Файл: 1. Внеклассная работа как составная часть учебновоспитательного процесса в рамках реализации фгос в современной школе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
доля аудиторных занятий не должна превышать 50% общего показателя досугового времяпровождения; -
внеучебная работа должна характеризоваться ориентированностью на программные требования и познавательные потребности детей; -
время, отведенное на содержательный досуг, не зависит от показателей максимально допустимой учебной нагрузки школьников.
Согласно СанПиН 2.4.2 2821-10, реализацию основного образовательного комплекса и досуговых занятий необходимо разделять динамической паузой, продолжительностью от 40 минут. В систему внеурочной активности должны включаться как регулярные занятия, так и интенсивные, т.е. содержательно насыщенные, сложные формы организации досуга. Комплектование групп для разных видов деятельности должно производиться не по возрастному принципу, а в соответствии с интересами учащихся. Численность группы не должна превышать 15 человек. В случаях, когда количество желающих значительно превышает показатели комплектности, при наличии кадровых и материально-технических ресурсов рекомендуется деление одного класса-комплекта на подгруппы. Допускается использование двух типов программ, соответствующих индивидуальным и возрастным особенностям учащихся:
-
методические рекомендации, разработанные для школьников определенной возрастной группы; -
комплексные программы, рассчитанные на весь период обучения. Такие программные документы разделяются на этапы в соответствии со ступенями обучения3.
Содержание выбранной программы организации внеклассной работы по ФГОС должно отражать особенности содержательного досуга, цели и задачи, а также планируемые результаты. В случае обеспечения реализации в школе внеурочной работы по нескольким направлениям, в главном методическом документе важно отразить модули, соответствующие различным направлениям обучения и воспитания. Проработанная программа внеучебной активности утверждается на педагогическом совете и заверяется руководителем образовательной организации.
Результаты внеклассной работы являются частью результатов освоения основной общеобразовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС.
Планируемые результаты внеклассной работы конкретизируются в рабочей программе и должны соответствовать планируемым результатам освоения основной общеобразовательной программы.
Общеобразовательная организация в установленном ею порядке может осуществлять зачет результатов освоения обучающимися образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в организациях дополнительного образования.
В качестве результатов освоения обучающимися рабочих программ внеурочной работы образовательная организация, реализующая основные общеобразовательные программы, самостоятельно определяет порядок зачета результатов освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных программ, который утверждается локальным актом.
При зачете результатов освоения рабочих программ внеклассной работы рекомендуется провести сопоставительный анализ планируемых результатов дополнительной общеобразовательной программы и рабочей программы внеклассной работы.
Для мониторинга и учета образовательных результатов внеклассной деятельности образовательные организации можно использовать психолого-педагогический инструментарий, а также такую форму учета как «портфолио», в том числе в электронной форме.
Результаты внеурочной деятельности не являются предметом контрольно-оценочных процедур, но они могут учитываться при составлении портфолио, папки достижений и прочих форм фиксирования каких-либо результатов.
На сегодняшний день разработка модели учета внеурочных достижений учащихся – это чрезвычайно актуальное и проблемное направление развития образования. Особенностью системы оценки достижения результатов внеклассной работы является комплексный подход к оценке результатов учебной и внеурочной деятельности (метапредметных, личностных и предметных результатов).
Результаты внеклассной работы можно также разделить на три уровня:
-
приобретение школьником социальных знаний (т.е., школьник знает и понимает); -
формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом (школьник ценит общественную жизнь); -
получение школьником опыта самостоятельного социального действия (т.е., школьник самостоятельно действует в общественной жизни).
Система учета индивидуальных достижений предполагает вовлеченность в оценочную деятельность, как педагогов, так и обучающихся. В настоящее время существует несколько форм фиксации личностных достижений, такие как: карта-профиль личностных достижений; «Тетрадь успешности»; «Портфолио достижений», «Кейс-стади» и др. Данные формы относятся к разряду «аутентичных» (то есть истинных, наиболее приближенных к реальному оцениванию) индивидуализированных оценок, ориентированных не только на процесс оценивания, но и самооценивания.
-
Основные направления и формы реализации внеклассной работы
Внеклассная работа в школе в соответствии с требованиями ФГОС должна реализоваться по основным направлениям развития личности. Такая модель работы позволяет органично вписать содержательную досуговую активность школьников в общевоспитательный процесс, обеспечивать построение межпредметных связей, развивать надпредметные умения и навыки детей, а также гарантирует возможность педагогического состава трудиться слаженно, двигаясь к общей цели. Основные направления внеклассной работы представлены ниже в таблице № 2.
