Файл: Философия, ее предмет и роль в обществе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Никколо Макиавелли (1469–1527), автор трактата «Государь», говорил о решающей роли интереса, как стимула человеческой деятельности. Создание государства – результат человеческой деятельности, без участия Бога. Н. Макиавелли провозгласил автономию политической мысли от религиозной, история становится человеческой. Считал, что политика необходима для того, чтобы прийти к власти, удержаться у власти и полезно использовать ее. Те, кто имеет власть, могут навязывать свою волю другим и управлять ими, возможно установление режима личной власти, признание насилия для обуздания общественного эгоизма. Политика является воплощением свободы воли, в ней существуют «естественные причины» и «полезные правила», позволяющие учитывать свои возможности, предвидеть ход событий и принять необходимые меры.

Социальные утопии Томаса Мора (1479–1555): в своей книге «Утопия» пытался разрешить конкретные задачи общественного переустройства, описывая идеал общества, существующего на вымышленном острове – Утопия (от греч. – «место, которого нет»), где нет частной собственности и обязателен труд для всех.

Томмазо Кампанелла (1568–1639) предлагал проект социального переустройства в труде «Город Солнца». В нем изложено устройство идеального общества, где господствует труд как обязанность и всеобщая моральная норма, активно используются различные технические приспособления.

В эпоху Возрождения новое естествознание и науки, подготовленные развитием философии гуманизма, дали возможность человеку поверить в способность познать мир и самого себя. Это получило отражение в работах Леонардо да Винчи (1452–1519), Иоганна Кеплера (1571–1630), Галилео Галилея (1564–1642) и других ученых, которые подготовили научную революцию XVIII века.

Философия эпохи Нового времени и Просвещения

XVII век открывает следующий период в развитии философии, который называют философией Нового времени. Начавшийся еще в эпоху Возрождения процесс разложения феодального общества расширяется и углубляется. В Новое время (конец XVI – середина XIX века) произошли изменения во взаимоотношениях религии и философии. Важным становится человеческий разум и опыт социально-политической жизни общества. XVII век называют веком разума. Произошел цивилизационный и культурный сдвиг, преобразование экономики
, политики, культуры, промышленная революция, появляются новые представления о правах человека и правовом государстве.

Переход к мануфактуре способствовал росту производительности труда, так как основывался на кооперации работников, каждый из которых выполнял отдельную функцию в разделенном на операции процессе производства. Это подготовило научную, а затем и буржуазную революцию в Европе. В начале XVII века происходит буржуазная революция в Нидерландах, в середине XVII века – в Англии, затем во Франции. Развитие буржуазного общества меняет сознание людей, что связано с развитием экспериментально-математического естествознания, поэтому XVII век называют эпохой научной революции. Разделение труда вызывает потребность в рационализации производственных процессов, потребности мореходства определяют развитие астрономии; строительство городов, кораблестроение, военное дело способствуют развитию механики и математики.

Новая наука опирается на практику материального производства: изобретение машин, совершенствование орудий производства в промышленности. Это оказало воздействие на философию, происходит разрыв с религией: в борьбе против давления церкви возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования. Наука занимает ведущее место в мировоззрении эпохи Нового времени, в философии на первый план выходят проблемы теории познания – гносеологии.

Особенности философии Нового времени:

1. Рациональность – форма отношения человека к миру, которая признает силу разума и способность человека к расчету, извлечение пользы.

2. Аскетизм – систематически разработанный метод рационального ведения жизни, когда специальные правила помогали человеку контролировать свои поступки (в отличие от средневекового понимания аскетизма как отказа от мирской жизни).

3. Создание механико-математической картины мира, включающей два направления в теории познания: эмпиризм (от греч. «опыт») и рационализм (от лат. «разумный»). Эмпиризм признает чувственный опыт источником знания (основатель – Ф. Бэкон). Рационализм считает, что разум является источником знания (основатель – Р. Декарт).

4. Разработка нового юридического мировоззрения, обоснование и защита прав гражданина и человека, концепции «естественного права» и «общественного договора» (Дж. Локк).

Представители эмпиризма



Фрэнсис Бэкон (1561–1626), английский государственный деятель и философ, был членом палаты общин английского парламента, генеральным прокурором, лордом-хранителем печати, лордом-канцлером. Был обвинен во взяточничестве, после оправдания не возвращался в политику. Последние годы жизни занимался научным экспериментированием. Автор фразы «Знание – сила» и произведений «Новый Органон», «Новая Атлантида».

