Файл: Зачет по Таймменеджменту 23. 12 Вопрос Понятие, сущность и история таймменеджмента.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Достоинство планирования деятельности с помощью надцелей – более высокий уровень гибкости при принятии решений. Недостаток – абстракции не столь сильно мотивируют. Простой способ разрешения этого противоречия состоит в том, чтобы конкретно и осязаемо изобразить небольшую, но критически важную часть желаемой будущей ситуации, зажечь «полярную звезду» в окутывающем будущее тумане.
Когда небольшая японская фирма Sony находилась в проблемной ситуации, связанной с поиском конкурентных преимуществ, основатель компании Масару Ибука бросил на стол книжку карманного формата и сказал: «Мы должны сделать видеомагнитофон, кассеты которого были бы не больше этой книжки и вмещали в себя по крайней мере один час записи». Ибука поставил не задачу, а проблему, поскольку не существовало четких ступенек к достижению цели – для этого пришлось разрабатывать массу новых технологий, до того времени неизвестных. Но, ярко раскрасив маленький, но критически важный (можно сказать «знаковый») кусочек будущего, он сумел создать высокую мотивацию, чтобы двигаться вперед, не мешающую при этом искать новые непредвиденные возможности.
Именно цели такого рода, позволяющие преодолеть проблемную ситуацию, создающие принципиальные конкурентные преимущества, более всего достойны называться целями – как далекие и труднодостижимые объекты стремления, создающие серьезные перевороты в положении вещей. Для отличия от обычных эти «проблемные» цели уместно назвать «дерзкими».
Вопрос 9. Как составить карту «долгосрочных целей»?
Как составить карту «долгосрочных целей»?
Для этого лучше всего подходит простой по форме, но информативный по содержанию инструмент – карта долгосрочных целей (таблица 1.2). По вертикали она содержит две оси: годы, начиная с текущего, и ваш возраст. По горизонтали – ключевые области. На пересечении лет и ключевых областей – примерные целевые ориентиры.
В одних ключевых областях перспектива может просматриваться на более долгий срок в будущее, в других – только на ближайшие несколько лет. Какие-то цели могут быть четкими, а иные – неопределенными и размытыми. Ничего страшного: лучше пользоваться не очень точной картой местности, чем брести наугад вообще без нее.
Вопрос 11. Пирамида Б. Франклина.
Бенджамин Франклин родился в бедной семье и практически не посещал школу, однако сумел стать одним их самых образованных людей своего времени. Он участвовал в подписании Декларации Независимости Соединённых Штатов, изобрёл кресло-качалку, додумался до идеи электродвигателя. Кроме того, он придумал собственную систему управления временем, благодаря которой, во многом, и добился столь впечатляющих результатов. Она получила название пирамиды Франклина.
Чтобы организовать свою жизнь с помощью этой методики, необходимо определиться с жизненными ценностями и целями.
Жизненные ценности
В основе пирамиды лежат жизненные ценности. Это то, чего вы хотите от жизни глобально. Ценности связаны с потребностями человека и его главными жизненными ориентирами.
В основе личной пирамиды Франклин поместил такие ценности, как решительность, трудолюбие, честность, справедливость, скромность, спокойствие, порядок, бережливость. Вы можете выбрать подходящие ценности из этого списка или сформулировать свой собственный, который будет вашим ориентиром при постановке конкретных целей и задач. Для начала достаточно понять и сформулировать хотя бы 1–2 ценности, которые для вас действительно важны.
Примеры жизненных ценностей, которые подходят для основания пирамиды: «Стать известным», «Приносить пользу людям», «Реализоваться в профессии», «Открывать новые пути».
Глобальная цель
На следующей ступени пирамиды Франклина лежит глобальная цель. Она должна совпадать с жизненными ценностями. Например, если главная ценность для вас — самореализация в профессии, запишите в качестве глобальной цели тот максимальный результат, который вы хотели бы достичь. На данном этапе не нужно думать о том, насколько эта цель реальна. Чем выше поставлена планка, тем большего можно добиться на пути к ней.
Генеральный план
На следующей ступени пирамиды Франклина лежит генеральный план, который состоит из последовательных шагов к достижению цели. Например, чтобы стать доктором наук к 30 годам, нужно:
-
сдать ЕГЭ по выбранным предметам на 90+ баллов; -
поступить в выбранный вуз -
выбрать научное направление; -
стажироваться у профессоров по данному направлению; -
работать в научной лаборатории; -
участвовать в научных конференциях; -
защитить диплом; -
собирать материалы для диссертации; -
написать диссертацию и так далее.
Долгосрочные и краткосрочные планы
На следующие ступени пирамиды располагается долгосрочный план – на 3–5 лет. Посмотрите на шаги, которые вы определили на предыдущем этапе, и сформулируйте, что вам понадобится сделать для их достижения в указанные сроки. Это и будут ваши долгосрочные цели.
Ещё одна ступень – краткосрочный план, на ближайший год, полгода, три месяца, месяц. Он составляется точно так же, как и план предыдущих ступеней: вы смотрите, что нужно предпринять для достижения долгосрочной цели, и перечисляете эти шаги в плане. Не забывайте указывать сроки выполнения каждого шага, это помогает дисциплинировать себя.
Вершина пирамиды Франклина – ежедневное планирование. В плане вашего дня должны обязательно присутствовать шаги по достижению краткосрочных и долгосрочных целей, которые ведут вас к глобальной цели, отражающей ваши жизненные ценности. Если в течение дня вы ничего не делаете для достижения этих целей, вы не будете продвигаться вперёд и рискуете ничего не добиться.
