Файл: 1. Внеклассная работа как составная часть учебновоспитательного процесса в рамках реализации фгос в современной школе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- 1 2 3 4 5
Использование материалов ВКР в практике преподавания курса «География материков и океанов»
-
Анализ опыта внеклассной работы по физической географии учителей Приморского края (на примере материалов, представленных в Интернете)
Результаты творческих поисков учителей географии помогли накопить богатый опыт по внеклассной работе. Внеклассная работа, как уже отмечалось выше, строится по сравнению с уроками на ином географическом материале, проводится в иных организационных формах и в большей степени основывается как на самостоятельности учеников, так и на энтузиазме учителя.
Проанализировав внеклассные разработки, рабочие программы факультативов, представленные на различных сайтах педагогических сообществ в сети Интернет, мы пришли к выводу, что одной из основных форм внеклассной работы по географии материков и океанов среди школ Приморского края считается школьное географическое краеведение.
В образовательных социальных сетях nsportal.ru и «Мультиурок» учителями Приморского края представлено множество разработанных программ факультативных курсов и кружковой работы по географии для учащихся 7-х классов. Остановимся наиболее подробно на некоторых из них.
Так, например, учитель географии МКОУ ООШ №12 с. Тереховка Надеждинского района, Ефимова Вера Николаевна, разработала авторскую программа кружка «Тропа леопарда». Данная программа ориентирована на развитие проектно-исследовательских способностей учащихся, планируемым результатом которой должно стать участие школьников в различных мероприятиях от районного до Всероссийского уровня.
Кроме этого, Ефимова В.Н. составила свою внеклассную работу в виде различных конкурсов и дидактических игр по курсу «География материков и океанов». В рамках недели географии в школе учителем была проведена дидактическая игра на тему: «Последний герой». Ученикам предлагалось пройти 10 испытаний развлекательного и страноведческого характера, где по прохождению каждого тура выбывал 1 участник.
Также можно выделить другую рабочую программу внеклассной работы по географии «Краеведение. Мое Приморье», предложенную учителем географии МКОУ СОШ с. Новицкое Приморского края, Николаевой Анжелой Александровной. Предметные результаты изучения ее курса связаны с формированием первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления, основами картографической грамотности и использованием географической карты, первичными навыками нахождения, использования и презентации географической информации. Содержание курса включает в себя тематику от географического положения Приморского края до народных промыслов Приморья.
Помимо теоретической части, внеклассная работа по данной программе строится с использованием экскурсий по территории Приморского края и выполнением различных практических и исследовательских работ. Рефлексией изучения данной программы является экскурсия по с. Новицкое с использованием полученных знаний.
Особое внимание следует уделить внеклассной работе учителя географии МБОУ СОШ №3 г. Дальнереченска Приморского края, Жидовкиной Галине Петровне. Учитель предлагает различные виды и формы работ, представленные на сайте образовательной социальной сети nsportal.ru: интерактивные тесты («Географическое положение Приморского края», «Топонимика Приморского края» и др.), анимированные («Колесо фортуны») и дидактические игры («Реки и озера Приморского края»), ребусы, кроссворды, загадки, а также творческие задания в виде написания стихотворений о Приморском крае.
Учителя географии МОБУ СОШ №4 пгт Лучегорска Пожарского района Приморского края – Анненкова Оксана Михайловна и Ткачева Марина Николаевна, на сайте открытого педагогического форума «Первое сентября» предлагают свой вариант проведения внеклассного мероприятия в виде ознакомительной презентации с исследователями Приморского края для 7 класса. Целью данного мероприятия явилось расширение знаний об освоении территорий Приморского края. Они использовали карты, репродукции картин художников, иллюстрации, фотографии, на которых изображены исследователи и пр.
Стоит отметить также методическую разработку внеклассного мероприятия учителя географии ЧОУ Школа-интернат № 29 ОАО «РЖД» г. Уссурийска Приморского края, Ефимчук Елены Борисовны, опубликованную на образовательном портале «Инфоурок». Внеклассное мероприятие включает в себя авторский видеоклип о красоте родного края, презентацию, которая призвана ознакомить учеников с историей, геральдикой, природой края и интеллектуальную игру на основе презентации. Основной задачей мероприятия, по мнению Ефимчук Е.Б., является обобщение и углубление знаний о Приморском крае, пробуждении интереса к его культуре, истории и природе.
