ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сознание – это свойство высокоорганизованной материи, возникает и развивается только в совместной деятельности людей, в процессе их труда и общения. Духовное понимается как единство сознания и бессознательного. Человек может не только воспринимать явления внешнего мира, но и осмысливать их, обобщать, изучать самого себя, составлять программу своих действий, и нести ответственность за них.
Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и контроле поведения человека. Сознание невозможно наблюдать, измерить.
«Иметь сознание» – значит быть «со знанием» о мире. Сознание дает человеку второй мир – идеальный: человек представляет себе будущие поступки и их последствия (это идеальные модели действий). Образ человека, модель атома, модель Вселенной, все научные законы составляют идеальный мир, который помогает ориентироваться в окружающем материальном мире, восстановить прошлое и предсказать будущее.
Основные качества сознания:
-
согласованность взаимодействия мыслительных, эмоциональных, чувственных, волевых и других процессов; -
направленность сознания «вовне» и «вовнутрь», то есть ориентация на внешний мир или на внутренний мир человека; -
выражение внутреннего мира человека (сомнение, убеждение, уверенность и др.).
Формы сознания:
-
Индивидуальное – сознание отдельно взятого человека. -
Общественное – сознание групп людей на протяжении исторического периода (например, групповой психологический климат, массовые явления, мода, паника и т.д.). Общественное сознание имеет несколько видов: религия, наука, право, нравственность, идеология и искусство.
Для первых философских идей о душе характерно неразделение души и тела, впоследствии душу рассматривали как нематериальную субстанцию, независимую от материи (Сократ, Платон).
Идеализм предполагает первичность сознания и вторичность материи (С → М).
Дуализм понимает материю и сознание как самостоятельные, независимые друг от друга начала (С ǀǀ М).
Вульгарный материализм понимал сознание как разновидность материи (С = М), рассмотрение сознания упрощенно: мысль выделяется мозгом так же, как желчь выделяется печенью. Данная точка зрения опровергнута современными научными данными.
Гилозоизм (от греч. «гиле» – «вещество» и «зое» – «жизнь») наделяет сознанием всю материю (С ↔ М), одухотворение неживой природы. Например, Д. Дидро приводил в качестве примера яйцо и цыпленка, который может воспринимать мир, и делает вывод о том, что способность воспринимать мир есть в самом яйце.
Диалектический материализм предполагает первичность материи и вторичность сознания (М → С). Рассматривает сознание как продукт исторического развития социальной формы материи, то есть не всей материи, а только социально-организованной (человеческого мозга).
Анри Бергсон (1859–1941) – французский философ, критик материалистической концепции, утверждал, что плащ, висящий на вешалке, связан с вешалкой и даже может покачиваться вместе с ней, но это не означает, что плащ и вешалка одно и то же. Так же взаимодействуют материальное с идеальным: они связаны между собой, на что указывает теория отражения, но не тождественны друг другу.
В философии общепринят материалистический подход к пониманию сознания: материя, развиваясь, при определенных условиях, порождает разум.
Это происходит благодаря всеобщему свойству материи – отражению.
Отражение – это универсальное качество материи, процесс и результат взаимодействия, при котором особенности одного объекта в иной форме воссоздаются в особенностях другого объекта. Отражение заключается в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. Способность к отражению зависит от уровня организации материи. Отражение в неорганической природе, в мире растений, животных и, человека выступает в качественно различных формах.
Три этапа отражения:
-
отражение в неживой природе – это физико-химическое отражение, происходит по законам механики, при непосредственном контакте объектов, имеет пассивный характер (например, кольца на стволе дерева). -
отражение в живой природе: изначально физиологическое отражение (характерно для одноклеточных организмов), в виде раздражимости, реагирование на физико-химические воздействия и на факторы, которые имеют биологическое значение для организма. На более высоком этапе развития живой природы возникает психическое отражение (восприятия, представления), которое связано с появлением нервной системы и органов чувств. Появляется новая форма отражения – чувствительность, возникают условные рефлексы, которые лежат в основе ориентационного поведения. -
отражение на социальном уровне – это отражение в форме сознания, имеет осознанное содержание, это способ превращения предметов в понятия.
Сознание отражает мир в идеальных образах, которые сами не имеют свойств реальных объектов (например, образ розы не пахнет), они существуют как субъективная реальность (присущи конкретному человеку и без него не существуют). Активно-преобразовательный характер сознания, когда с помощью идеи человек сначала конструирует новое, а потом воплощает в жизнь.
Предпосылки происхождения сознания:
1. Биологические:
-
прямохождение; -
развитие звуковых и двигательных средств информации; -
стадный образ жизни; -
головной мозг; -
развитая нервная система высших животных.
2. Социальные условия:
-
труд (в процессе которого происходят мыслительные операции обобщения, абстрагирования); -
речь, общение; -
общинный образ жизни людей.
Физиологические основы возникновения сознания: ученые, занимавшиеся физиологией головного мозга: И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Н.Е. Введенский, А.А. Ухтомский и др.
И.М. Сеченов назвал мозг человека «чудеснейшей машиной в мире», которая с помощью чувственных и подвижных нервов получает информацию из внешнего мира и внутреннего состояния организма, и регулирует отношения организма с окружающей средой. Работа головного мозга организует высшую нервную деятельность, единый психофизиологический процесс, где физиологическое – это материальный носитель психического. Нельзя отделить мышление от мыслящей материи. Мозг понимается как орган сознания, а сознание как его основная функция. Вне физиологической деятельности мозга сознание не существует.
