ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Аристотель (384–322 гг. до н.э.) был сыном придворного врача, что позволило ему получить хорошее образование. В 17 лет он стал учеником в Академии Платона, затем преподавал, был наставником Александра Македонского, по возвращении из походов в Афины вел диспуты в роще Ликеион (название «ликей», «лицей»). Он освоил основные науки того времени, считал, что правителю самому философствовать не нужно, достаточно прислушаться к советам мудрецов. Аристотель является автором таких философских произведений как «Метафизика», «Органон», «О душе» и др.
Учение о форме и материи: Аристотель был последователем Платона, и поддерживал его учение об идеях, которое впоследствии изменилось. Идеи находятся внутри вещей, и называются «форма», то есть идея оформляет материю. Материя – то, из чего все рождается (однокоренное слово «мать»), материя как ткань, материал. Например, материя – медь, форма – шар, предмет – медный шар. В качестве основы выделял первоматерию, которая наделена двумя парами противоположных свойств. Комбинацию этих свойств дают 4 стихии: воздух, вода, огонь и земля, они могут трансформироваться одна в другую (вода в пар), добавлял божественный эфир, из которого состоят небо и звезды.
Основатель телеологии – представления о том, что все происходящее имеет какую-либо цель своего развития, форма предшествует материи, как план постройки предшествует зданию. Считал, что наука познает общее всех предметов (идея дома находится в самом доме, и присуще всем домам как общее). Аристотеля считают основоположником психологии, логики, этики. Аристотель завершил создание философии. (Смотрите обучающий фильм об Аристотеле)
Эпикур (342-270 гг. до н.э.) является автором более 300 работ, он вступил в борьбу с Аристотелем, слушал его лекции, но учеником не стал, считая, то философия должна помогать людям.
Создал афинскую философскую школу «Сад Эпикура», куда пускали в том числе женщин и детей. Три части учения Эпикура включают теорию познания (канонику), учение о природе (физика), этику, которые подчинены цели – научить человека, как достичь счастливой, блаженной жизни, свободной от страданий тела и смятения души. Мир состоит из атомов, но атомы могут случайно отклоняться от траектории движения. Душа также состоит из атомов, а допущение о случайных отклонениях говорит о свободе воли. Душа, как и тело, умирает. Единственное благо для человека – наслаждение, как отсутствие страдания, для его достижения необходимо устраниться от тревог, государственных дел и опасностей. Эпикур говорит о наслаждении покоем (статическом), например, состояние насыщения, когда есть уже не хочется, а не процесс еды. Здоровье тела и безмятежность души приводят к невозмутимому спокойствию – атараксии. Принцип свободы воли состоит в независимости человека от общественных связей, так как не считал юридические законы справедливыми, а жить надо по природе, а не по законам. Основной принцип: «Живи незаметно».
Последователи Эпикура – эпикурейцы. Природа понималась ими как материальная, признавали свободу воли, справедливость – как общественный договор.
Период эллинистических (поздних античных) школ: стоики, скептики, киники.
Стоицизм: Основоположник – Зенон (333–262 гг. до н.э.), учил, прохаживаясь по портику Расписная Стоя (отсюда название «стоики»). Главная фраза Зенона «Не в силе добро, а в добре сила». Этическая направленность стоицизма, представители которого учили стоически переносить жизненные тяготы, так как существует фатум – неумолимый закон судьбы, которому необходимо подчиняться и человеку необходимо познавать свое место в мире. Богатство, здоровье, силу они относили к безразличному, имеющему ценность для жизни.
Римский император Марк Аврелий (121–180 гг.) – один из наиболее известных стоиков. После его смерти были найдены философские записки. Он ощущал остро течение времени и краткость человеческой жизни. Бесполезно бороться с судьбой и нужно принимать жизнь такой, какая она есть: «Быть похожим на утес, о который неустанно бьется волна; он стоит, и разгоряченная волна затихает вокруг него».
Скептицизм: (от греч. «рассматривающий», «критикующий») отрицали возможность что-либо доказать, указывали на относительность процесса познания. Есть несколько точек зрения на один предмет, но какая из них истинная, определить невозможно, поэтому нужно воздерживаться от суждений. Их девиз «Ничего не определять, ни с чем не соглашаться». Представитель Пиррон (360–270 гг. до н.э.). Для скептиков также важны невозмутимость, хладнокровие, которые обретаются через отказ от знания.
Киники (от лат. «циники», от греч. «собаки») считали, что главная цель – жить в соответствии со своими убеждениями, пренебрегали внешними благами – богатством, комфортом, славой. Представитель – Диоген (приблизительно конец II – начало III в. н. э.), который жил в глиняной бочке, и считал, то нужно жить просто и неприхотливо. Изображение Диогена представлено на рисунке 8. Идеал мудрой жизни – безразличие ко всему внешнему. Это движение имеет много последователей, например, хиппи.
Таким образом, античная философия представляет собой первые попытки древних философов осмыслить действительность, понять причины происхождения мира и всех вещей, понять законы общества и государства, сформулировать первые концепции и теории. Из учений античных мыслителей берут начало многие естественные и гуманитарные науки, которые изначально развивались в русле философии.
Философия Средних веков
Средневековая философия является следующим этапом в развитии философии. Средневековье – хронологически большой и неоднородный период, охватывающий V–XV века. Средневековая философия связана с Христианством и античностью, возникла после крушения Римской империи, когда религия взяла на себя создание нового мира. Средневековая философия зависит от религиозного мировоззрения, теоцентрична (Бог определяет все в мире).
