Файл: Зачет по Таймменеджменту 23. 12 Вопрос Понятие, сущность и история таймменеджмента.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Майнд-менеджмент – это технология представления потоков информации в виде, требующем минимального времени и психофизиологических ресурсов для ее поиска, анализа и понимания.
Подобная технология позволяет существенно повысить эффективность решения интеллектуальных задач и получать от этого процесса больше удовольствия. В развитых странах такую технологию активно изучают и применяют как в бизнес-школах, так и в вузах, школах и даже детских садах. А все началось совсем недавно.
….Однажды, учась на втором курсе института, студент по фамилии Тони Бьюзен искал в университетской библиотеке книги об эффективном использовании способностей мозга. Этому студенту необходимо было справиться с огромным количеством материала, и он хотел узнать, как такие функции мозга, как запоминание, восприятие и анализ, могут быть наилучшим образом использованы в учебном процессе. Ему посоветовали обратиться в отдел медицинской литературы. В ответ на слова Бьюзена о том, что он не хочет делать операции на мозге, а только хочет научиться правильно его использовать, библиотекарь сказала, что таких книг не существует. Это и стало толчком для Тони Бьюзена, чтобы создать свой метод интеллект-карт. Он пошел в отдел медицинской литературы, где нашел книги по физиологии мозга. Эти знания Бьюзен и использовал для создания своего метода интеллект-карт.
Сначала он достиг потрясающих результатов, став одним из лучших студентов благодаря тому, что превратил процесс своего обучения в увлекательное и, что самое главное, очень эффективное занятие. Потом Тони Бьюзен стал факультативно заниматься с отстающими школьниками, которых все считали безнадежными, и с каждым из них достиг потрясающих результатов. Один из его учеников воскликнул после того, как у него начало что-то получаться: «Я не был неспособным к учению – у меня просто не было настоящего учения!»
Тони Бьюзен вспомнил про Ньютона, Эйнштейна, которые в школе перебивались с двойки на тройку, и задал важные вопросы: «Умеем ли мы учиться? Правильно ли мы используем свой мозг для того, что обрабатывать поступающую информацию?» Заставив работать свой практический метод в обучении, автор справедливо решил, что так же эффективно его можно использовать в любой интеллектуальной деятельности, а особенно в бизнесе. Ведь что такое бизнес, как не способность быстро собрать из разных источников и проанализировать информацию (о конкурентах, потребностях клиента, поставщиках, рынке, ценах, тенденциях, прогнозах и т. д), принять на ее основе быстрое и правильное решение и потом обеспечить его выполнение? В итоге Тони Бьюзен представил свою концепцию в одной из первых своих книг «Супермышление»[38], впервые вышедшую в 1974 г.
В ней Тони Бьюзен популярно описал метод интеллект-карт. В его основу он положил основные принципы работы человеческого мозга и сумел объяснить, что мы используем наш биологический компьютер под названием «мозг» неэффективно и что есть очень простой способ существенно повысить его эффективность – метод интеллект-карт.
После выхода книги метод стал набирать огромную популярность, а интеллект-карты – успешно применяться во многих областях интеллектуальной деятельности. С распространением
компьютеров стали появляться первые программы для построения интеллект-карт в электронном виде, что открыло дополнительные возможности для их корпоративного использования и решения бизнес-задач. Творческие способности людей, применявших метод интеллект-карт в своей работе, стали раскрываться сильнее, что неминуемо повысило результативность их труда. Интеллект-карты стали основным инструментом выполнения задач для многих работников интеллектуального труда, в том числе теперь и в России.
Вопрос 22. Почему одной из важных задач тайм-менеджмента является выработка умения правильно распределять свою рабочую нагрузку?
Единственный ресурс, которым обладают все люди без исключения, – это время. Перед ним все равны. Время – невосполнимый ресурс: его невозможно положить в банк и жить на проценты, взять взаймы и получить в подарок на день рождения. Зато время легко теряется. Его могут у вас украсть (о «расхитителях» времени подробнее см. Тему 2), и похищенный, к примеру, час вашей жизни никто никогда не вернет.
Каждый из нас имеет 24 часа в сутки. Разница заключается только в том, как это время используется. Многие умные, талантливые люди так и не реализовали свои проекты и идеи, ничего не добились в жизни по одной простой причине: они не умели рационально использовать имеющееся в их распоряжении время. Успешный человек – это человек, умеющий распоряжаться временем. Успешен тот, кто успевает. Успевать – значит делать все вовремя, а то, «что сделано несвоевременно, сделано понапрасну» (Ф. Бэкон). Это значит, что необходимо научиться «чувствовать» подходящий момент для реализации своих идей, уметь вовремя перестраиваться при изменении обстоятельств, видеть и использовать открывающиеся возможности. Данные навыки приобретают особую важность в новых экономических условиях, когда на первый план выходит способность быстро и гибко реагировать на любые непредвиденные ситуации. Постоянные изменения деятельности (внедрение новых систем управления, выход на новые рынки, разработка и выведение на рынок новых продуктов) становятся нормой в деятельности компаний и организаций и влекут за собой увеличение объемов выполняемых менеджерами и специалистами задач, порождают необходимость изыскивать резервы времени на реализацию инновационных проектов.
