Файл: Теоретические особенности управления государственной (муниципальной) собственностью 7.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические особенности управления государственной (муниципальной) собственностью

Деятельность органов власти в сфере муниципального управления государственной (муниципальной) собственностью

Глава 2. Оценка эффективности управления государственной (муниципальной) собственностью на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области

2.1 Краткая социально-экономическая характеристика Санкт-Петербурга и Ленинградской области

2.2 Анализ эффективности управления государственной (муниципальной) собственностью в Санкт-Петербурге и Ленинградской области

Глава 3. Проблемы управления государственной (муниципальной) собственностью на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области и направления их решения

3.1 Проблемы управления государственной (муниципальной) собственностью

3.2 Предположения по совершенствованию муниципальной политики по совершенствованию системы управления муниципальной собственностью в городе Санкт – Петербург

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Глава 2. Оценка эффективности управления государственной (муниципальной) собственностью на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области


2.1 Краткая социально-экономическая характеристика Санкт-Петербурга и Ленинградской области



За январь-декабрь 2021 года в бюджет Санкт-Петербурга поступили доходы в сумме 843,3 млрд руб. Годовой уточненный план по доходам исполнен на 104,4%. Темп роста общего объема доходов бюджета Санкт-Петербурга к соответствующему периоду предыдущего года составил 125,7%, в том числе темп роста налоговых и неналоговых доходов – 128,3%.

Рисунок 2.1 – Доходы в структуре доходов бюджета Санкт-Петербурга22
К числу основных доходных источников в структуре доходов бюджета Санкт-Петербурга за отчетный период относятся:

 налог на доходы физических лиц – 41,0%;

 налог на прибыль организаций – 30,2%;

 налоги на совокупный доход – 7,0%;

 налоги на имущество – 6,9%;

 акцизы – 3,6%;

 доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности – 2,4%.

Темп роста объема безвозмездных поступлений в бюджет Санкт-Петербурга составил 96,5%, что обусловлено поступлением в меньшем объеме, чем за январь-декабрь 2020 года:

- дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов (снижение на 4,5 млрд руб.);

- субвенций на реализацию полномочий Российской Федерации по осуществлению социальных выплат безработным гражданам (снижение на 4,1 млрд руб.);

- средств, передаваемых бюджетам за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации (снижение на 3,0 млрд руб.);

- межбюджетных трансфертов на переоснащение медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь больным с онкологическими заболеваниями (снижение на 0,6 млрд руб.);

- субсидий на реализацию региональных проектов «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)» (снижение на 0,6 млрд руб.);

- субсидий на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговой режим «Налог на профессиональный доход» в субъектах Российской Федерации (снижение на 0,2 млрд руб.)
23.

При этом в бюджет Санкт-Петербурга поступили средства, в большем объеме, чем за январь-декабрь 2020 года:

- на финансовое обеспечение дорожной деятельности (рост на 8,1 млрд руб.);

- на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам государственных и муниципальных общеобразовательных организаций (рост на 1,0 млрд руб.);

- на организацию бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в государственных и муниципальных образовательных организациях (рост на 0,6 млрд руб.);

- на осуществление ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка (рост на 0,6 млрд руб.);

- на осуществление ежемесячных выплат на детей в возрасте от трех до семи лет включительно (рост на 0,4 млрд руб.) и т.д. Кроме того, поступили средства в бюджет на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения в сумме 1,8 млрд руб., а также на поддержку отрасли культуры в сумме 0,1 млрд руб.

По оценке Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга объем экономики города по результатам 2021 года увеличился, превысив отметку в 6 трлн рублей. Рост составил 4,8% в реальном выражении. Главными системообразующими отраслями остаются промышленность, торговля, операции с недвижимостью, информация и связь, профессиональная и научная деятельность, а также транспорт.

Таблица 2.1 – Социально-экономические показатели Санкт-Петербурга и Ленинградской области24

Наименование показателя

Январь-декабрь 2021 года

в % к

январю-декабрю

2020 года

Оборот организаций (в действующих ценах), млрд руб.

21 382,2

155,5

Индекс промышленного производства, %



107,5

Объем отгруженной продукции обрабатывающих производств (в действующих ценах), млрд руб.

3 176,7

137,5

Оборот розничной торговли (в сопоставимых ценах), млрд руб.

