Файл: Теоретические особенности управления государственной (муниципальной) собственностью 7.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические особенности управления государственной (муниципальной) собственностью

Деятельность органов власти в сфере муниципального управления государственной (муниципальной) собственностью

Глава 2. Оценка эффективности управления государственной (муниципальной) собственностью на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области

2.1 Краткая социально-экономическая характеристика Санкт-Петербурга и Ленинградской области

2.2 Анализ эффективности управления государственной (муниципальной) собственностью в Санкт-Петербурге и Ленинградской области

Глава 3. Проблемы управления государственной (муниципальной) собственностью на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области и направления их решения

3.1 Проблемы управления государственной (муниципальной) собственностью

3.2 Предположения по совершенствованию муниципальной политики по совершенствованию системы управления муниципальной собственностью в городе Санкт – Петербург

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



в собственности селений находится следующее имущество.

  1. Имущественные объекты, назначенные для снабжения населения необходимыми для жизни ресурсами (вода, электричество, газ), обеспечения граждан топливом, освещением улиц данного селения.

  2. Ремонт и постройка автомобильных дорог в пределах конкретных населенных пунктов.

  3. Имущественный объект, который выполняет задачу охраны общественного порядка в пределах конкретного селения.

  4. Жилищный фонд (Жилищно-коммунальное хозяйство).

  5. Транспортные средства и иное движимое имущество, предназначенные для обеспечения передвижения пассажиров по конкретному поселению.

  6. Имущественные объекты, предназначенные для предотвращения и устранения чрезвычайных ситуаций в пределах поселения.

  7. Имущественные объекты, предназначенные для гарантий и обеспечения начальных мер пожарной безопасности.

  8. Все библиотеки, находящиеся в конкретном селении.

  9. Имущественные объекты, обустроенные для проведения населением досуга.

  10. Имущественные объекты, несущие историческую ценность (памятники, мемориалы и т.д.).

  11. Имущественные объекты, обустроенные для развития в поселении физической культуры и привлечения к спорту, здоровому образу жизни.

  12. Имущественные объекты, обустроенные для организации благоустройства и высадки зеленых насаждений на конкретной территории поселения.

  13. Имущественные объекты, предназначенные для утилизации отходов.

  14. Имущественные объекты, в том числе участки земли, предназначенные для организации похорон и финансирования всех захоронений.

  15. Имущественные объекты, предназначенные для всеобщего прокламирования (обнародования) нормативно-правовых актов местного самоуправления, другой информации официального и местного значения.

  16. Земля, находящаяся во владении у муниципальных властей на основании федерального законодательства.

  17. Водоемы, пруды, карьеры, леса и иные объекты, находящиеся на конкретной территории.

Во владении муниципальных районов могут быть такие объекты.

  1. Имущественные объекты, созданные для снабжения населения газом и электроэнергией.

  2. Имущественные объекты, предназначенные для ремонта и обслуживания автодорог, сами автодороги, которые находятся в пределах поселений, принадлежащих конкретно местной власти.

  3. Транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров, другие имущественные объекты, предназначенные для автообслуживания населения в пределах компетенции конкретных местных властей.

  4. Имущественные объекты, предназначенные для предотвращения и устранения чрезвычайных ситуаций в пределах поселения.

  5. Имущественный объект, который выполняет задачу охраны общественного порядка в пределах конкретного селения.

  6. Имущественный объект, который предназначен для оснащения населенного пункта бесплатным дошкольным, неполным и полным средним образованием, а также оснащения имуществом, предназначенным для отдыха и культурного развития детей в свободное от учебного процесса время.

  7. Имущественные объекты по обеспечению и оказанию медицинских услуг населению в пределах границ муниципальной территории.

  8. Имущественные объекты, предназначенные для утилизации отходов.

  9. Архивные учреждения.

  10. Имущественные объекты, в том числе участки земли, предназначенные для организации похорон и финансирования всех захоронений.

  11. Имущественные объекты, предназначенные для всеобщего прокламирования (обнародования) нормативно-правовых актов местного самоуправления, другой информации официального и местного значения.

  12. Земля, находящаяся во владении у муниципальных властей на основании федерального законодательства.

  13. Водоемы, пруды, карьеры, леса и иные объекты, находящиеся на конкретной территории.

  14. Имущественные объекты, специально предназначенные для охраны и содержания имеющихся санаториев и курортных зон (если таковые имеются на конкретной территории).


Использование и распоряжение муниципальными имущественными объектами осуществляются только лишь от имени муниципального формирования. Таким образом, органы местного управления имеют право предоставлять муниципальные имущественные объекты на кратковременный либо постоянный срок как физическим, так и юридическим лицам. В некоторых случаях имущество может быть передано государственной власти РФ (различным субъектам государственной власти РФ), иным органам местного самоуправления.

В права местных властей также входит возможность отчуждать имущество, осуществлять сделки в соответствии с федеральным законодательством. Вместе с тем, представительные органы утверждают порядок управления и использования муниципальных имущественных объектов, а органы исполнительной власти собственно являются владельцами, пользователями и распорядителями такого имущества, в том числе через объекты и наделение полномочиями соответствующих органов.

