Файл: 1. Внеклассная работа как составная часть учебновоспитательного процесса в рамках реализации фгос в современной школе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основными задачами курса являются:
-
расширение и конкретизация представлений о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации (от планетарного до локального); -
создание образных представлений о крупных регионах материков и странах, использовании природных богатств в хозяйственной деятельности; -
усиление гуманистической и культурологической направленности содержания курса посредством комплексных страноведческих характеристик регионов и стран, в центре которых – человек, люди, народы, их образ жизни, материальная и духовная культура, хозяйственная деятельность; -
способствование воспитанию у учащихся толерантного отношения к другим народам посредством развития знаний об истории, традициях и образе мышления людей другой культуры; -
на основе историко-географического подхода раскрытие изменения политической карты, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран; -
формирование у школьников эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде; -
развитие картографической грамотности школьников посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов); -
способствование умению извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории.
Программа курса содержит новые направления географического образования:
-
комплексные подходы к характеристике территории материков и акватории океанов; -
изучение материков и океанов как крупных природных комплексов; -
изучение население, особенностей культуры и быта народов мира.
Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.
Курс географии материков и океанов начинается с поддержания картографических знаний и навыков чтения карты у учащихся. В этом курсе школьникам приходится работать с большим количеством тематических и комплексных карт, и они приобретают умения составлять комплексные описания природы различных территорий.
Изучение материков начинается с анализа их географического положения, величины, границ, очертаний, окружающих морей и океанов. Затем изучается история его исследований, особенности рельефа, геологическое строение и полезные ископаемые, климат и внутренние воды, почвенно-растительный покров и животный мир природных зон. Далее рассматривается население, политическая карта материка и характеристика отдельных государств.
Новые общие понятия конкретизируются при изучении различных материков. Например, понятия об общей циркуляции атмосферы, пассатах и т.п. углубляются при изучении климата Африки, а затем закрепляются при изучении климатов других материков (Южной Америки).
В структурном соотношении курс состоит из трех основных разделов:
- 1 2 3 4 5
Раздел I. Главные особенности природы Земли. Включает темы об основных этапах развития природы, происхождении материков и впадин океанов, климатах Земли, Мировом океане и географической оболочке.
Раздел II. Материки. Содержит комплексные описания шести материков.
Раздел III. Взаимодействие природы и человека. Рассматриваются вопросы освоения Земли человеком и его влияние на природу, прогнозирования изменений природы и необходимости международного сотрудничества в деле охраны природы.
Изучение учебного материала начинается с материков, расположенных в низких широтах южного полушария: Африки, Австралии, где наиболее отчетливо видны закономерности образования природных зон. Затем рассматриваются Антарктида, Южная Америка и Северная Америка и Евразия. Такая последовательность изучения материков связана с тем, что на южных материках (прежде всего в Африке) лучше, чем в Евразии, прослеживается широтная зональность, т.е. зависимость климата и природных зон от географической широты. Такой подход обеспечивает наиболее глубокое усвоение основного географического закона – закона о широтной зональности природы.
Изучение наиболее сложного в природном отношении материка Евразии приходится на конец курса, когда учащиеся лучше подготовлены. Такое завершение курса позволяет осуществить переход к изучению физической географии России, избежав повторений, ограничиваясь изучением зарубежной Евразии.
В завершающем разделе о взаимодействии человека и природы систематизируются и обобщаются основные физико-географические понятия. Учащиеся усваивают материал о направленном развитии географической оболочки на материках, приводятся в систему знания о климате Земли и динамике атмосферы и климатических поясах Земли. На этой основе доказывается географическая зональность природы на равнинах и высотная поясность в горах.
На протяжении всего курса реализуются межпредметные связи с курсами зоологии, ботаники, истории и обществознания.
-
Особенности реализация внеклассной работы при изучении курса «География материков и океанов»
Внеклассную работу по географии, как и по другим предметам, необходимо четко планировать. Это позволяет учителю эффективно организовать свою деятельность, выбрать нужные формы внеклассной работы, как с группой учащихся, так и с отдельными учениками.
Матрусова И.С. в своей работе выделяет принципы, в соответствии с которыми строится вся внеклассная работа:
-
наличие интереса у группы школьников и их руководителя; -
самостоятельность; -
инициатива; -
творческая активность школьников5.