1 875,4

115,0

Оборот оптовой торговли (в сопоставимых ценах), млрд руб.

15 545,9

160,2

Оборот общественного питания (в сопоставимых ценах), млрд руб.

101,8

144,8

Объем платных услуг населению (в сопоставимых ценах), млрд руб.

609,6

122,1

Объем работ по виду деятельности «Строительство» (в сопоставимых ценах), млрд руб.

466,8

96,0

Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. м

3 463,8

102,8

Объем услуг по транспортировке и хранению (в действующих ценах), млрд руб.

1 361,7

182,0

Объем услуг в сфере телекоммуникаций (в действующих ценах), млрд руб.

144,4

108,2

Индекс потребительских цен, % (декабрь 2021 года к декабрю 2020 года)



108,7

Среднедушевые денежные доходы населения, руб.

(январь-сентябрь 2021 года)

51 155



Реальные денежные доходы населения, % (январь-сентябрь 2021 года)



107,9*

Номинальная средняя начисленная заработная плата одного работника, руб. (январь-ноябрь 2021 года)

73 392

110,7**

Реальная средняя начисленная заработная плата одного работника, % (январь-ноябрь 2021 года)



104,0**

Доходы бюджета Санкт-Петербурга, млрд руб.

843,3

125,7

Объем инвестиций в основной капитал организаций (за счет всех источников финансирования), млрд руб. (январь-сентябрь 2021 года)

511,9

100,3*

Внешнеторговый оборот, млрд долл. США (январь-ноябрь 2021 года) в том числе:

51,0

132,0**

экспорт, млрд долл. США

26,8

139,1**

импорт, млрд долл. США

24,2

124,9**



В условиях беспрецедентного санкционного давления Правительство Санкт-Петербурга в тесном взаимодействии с федеральным центром и бизнес-сообществом города предпринимает оперативные меры по защите городской экономики. Опыт восстановления экономики в период пандемии будет использоваться в борьбе с санкционной политикой.

По итогам 2021 года объем промышленного производства продемонстрировал уверенный рост на 7,5%, превысив среднероссийский уровень (ИПП по РФ – 105,3%). Такая динамика позволила не только компенсировать потери 2020, но и превысить уровень 2019 почти на 6%.

В фокусе текущей ситуации, происходящей в мире и стране, промышленность Санкт-Петербурга сталкивается с серьезными вызовами. На федеральном и региональном уровнях оперативно принимаются решения по запуску новых либо расширению действующих мер поддержки бизнеса25.

В прошлом году все сектора потребительского рынка восстановились после пандемии. При этом наиболее существенный его сегмент – торговля - показала значительное превышение докризисного уровня. Оборот розницы по итогам 2021 года увеличился на 15% и составил почти 2 трлн рублей.

Значительное влияние на дальнейшее развитие потребительского рынка окажут санкции. Во избежание раскручивания инфляционной спирали Оперативный штаб при Губернаторе Санкт-Петербурга на ежедневной основе проводит мониторинг розничных цен на продовольственные товары и непродовольственные товары первой необходимости, а также на лекарства, осуществляется контроль товарных запасов.

Объем выполненных строительных работ в Санкт-Петербурге в 2021 году составил 466,8 млрд рублей. Основной объем строительных работ приходится на жилищное строительство. По итогам 2021 года было введено 3 млн 464 тыс. кв. м жилья, что на 94 тыс. кв. м или на 3% больше, чем в прошлом году.

Информация и связь уверенно становится одной из ключевых отраслей в экономике города и по своему объему уже сопоставима с объемом платных услуг. Их оборот увеличился почти на 16%. За год количество IT компаний города выросло на 20% и составило 1 тысяча 804 компании, это почти 13% всех IT компаний, зарегистрированных в России.

По предварительной оценке, объем инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах составил 867 млрд рублей (867,2 млрд руб.) и вырос на 5,5%. Лидерами по объему инвестиций являются промышленность – 175 млрд рублей, транспорт – 102 млрд рублей, операции с недвижимостью – 81 млрд рублей.


В 2021 внешнеторговый оборот достиг исторического максимума и составил 56 млрд долл. США (56,5 млрд долл. США). Рост составил 33%.  Объем экспорта увеличился на 42% (42,3%) до 30 млрд долл. США (29,9 млрд долл. США), в основном за счет роста на 62,0% объема экспортных поставок топливно-энергетических товаров.