Ф. Бэкон является одним из основоположников философии Нового времени и Просвещения, меняет взгляд на философию, которую рассматривает как науку о реальном мире, опирающуюся на опытное познание. На основании отдельных опытов можно сделать обобщения, ведущие к познанию законов и свойств предметов. Этот метод получил название индуктивного. Индукция (от лат. «наведение») – форма умозаключения, в ходе которого на основании знания об единичном делается вывод об общем. Этот метод предусматривает пять этапов прохождения исследования, каждый из которых фиксируется в соответствующей таблице:

  • Таблица присутствия (перечисление всех случаев встречающегося явления)

  • Таблица отклонения или отсутствия (сюда заносятся все случаи отсутствия того или иного показателя в представленных предметах)

  • Таблица сравнения или степеней (сопоставление увеличения или уменьшения данного признака в одном и том же предмете)

  • Таблица отбрасывания (исключение отдельных случаев, которые не встречаются в данном явлении)

  • Таблица «сброса плодов» (формирование вывода на основе того общего, что имеется во всех таблицах).

Ф. Бэкон предложил учение об «идолах», считая, что достоверное знание можно получить в том случае, когда сознание будет освобождено от ошибочных суждений – «идолов». «Идолы» – это естественные трудности, мешающие человеку встать на путь научного познания, являются врожденными, но их действие можно ослабить. Он выделял несколько видов «идолов»:

«Идолы рода» – препятствия, связанные с несовершенством человеческой природы (например, слепота или глухота),

«Идолы пещеры» – искажения, связанные с индивидуальными особенностями процесса познания (каждый человек по-своему воспринимает мир),

«Идолы рынка» (или площади) – препятствия, возникающие при общении людей (например, когда человек верит другому человеку и не проверяет сказанное опытным путем),


«Идолы театра» – трудности, связанные с верой людей в авторитеты, с приверженностью к традициям.

Ф. Бэкон считал, что с помощью науки человек может подчинить себе природу и использовать ее. Цель научного знания – увеличение власти человека над природой, признание ценности технических и научных изобретений, которые облегчают труд человека и стимулируют прогресс. Он предложил разделение всех наук на исторические, поэтические и философские. История – это знание, опирающееся на память; она делится на естественную историю, описывающую явления природы (включая чудеса и всевозможные отклонения), и гражданскую. Поэзия основана на воображении. В основе философии – рассудок, она делится на естественную философию, божественную философию (естественную теологию) и человеческую философию (изучающую мораль и общественные явления).

Его произведение «Новая Атлантида» об утопическом государстве, в котором все производительные силы общества преобразованы при помощи науки и техники (например, комнаты, в которых происходило чудесное исцеление, лодки для плавания под водой).

Творчество Ф. Бэкона оказало сильное влияние на общую духовную атмосферу, в которой формировалась наука и философия XVII века в Англии. Его призыв обратиться к опыту стал лозунгом для основателей Лондонского естественнонаучного общества, куда вошли Р. Бойль, Р. Гук, И. Ньютон и др. Идеи эмпиризма разделяли Дж. Локк, Т. Гоббс, Дж. Беркли, Д. Юм.


Джон Локк (1632–1704) – английский философ и политик, представитель эмпиризма и либерализма. Обучался в Вестминстерской школе, затем в Оксфордском университете, занимал должности в высших правительственных учреждениях Англии, занимался изучением естествознания, медицины, педагогики, политики, экономики, отношений государства и церкви.

Дж. Локк считает естественным правом человека его свободу и владение собственностью, приобретенной с помощью труда. В работе «Два трактата о государственном правлении» он рассматривает первоначальное состояние людей как состояние господства их «естественных прав»: свободы, равенства и охраны собственности.

С целью защиты «естественных прав» граждан, включая их жизнь, необходимо государство, которое является результатом «общественного договора». Дж. Локк развивает учение о разделении властей на исполнительную, законодательную и судебную. Решающее значение должна иметь законодательная власть, которая определяет порядок. Он разработал принципы естественного права, предложил естественно-правовой идеал, в котором выразились потребности набирающего силу буржуазного класса.

В теории познания Дж. Локк признаёт опыт основой знания, считая, что душа человека должна быть подобна чистой доске, на которой в течение жизни пишет опыт: «Нет ничего в уме, чего не было раньше в ощущениях». Душа различает опыт внешний (внешнее чувство) и внутренний (познание внутреннего мира человека). Более достоверен опыт внутренний.

Томас Гоббс (1588–1679) родился в семье священника, обучался в церковной школе, затем в Оксфордском университете, путешествовал по Европе. Автор работ «Левиафан», «О гражданине», продолжил линию Ф. Бэкона, разделял идеи «общественного договора», отрицал существование души как субстанции тела.

Т. Гоббс считал, что процесс познания начинается с ощущений, это первый принцип теории познания. Чувственное познание люди обозначают знаками, человек является существом, оперирующим знаками. Это учение получило название «номинализм». Т. Гоббс считал, что необходимо изменить естественное состояние людей на состояние гражданское