Файл: Философия, ее предмет и роль в обществе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Сознание – это свойство высокоорганизованной материи, возникает и развивается только в совместной деятельности людей, в процессе их труда и общения. Духовное понимается как единство сознания и бессознательного. Человек может не только воспринимать явления внешнего мира, но и осмысливать их, обобщать, изучать самого себя, составлять программу своих действий, и нести ответственность за них.

Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и контроле поведения человека. Сознание невозможно наблюдать, измерить.

«Иметь сознание» – значит быть «со знанием» о мире. Сознание дает человеку второй мир – идеальный: человек представляет себе будущие поступки и их последствия (это идеальные модели действий). Образ человека, модель атома, модель Вселенной, все научные законы составляют идеальный мир, который помогает ориентироваться в окружающем материальном мире, восстановить прошлое и предсказать будущее.

Основные качества сознания:

  • согласованность взаимодействия мыслительных, эмоциональных, чувственных, волевых и других процессов;

  • направленность сознания «вовне» и «вовнутрь», то есть ориентация на внешний мир или на внутренний мир человека;

  • выражение внутреннего мира человека (сомнение, убеждение, уверенность и др.).

Формы сознания:

  • Индивидуальное – сознание отдельно взятого человека.

  • Общественное – сознание групп людей на протяжении исторического периода (например, групповой психологический климат, массовые явления, мода, паника и т.д.). Общественное сознание имеет несколько видов: религия, наука, право, нравственность, идеология и искусство.

Для первых философских идей о душе характерно неразделение души и тела, впоследствии душу рассматривали как нематериальную субстанцию, независимую от материи (Сократ, Платон).

Идеализм предполагает первичность сознания и вторичность материи (С → М).

Дуализм понимает материю и сознание как самостоятельные, независимые друг от друга начала (С ǀǀ М).

Вульгарный материализм понимал сознание как разновидность материи (С = М), рассмотрение сознания упрощенно: мысль выделяется мозгом так же, как желчь выделяется печенью. Данная точка зрения опровергнута современными научными данными.


Гилозоизм (от греч. «гиле» – «вещество» и «зое» – «жизнь») наделяет сознанием всю материю (С ↔ М), одухотворение неживой природы. Например, Д. Дидро приводил в качестве примера яйцо и цыпленка, который может воспринимать мир, и делает вывод о том, что способность воспринимать мир есть в самом яйце.

Диалектический материализм предполагает первичность материи и вторичность сознания (М → С). Рассматривает сознание как продукт исторического развития социальной формы материи, то есть не всей материи, а только социально-организованной (человеческого мозга).

Анри Бергсон (1859–1941) – французский философ, критик материалистической концепции, утверждал, что плащ, висящий на вешалке, связан с вешалкой и даже может покачиваться вместе с ней, но это не означает, что плащ и вешалка одно и то же. Так же взаимодействуют материальное с идеальным: они связаны между собой, на что указывает теория отражения, но не тождественны друг другу.

В философии общепринят материалистический подход к пониманию сознания: материя, развиваясь, при определенных условиях, порождает разум.

Это происходит благодаря всеобщему свойству материи – отражению.

Отражение – это универсальное качество материи, процесс и результат взаимодействия, при котором особенности одного объекта в иной форме воссоздаются в особенностях другого объекта. Отражение заключается в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. Способность к отражению зависит от уровня организации материи. Отражение в неорганической природе, в мире растений, животных и, человека выступает в качественно различных формах.

Три этапа отражения:

  • отражение в неживой природе – это физико-химическое отражение, происходит по законам механики, при непосредственном контакте объектов, имеет пассивный характер (например, кольца на стволе дерева).

  • отражение в живой природе: изначально физиологическое отражение (характерно для одноклеточных организмов), в виде раздражимости, реагирование на физико-химические воздействия и на факторы, которые имеют биологическое значение для организма. На более высоком этапе развития живой природы возникает психическое отражение (восприятия, представления), которое связано с появлением нервной системы и органов чувств. Появляется новая форма отражения – чувствительность, возникают условные рефлексы, которые лежат в основе ориентационного поведения.

  • отражение на социальном уровне – это отражение в форме сознания, имеет осознанное содержание, это способ превращения предметов в понятия.


Сознание отражает мир в идеальных образах, которые сами не имеют свойств реальных объектов (например, образ розы не пахнет), они существуют как субъективная реальность (присущи конкретному человеку и без него не существуют). Активно-преобразовательный характер сознания, когда с помощью идеи человек сначала конструирует новое, а потом воплощает в жизнь.

Предпосылки происхождения сознания:

1. Биологические:

  • прямохождение;

  • развитие звуковых и двигательных средств информации;

  • стадный образ жизни;

  • головной мозг;

  • развитая нервная система высших животных.

2. Социальные условия:

  • труд (в процессе которого происходят мыслительные операции обобщения, абстрагирования);

  • речь, общение;

  • общинный образ жизни людей.

Физиологические основы возникновения сознания: ученые, занимавшиеся физиологией головного мозга: И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Н.Е. Введенский, А.А. Ухтомский и др.

