Файл: Философия, ее предмет и роль в обществе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
немецкий философ, автор работ «Феноменология духа», «Философия природы» и др. Родился в Штутгарте, закончил университет и преподавал, издавал «Критический журнал философии», где впервые были опубликованы его работы. Кроме того, студентами были собраны и опубликованы лекции по философии истории, философии религии, эстетике и истории философии.

Г. Гегель впервые систематизировал диалектическое миропонимание и диалектический метод исследования, считал, что явления объективны, как и сущность. Познавая явления, человек познаёт сущность, разумное, божественное, действительное, необходимое совпадают друг с другом. Отсюда вытекает один из тезисов: «Всё действительное разумно, всё разумное – действительно».

Считал Абсолютный Разум исходным принципом философии (идея, которая существует сама по себе), то есть это система объективного идеализма. Так Г. Гегель развил диалектический метод познания, разработал вопросы взаимосвязи количественных и качественных изменений, предложил законы диалектики:

  • Закон единства и борьбы противоположностей.

  • Закон перехода количественных изменений в качественные (например, вода превращается в пар).

  • Закон отрицания отрицания (развитие как снятие противоречий, синтез идей).

Человек по природе добр и человек по природе зол, то есть двойственная характеристика человека, имеет природность и волю. Учение Г. Гегеля дает информацию о наиболее общих законах развития природы, общества, человека, имеет много последователей.

Период немецкой классической философии заканчивается философской системой Л. Фейербаха. Людвиг Фейербах (1804–1872), немецкий философ-материалист, автор работ «Основные положения философии будущего», «К Критике философии Гегеля» и др. Родился в Баварии, обучался в университете, слушал лекции Г. Гегеля, не был с ним согласен, преподавал, был депутатом франкфуртского Национального собрания, занимался экономическими и политическими вопросами.

Л. Фейербах разработал материалистическую систему взглядов на базе физиологии и психологии человека, то есть систему антропологического материализма. Признание единства духовного и телесного, субъективного и объективного, мышления и бытия. Л. Фейербах критиковал религию, считая, что бог есть то, чем человек хочет быть, считал, что первична Природа. Чем
более совершенным мыслится Бог, тем менее совершенным кажется себе человек. Человек должен стать Богом другому человеку.

Антропология Л. Фейербаха стала переходным пунктом к марксистской философии и философии жизни, развивавшимся в Европе во второй половине XIX века.

Таким образом, немецкая классическая философия является важным этапом в развитии европейской философии, оказала большое влияние на дальнейшее развитие философии.

Марксистская философия

Марксистская философия возникает на основе опыта, идей и учений, накопленных предыдущим развитием философии, в том числе немецкой классической философией. Является составной частью более широкого учения – марксизма, который включает в себя также экономику и социально-политическую проблематику. Марксизм – это философская, экономическая, социально-политическая доктрина, созданная Карлом Марксом (1818–1883) и Фридрихом Энгельсом (1820–1895) в 40-е годы XIX века. Философия марксизма дала ответы на многие вопросы и получила широкое распространение в мире в конце XIX – первой половине ХХ вв., в ряде стран была признана государственной идеологией (в том числе в СССР).

Встреча К. Маркса с Ф. Энгельсом состоялась в 1844 году в Париже. Совпадение их научных и политических взглядов привело к творческому союзу и взаимозависимому развитию. Их первыми совместными работами были труд «Святое семейство, или Критика критической критики» и «Немецкая идеология». К. Маркс и Ф. Энгельс являются авторами труда «Капитал».


Факторы, повлиявшие на создание марксизма:

Социально-экономические и политические предпосылки: утверждение капитализма в результате промышленной революции в Европе в XVIII–XIX веках, появление промышленного пролетариата (на производстве), рост недовольства пролетариата привел к забастовкам, выступлениям против экономического строя, возникает потребность рабочего класса в научной теории (системе идей, которая давала бы пролетариату ответы на философские вопросы: может ли мир быть справедливым, каковы перспективы развития общества).

Естественно-научные предпосылки:

  • закон сохранения и преобразования энергии (превращение движения из одной формы в другую, что стало основой учения о несотворимости и неуничтожимости материи и движения),

  • клеточная структура живого (вывод о единстве всех живых организмов),эволюционная теория Ч. Дарвина (дала идею непрерывности эволюции органического мира, закономерности возникновения человека а процессе эволюции природы).

Сложились теоретические предпосылки в развитии философии: немецкая классическая философия (работы Г. Гегеля и Л. Фейербаха), английская политэкономия (работы А. Смита, Д. Рикардо).

Особенности марксистской философии

Соединение материализма с диалектическим методом познания, что приводит к развитию диалектического и исторического материализма. Маркс и Энгельс применили диалектический метод познания к анализу природы и общества. В результате они приходят к выводу, что субъективное – это отражение в сознании людей объективного (природы и общества).

