Файл: 1. Возникновение и развитие налогообложения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 8. Налоговая политика и налоговый механизм

Тема 10. Налоговое обязательство и способы обеспечения его исполнения

Способы обеспечения исполнения обязательства по уплате налогов

Тема 16. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

Уплата сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов производится:

Тема 17. Налог на добычу полезных ископаемых

Тема 19. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей

Тема 20. Упрощенная система налогообложения

Тема 21. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

Тема 23. Транспортный налог

Тема 24. Налог на игорный бизнес

Тема 25. Налог на имущество организаций

Тема 26. Земельный налог

Тема 27. Налог на имущество физических лиц


 

2.    Порядок учета налогоплательщиков в налоговых органах

Учет налогоплательщиков – это форма налогового контроля, обеспечивающая формирование единой базы данных (ЕГРН) обо всех подлежащих налоговому контролю объектах посредством постановки налогоплательщиков на учет в налоговых органах соответственно по местонахождению организаций, по местонахождению их обособленных подразделений, по месту жительства физических лиц, а также по месту нахождению принадлежащего налогоплательщикам налогооблагаемого имущества и транспортных средств;

В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.

Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Постановка на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога или сбора.

Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения организации, месту нахождения ее филиала, представительства, а также индивидуального предпринимателя по месту его жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

По итогам государственной регистрации вносятся данные в ЕГРЮЛ, ЕГРИП, из которых приходит выписка в налоговый орган и налогоплательщик ставится на налоговый учет и ему присваивается ИНН.

Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) — цифровой код, упорядочивающий учёт налогоплательщиков в Российской Федерации. Присваивается как юридическим, так и физическим лицам. Организациям присваивается с 1993 года, индивидуальным предпринимателям — с 1997 года, прочим физическим лицам — с 1999 года (с начала действия первой части Налогового кодекса Российской Федерации).


 

3. Порядок проведения камеральных налоговых проверок

 

Камеральная налоговая проверка – форма налоговой проверки, не предусматривающая выхода сотрудников налоговой инспекции непосредственно на предприятие, осуществляемая в налоговом органе в день поступления налоговых деклараций или в последующие периоды.

При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.

Налоговый кодекс не предусматривает составления налоговым органом акта по результатам камеральной проверки.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговые органы вправе применять следующие методы налогового контроля:

  • Получение объяснений налогоплательщиков (ст.31, 82 НК РФ);

  • Проведение встречных проверок (ст.87 НК РФ);

  • Опрос свидетелей;

  • Истребование документов;

  • Проведение экспертизы;

  • Привлечение специалиста;

  • Привлечение переводчика.

Задачи камеральной проверки заключается в осуществлении следующих операций, проводимых налоговыми органами:

  1. Визуальная проверка правильности оформления отчетности.

  2. Проверка правильности осуществления расчетов по налогам в налоговой документации.

  3. Логический контроль показателей бухгалтерской и налоговой отчетности. (Взаимная увязка показателей бухгалтерской и налоговой отчетности).

  4. Предварительная оценка достоверности бухгалтерских отчетов и налоговых расчетов (сравнительный анализ показателей работы предприятия за ряд лет).

Срок проведения камеральной налоговой проверки ограничивается 3 месяцами со дня предоставления декларации, этот срок является пресекательным, поэтому по его истечении налоговым органом запрещается проводить камеральные проверки.

Камеральной проверкой подтверждается проверка правильности заполнения соответствующих граф и строк налоговых деклараций, правильность использования. Кроме этого осуществляется арифметическая сверка отчетных показателей.

Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или существуют противоречия между сведениями, указанными в декларации, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести исправления в установленный срок.


Если по результатам камеральной налоговой проверки был выявлен факт совершения налогового правонарушения, тогда составляется акт камеральной налоговой проверки. Один экземпляр вручается налогоплательщику, если по результатам камеральной налоговой проверки неустановлен факт налогового правонарушения, то акт камеральной налоговой проверки не составляется. Акт составляется в течение 10 дней после завершения камеральной налоговой проверки, выявивший факт налогового правонарушений.

4 .Порядок проведения выездных налоговых проверок

Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Выездная налоговая проверка должна проводиться на территории налогоплательщика, в отношении которого принято решение о проведении проверки. В случае если у проверяемого налогоплательщика отсутствует возможность для приема и представления документов проверяющим, проверка может быть проведена в помещении налогового органа, но по правилам проведения выездных проверок.

Согласно п. 4 ст. 89 НК РФ предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Пунктом 5 ст. 89 НК РФ установлены своего рода ограничения на проведение выездной налоговой проверки. Как и в редакции данной статьи, действующей до вступления в силу Закона N 137-ФЗ, воспроизведена норма, согласно которой налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Кроме того, введена новая норма: налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных проверок в течение календарного года, 
за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.

В соответствии с п. 6 ст. 89 НК РФ общеустановленный срок проведения выездной налоговой проверки составляет два месяца. При этом срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.

В соответствии с п. 8 ст. 89 НК РФ срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении выездной налоговой проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Согласно п. 15 ст. 89 НК РФ в последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.

В случае если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

В п. 7 ст. 89 НК РФ закреплен правовой механизм проведения выездных налоговых проверок при наличии у налогоплательщика филиалов и представительств.

Так, в рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика. Налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов. При этом он не вправе проводить в отношении филиала или представительства две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Налоговый орган не вправе проводить в отношении одного филиала или представительства налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года.

При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проверки не может превышать одного месяца.

Пунктом 9 ст. 89 НК РФ установлен закрытый перечень оснований, когда 
проверка может быть приостановлена:

1)   для истребования документов (информации) в соответствии с п. 1 ст.

93.1 НК РФ;

2)       для   получения  информации  от   иностранных  государственных органов в рамках международных договоров РФ;

3)  для проведения экспертиз;

4)        для   перевода   на   русский   язык   документов,   представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего проверку.

Кроме того, данным пунктом закреплены своего рода ограничения на приостановление выездной налоговой проверки.

Приостановление проведения выездной налоговой проверки для истребования документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы.

Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шести месяцев. В случае если проверка была приостановлена для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию, срок приостановления проверки может быть увеличен на три месяца.

На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с проверкой.

В п. 10 ст. 89 НК РФ закреплен правовой механизм проведения повторных налоговых проверок.

Согласно данному пункту повторной выездной налоговой проверкой признается проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.

При назначении повторной выездной налоговой проверки ограничения, указанные в п. 5 ст. 89 НК РФ, не действуют.

При проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки.

Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться: