Файл: Теоретические особенности управления государственной (муниципальной) собственностью 7.docx
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5.Прочие объекты (в частности, предприятия фармацевтической промышленности, медико-биологических препаратов, по производству спиртовой и ликероводочной продукции).
Следующий вид объектов – это федеральная собственность, которая может передаваться в собственность субъектов. В качестве примеров можно привести перечисленные в Постановлении ВС РФ № 3020-1 предприятия атомного и энергетического машиностроения, рыбопромысловой промышленности, государственные санаторно-курортные учреждения и др. Перечень является закрытым13.
В рамках указанного параграфа проанализирована государственная собственность как форма собственности, рассмотрены ее виды, особенности, субъекты и объекты. Акцентировано внимание на существующих спорных аспектах, например, на предложении выделять «народ РФ» как еще одного государственного собственника. Поскольку отсутствует законодательно закрепленный перечень объектов, которые могут находиться в федеральной собственности или собственности субъектов, а виды такого имущества закреплены в отдельных законах, считаем целесообразным провести систематизацию законодательства и создать акт, включающий в себя подобный перечень.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Деятельность органов власти в сфере муниципального управления государственной (муниципальной) собственностью
Основным направлением деятельности местного самоуправления является стабильное повышение качества жизни населения, которое проживает на данной территории. Основным фактором повышения деятельности органов местного самоуправления является эффективное управление имущественным комплексом муниципального образования.
По большому счету такой вид собственности включает в себя объекты имущества конкретного территориального формирования, представляющей важную роль в его общественном существовании с сохранением культурных традиции и памяти и в одинаковой степени служащей для удовлетворения нужд его населения. Таким образом, к числу имущества в муниципальном владении свободно можно отнести бюджетные средства местного значения, здания и учреждения во владении местной власти, различные фонды бюджетного и внебюджетного значения и другое. Не выделяя частностей, все объекты, принадлежащие муниципальной власти, можно разделить на 2 главные группы.
-
В первую группу можно отнести объекты муниципального значения, которые были предоставлены органами местного самоуправления в собственность и для пользования, а также закрепленные за муниципальными предприятиями и формированиями. -
Во вторую входит казна местной власти, которая контролируется и хранится собственно муниципальными властями, но не имеет отношения к муниципальным учреждениям и предприятиям.
Первая группа отвечает, прежде всего, за общественно-социальные и производственные задачи, направленные напрямую в такие сферы.
-
Образование. -
Культура. -
Медицина.
Большая часть объектов, входящих в эту группу, представляет собой муниципальные организации унитарного вида и другие предприятия местного значения. Например, это библиотеки, школы, больницы и другие учреждения.
Вторая группа объектов выполняет задачи, которые касаются удовлетворений потребностей населения, находящегося и проживающего на конкретной территории. Такое имущество в первую очередь уплатами налога пополняет казну местного самоуправления. В эту группу также включают местный бюджет, фактическое движимое и недвижимое имущество местных органов власти, муниципальные земли и т.д. Муниципальное казначейство пополняется деньгами за счет финансовых средств местного бюджета, а также с участием частных предприятий, не закрепленных за муниципальными властями.
Из этого следует, что муниципальное имущество – одно из главных видов общественной собственности, содержащейся под контролем государства. Но несмотря на это, все имущество муниципального владения не является государственной собственностью.
К ее основной деятельности свободно можно отнести пособничество по разрешению различный видов проблем и вопросов на местном уровне среди учреждений, касающихся удовлетворения потребностей общества. Кроме того, собственность муниципального значения нужна и для реализации властями местного самоуправления своих прямых задач и обязанностей, и для деятельности муниципальных органов и систем в общем.
Состав муниципальной собственности представлен на рисунке 1.
Рисунок 1.1- Состав муниципальной собственности14
Муниципальные образования могут иметь в своей собственности следующие виды имущества:
-
во-первых, имущество, которое предназначено для решения вопросов местного уровня в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»; -
во-вторых, имущество, которое предназначено для реализации определенных государственных полномочий, делегированных органами государственной власти органам муниципального управления в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и ее регионов; -
в-третьих, имущество, которое предназначено для реализации определенных полномочий органами муниципального управления, переданным им в порядке, утвержденным ч. 4 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»; -
в-четвертых, имущество, которое предназначено для осуществления деятельности органов муниципального управления и должностных лиц, а также муниципальных служащих, персонала муниципальных учреждений и предприятий в соответствии с нормативно-правовым регулированием, осуществленным представительным органом муниципального управления; -
в-пятых, имущество, которое требуется для решения вопросов, право разрешения, которых предоставлено органам муниципального управления федеральным законодательством, но которые не относятся к вопросам местного уровня; -
в-шестых, имущество, которое предназначено для решения вопросов местного уровня в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а также имущество, которое предназначено для осуществления особых полномочий по решению вопросов местного уровня15.
