Файл: Философия, ее предмет и роль в обществе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Поддерживал идею бессмысленности революции, так как зло коренится в человеческой натуре, которую сложно познать. В основе социальности должно лежать нравственное самосовершенствование человека, а это возможно только на основе православной веры. Считал, что у России должен быть собственный путь, связанный с расширением православного сознания.

Главной философской проблемой была проблема человека: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать...». Двойственность человека затрудняет выяснение мотивов его поведения. Вершиной философского творчества является роман «Братья Карамазовы», в котором сталкиваются два понимания человеческой свободы: первое – понимание свободы как благополучия, обустройства материальной стороны жизни, второе – свобода как духовная ценность. Если человек откажется от свободы духовной, тогда он перестанет быть свободным. Ф.М. Достоевский верил во «всемирную отзывчивость» русского человека, как писатель и мыслитель оказал огромное воздействие на духовную атмосферу и русскую философию XX века.

Толстой Л.Н. (1828–1910) – русский писатель, литератор, публицист, мыслитель, философ, член Императорской Академии наук. Родился в дворянской семье, получил домашнее образование, обучался в университете. Автор множества произведений, среди которых «Детство», «Война и мир», «Воскресение», «Севастопольские рассказы» и другие.

Л.Н. Толстой задавался вопросом, как разорвать замкнутый круг насилия, на насилие люди также отвечают насилием. Оно не защищает жизнь людей, но является причиной многих бед. Возрождение основного принципа христианства – непротивления злу, то есть необходимо не отвечать насилием на насилие, не служить государству. Необходимо моральное самоусовершенствование, которое разрывает замкнутый круг насилия.

Л.Н. Толстой создает свою «рациональную философию», центральное место в которой занимает нравственность. В сфере нравственности лежат основные отношения между личностью и обществом. Государство и все официальные организации – носители «зла». Люди должны объединяться в рамках внегосударственных форм, на принципах любви к ближнему, и тогда новые условия христианской жизни образуются сами собой.

В качестве демонстрации данных идеи развивались толстовские коммуны (1910–20 годы XX века), где коммунары вместе работали, одинаково получали за свой труд, обрабатывая землю ручным трудом, обучали детей в собственных школах. Но это движение пошло на спад с приходом коллективизации.


«Философия всеединства» Владимира Соловьева

Соловьев В.С. (1853–1900) – русский мыслитель, философ, публицист, литературный критик, академик Императорской Академии наук. Родился в семье известного историка С.М. Соловьева, обучался в гимназии и в Московском университете. Вершиной творчества является его нравственная философия, изложенная в труде «Оправдание добра».

Стоял у истоков русского «духовного возрождения» XX века, развивал нравственную философию. Считал, что истину можно познать при соединении всех способностей человека, его разума и опыта (чувственного, нравственного, религиозного). Вещь познается в ее соотношении к целому, где целое – это всеединство. Русская философия занимает промежуточное положение между Востоком и Западом, это гносеологический синтез: с одной стороны, эмпирическое, мистическое познание (с Востока) и логическое усовершенствование (с Запада). Абсолютная истина как синтез науки, философии и религии. Представление о Боге как всеединстве. Эволюция природы и человека как стремление к всеединству. Признание у русского народа способности к самоотречению.

Предпосылки «философии всеединства», или «универсального синтеза», содержались в русской философии 30–40-х гг. XIX века, в идеях соборности А.С. Хомякова, И.В. Киреевского. Главным своим делом В.С. Соловьев считал приведение христианства «в новую, разумную форму». В своем творчестве В.С. Соловьев решал многие ключевые проблемы философии, охватывающие онтологию, гносеологию, этику, эстетику, философию истории, социальную философию.

Идеи «всеединства» развивал Бердяев Николай Александрович (1874-1948) – русский религиозный и политический философ. Родился в Киеве, в дворянской семье, обучался в Киевском университете, преподавал в Московском университете, жил в Германии и Франции. Был редактором религиозно-философского журнала, участвовал в подготовке сборника статей «Вехи». Автор работы «Философия свободы».

Главной идеей его работ была антропозиция (оправдание человека через творчество). Творчество понималось как религия, человек понимается как Бог-Творец. Считал, что наступает «творческая религиозная эпоха».

Русский космизм

Русский космизм представляет собой другую тенденцию в развитии русской философской мысли, которая представлена учениями, возникшими под влиянием нового естествознания.



В начале ХХ века сформировалось представление о жизни как определённой стадии в эволюции не только нашей планеты, но и космоса, Вселенной в целом. Представители данного направления: В.С. Соловьёв, Н.А. Умов, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, О.А. Чижевский. Основные идеи космизма – единство человека с космосом, космическая природа человека и космический масштаб человеческой деятельности.

Таким образом, русская философия, как часть мировой философии, является своеобразной, содержащей множество течений и направлений, которые объединяет внимание к человеку, его природе и предназначению, свободе и ответственности, к социальной проблематике и религиозности.

Современная западноевропейская философия

Введение

Современная философия представляет собой философские учения XX века, получившие общее название «неклассическая философия», которая сформировалась в противовес классической, во время социально-политических, научно-технических и экономических изменений.

В начале XIX века на первый план выходят совершенно иные философские проблемы, чем в XVII и XVIII веках, не характерные для предыдущей философии: это отказ от философствования как такового. Появляются позитивизм и его разновидности – неопозитивизм, постпозитивизм, структурализм, лингвистическая философия, которые отрицают право философии на существование. Такого же ограничения философии пытаются достигнуть иррационалисты, возникает философия жизни, основателем которой является Ф. Ницше. На основе философии жизни в 20–30-е гг. XX века возникает философия экзистенциализма, ставящая проблему человека на первый план.