Диалектический материализм марксистской философии можно выразить формулой:

АИ → П+И → Ч+И,

где АИ – абсолютная Идея,

П+И – природа, в которой содержатся идеи,

Ч+И – человек, в котором есть идеи (сознание).

Если убрать АИ и И, то образуется основная схема материализма: природа первична, сознание вторично.

Л. Фейербах создал материалистическое учение, которое было названо метафизическим, К. Маркс предложил диалектический материализм: наполнил диалектику Г. Гегеля конкретным социальным содержанием в виде единственного передового класса – пролетариата, который побеждает буржуазию и захватывает власть в результате революции. Создание нового идеального общества с социальной справедливостью: «свободное развитие каждого является свободным развитием всех» и «От каждого по способностям, каждому по потребностям».


Внимание к проблеме человека, который рассматривался не только как продукт природы, но и как социальное существо. Общество рассматривается как сложноорганизованная система, в которой ведущую роль играет материальное существование, основанное на экономической деятельности людей, приводящее к социально-классовому делению общества. Признается первичность общественного бытия и вторичность общественного сознания, что разрешает основной вопрос философии.

Вводится понятие практики – целенаправленной общественной материальной деятельности людей по преобразованию мира, это источник познания и критерий истины. Подчеркивается активность человека по отношению к миру (преобразованию природы и общества).

Внимание к экономической стороне развития общества, сфере материального производства. Источником развития общества считаются внутренние противоречия. В основе общественного развития лежит способ производства материальных благ, а история – это процесс изменения способов производства, смены общественно-экономических формаций (это социальные системы, элементами которых являются материальные (экономические), духовные (идеологические) и другие отношения).

Идея уничтожения частной собственности, которая является источником социальных бед, с помощью революции. Концепция «разумного государства и разумного общества» (коммунизма), в котором будут одинаковые права и возможности для всех членов общества.

Атеизм, критика религии с использованием достижений науки и техники.

Поиск путей освобождения человека от социального отчуждения.

Учение об общественно-экономических формациях

История понималась как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций – исторический материализм, основные положения которого состоят в следующем:

  • на каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в объективные, не зависящие от их воли производственные отношения (продажа собственного труда, материальное производство);

  • производственные отношения образуют экономическую систему – базис для общественных отношений;

  • государственные и общественные институты выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису; базис и надстройка влияют друг на друга. Рост уровня производственных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя. Уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и общества, ход истории.


К. Маркс и Ф. Энгельс предложили периодизацию исторического процесса, выделив пять типов формаций в зависимости от уровня развития производственных отношений:

1) первобытнообщинный строй (низкий уровень производственных сил, зачатки общества);

2) рабовладельческое общество (экономика основана на рабстве);

3) азиатский способ производства – основан на массовом, жестко управляемом государством труде земледельцев в долинах крупных рек (Древний Египет, Китай);

4) феодализм (экономика основана на земельной собственности и труде зависимых крестьян);

5) капитализм (промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих);

Социалистическое (коммунистическое) общество – общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной собственности на средства производства.

Марксизм оказал влияние на В.И. Ленина (1870–1924), основателя большевизма в России. Реализовать идеи марксизма в России пытались после революции 1917 года, однако было создано общество с тоталитарным режимом. На практике в России в течение 73 лет происходило построение «коммунизма», марксизм был признан государственной идеологией, однако многие последователи К. Маркса и Ф. Энгельса трактовали их идеи или односторонне, или с искажениями. На Западе из идей марксизма выросла европейская социал-демократия, он не стал идеологией ни в одной западной стране.

Русская философия

Введение

Русская философия – это оригинальное образование мировой философской мысли, это одно из направлений в мировой философии. Основой духовного самосознания и менталитета народа в русской философии является русская идея – это вопрос о существовании России во всемирной истории.

Русская философия является составной частью мировой философии, имеет общие вопросы и категориальный аппарат. Тем не менее, русской философии присущ и ряд характерных особенностей. Это религиозная философия, где в центре внимания стоят вопросы духовно-ценностной ориентации человека, проблемы философской и религиозной антропологии.

Основной вопрос русской философии – вопрос об истине, решение которого связано с концепцией мирового всеединства, русского космизма, идеи соборности.

На Русь философская мысль проникает с Крещением Руси (конец X века). В Средние века Россия была связана с Византией, которая впоследствии стала завоеванной страной, в Россию не проникли идеи древнегреческих мыслителей, что отрезало развитие русской философии от западной. В России, как и в Европе, философия развивалась в русле религии, но в Европе после эпохи Возрождения происходит развитие философии познания, в России этого не происходит до второй половины XVIII века. Сохраняется религиозное направление до начала XX века. Расцвет русской философии в конце XIX – начале XX вв. приходится на время осмысления русской идеи.