За сентябрь-ноябрь 2021 года по итогам обследования рабочей силы 48,3 тыс. человек или 1,6% численности рабочей силы, классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной Организации Труда) (численность безработных за сентябрь-ноябрь 2020 года составила 116,9 тыс. человек, за сентябрь-ноябрь 2019 года – 44,0 тыс. человек, уровень безработицы за сентябрь-ноябрь 2020 года составил 3,8%, за сентябрь-ноябрь 2019 года – 1,4%)26.

К концу декабря 2021 года в государственных учреждениях службы занятости населения Санкт-Петербурга состояло на учете 31,1 тыс. не занятых трудовой деятельностью граждан, из них 24,1 тыс. человек имели статус безработного (из них женщин – 63,3%; молодежи в возрасте 16-29 лет – 12,2%; граждан предпенсионного возраста – 17,2%; инвалидов – 8,1%), в конце декабря 2020 года численность безработных составляла 98,0 тыс. человек.

В декабре 2021 года статус безработного получили 4,7 тыс. человек (на 7,8 тыс. человек меньше, чем в декабре 2020 года).

Уровень регистрируемой безработицы на конец декабря 2021 года составил 0,8% (на конец декабря 2020 года – 3,2%, на конец декабря 2019 года – 0,5%).



Рисунок 2.2 - Уровень зарегистрированной безработицы, в % к численности27
На конец декабря 2021 года заявленная работодателями потребность в работниках составила 34,1 тыс. вакансий.

За январь-декабрь 2021 года наибольшее количество вакансий заявлено организациями, относящимися к следующим видам экономической деятельности: «Строительство» – 14,4%; «Обрабатывающие производства» – 11,1%; «Транспортировка и хранение» – 10,4%; «Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов» – 10,3%; «Деятельность административная и сопутствующие услуги» – 7,6%; «Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг» - 6,6%; «Образование» - 5,9%; «Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания» – 4,5%.

К концу декабря 2021 года нагрузка незанятого населения, состоящего на учете в Службе занятости, составила 0,9 человек на одну заявленную вакансию против 2,7 в конце декабря 2020 года.



Рисунок 2.3 - Количество официально зарегистрированных безработных и количество свободных рабочих мест28
За отчетный период в Службе занятости зарегистрировано 152,9 тыс. человек, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, из них 110,4 тыс. человек – незанятые граждане, 228 человек – иностранные граждане и лица без гражданства.

Из числа обратившихся в Службу занятости за содействием в поиске подходящей работы в январе-декабре 2021 года трудоустроено 83,3 тыс. человек (в январе-декабре 2020 года – 74,8 тыс. человек).

По данным Петростата по состоянию на 1 января 2022 года, суммарная задолженность по заработной плате составила 26,0 млн руб.

Объем задолженности по сравнению с 1 декабря 2021 года сократился на 46,9%, по сравнению с 1 января 2021 года сократился на 72,1%.

Основной объем задолженности в городе образовался по видам деятельности: «Обрабатывающие производства» – 78,6%, «Строительство» – 21,4%.

В течение 2021 года реализовывались следующие целевые программы Санкт-Петербурга, направленные на улучшение жилищных условий горожан: «Молодежи – доступное жилье», «Расселение коммунальных квартир

в Санкт-Петербурге», «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге» и «Жилье работникам бюджетной сферы».

Наряду с важной социальной задачей о значительном сокращении городской очереди, приоритетным направлением является улучшение жилищных условий ветеранов Великой

Отечественной войны.

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» выполнен в отношении ветеранов Великой Отечественной войны (далее – ветеранов ВОВ), принятых на жилищный учет до 01.01.2020.

За январь-декабрь 2021 года на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий принято 34 ветерана ВОВ, из которых 1 участник ВОВ, 2 члена семьи умерших участников ВОВ и 31 ветеран, награжденный знаком «Жителю блокадного Ленинграда».

За январь-декабрь 2021 года за счет предоставления жилых помещений улучшены жилищные условия 1 055 семьям других льготных категорий, в том числе:

- 639 многодетным семьям (за январь-декабрь 2020 года улучшены жилищные условия 570 многодетным семьям);

- 416 семьям, из числа инвалидов: семьям, имеющим детей-инвалидов и граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний (за январь-декабрь 2020 года улучшены жилищные условия 227 семьям).