Файл: 1. Внеклассная работа как составная часть учебновоспитательного процесса в рамках реализации фгос в современной школе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической деятельности учителей школы, родительского сообщества, представителей предприятий и общественных организаций края и округа.

В практику школы внедрена образовательная технология, которую педагоги используют в воспитательном процессе – это технология проектов, которая обеспечивает связь обучения с жизнью и формирует активную самостоятельную позицию учащихся.

В данной школе обучается 72 человека. Формы и методы внеклассной работы по географии были апробированы в 7 классе, в апробации участвовало 12 человек.

Полученные данные были обработаны и проанализированы.

Первый этап эксперимента включал в себя проведение начального тестирования, анкетирования и анализа исходного уровня мотивации учащихся к изучению географии материков и океанов и участию во внеклассной жизни школы по данному предмету. Вопросы анкеты были нaцелены на выявление зaинтересовaнности учеников внеклассной работой, а также школьникам было предложено внести свои предложения по хaрaктеру проведения мероприятий.

На рисунке № 2 представлены результаты анкетирования учеников. Школьникам был задан вопрос: «Хотели ли бы они участвовать во внеклассных мероприятиях по географии?». Как видно из результатов диаграммы, большинство учеников, а именно – 82% респондентов, считают предмет «География» интересным и хотят заниматься дополнительно вне классно-урочной системы.

Кроме этого, ребята выявили желание участвовать в мероприятиях, в которых присутствуют интерактивные технологии.

Рис. 2 Уровень мотивaции учaщихся к геогрaфии



Aнaлиз полученных дaнных позволил внести коррективы при выборе содержания, методов и форм внеклассной работы.

Основной этап включал в себя проведение внеклассного мероприятия с использованием описанных в исследовании форм и методов работы, создания педагогических условий для наиболее эффективного их использования.

Ответ нa вопрос, о мотивaции учaщихся к геогрaфии мaтериков и океaнов не
только как к предмету, но и как к дополнительной внеклассной работе, после экспериментa внедрения описанных форм и методов внеклассной работы определил следующие результaты. Теперь уже у всех учеников активизировaлся интерес к предмету – 100%, это говорит о повышении интересa учaщиеся к предмету зa период экспериментa нa 18% (в соответствии с рисунком 3).

Рис. 3 Уровень мотивaции учaщихся к геогрaфии



Заключительный этап эксперимента был нaпрaвлен нa констaтaцию произошедших изменений, стaтистическую обрaботку полученных дaнных и формулировку выводов.

Исходя, из результaтов экспериментa можно констaтировaть следующее, что в результaте использовaния рaзличных форм и методов внеклассной работы интерес к изучению географии повысился. Анaлиз полученных дaнных нa основном и заключительном этaпaх опытно-экспериментaльной рaботы позволяет сделaть вывод об эффективности использовaния данным форм и методов.

    1. Методическая разработка внеклассного мероприятия на базе МБОУ СОШ с. Алексей-Ильинское

Автором самостоятельно разработаны различные приемы современных педагогических технологий и апробированы на практике формы и методы внеклассной работы, некоторые варианты которых представлены ниже в технологической карте внеклассного мероприятия по теме.

Класс: 7 Дата:

Учитель:

Форма мероприятия: игра-путешествие с элементами проектной деятельности

Время мероприятия: 45 минут

Цель: ознакомление с историей заселения пилигримами Северной Америки

Задачи:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • способствовать формированию дополнительных, новых, интересных сведений о Северной Америке

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • расширить кругозора по материку Северная Америка;

  • воспитывать эмоционально-ценностное отношение к миру, уважение к другим народам, традициям и обычаям разных стран, толерантность.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • способствовать развитию познавательной активности обучающихся;

  • развивать учебно-организационные умения (определять цель, организовывать свою деятельность, анализировать, сравнивать, делать выводы).



Планируемые результаты:




ЛИЧНОСТНЫЕ:

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ




Коммуникативные:

  • адекватно используют речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

  • работают в коллективе.

Регулятивные:

  • формируют цель урока и учебную проблему после обсуждения, в диалоге с учителем вырабатывают критерии оценки успешности своей и коллективной работы;

  • самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом материале.