Таблица 2 – Направления внеклассной работы и методы ее реализации
Направления осуществления внеурочной активности | Цель работы по направлению | Методы реализации |
Общеинтеллектуальное | Развитие критического мышления, способностей к анализу информационного потока. Расширение кругозора, освоение новых методов получения информации. | Демонстрация ценности знаний на примере анализа различных сфер жизнеобеспечения (например, изучение правил дорожного движения). Формирование первичной профессиональной ориентации. |
Спортивно-оздоровительное | Гармоничное психофизическое развитие детей. Привитие школьникам здоровых привычек. | Ведение просветительской работы, направленной на воспитание у учащихся умений, навыков следования поведенческой модели, способствующей сохранению и укреплению психофизического здоровья. Информирование о вредных и полезных привычках. Формирование культуры здоровья. Приобщение школьников к различным видам физической активности, рефлексии, способствующей стабилизации эмоциональной сферы. |
Социальное | Осознание важности социальных норм и установок. Формирование социальных навыков. Знакомство с законами развития общества. | Организация личного опыта школьников в осуществлении социально значимой деятельности. Приобщение к практикам самопознания, самоуправления, самоконтроля. Данное направление организации внеурочной деятельности также предусматривает оказание психолого-педагогической поддержки в случаях выявления проблем адаптационного характера. |
Общекультурное | Привитие эстетических ценностей. Экологическое воспитание. | Расширение знаний учащихся о культурологических, общеэстетических понятиях. Стимулирование художественно-образного способа познания мира. Организация творческого самосовершенствования учащихся. Реализация различных форм взаимодействия с природой. |
Духовно-нравственное | Приобщение к национальным и общечеловеческим гуманистическим ценностям. Патриотическое воспитание. | Изучение национальной истории, культуры, природы и особенностей родного края. Организация работы по туристско-исследовательскому направлению. Оказание консультативной помощи по нравственному самосовершенствованию. |
Реализация данных направлений внеучебной деятельности, осуществляется через различные виды внеклассной работы, которые представлены на рисунке 1.
Рис.1. Виды внеклассной работы
В соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 г. № 03-296 внеклассная работа в образовательном учреждении может осуществляться через:
-
учебный план образовательной организации, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т. д., проводимые в формах, отличных от урочной); решение о включении образовательной организацией какого-либо курса в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений, должно быть обосновано соответствующим выбором этих участников, закрепленном в протоколе коллегиального органа управления, предусмотренного Уставом соответствующей образовательной организации; − дополнительные образовательные программы (внутришкольная система дополнительного образования); -
образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта (сетевая форма); -
организацию деятельности групп продленного дня; -
классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.); -
деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования; -
инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности4.
Формы реализации внеклассной работы образовательная организация определяет самостоятельно, учитывая интересы и запросы учащихся и их родителей, а также собственные кадрово-методические, материально-технические, организационные и другие возможности. Некоторые эффективные формы работы с детьми, на наш взгляд, представлены в таблице № 3.
Таблица 3 – Приоритетные формы проведения внеклассной работы
Групповая | Общешкольная |
|
|
Кроме этого, в зависимости от количества учеников формы внеклассной работы подразделяются на индивидуальные, групповые и массовые.
Внеклассная работа призвана гибко и оперативно реагировать на изменение социального заказа, обеспечивая возможность свободного выбора направлений развития личности.
Таким образом, можно сказать, что правильно организованная система внеклассной работы представляет собой сферу, которая скажется на конкурентоспособности учащегося. От этого зависит как успешная и активная жизнь будущих выпускников школы, так и дальнейшее развитие страны в целом.
-
Особенности организации внеклассной работы при изучении курса «География материков и океанов»
-
Специфика курса «География материков и океанов»
Предмет «География» входит в образовательную область «Обществознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 105 учебных часов для обязательного изучения географии в 7-м классе основной школы из расчета 3 учебных часа в неделю.
География материков и океанов продолжает географическое образование учащихся в основной школе. Данный курс опирается на географические знания, полученные учащимися в 6 классе, и продолжает рассматривать особенности природы планеты Земля, взаимное влияние человека и природы на новом – материковом уровне.
Главная цель курса – развитие у школьников целостного представления о Земле как о планете людей, о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и отдельных стран, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях, т.е. формирование минимума базовых знаний страноведческого характера.