Таким образом, сознание – это способность высокоорганизованной материи, высшая форма отражения (идеальный образ материального мира), продукт социально-исторического развития, регулятор целенаправленной деятельности человека.
Структура сознания: сознание является частью психики, в нем происходят не только сознательные, но и подсознательные, и бессознательные процессы.
Сознательными называют психические явления, которые совершаются человеком со знанием того, что он делает, мыслит или чувствует.
Бессознательное – это совокупность психических явлений и состояний, которые находятся вне сферы разума, необходимо для снижения нагрузки на сознание и расширение творческих возможностей. При этом между сознанием и бессознательным возможны конфликты.
К бессознательному относятся:
-
инстинкты – врожденные акты поведения человека, необходимые для выживания; -
интуиция – знание, которое возникает без осознания путей его получения; -
автоматизмы – сложные действия человека, которые появились под контролем сознания, но при многократном повторении стали бессознательными (например, езда на велосипеде); -
сновидения, гипнотические состояния, телепатия, озарение, ясновидение.
Сознание существует как невидимый и необратимый поток быстро меняющихся впечатлений, чувств, переживаний, мыслей, а также как совокупность более стабильных идей, убеждений.
Выделяют три стороны сознания:
-
предметное сознание (направлено на окружающий предметный мир); -
самосознание (сознание человека направлено на самого себя, осознание себя); -
сознание как поток переживаний.
Предметное сознание и самосознание в философии называли духом, который возвышает человека над природой. Дает возможность создать второй, идеальный мир предметов и законов их существования. Душа делает человека живым, позволяя откладывать чувственный опыт, и вспоминать его. Например, когда мы слышим первый слог слова, мы можем догадаться, что это за слово, то есть слышим не только конкретные звуки, но и соотносим их со своим опытом, поэтому мы воспринимаем осмысленную речь.
В структуру сознания включают:
-
знание – понимание человеком действительности, отражение ее в виде чувственных и абстрактных логических образов; -
эмоции – человек переживает то, что отражает, эмоции стимулируют или тормозят осознание реальных явлений; -
воля – целенаправленное регулирование человеком своей деятельности, способность направить физические и психические силы на решение реальных задач, преодоление трудностей и т.д.; -
мышление – процесс познавательной деятельности, при котором происходит обобщенное отражение действительности (переход от явления к сущности вещей, создание понятий); -
внимание (направленность и сосредоточенность на определенных объектах); -
память (закрепление, сохранение и воспроизведение прошлого опыта).
Функции сознания – это свойства, которые делают сознание инструментом познания, общения, практического действия.
Познавательная или отражательная функция – получение знаний о природе, обществе и человеке, начиная с чувственного познания с последующим созданием понятий.
Накопительная функция – накопление собственного опыта и опыта других людей (как современников, так и предшествующих поколений).
Оценочная функция – оценка предметов и явлений с точки зрения своих потребностей.
Функция формирования цели – целеустремленность, что появляется при удовлетворении потребностей (в том числе социальных, эстетических, этических и др.)
Творческая функция – создание предметов, которые не были созданы природой, для удовлетворения своих потребностей (рукотворная природа).
Коммуникативная функция – общение между людьми с помощью речи (звуковая) и технических средств (тексты, книги, газеты и др.).
Регулятивная функция – регулирует поведение человека, групп людей.
Указанные функции сознания, будучи относительно самостоятельными, выполняют служебную роль в отношении к практике. Они подготовляют решения человека о том, как надо практически действовать. Специфика существования сознания состоит в подвижности его процессов, а также в том, что их протекание скрыто от любого внешнего наблюдения.
Теория познания
Познание
Познавательное отношение человека к миру заключается в выработке адекватного воспроизведения действительности, без которого невозможна ориентация человека в мире и успешное преобразование этого мира.
Изучением особенностей процесса познания (получения знаний о мире) занимается раздел философии – гносеология (от греч. «гносиз» – «знание», «познание», «логос» – «учение»).
Гносеология – это область философии, которая изучает закономерности познавательной деятельности, условия, способы и форм познания, отношение знания к действительности, критерии его истинности.
Познание – это процесс целенаправленного, активного отражения объективного мира в сознании людей, обусловленный общественно-исторической практикой человечества; это совокупность процессов, благодаря которым человек получает, перерабатывает и использует информацию о мире и о самом себе.
Познание – это процесс взаимодействия объекта познания и субъекта познания в результате которого возникают новые знания, это творческая деятельность человека, формирующая его знания, на основе которых возникают цели человеческих действий. Познание является результатом мыслительной деятельности человека.
Источник познания – объективная реальность, которая отражается в сознании человека.
Знание – результат данного отражения, который выражает с помощью языка закономерности и связи объектов в мире (в форме понятий). Это гносеологическая форма отношения к миру, любая познавательная информация.
Главным вопросом в гносеологии является вопрос об отношении знания о мире к самому миру (насколько это знание адекватно и истинно). Различные направления философии в разное время давали различные ответы на данный вопрос. Одно из направлений философии – агностицизм.