Внимание к человеку характеризует философские учения XIX–XX в. Философия жизни, экзистенциализм, персонализм, философская антропология, психоанализ отличаются своей направленностью на исследование личности, сохраняется интерес к социальным вопросам. Продолжают развиваться классические философские школы: неокантианство, неогегельянство. Для философии XIX–XX веков характерно резкое противопоставление христианству, однако это характерно не для всех философских направлений.

Две мировые войны и угроза ядерной войны, необходимость решать глобальные проблемы побуждают философию найти пути преодоления кризисных ситуаций. Направления современной философии развиваются и в данный момент. Основная часть философских школ критиковала классическую философию, другая часть школ выступала в защиту классической философии. Тем не менее, их объединяет интерес к вопросам существования человека и социальным проблемам.


Особенности неклассической философии:

1. Общечеловеческий характер философии, так как идеи ведущих философских школ стали мировыми тенденциями философской мысли, происходит обмен опытом между учеными-философами разных стран, взаимопонимание представителей разных культур.

2. Иррационализм (от лат. «неразумный, несознательный») – это учение, показывающее ограниченность рационального познания, противопоставляя ему интуицию, веру как виды познания. Появилось в XIX веке, в XX веке стало основным учением в западной философии, «философия жизни» заменила «философию мышления».

3. Главная философская проблема современной философии – это проблема человека, который может создавать символы и развиваться.

4. Противоречивое отношение к науке:

Сциентизм (от лат. «знание») – это представление о научном знании как необходимом для ориентации человека в мире, которое дает гарантию успеха.

Одновременно возникает противоположное мировоззренческое течение – антисциентизм, которое считает научное знание ограниченным, так как оно не дает ответов на все вопросы человеческого существования.

5. Происходит дальнейшее специфическое развитие религиозной философии.

6. Критика марксистской философии, философские течения стремились доказать несостоятельность принципов марксизма, при этом они критиковали друг друга и искали недостатки. Философские системы стараются освободиться от влияния идеологии и науки.

Направления современной философии:

1. Экзистенциализм

2. Герменевтика

3. Позитивизм

4. Неопозитивизм

5. Структурализм

6. Фрейдизм или психоаналитическая философия Зигмунда Фрейда

7. Неотомизм

Экзистенциализм. Герменевтика

1. Экзистенциализм (от лат. «существование») – направление философии, возникшее в середине XIX века, в котором отражается реакция людей на неустойчивость жизни, незащищенность от потрясений, на возрастание отчуждения между людьми. Искали новые пути реализации человеческой свободы, способы преодоления страха и одиночества и взывали к ответственности каждого человека, живущего в обществе, требуя уважения к правам и достоинству личности.

Основатель – Сёрен Кьеркегор (1813–1855), датский философ, который предложил рассматривать реальность человеческого существования в зависимости от личностно-неповторимого (а не всеобщего). Он осознавал неблагополучие мира
, и считал, что философия развивается от отчаяния. Человек входит в жизнь неподготовленным и воспринимает ее как место праздника, двигается от эстетического отношения к жизни к этическому, при котором целью жизни становится разумное служение долгу, и приближаться к религиозному отношению к жизни.

Но эти идеи были забыты, до 20-х годов XX века, когда два немецких философа Мартин Хайдеггер (1889–1976) и Карл Ясперс (1883–1969), независимо друг от друга сформулировали учение, центральным понятием которого является экзистенция (человеческое существование).

М. Хайдеггер стремится найти компромисс между миром и человеком на основе человеческого разума, обогащенного знаниями о гармонии мира.

К. Ясперс утверждал, что картина мира человека является интеллектуальной интерпретацией его душевных стремлений. Представление о «пограничных ситуациях», когда смысл жизни раскрывается человеку в моменты сильных потрясений (размышления о смерти, болезнь и т.д.). Человек осознает роль случая в своей жизни, а также насколько его жизнь не принадлежит ему самому.

Представители экзистенциализма: Жан-Поль Сартр (1905–1980), Альберт Камю (1913–1960), Габриэль Марсель (1889–1973).

Экзистенциализм – это философское учение, предметом которого является внутренний мир человека, и необходимо определить содержание человеческого существования. Экзистенция – это глубинная сущность существования человека, указывает на возможности человека, которые он не знает, способность человека осуществить свой выбор, раскрыть свои возможности, стать собой. Человек работает, учится, отдыхает – это существование внешнее, оно не является экзистенцией.

Экзистенциализм рассматривает проблемы бытия человека и бытия мира: человек создает мир таким, каким хочет его видеть, это эмоциональная картина мира, продукт переживаний человека, его сознания. Экзистенциализм – это философия свободы, где свобода понимается как выбор человеком самого себя, человек такой, каким он сам себя выбирает. Таким образом, свобода понимается как свобода выбора. Задача человека не в том, чтобы изменить окружающий мир, а чтобы изменить свое отношение к нему (например, раб или узник может считать себя свободным человеком).

Идеи экзистенциализма лежат в основе идей Франкфуртской школы и школы «новых философов» (70-е годы XX века).

2. Герменевтика – это теория и практика толкования текстов. Оформилась в 60–70 гг. XX века, благодаря работе Г. Гадамера «Истина и метод». Название «герменевтика» происходит от имени бога Гермеса, который в древнегреческой мифологии выполнял роль посланника богов. В христианском учении герменевтика – это искусство и метод толкования священного писания, который необходим для объяснения неясных слов, противоречий.