Файл: Теоретические особенности управления государственной (муниципальной) собственностью 7.docx
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
в собственности селений находится следующее имущество.
-
Имущественные объекты, назначенные для снабжения населения необходимыми для жизни ресурсами (вода, электричество, газ), обеспечения граждан топливом, освещением улиц данного селения. -
Ремонт и постройка автомобильных дорог в пределах конкретных населенных пунктов. -
Имущественный объект, который выполняет задачу охраны общественного порядка в пределах конкретного селения. -
Жилищный фонд (Жилищно-коммунальное хозяйство). -
Транспортные средства и иное движимое имущество, предназначенные для обеспечения передвижения пассажиров по конкретному поселению. -
Имущественные объекты, предназначенные для предотвращения и устранения чрезвычайных ситуаций в пределах поселения. -
Имущественные объекты, предназначенные для гарантий и обеспечения начальных мер пожарной безопасности. -
Все библиотеки, находящиеся в конкретном селении. -
Имущественные объекты, обустроенные для проведения населением досуга. -
Имущественные объекты, несущие историческую ценность (памятники, мемориалы и т.д.). -
Имущественные объекты, обустроенные для развития в поселении физической культуры и привлечения к спорту, здоровому образу жизни. -
Имущественные объекты, обустроенные для организации благоустройства и высадки зеленых насаждений на конкретной территории поселения. -
Имущественные объекты, предназначенные для утилизации отходов. -
Имущественные объекты, в том числе участки земли, предназначенные для организации похорон и финансирования всех захоронений. -
Имущественные объекты, предназначенные для всеобщего прокламирования (обнародования) нормативно-правовых актов местного самоуправления, другой информации официального и местного значения. -
Земля, находящаяся во владении у муниципальных властей на основании федерального законодательства. -
Водоемы, пруды, карьеры, леса и иные объекты, находящиеся на конкретной территории.
Во владении муниципальных районов могут быть такие объекты.
-
Имущественные объекты, созданные для снабжения населения газом и электроэнергией. -
Имущественные объекты, предназначенные для ремонта и обслуживания автодорог, сами автодороги, которые находятся в пределах поселений, принадлежащих конкретно местной власти. -
Транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров, другие имущественные объекты, предназначенные для автообслуживания населения в пределах компетенции конкретных местных властей. -
Имущественные объекты, предназначенные для предотвращения и устранения чрезвычайных ситуаций в пределах поселения. -
Имущественный объект, который выполняет задачу охраны общественного порядка в пределах конкретного селения. -
Имущественный объект, который предназначен для оснащения населенного пункта бесплатным дошкольным, неполным и полным средним образованием, а также оснащения имуществом, предназначенным для отдыха и культурного развития детей в свободное от учебного процесса время. -
Имущественные объекты по обеспечению и оказанию медицинских услуг населению в пределах границ муниципальной территории. -
Имущественные объекты, предназначенные для утилизации отходов. -
Архивные учреждения. -
Имущественные объекты, в том числе участки земли, предназначенные для организации похорон и финансирования всех захоронений. -
Имущественные объекты, предназначенные для всеобщего прокламирования (обнародования) нормативно-правовых актов местного самоуправления, другой информации официального и местного значения. -
Земля, находящаяся во владении у муниципальных властей на основании федерального законодательства. -
Водоемы, пруды, карьеры, леса и иные объекты, находящиеся на конкретной территории. -
Имущественные объекты, специально предназначенные для охраны и содержания имеющихся санаториев и курортных зон (если таковые имеются на конкретной территории).
Использование и распоряжение муниципальными имущественными объектами осуществляются только лишь от имени муниципального формирования. Таким образом, органы местного управления имеют право предоставлять муниципальные имущественные объекты на кратковременный либо постоянный срок как физическим, так и юридическим лицам. В некоторых случаях имущество может быть передано государственной власти РФ (различным субъектам государственной власти РФ), иным органам местного самоуправления.
В права местных властей также входит возможность отчуждать имущество, осуществлять сделки в соответствии с федеральным законодательством. Вместе с тем, представительные органы утверждают порядок управления и использования муниципальных имущественных объектов, а органы исполнительной власти собственно являются владельцами, пользователями и распорядителями такого имущества, в том числе через объекты и наделение полномочиями соответствующих органов.
Однако в Законе РФ от 06.10.2003 г. среди субъектов использования и распоряжения муниципальным имущественным объектом не включено население.
В свою очередь законодательная власть не препятствует разрешению возникших вопросов и проблем (кроме тех, которые напрямую касаются бюджета) с помощью проведения референдума местного значения. Имущественные объекты, находящиеся в собственности власти местного самоуправления, могут быть переданы в соответствии с договором органам территориального общественного самоуправления. Полностью организованная муниципальная собственность вносится в общий реестр местного самоуправления.