Отличия средневековой философии от философии античности:
-
Вместо театра и скульптуры появляются литургия и икона. Литургия включала в себя церковные песнопения, тексты, обряды таинств, что оказывало сильное воздействие на человека. -
Античная культура не смогла объяснить посмертное вознаграждение за муки при жизни, а христианство смогло с помощью веры. -
Античное миропонимание было направлено вовне (публичная жизнь происходила на площадях), средневековое – вовнутрь человека. -
В античности главное – познание человека (тезис Сократа «познай самого себя»), в христианстве – познание Бога (И. Христос: «Я есмь путь и истина»).
Изначально религия и философия противостояли друг другу, но затем пришли к сотрудничеству, в результате чего появилась религиозная философия, основной задачей которой стало рациональное объяснение теологических истин.
Все философские вопросы решались с позиции теоцентризма, креацинизма, провиденциализма.
Теоцентризм (от греч. «Бог») – это понимание мира, в котором источником и причиной всего выступает Бог. В теории познания главная роль отводится теологии – науке о Боге. Теология – это богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога. Философия призывается на службу вере с тем, чтобы объяснять религиозные истины в понятиях, доступных для понимания верующими, а также опровергать антихристианские идеи. Философия играла подчиненную роль, была «служанкой богословия».
Креационизм (от лат. «сотворение») – это принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, пребывающую в постоянном изменении.
Провиденциализм (от лат. «провидение») – это система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение (провидение – в религиозных представлениях: Бог или его действия). Средневековая философия включает в себя идею божественного предопределения, религиозное учение о конечных судьбах мира и человека.
Можно выделить два этапа становления средневековой философии:
1) II–VI века. Патристика (от лат. «отец») – совокупность теолого-философских взглядов отцов церкви, которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию (идеи Платона).
Наиболее известный представитель – Августин Блаженный (полное имя – Аврелий Августин, 354–430), родился в Северной Африке, которая была частью Римской империи. Обучался риторике, позже преподавал ее в г. Карфагене. Последние годы своей жизни он был епископом г. Гиппона. Августин Блаженный является автором 93 трактатов и 500 писем и проповедей, среди которых трактат «О граде Божьем».
Центральная идея его учения – Бог, который ни от кого не зависит, все определяется божественной волей. Это первопричина всего и всех изменений в мире, поэтому все предопределено (идея фатализма). Августин считал, что человек объединяет разумную душу и свободную волю. Нематериальная душа находится в материальном теле человека. Душе присущи разум, воля и память. Высший акт воли – это вера, вера выше разума. Свободная воля постоянно толкает человека на путь греха, к добру человека направляет воля Бога.
Формула «Верю, чтобы понимать»
В трактате «О граде Божьем» он говорил о борьбе двух царств – града земного и града Божьего. В граде земном – люди, забывающие о Боге, в граде Божьем – праведники, которые руководствуются в жизни любовью к Богу. На земле все перемешаны, поэтому оба града соединены вместе. Он подвергал критике все, что связано с земным царством. Так как церковь является представителем Божьего Града на Земле, то и власть ее выше любой светской власти, а правители должны быть слугами церкви. Августин Блаженный создал влиятельное религиозно-философское учение, служившее фундаментом христианской мысли вплоть до XIII века, представил линейное толкование времени от прошлого к будущему (в отличие от циклического понимания времени, характерного для античности).
2) VI–XIV века. Схоластика (от греч. «школа») – зрелое систематическое учение о Боге, мире, человеке, которое развивалось в связи с зарождением средневекового образования в приходских школах, где преподавали философию. Родоначальник схоластики – Ансельм Кентерберийский (1033–1109), видел в вере предпосылку рационального знания. Схоласты стремились обосновать и систематизировать христианское вероучение. Средствами человеческого разума обосновывали принятые на веру идеи.
Схоластика прошла три этапа: ранняя форма (IX–XII века); зрелая форма (ХII–ХIII века); поздняя форма (XIII-XIV века).
Представитель – Фома Аквинский (1225–1274), автор трудов «Сумма теологии» и «Сумма против язычников», получил звание «ангельского доктора», его учение получило название томизм. Он родился в Италии, в аристократической семье. Начальное образование получил в монастырской школе, учился в Парижском университете, затем преподавал богословие и философию. Главные положения созданной им философии легли в основу современной католической христианской философии – неотомизма.
Фома Аквинский подвёл итоги поисков зрелой схоластики, опираясь на учение Аристотеля. Он считал, что философия и теология – самостоятельные дисциплины, философия должна помогать обоснованию Бога («философия – служанка богословия»). Идея превосходства веры над знанием (на примерах обнаружения божественной воли при сверхъестественном лечении больных). Идея свободы воли, что дает человеку возможность выбора между добрыми и злыми поступками (добрые поступки направляют человека к Богу, злые – отводят от Бога). Свободная воля подчинена разуму человека.
Власть имеет божественное происхождение, но если монарх становится тираном, народ может свергнуть его (если деятельность государства противоречит интересам народа и церкви). Смысл жизни – в счастье, которое понималось как любовь к Богу и созерцание Бога. Моральный образ действий гарантирует спасение.
Фома Аквинский предложил пять обоснований бытия Бога:
-
Движение предполагает неподвижный первый движитель. -
Необходимо предположить существование Первой причины всего существующего. -
В мире не может господствовать случайность и должен быть источник необходимости (Бог). -
Все предметы различаются по степени совершенства, и должно быть нечто, представляющее высшую степень реальности и совершенства (Бог). -
Наличие целесообразности в мире предполагает Бога как ее источника.