Цели внеклассной работы вытекают из общих целей школьной географии – создать средствами предмета условия для того, чтобы школьник умел вести себя в природной и социальной среде, был бы готов к непрерывному образованию, имел склонность к самопроявлению и самовыражению сообразно своей личности.
Важной особенностью внеклассной работы по географии является осуществление межпредметных связей с различными школьными предметами: биологией, историей, физикой, химией, литературой и др. Реализация межпредметных связей во внеклассной работе приводит к интеграции и целостности, комплексности в содержании и организационных формах, позволяющих выразить общее в целях всестороннего развития личности. Интеграция форм и средств во внеклассной работе на базе крупных мероприятий, решающих не одну, а несколько воспитательных задач, позволяет формировать у учащихся обобщенные мировоззренческие идеи.
Мукаева Л.А. считает, что в содержании внеклассной работы можно выделить три основных направления:
-
углубление основных вопросов содержания школьного курса, вызывающих большой интерес у школьников, имеющих большое образовательно-воспитательное значение; -
содействие формированию географических, в том числе и картографических умений, учащихся: ориентированию и измерению расстояний на местности, движению по азимуту, проведению глазомерной съемки и составлению плана местности, умению простого и сложного чтения географических карт; -
формирование умений и навыков исследовательского характера при проведении практических работ на местности, при работе с различными источниками информации в классе, при использовании приборов, а также персональных компьютеров6.
Следует отметить, что во всех направлениях целесообразно использовать краеведческий материал.
В свою очередь, Семакин Н.К. в своем труде «Внеклассная работа по географии» отмечает такие направления как:
-
научно-познавательное; -
историко-географическое; -
экологическое; -
экономическое; -
эстетическое; -
туристско-краеведческое; -
страноведческое7.
Остановимся более подробно на каждом из этих направлений.
Научно-познавательное направление дополняет и углубляет вопросы содержания курса географии, которые вызывают особый интерес у школьников. К таким вопросам можно отнести гипотезы и теории происхождения планеты, процессы формирования ее оболочек, теорию литосферных плит, причины проявления вулканизма и землетрясений; происхождение человека и расселение его по материкам, стихийные природные явления, прогнозы развития природы Земли под влиянием хозяйственной деятельности человека; современные миграции населения стран мира, проблемы урбанизации и многие другие вопросы.
Историко-географическое направление сосредотачивает внимание на человеке, познающем свою планету, открывающем новые материки, острова, океаны и моря и осмысливающем процессы, происходящие в природе, и их причины. Это направление требует привлечения знаний по истории, этнографии, культуре, быту народов, современной политике.
Экологическое направление связано с углублением знаний о взаимодействии природы и общества, помогает осознать проблему «Человек и географическая среда», содействует нравственному и эстетическому воспитанию. Это направление связывает школьную географию с жизнью, учит школьников правилам поведения в природе, позволяет им проявить себя в социальной деятельности посредством решения экологических проблем своего края на посильном для себя уровне. Работа в этом направлении связана с изучением способов охраны природы (заповедники, заказники, памятники природы материков и океанов, страны в целом и своего родного края; редкие и исчезающие виды растений и животных своего края, отдельных стран и мира в целом). Школьниками составляются характеристики территорий, подверженных экологическим бедствиям, районов экологических катастроф, изучается влияние природы на жизнь и хозяйственную деятельность. В рамках экологического направления могут быть рассмотрены антропогенные и культурные ландшафты, расположенные в ближайшем к школе окружении (старые усадьбы, парки, лесопарки, скверы и сады). Предметом изучения могут стать вопросы рекреационной географии, раскрытые на доступном для школьников уровне.
Экономическое направление призвано расширить и углубить знания о хозяйственной деятельности, способствовать экономическому воспитанию, раскрыть нормы поведения в условиях рыночной экономики, воспитывать такие важные качества, как бережливость, хозяйственная смекалка. К темам этого направления могут быть отнесены: «Стоимость природных ресурсов, которые используются в домашнем хозяйстве», «Расходы государства на одного учащегося общеобразовательной школы в год», «Трудовые ресурсы своего края и проблемы их рационального использования» и другие.