Как следовать методике
-
Запишите, что вы делаете в течение дня на протяжении недели. -
Сформулируйте ваши жизненные ценности и глобальную цель. -
Составьте пошаговый план достижения этой цели – на несколько лет, на год, на месяц и на день. -
Сравните то, что получилось, с вашими записями о ежедневных занятиях. Сколько дел и задач, которые вы ежедневно выполняете, работают на вашу глобальную цель? Чем больше совпадений вы нашли – тем лучше. -
Если совпадений нет или очень мало, подумайте, как привести ваши ежедневные планы в соответствие с глобальной целью, и начинайте делать именно то, что приведёт вас к успеху.
Что нужно запомнить:
-
Эффективное планирование – одна из составляющих успеха в жизни. -
Прежде чем ставить цели, необходимо определиться с базовыми жизненными ценностями. -
После этого сформулируйте глобальные цели, которых хотели бы достичь к определённому возрасту. -
Составьте генеральный план по достижению глобальной цели. Он должен включать конкретные шаги и сроки их выполнения. -
Долгосрочные, краткосрочные и ежедневные планы соотносятся с глобальной целью и также состоят из конкретных шагов к ней. -
Нарисуйте свою собственную пирамиду Франклина и согласуйте ваши ежедневные дела с глобальными целями.
Вопрос 12. «Поглотители» времени в тайм-менеджменте
Хронофаг – один из популярных терминов тайм-менеджмента. Хронос – время, фаг – поглощать, пожирать. Поэтому наряду с хронофагами, вы встретите термины «поглотитель времени», «пожиратель времени».
Поглотители времени — это любые факторы, которые приводят к нецелевому использованию времени.
Контролируемые и неконтролируемые поглотители времени
Контролируемые хронофаги. Например, время на утренние сборы. Согласитесь, что если вам нужно выйти из дома через 15 минут, то вам хватит именно 15 минут, чтобы собраться. Если вы планируете выйти через час, то потратите на сборы ровно час и ни минутой меньше.
Неконтролируемые хронофаги. Автомобильные пробки, сама по себе дорога, ожидания в очередях, приемных и т.д. Чем больше людей вовлечено в дело, тем чаще появляются неконтролируемые хронофаги.
Прогнозируемые и непрогнозируемые поглотители времени
Прогнозируемые: вы точно знаете, что на вашем пути будет пробка, которая займет 2 часа.
Непрогнозируемые: у вас сломался автомобиль. Вы не знаете, сколько времени придется ждать эвакуатор.
Вопрос 13. Хронометраж. Техника полного хронометража. Ключевые показатели техники хронометража.
В тайм-менеджменте система учета и контроля за расходами времени начинается с хронометража. Хронометраж - учет расходов личного времени путём простой письменной фиксации, дающий материал для анализа и принятия решения и являющейся инструментом повышения эффективности мышления.
Основные задачи хронометража: 1) определить, на что тратится ваше время 2) изыскать первые резервы времени 3) выработать “чувство эффективности”, “чувство времени”.
Техника полного хронометража, 1) фиксировать в течении дня все выполняемые работы, длительностью от 10-15 минут. 2) выработать 1-2 ключевых показателя (уменьшить расходы времени - увеличить расходы времени). 3) отследить изменения показателей в динамике (график динамики показателей).
Подробная техника: 1) записывайте все дела длительностью 10-15. Каждые 1-2 часа останавливайтесь на 2-3 минуты и записывайте всё, что было сделано за этот период. Самый простой способ - фиксация начала и окончания любого дела.
2) Выберите показатели для следующего шага техники хронометража. Такими показателями могут являться: любой поглотитель времени, который удалось выявить в процессе ведения учета затрат времени; любое важное, полезное дело, на которое не хватает времени; любое желаемое действие, ресурсное занятие, до которого руки не доходят.
Ключевые показатели: количество времени в день, потраченное на компьютерные игры; время выделенное на подготовку к диплому - (примеры)
3) на основании данных, полученных в ходе выполнения предыдущих шагов хронометража, строим график динамики показателей. График дает возможность наглядно увидеть динамику происходящих изменений. На графике отслеживается динамика такого показателя как “время, затраченное на (что-либо)”, отнесенного к разряду поглотителей.
Основная идея хронометража может быть кратко сформулирована в одной фразе: “хочешь управлять - измерь”.
Сумма длительностей всех полезных работ называют - время нетто
Длительность всего периода учета - время брутто
Формула подсчета непродуктивно потраченного времени: время брутто - время нетто = количество нерационально использованного времени (поглотители)
Формула для расчета коэффициента полезного использования времени: время нетто/время брутто = коэффициент полезного использования времени.
Вопрос 14. Расстановка приоритетов.
Приоритет — это одно из ключевых понятий тайм-менеджмента, которое означает первоочередность или особую важность. Например:
Приоритетная задача — эта задача, которую нужно выполнять в первую очередь.
Приоритетная цель — это цель, на которой следует сосредоточиться прежде всего.
Приоритеты в жизни — это ценности (работа, семья и т. д.), которым человек собирается уделять основное внимание.
Вопрос 15. Перечислить стратегии отказа.
Стратегии отказа:
1) Военная хитрость или стратегия форс-мажора: если коротко, то нужно соврать о том, что у вас есть другие дела.
2) Логическое объяснение: убедительно аргументировать причину, по которой вы не можете выполнить то или иное действие.
3) Дать надежду, или стратегия переноса: суть стратегии в том, чтобы не давать положительный ответ, а провести беседу и сказать что-то на подобие - я постараюсь, но ничего не обещаю.