Право и обязанность формирования такого реестра (задачи ответственного за реестр) принадлежат органам специальной компетенции, которые были определены на основании решения представительного органа местной власти.
Органы муниципального управления, ответственные за осуществление функций и полномочий учредителей, наделены правом определения целей, условий и порядка деятельности муниципальных учреждений и предприятий, утверждения их уставов, назначения на должность и освобождения от должностей руководства данных учреждений и предприятий, заслушивания отчетов об их деятельности в порядке, установленном уставом муниципального образования.
Органы муниципального управления от лица муниципального образования наделены субсидиарной ответственностью по обязательствам муниципальных казенных учреждений и осуществлению обеспечения исполнения этих обязательств в порядке, предусмотренном федеральным законодательством
19.
Органы муниципального управления осуществляют ведение реестров муниципальной собственности в порядке, установленном уполномоченным российским Правительством федеральным органом исполнительной власти.
Особого внимания заслуживает вопрос приватизации муниципального имущества. Законодательство допускает использование следующих способов при осуществлении приватизации муниципальной собственности:
-
во-первых, осуществление продажи муниципальной собственности в рамках аукциона; -
во-вторых, осуществление продажи муниципальной собственности в рамках коммерческого конкурса; -
в-третьих, осуществление выкупа арендованного муниципального имущества и так далее.
Определим основные особенности муниципального имущественного комплекса (рисунок 2).
Рисунок 1.2- Особенности управления муниципальным имущественным комплексом20
Одним из важных факторов эффективного развития муниципального образования является наличие муниципального имущественного комплекса. Экономическую основу муниципального образования составляет имущественный комплекс, являющийся государственной собственностью и переданный в управление местному самоуправлению. В то же время, «отсутствие муниципального имущества на территории муниципального образования не является основанием для упразднения или преобразования муниципального образования либо отказа в образовании нового муниципального образования».
Нормативно-правовая основа регулирования деятельности органов публичной власти по управлению собственностью представлена на всех её уровнях и включает федеральные законы, подзаконные акты Правительства РФ, решения высших должностных лиц и законы субъектов РФ, нормативные акты муниципальных образований.
В этой связи, по мнению автора, рациональным представляется, осуществление чёткой регламентации правомочий органов публичной власти в части управления имуществом с целью разграничения компетенций и исключение путаницы в установлении ответственных субъектов. Полагаем целесообразным принятие соответствующего федерального закона, которым были бы аккумулированы и структурированы нормы, устанавливающие и разграничивающие названные полномочия.
При рассмотрении существующих в сфере управления государственным имуществом проблем, достойным внимания документом является Распоряжение Правительства РФ от 31.01.2019 № 117-р «Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019–2024 годах». Раздел XII Концепции называется «Совершенствование механизмов управления федеральным имуществом». Названный документ обосновывает актуальность совершенствования механизмов управления федеральным имуществом. Приводит ряд существующих в данном направлении проблем, в частности: отсутствие исчерпывающего перечня имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, и порядка оценки ее объектов; отсутствие унифицированных подходов к оценке потребности в имуществе при выполнении федеральными государственными органами и федеральными государственными учреждениями своих функций и полномочий; недостаточность контроля за распоряжением и использованием федерального имущества и другие21.
Однако реализация намеченных Правительством РФ целей, контроль и оценка эффективности управления имуществом по установленным критериям должна сопровождаться усилением и конкретизацией ответственности органов и должностных лиц за состоянием дел в вверенной им компетенции. В связи с этим, обозначенные нормативные критерии оценки эффективности управления имуществом представляют собой первые шаги, после которых необходима последовательная регламентация деятельности по учету имущества, унификация форм такого учета, а равно и персональной ответственности субъектов такого учета за содержание имущества, его оценку, закупки или своевременную приватизацию.
Как уже было отмечено ранее, Правительством Российской Федерации утверждена Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019–2024 годах. Названный документ, помимо целеполагания формулирует также проблемы, перед которым стоит государство в сфере управления федеральным имуществом. Так, официальная версия существующих в данном направлении недочетов состоит в том, что фактически федеральное имущество не учтено, не проработаны механизмы инвентаризации, отсутствует контроль за использованием имущества и распоряжением им.
Таким образом, муниципальный имущественный комплекс представляет собой совокупность движимого и недвижимого имущества различного назначения, природные и земельные ресурсы территории, муниципальные учреждения и организации и другое, управление которым регулируется целым рядом нормативно-правовых актов от федеральных до нормативно-правовых актов субъектов РФ. Основной особенностью управления имущественным комплексом муниципального образования является решение вопросов местного назначения.