Приведенные многочисленные примеры методов и форм внеклассной работы из методической копилки учителей географии Приморского края могут иметь непосредственное применение при проведении внеурочных и внеклассных мероприятий с целью активизации познавательной деятельности учащихся, систематизации, закрепления, обобщения и обогощения знаний в курсе «География материков и океанов».
Анализ материалов образовательно-воспитательного потенциала регионального компонента внеклассной работы по курсу «География материков и океанов» показали, что роль регионально-краеведческого компонента в системе патриотического воспитания семиклассников заключается в обеспечении:
-
максимального приближения услуг образовательной сферы к реальным образовательным потребностям; -
эффективного всестороннего развития ребенка в соответствии с его индивидуальными способностями, интересами и с учетом перспектив развития территории (рынка труда, его запросов); -
реализации дидактических принципов «от близкого – к далекому», «от известного – к неизвестному», «от простого – к сложному»; -
укрепления любви к родному краю, зарождения интереса к его социально-экономической жизни, воспитания патриотических чувств, патриотического сознания и патриотического поведения; -
воспитания у школьника любви к своей стране, к своей «малой родине», уважения и толерантности в отношении других народов; -
развития мышления, свободного от стереотипов; -
формирования эмоционально-ценностного отношения к родному краю; -
перехода от стереотипного представления о регионе к активному эмоционально-ценностному восприятию каждой территории своей страны; -
активного познания родного края, его природных богатств, культуры, истории; -
оздоровления и физического развития школьников (особенно через туризм в системе краеведения).
Каждый учитель географии должен иметь максимально полную информацию о том, что имеется по предмету в области внеклассной работы. Эти знания помогут правильно выбрать наиболее приемлемые формы и методы работы с учетом реально существующих в том или ином классе и школе условий, творчески их применить, развить и обогатить теорию собственным практическим опытом.
-
Реализция опытно-экспериментальной работы по организации внеклассной работы по географии на базе МБОУ СОШ с. Алексей-Ильинское
Научное исследование или разработка должны пройти (если это предполагается в ходе работы) опытно-экспериментальную проверку. «Надежная апробация исследования – одно из условий его корректности, состоятельности, истинности результатов, один из самых реальных способов избежать серьезных ошибок, преодолеть личные пристрастия исследователей, вовремя скорректировать и исправить допущенные промахи и недочеты»
10.
Апробация разработанного внеклассного мероприятия «» (7 класс) предполагает испытание созданных материалов в условиях, приближенных или воспроизводящих реальность. На основании полученных данных и с учѐтом корректировок данное внеклассное мероприятие может быть внедрено в массовую практику. Важно, чтобы разработанное мероприятие было эффективным средством в формировании умений по курсу «География материков и океанов».
В ходе процесса опытно-экспериментальной работы была поставлена цель:
-
разработать и апробировать внеклассное мероприятие в рамках внеучебного процесса школы, во внеклассной работе по географии в 7 классе при изучении курса «География материков и океанов», а также проверить уровень эффективности разработанного материала.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
-
проанализировать систему воспитательной работы МБОУ СОШ с.Алексей-Никольское; -
сделать выводы о том, достигнуты ли планируемые результаты внеклассного мероприятия.
При организации опытно-экспериментальной работы учитывались следующие аспекты:
-
эмпирическая база исследования (обучающиеся 7 класса МБОУ СОШ с.Алексей-Никольское); -
количество обучающихся.
Для реализации опытно-экспериментальной проверки необходимо провести несколько этапов работы:
-
подготовительный этап – систематизировать изученные формы и методы внеклассной работы по географии, отобрать материал для опытно-экспериментальной проверки; -
основной этап – выбранные формы и методы реализовать во внеклассной работе по географии в 7 классе; -
заключительный этап – проанализировать проведенное мероприятие, на основании полученных данных выявить ошибки и устранить их.
Педагогический эксперимент проводился в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа с. Алексей-Никольское» с 21 февраля 2022 года по 26 апреля 2022 года. Вся экспериментальная деятельность осуществлялась в указанный период и включала в себя реализацию внеклассных мероприятий в рамках внешкольного дополнительного материала к курсу «География материков и океанов».
Система воспитательной работы в МБОУ СОШ с. Алексей-Никольское выстраивается как продолжение учебного процесса и завершает цикл познания.
Целью воспитательной работы в МБОУ СОШ с. Алексей-Никольское согласно программе воспитания и социализации обучающихся является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России,