В связи с этим одними из основополагающих компетенций современного профессионала в последнее время стали умение эффективно организовывать время на любом уровне (личном, командном, корпоративном) и способность согласовывать свои действия с действиями окружающих для выполнения поставленных задач.
Вы научитесь рационально использовать ресурс времени, эффективно действовать и добиваться успеха лишь тогда, когда освоите следующие умения:
-
правильно планировать свою деятельность; -
управлять своими задачами и делами (как долгосрочными, так и краткосрочными); -
расставлять приоритеты;ставить перед собой цели и достигать их; -
распределять свою рабочую нагрузку, находя время и для работы, и для отдыха.
Именно в этом и заключается сущность тайм-менеджмента как технологии эффективной организации времени
Вопрос 23. Работоспособность человека и биоритмы.
Вопрос 24. Правила организации эффективного отдыха.
-
Ритмичность – первое условие эффективного отдыха. Планируйте небольшие перерывы через определенные промежутки времени. Самый оптимальный режим – пять минут отдыха через каждый час. Можно устраивать себе перерывы длительностью 10–15 минут через каждые полтора часа. Важно не только соблюдать принцип ритмичности, но и сделать отдых качественным. Эффективность наших перерывов во многом будет зависеть от того, чем будут заполнены эти пять минут. Поэтому важно соблюдать второе правило. -
Максимальное переключение. Постарайтесь на пять минут свободного времени переключить свое внимание с того дела, которым вы занимаетесь, или задачи, которую решаете, на что-то другое. Обязательно выберите для себя наиболее подходящие для вас сценарии короткого пяти– или десятиминутного отдыха. -
Смена контекста. Во время короткого пятиминутного отдыха стоит изменить условия (контекст), в которых вы находитесь. Так, если вы целый день сидите перед монитором компьютера или за рабочим столом – встаньте, походите, сделайте несколько физических упражнений
Вопрос 25. Стресс и организация времени.
Стресс возникает вследствие «несоответствия» человека окружающей обстановке на рабочем месте или где-то еще.Наиболее важные ситуационные факторы, приводящие к дисгармонии:
-
Количественная перегрузка. Чрезмерный объем работы, дефицит времени и монотонный процесс (технология серийного производства и стандартизированная конторская работа). -
Качественная перегрузка. Зауженное и одностороннее содержание рабочего процесса, однообразие стимулов, отсутствие требований к творчеству или необходимости принятия решений -
Ролевые конфликты. Каждый человек исполняет одновременно несколько ролей (ребенок, родитель, супруг, друг и т.п.), и между этими ролями легко возникают конфликты, приводящие к стрессу. -
Невозможность влиять на ситуацию. -
Отсутствие социальной поддержки со стороны домашних, начальства или коллег по работе. -
Физические стресс-факторы.
Организационные принципы эффективного распорядка дня можно разделить на три группы: правила начала дня, основной его части и правила завершения рабочего дня. Работоспособность находится в зависимости от целого ряда факторов. В них можно выделить следующие закономерности:
-
к фазам высшей активности примыкают двухчасовые паузы, во время которых организм человека работает в «щадящем» режиме; -
пик работоспособности приходится на первую половину дня; -
после обеда, когда наступает известный спад продуктивности, нужно использовать этот период для социальных контактов и рутинной деятельности.
Рекомендуется также в соответствии с колебаниями работоспособности чередовать напряженную, ответственную деятельность с менее важной и ненапряженной.
Вопрос 26. Методы и способы самонастройки на решение задач. Техника «Якорения».
Что такое эффект якорения?
Касание бортика корта перед серьезной игрой (у спортсменов) – путь к победе.
Так вот. Одежда, кофе, музыка, обувь и касание – это все якоря.
С их помощью человек быстро входит в нужное ресурсное состояние, оставляет за спиной все ненужные в данный момент мысли, идеи, эмоции.
Есть даже определение, в котором говорится, что: якорь – любая привязка, вызывающая определенное эмоциональное состояние.
Какие виды якорей бывают
Итак, якорь чаще всего – это хорошо. Поэтому использовать метод якорения в жизни можно и нужно. Простая техника позволяет повысить собственную производительность, продуктивность, снижает уровень повседневного стресса и позволяет быстро переключаться из одного настроения в другое.
Всего в тайм-менеджменте выделяют 4 типа якорей:
-
Визуальные. Цвет, яркость освещения, образ, картина – любое зрительное впечатление, отзывающееся в памяти приятным или отрицательным моментом. -
Аудиальные. Музыка, пение птиц, тембр голоса, шум моря, треск дров в костре – все, что может ассоциироваться со значимыми памятными событиями. -
Кинестетические. Касания, массаж, холод или тепло, тягучесть или вязкость, жесткость или нежность – сюда относят кожную, тактильную память, с которой связана эмоция. -
Обонятельные. Все виды запахов и ароматов – от предгрозового воздуха до пряностей и парфюма.
Очень хорошо действуют комплексные якоря: не просто кофе, а горячий кофе с запахом корицы из любимой кружки.
Кстати, специализация в технике якорения очень важна. Ведь если выход в ресурсное состояние – основная цель, то нужно четко градировать место и время действия. Вряд ли кому-то понравится выпасть в рабочую сосредоточенность на пляже у моря только от одного запаха кофе. А вот если «рабочий» кофе – это определенный сорт и только конкретная кружка, то один запах не сможет сработать в виде простого якоря.