активных органов которого и является мягкое небо, представляющее собой слизистое мышечное образование. В зависимости от его участия в артикуляции все звуки русского языка подразделяются на ротовые и носовые. Для разобщения носоглотки и ротовой полости в норме требуются согласованные действия всего мышечного аппарата. Врожденные расщелины неба нарушают это взаимодействие.


При врожденных расщелинах верхней губы и неба изменяется механизм образования звуков, что обусловлено особенностями строения и функции небно-глоточного аппарата. Нарушается анатомическая целостность мягкого неба, которое представляет собой отдельные сегменты. При фонации они приближаются к боковым стенкам глотки и как бы сливаются с ними. Вследствие этого изоляция носовой и ротовой полостей оказывается недоступной, воздушная струя при произнесении ротовых звуков пропадает в носовую полость и звуки приобретают открытый носовой оттенок - гиперназализацию. Таким образом, ринолалия является речевым нарушением, при котором патология обусловлена нарушением верхней части периферического конца речедвигательного анализатора.
34. История изучения ринолалии. Статистические данные о распространенности.

Первые работы по ринолалии, обусловленной врожденными расщелинами верхней губы и нёба, принадлежат врачам.

О расщелинах нёба, как врожденном дефекте артикуляционного аппарата известно, очень давно. Первую попытку устранить этот дефект путем операции предпринял зубной врач Лемонье из Руана, а описал ее Робер.

Вопрос о лечении больных с расщелинами нёба обсуждался в отечественной литературе уже в начале XIX века.

Русский хирург Н.И.Пирогов уже в 1844г. начал проводить операции по сшиванию мягкого нёба, а его ученик Н.Воронцовский в 1870 г. отмечал, что операция не приводит еще к нормальной речи, и указывал на необходимость специальных речевых упражнений после операции.

В 1865 году доктором Петербургского воспитательного дома Фребелиусом были получены первые сведения о частоте расщелин. Среди 1800 воспитанников было 11 детей с расщелинами.

В 1925 г. ленинградский хирург проф. А.А.Лимберг очень образно формулирует то же самое положение, что хирургическое лечение только строит стенки и клапаны “музыкального инструмента”, обучение игре на нем должны взять на себя логопеды.

Лемонье, Б. Лангбек, Макуэн, Кез и др. (начало XXв.) усовершенствовали хирургическое лечение расщепления неба и постоянно подчеркивали, что обучение дает подросткам и взрослым для внятности речи больше, чем хирургическое вмешательство.

В ходе постепенного медицинского и педагогического изучения сущности дефекта и возможностей его преодоления выработались два направления в педагогических методах устранения ринолалии.

Бейсс предлагает в работе с ринолаликами использовать акцентуированный шепот, так как такой шепот требует точного функционирования затвора небной занавески и, следовательно, улучшает его.


Фрешельсом предложен толчкообразный метод устранения дефекта речи.

Логопедом Н. И. Серебровой совместно с врачом Л.В.Дмитриевым (1969) был применен метод рентгенографии, позволяющий видеть динамику коррекционной работы с детьми с ринолалией и прогнозировать возможность полного восстановления функции речи одними логопедическими приемами.

Применение этого метода показало, что эффективность логопедической работы зависит от ряда факторов: от подвижности мягкого неба и задней стенки глотки, от расстояния между задней стенкой глотки и мягким небом, от ширины средней части глотки.)

Наблюдения Н.И.Серебровой подтвердили предположения о том, что для нормального звучания голоса не обязательно полное смыкание мягкого неба с задней стенкой глотки.

Статистика. Среди всех пороков развития человеческого организма на первом месте по частоте стоят аномалии конечностей, а на втором – аномалии зубов, челюстей и лица. По имеющимся данным, случаи несращения губы составляют от 20 до 33,3, а несращения неба – соответственно от 66,7 до 80 % всех врожденных дефектов челюстно-лицевой области. Принято считать, что на 500–10ОО рождений приходится один случай сочетанного несращения губы и неба либо только губы или неба. Считается, что каждый 600-й ребенок рождается с повреждением лицевого скелета. Обычно такие пороки развития неблагоприятно действуют не только на детей, но и на родителей. Они страдают как в психологическом, так и в социальном плане. Их пугает состояние здоровья, дальнейшее развитие ребенка и отношение к нему окружающих.
35. Этиология расщелин губы и неба.

Причины возникновения врожденных пороков развития у человека можно

представить следующей схемой (Г.И. Лазюк и др., 1991)

А. Эндогенные причины:

1) Изменения наследственных структур (мутации).

2) Эндокринные заболевания.

3) «Перезревание» половых клеток.

4) Возраст родителей.

Б. Экзогенные причины:

1.Физические факторы:

а) радиационные;

б) механические.

2.Химические факторы:

а) лекарственные вещества;

б) химические вещества, применяемые в быту и промышленности;

в) гипоксия;

г) неполноценное питание.

3.Биологические факторы:

а) вирусы;

б) микоплазмы;

в) протозойная инфекция.

Влияние возраста и пола можно представить следующим образом: чем старше


возраст родителей, тем больше вероятность рождения ребенка с пороком развития.

Кроме того, многие тератологии указывают на «перезревание» половых клеток (как яйцеклеток, так и сперматозоидов) как одну из причин врожденных пороков развития человека.

Эндокринные заболевания родителей играют немаловажную роль в возникновении врожденных пороков развития у детей. Это, прежде всего, сахарный диабет и (в Беларуси) заболевания щитовидной железы.

Среди механических факторов следует обратить внимание на травму матери в первые месяцы беременности (падение, удар в область нижней трети живота, вибрация, попытка аборта и др.).

Термические факторы - это, прежде всего гипертермия, которая возможна как в

результате инфекционных заболеваний, а также вследствие вредных условий работы (горячий цех и т.п.). Гипертермия возможна также вследствие злоупотребления солнечными ваннами или сауной.

Воздействие радиационных факторов - это, прежде всего результат аварии на ЧАЭС, а также рентгенологическое обследование женщины на ранних стадиях беременности и т.п
36. Классификации расщелин губы и неба.

Классификация врожденных расщелин губы и/или неба Лимберга А.А (1964), в основу которой положен анатомо-морфологический признак, характеризующий расщелину, наиболее удобен для изучения.

Форма и величина расщелин чрезвычайно разнообразны. Различие их состоит в размере, протяженности и расположении. Различают сквозные и изолированные расщелины. Сквозные расщелины бывают двусторонними и односторонними. Изолированные расщелины делятся на полные, неполные и подслизистые.

Изолированные расщелины губы могут быть частичными и полными.

Частичной расщелиной считается та, при которой несращение произошло только в крае губы, т.е. дефект не доходит до нижнего носового отверстия (фото №2).

Полной расщелина губы считается в том случае, когда она захватывает нижний отдел носового отверстия и нередко передний край дна носового хода (фото №3).



Сквозные расщелины характеризуются тем, что несращение по средней линии верхней челюсти проходит сквозь губу, альвеолярный отросток, твердое и мягкое небо. Если эта расщелина проходит по обе стороны межчелюстной кости, и ни с одной стороны не произошло срастание неба с сошником и носовой перегородкой, то такую расщелину называют сквозной двусторонней. Если одна из сторон срослась с сошником и носовой перегородкой, то такую расщелину называют сквозной односторонней (правосторонней или левосторонней).