Познавательные:

  • формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.

ПРЕДМЕТНЫЕ

  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.



Оснащение урока:

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения




п/п

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Кол-во

Примечания


Технические средства обучения и оборудование кабинета

1

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц,  постеров и картинок

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок

Стенд для размещения творческих работ учащихся

Компьютер

Проектор

Сканер (по возможности)

Принтер лазерный (по возможности)

Стол учительский с тумбой.

Ученические столы 2-местные с комплектом стульев.

1
1
2

1

1

1

1

1

1

1

1

К





Учебно-методическое обеспечение




Наименования объектов и средств учебно-методического обеспечения

Наглядно-демонстрационный материал

1

  1. Физическая карта Северной Америки




Обучающие программы. ЦОР. Дополнительная литература

2

1. https://online.seterra.com/ru/vgp/3003

2. https://learningapps.org/4160351

3. Презентация, выполненная в программе Microsoft Power Point

4. Раздаточный материал







Этап

Время (мин)

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Форма работы

Методы

Средства

Технологии и др.

1

2

3

4

5

6

1

Приветствие. Организационный момент.

2

Проверяет готовность учащихся к мероприятию, приветствует учащихся

Здравствуйте, ребята! Мы совершим путешествие по Северной Америке. Закрепим знания, полученные на уроках и расширим кругозор по данному материку.
На уроках географии мы завершили изучение материка «Северная Америка». Мы узнали его географическое положение, открытие, рельеф, климат, внутренние воды, природные зоны, население.
На внеклассном занятии мы не только подведем итог по изученному материалу, но и узнаем кое-что новое, того чего мы не коснулись на уроках.

Приветствуют учителя

фронтальная

2

Мотивация учебно-познавательной деятельности обучающихся, настрой на работу.

5

Начать наше мероприятие я хочу с легенды о вожде индейского племени, кото­рый посылал юношей на вершину Кордильер. «Идите, пока хватит сил. Кто устанет, может вернуться домой, но пусть каждый принесет мне ветку с того места, где он свернул с дороги», - говорил вождь. Вскоре первый вернулся и протянул листок кактуса. Вождь усмехнулся: «Ты не пересек пустыню. Ты не был даже у подножия горы». Второму, принесшему серебристую ветку полыни, вождь сказал: «Ты был у подножия, но даже не пытался начать восхождение». Третий, с веткой тополя, даже заслужил по­хвалу: «Ты добрался до родника». Подобное же поощрение и четвер­тому, с веткой крушины. Пятому, принесшему ветку кедра, старик одобрительно кивнул: «Ты был на полпути к вершине». Последний юноша пришел с пустыми руками, но лицо его светилось радостью. Он объяснил, что был там, где не растут деревья, но зато видел свер­кающее море. Вождь не только поверил ему, но и отдал самую боль­шую дань признания: «Тебе не нужна ветка-символ. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоем голосе. Это одна из вершин твоей жизни. Ты видел гору во всем ее величии».

Из проделанной работы вытекает тема мероприятия.

Анализируя рассказ и рисунок, обсуждают возможные аспекты темы, представленной в данном мероприятии

Учащиеся должны самостоятельно с помощью учителя назвать основную цель урока (Мы выясним - как же открывалась Северная Америка. Нам предстоит познакомиться с историческими персонажами, которые совершали путешествия по Атлантическому океану; также мы с вами будем работать с географическими и историческими картами)


Фронтальная и индивидуальная работа, доска, технология «мозговой штурм», Microsoft Power Point слайд 1-3

3

Актуализация знаний

Первичное закрепление

15

Западная Европа смотрела на Новый Свет как источник богатств. Ещё в конце 16 века на эти земли стала претендовать Англия.

Путь всегда начинается с карты. Скарты начнем и мы, проверим, как вы усвоили географическую номенклатуру.

В 1620 г. на американский берег у мыса Код высадился корабль с красивым названием Мэйфлауэр (Майский цветок). Судно вышло из Английского города Плимут. Колония, созданная переселенцами, тоже будет называться Плимут. Вообще не только жизнь первых переселенцев была тяжелой, но и сам путь, который они должны были проделать – из Англии в Америку через Атлантический океан. Путешествие обычно занимало от 6 до 12 недель, и было опасным, потому что в Атлантике на корабли часто обрушивались бури, штормы, люди погибали, не добравшись до заветной цели.