В том случае, если имущество, находящееся в муниципальной собственности, не соответствует перечисленным выше требованиям, оно подлежит перепрофилированию или отчуждению. Сроки и порядок такого отчуждения регулируется федеральным законодательством.
Муниципальная собственность выделена в отдельный вид собственности сравнительно недавно. В определенный период времени осуществлялась активная передача государственной собственности в состав муниципальной. В это время передаче в муниципальную собственность подлежали:
-
во-первых, жилой и нежилой фонд, который находится в управлении органов муниципальной власти; -
во-вторых, предприятия жилищно-эксплуатационного назначения, а также ремонтно-строительного назначения, осуществляющие обслуживание жилых и нежилых помещений, находящихся в муниципальном фонде; -
в-третьих, объекты инженерно-инфраструктурного назначения; -
в-четвертых, предприятия розничной торговли, бытового обслуживания и общественного питания; -
в-пятых, объекты и учреждения здравоохранения и так далее.
Управлением муниципальным имущественным комплексом осуществляют органы местного самоуправления, которые, согласно действующему законодательству, могут передавать во временное, либо постоянное, пользование объекты муниципального имущественного комплекса.
По мнению Ю. И. Бедовской «ключевая особенность муниципальной собственности представлена комплексным характером ее объектов. Данное имущество используется строго для определенных целей, ориентированных на решение вопросов местного назначения».
Как отмечает В. В. Суслова, порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью определяется муниципальными правовыми актами, что, по нашему мнению, также является особенностью управления имущественным комплексом муниципального образования.
Структура органов публичной власти по каждой конкретной сфере жизнедеятельности, по общему правилу, выстраивается на основании принципа разделения властей. В 2004 году Указом Президента Российской Федерации № 314 (далее — «Указ № 314») сформирована система федеральных органов исполнительной власти и распределены полномочия между вновь образованными ведомствами. Так, к функциям министерств относится: формирование государственной политики и нормативно-правовое регулирование различных сфер деятельности, а также функция координации деятельности подведомственных служб и агентств. На федеральные службы возложены контрольно-надзорные функции, федеральные агентства, в свою очередь реализуют функции по
оказанию государственных услуг населению, управлению государственным имуществом и правоприменению16.
При этом анализ Положений о Министерствах позволяет сделать вывод о том, что зачастую министерства совмещают несколько функций федеральных органов исполнительной власти, в том числе, отнесённых Указом № 314 к функциям служб или агентств. Так, например, Министерство обороны РФ, реализует функции по нормативно-правовому регулированию, выработке и реализации политики в соответствующей сфере, а равно и осуществляет функции собственника в отношении имущества, принадлежащего министерству и подведомственным организациям.
На уровне субъектов функции разработки государственной политики в сфере управления и непосредственно исполнение функций собственника возложены на Министерства, учрежденные в каждом контрактном субъекте. Так, например, в Санкт-Петербург таковым является Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга. Функции названного учреждения в отношении областного имущества насчитывают 115 пунктов, среди которых: управление и распоряжение государственным имуществом Ленинградской области. Отметим, что названная формулировка встречается также при рассмотрении полномочий Правительства субъекта17.
Таким образом, при анализе полномочий органов публичной власти в отношении федерального имущества выявлено, что компетенции повторяют друг друга. Как было указано ранее, массив федерального имущества превышает 2,5 миллиона единиц и постоянно растет, что порождает масштабную работу по проведению учета такого имущества, его вовлечения в хозяйственный оборот и приватизации, а равно, влечет увеличение финансирования субъектов управления.
Право органов муниципального власти в отношении управления муниципальной собственности гарантировано ст. 132 российской Конституции. Полномочия органов муниципального управления по управлению муниципальной собственностью обусловлены процессом формирования муниципальной собственности, по своей структуре и смыслу схожей с государственной собственностью18.
Органы муниципального управления наделены правом самостоятельного владения, пользования и распоряжением муниципальным имуществом от имени муниципального образования согласно требованиям российской Конституции, федеральных законов, а также нормативно-правовых актов муниципального уровня, принятых в соответствии с федеральным законодательством.