И.М. Сеченов назвал мозг человека «чудеснейшей машиной в мире», которая с помощью чувственных и подвижных нервов получает информацию из внешнего мира и внутреннего состояния организма, и регулирует отношения организма с окружающей средой. Работа головного мозга организует высшую нервную деятельность, единый психофизиологический процесс, где физиологическое – это материальный носитель психического. Нельзя отделить мышление от мыслящей материи. Мозг понимается как орган сознания, а сознание как его основная функция. Вне физиологической деятельности мозга сознание не существует.

Таким образом, сознание – это способность высокоорганизованной материи, высшая форма отражения (идеальный образ материального мира), продукт социально-исторического развития, регулятор целенаправленной деятельности человека.

Структура сознания: сознание является частью психики, в нем происходят не только сознательные, но и подсознательные, и бессознательные процессы.

Сознательными называют психические явления, которые совершаются человеком со знанием того, что он делает, мыслит или чувствует.

Бессознательное – это совокупность психических явлений и состояний, которые находятся вне сферы разума, необходимо для снижения нагрузки на сознание и расширение творческих возможностей. При этом между сознанием и бессознательным возможны конфликты.

К бессознательному относятся:

  • инстинкты – врожденные акты поведения человека, необходимые для выживания;

  • интуиция – знание, которое возникает без осознания путей его получения;

  • автоматизмы – сложные действия человека, которые появились под контролем сознания, но при многократном повторении стали бессознательными (например, езда на велосипеде);

  • сновидения, гипнотические состояния, телепатия, озарение, ясновидение.


Сознание существует как невидимый и необратимый поток быстро меняющихся впечатлений, чувств, переживаний, мыслей, а также как совокупность более стабильных идей, убеждений.

Выделяют три стороны сознания:

  • предметное сознание (направлено на окружающий предметный мир);

  • самосознание (сознание человека направлено на самого себя, осознание себя);

  • сознание как поток переживаний.

Предметное сознание и самосознание в философии называли духом, который возвышает человека над природой. Дает возможность создать второй, идеальный мир предметов и законов их существования. Душа делает человека живым, позволяя откладывать чувственный опыт, и вспоминать его. Например, когда мы слышим первый слог слова, мы можем догадаться, что это за слово, то есть слышим не только конкретные звуки, но и соотносим их со своим опытом, поэтому мы воспринимаем осмысленную речь.

В структуру сознания включают:

  • знание – понимание человеком действительности, отражение ее в виде чувственных и абстрактных логических образов;

  • эмоции – человек переживает то, что отражает, эмоции стимулируют или тормозят осознание реальных явлений;

  • воля – целенаправленное регулирование человеком своей деятельности, способность направить физические и психические силы на решение реальных задач, преодоление трудностей и т.д.;

  • мышление – процесс познавательной деятельности, при котором происходит обобщенное отражение действительности (переход от явления к сущности вещей, создание понятий);

  • внимание (направленность и сосредоточенность на определенных объектах);

  • память (закрепление, сохранение и воспроизведение прошлого опыта).

Функции сознания – это свойства, которые делают сознание инструментом познания, общения, практического действия.

Познавательная или отражательная функция – получение знаний о природе, обществе и человеке, начиная с чувственного познания с последующим созданием понятий.

Накопительная функция – накопление собственного опыта и опыта других людей (как современников, так и предшествующих поколений).

Оценочная функция – оценка предметов и явлений с точки зрения своих потребностей.

Функция формирования цели – целеустремленность, что появляется при удовлетворении потребностей (в том числе социальных, эстетических, этических и др.)

Творческая функция – создание предметов, которые не были созданы природой, для удовлетворения своих потребностей (рукотворная природа).


Коммуникативная функция – общение между людьми с помощью речи (звуковая) и технических средств (тексты, книги, газеты и др.).

Регулятивная функция – регулирует поведение человека, групп людей.

Указанные функции сознания, будучи относительно самостоятельными, выполняют служебную роль в отношении к практике. Они подготовляют решения человека о том, как надо практически действовать. Специфика существования сознания состоит в подвижности его процессов, а также в том, что их протекание скрыто от любого внешнего наблюдения.

Теория познания

Познание

Познавательное отношение человека к миру заключается в выработке адекватного воспроизведения действительности, без которого невозможна ориентация человека в мире и успешное преобразование этого мира.

Изучением особенностей процесса познания (получения знаний о мире) занимается раздел философии – гносеология (от греч. «гносиз» – «знание», «познание», «логос» – «учение»).

Гносеология – это область философии, которая изучает закономерности познавательной деятельности, условия, способы и форм познания, отношение знания к действительности, критерии его истинности.

Познание – это процесс целенаправленного, активного отражения объективного мира в сознании людей, обусловленный общественно-исторической практикой человечества; это совокупность процессов, благодаря которым человек получает, перерабатывает и использует информацию о мире и о самом себе.

Познание – это процесс взаимодействия объекта познания и субъекта познания в результате которого возникают новые знания, это творческая деятельность человека, формирующая его знания, на основе которых возникают цели человеческих действий. Познание является результатом мыслительной деятельности человека.

Источник познания – объективная реальность, которая отражается в сознании человека.

Знание – результат данного отражения, который выражает с помощью языка закономерности и связи объектов в мире (в форме понятий). Это гносеологическая форма отношения к миру, любая познавательная информация.

Главным вопросом в гносеологии является вопрос об отношении знания о мире к самому миру (насколько это знание адекватно и истинно). Различные направления философии в разное время давали различные ответы на данный вопрос. Одно из направлений философии – агностицизм.