На берег сошло 102 человека. В основном, это были пуритане, которые бежали из Англии от религиозных преследований.
Корабли были небольшими, всегда переполненные людьми, что не позволяло пассажирам разместиться с удобствами. Но, тем не менее все больше и больше людей покидало Англию. Как вы думаете, кто ехал в Америку и почему? (Беседа с учащимися)
И спустя сотни лет теперь на территории современной Северной Америки есть определенное количество штатов. Давайте вспомним их.

Работают с картой в группах, наносят маршрут, выполняют интерактивные упражнения - штаты Северной Америки, соотносят номенклатуру Северной Америки


Возможные ответы учеников: Пуритане; бедняки, крестьяне; преступники, заключенные – годные к труду, высылались властями (в Англии им грозила виселица).


Индивидуальная и групповая работа, презентация Microsoft Power Point, контурная карта,

https://learningapps.org/4160351

https://online.seterra.com/ru/vgp/3003


6

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

20

Сейчас вам предлагается разделиться на две команды путем жеребьевки – пилигримы и индейцы. Ваша задача – предположить, каков был быт у этих жителей и как они впервые вместе отпраздновали День Благодарения, который впоследствии стал государственным праздником Северной Америки.

Участвуют в жеребьевке

Подготавливают проект

https://ru.piliapp.com/random/wheel/

Проектная деятельность, работа в группах

7

Рефлексия

3

Подводит итоги, спрашивает, чему научились, что получилось хорошо и в чем были затруднения. Также предлагает ученикам с помощью специальных предложений оценить степень своего понимания материала

Что? Где? Когда? Почему?

Благодарит за мероприятие и прощается

Обсуждают, что они научились делать и зачем им нужны эти знания, отвечают на вопросы. Оценивают свою деятельность на внеклассном мероприятии



Фронтальная и индивидуальная работа


Заключение

Повысить качество обучения и воспитания можно, умело, сочетая работу на уроке с внеклассной работой по предмету. Внеклассная работа призвана развить географические интересы учащихся, сформировать профессиональную направленность, расширить общий кругозор и развить познавательную самостоятельность. Специфика содержания предмета во многом определяет вклад внеклассной работы в дело воспитания и образования.

Все рассмотренные формы внеклассной работы в большинстве случаев тесно связаны друг с другом, имеют много общего и направлены на развитие у школьников интереса к предмету, географического мышления.

Общими условиями организации любой внеклассной работы учащихся являются:

  • учет интересов и потребностей учащихся конкретного класса;

  • четкое планирование внеклассной работы, определение ее конечных результатов;

  • тесная связь внеклассной работы с основными курсами географии, использование предшествующего уровня подготовки учащихся;

  • метапредметность различных форм внеклассной работы;

  • внимание к общественно полезной деятельности учащихся.

Исходя из этого, в выпускной квалификационной работе были рассмотрены формы внеклассной работы, накопленные в теории и практике, как ведущих методистов, так и учителей Приморского края. Автором было выявлено значение внеклассной работы в учебно-воспитательном процессе, раскрыто основное содержание форм внеклассной работы по географии и способы их организации.

В связи с этим каждый учитель географии должен иметь максимально полную информацию о том, что имеется по предмету в области внеклассной работы. Эти знания помогут правильно выбрать наиболее приемлемые формы и методы работы с учетом реально существующих в том или ином классе и школе условий, творчески их применить, развить и обогатить теорию собственным практическим опытом.

При планировании внеклассной работы курса «Географии материков и океанов», нужно обратить внимание на то, что у детей этого возраста имеется очень большой интерес к географии. Здесь более приемлемы такие формы работы, как викторины, игры, школьное краеведение, дискуссии, экскурсии, проекты.

В 7 классе интересы учащихся становятся более устойчивыми, перестают носить эпизодический характер, не исчерпываются знаниями, получаемыми на уроке. У подростков возникает желание участвовать в предметных кружках, появляется интерес к научно-популярной литературе и научной фантастике. Учащимся интересно проводить научно-поисковые исследования.