Однако в Законе РФ от 06.10.2003 г. среди субъектов использования и распоряжения муниципальным имущественным объектом не включено население.

В свою очередь законодательная власть не препятствует разрешению возникших вопросов и проблем (кроме тех, которые напрямую касаются бюджета) с помощью проведения референдума местного значения. Имущественные объекты, находящиеся в собственности власти местного самоуправления, могут быть переданы в соответствии с договором органам территориального общественного самоуправления. Полностью организованная муниципальная собственность вносится в общий реестр местного самоуправления.

Право и обязанность формирования такого реестра (задачи ответственного за реестр) принадлежат органам специальной компетенции, которые были определены на основании решения представительного органа местной власти.

Органы муниципального управления, ответственные за осуществление функций и полномочий учредителей, наделены правом определения целей, условий и порядка деятельности муниципальных учреждений и предприятий, утверждения их уставов, назначения на должность и освобождения от должностей руководства данных учреждений и предприятий, заслушивания отчетов об их деятельности в порядке, установленном уставом муниципального образования.

Органы муниципального управления от лица муниципального образования наделены субсидиарной ответственностью по обязательствам муниципальных казенных учреждений и осуществлению обеспечения исполнения этих обязательств в порядке, предусмотренном федеральным законодательством

19.

Органы муниципального управления осуществляют ведение реестров муниципальной собственности в порядке, установленном уполномоченным российским Правительством федеральным органом исполнительной власти.

Особого внимания заслуживает вопрос приватизации муниципального имущества. Законодательство допускает использование следующих способов при осуществлении приватизации муниципальной собственности:

  • во-первых, осуществление продажи муниципальной собственности в рамках аукциона;

  • во-вторых, осуществление продажи муниципальной собственности в рамках коммерческого конкурса;

  • в-третьих, осуществление выкупа арендованного муниципального имущества и так далее.

Определим основные особенности муниципального имущественного комплекса (рисунок 2).



Рисунок 1.2- Особенности управления муниципальным имущественным комплексом20
Одним из важных факторов эффективного развития муниципального образования является наличие муниципального имущественного комплекса. Экономическую основу муниципального образования составляет имущественный комплекс, являющийся государственной собственностью и переданный в управление местному самоуправлению. В то же время, «отсутствие муниципального имущества на территории муниципального образования не является основанием для упразднения или преобразования муниципального образования либо отказа в образовании нового муниципального образования».

Нормативно-правовая основа регулирования деятельности органов публичной власти по управлению собственностью представлена на всех её уровнях и включает федеральные законы, подзаконные акты Правительства РФ, решения высших должностных лиц и законы субъектов РФ, нормативные акты муниципальных образований.

В этой связи, по мнению автора, рациональным представляется, осуществление чёткой регламентации правомочий органов публичной власти в части управления имуществом с целью разграничения компетенций и исключение путаницы в установлении ответственных субъектов. Полагаем целесообразным принятие соответствующего федерального закона, которым были бы аккумулированы и структурированы нормы, устанавливающие и разграничивающие названные полномочия.


При рассмотрении существующих в сфере управления государственным имуществом проблем, достойным внимания документом является Распоряжение Правительства РФ от 31.01.2019 № 117-р «Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019–2024 годах». Раздел XII Концепции называется «Совершенствование механизмов управления федеральным имуществом». Названный документ обосновывает актуальность совершенствования механизмов управления федеральным имуществом. Приводит ряд существующих в данном направлении проблем, в частности: отсутствие исчерпывающего перечня имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, и порядка оценки ее объектов; отсутствие унифицированных подходов к оценке потребности в имуществе при выполнении федеральными государственными органами и федеральными государственными учреждениями своих функций и полномочий; недостаточность контроля за распоряжением и использованием федерального имущества и другие21.

Однако реализация намеченных Правительством РФ целей, контроль и оценка эффективности управления имуществом по установленным критериям должна сопровождаться усилением и конкретизацией ответственности органов и должностных лиц за состоянием дел в вверенной им компетенции. В связи с этим, обозначенные нормативные критерии оценки эффективности управления имуществом представляют собой первые шаги, после которых необходима последовательная регламентация деятельности по учету имущества, унификация форм такого учета, а равно и персональной ответственности субъектов такого учета за содержание имущества, его оценку, закупки или своевременную приватизацию.

Как уже было отмечено ранее, Правительством Российской Федерации утверждена Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019–2024 годах. Названный документ, помимо целеполагания формулирует также проблемы, перед которым стоит государство в сфере управления федеральным имуществом. Так, официальная версия существующих в данном направлении недочетов состоит в том, что фактически федеральное имущество не учтено, не проработаны механизмы инвентаризации, отсутствует контроль за использованием имущества и распоряжением им.

Таким образом, муниципальный имущественный комплекс представляет собой совокупность движимого и недвижимого имущества различного назначения, природные и земельные ресурсы территории, муниципальные учреждения и организации и другое, управление которым регулируется целым рядом нормативно-правовых актов от федеральных до нормативно-правовых актов субъектов РФ. Основной особенностью управления имущественным комплексом муниципального образования является решение вопросов местного назначения.