Файл: 1. Внеклассная работа как составная часть учебновоспитательного процесса в рамках реализации фгос в современной школе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


С экологическими и экономическими направлениями тесно связана социальная деятельность школьников во внеклассной работе. Это общественно полезный труд учащихся на территории школы, а также практическая деятельность в период работы в летних лагерях, в походах и экспедициях. Формы социальной деятельности от условий региона, в котором находится школа. Прежде чем организовать учащихся на выполнение социально значимых дел, необходимо изучить предприятия материальной сферы в микрорайоне школы, учреждения нематериальной сферы (аптеки, магазины, библиотеки, отделения связи, учреждения науки, культуры, образования). Ознакомление с их работой поможет учащимся определить объекты приложения своего труда после окончания школы.

Эстетическое направление во внеклассной работе тесно связано с развитием художественного вкуса у учеников. Данное направление может выражаться в создании рисунков, фотографий, их выставок.

Туристско-краеведческое направление связано с организацией различных походов и экспедиций школьников. Особенностью этого направления является сочетание туризма с краеведческим изучением территории на выбранном маршруте, что требует согласованной работы многих учителей школы под руководством учителя географии. Ценность данного направления заключается в том, что оно позволяет познакомить школьников с методами географических исследований, научить вести полевой дневник, съемку местности, составлять картосхемы маршрута похода, экскурсии, экспедиции, вести визуальные наблюдения, пользоваться приборами и инструментами для изучения объектов и явлений природы.

Страноведческое направление отражает идею интеграции физико-географических, экономико- и социально-географических знаний. Чаще всего оно реализуется при изучении стран и народов, а также вопросов политической географии. Содержание этого направления имеет большое культурологическое значение, обогащает школьников знаниями о странах и народах мира, которые в процессе изучения могут группироваться в различных вариантах.

Кроме этого, Баринова И.И. утверждает, что во внеклассной работе по географии важно соблюдать следующие педагогические требования:

  • общественно полезная направленность;

  • профессиональная направленность;

  • экологическая направленность;

  • краеведческая направленность;

  • современность содержания и форм внеклассной работы;

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей интересов учащихся; сочетание педагогического руководства с самостоятельностью и добровольностью учащихся;

  • системность, непрерывное развитие внеклассной работы8.


Общественно полезная направленность внеклассной работы по географии требует от учителя такта, сочетания учительского руководства с детским самоуправлением, обеспечивающим удовлетворение личных интересов и склонностей учащихся. Данная направленность может осуществляется путем проведения учащимися научных исследований, постановки опытов и экспериментов, работы по охране конкретных природных объектов и т. д.

Профессиональная направленность учащихся является важной составляющей внеклассной работы по географии. Знакомство с профессиями осуществляется в ходе лекций, бесед, выступлений специалистов, докладов учащихся, диспутов о профессиях, чтения и обсуждения литературы.

Важное место в профессиональной ориентации учащихся отводится факультативам и географическим кружкам. Их работа в целях профориентации должна сопровождаться заданиями общественно полезного характера, иметь исследовательскую направленность.

Экологическая направленность связана с формированием ответственного отношения учащихся к природе, которое строится на основе знаний о целостности природы, взаимосвязи компонентов природы, формированием элементарных навыков поведения в природе, умения оценивать результаты влияния деятельности человека на окружающую среду.

Важнейшим требованием внеклассной работы по географии является современность ее содержания и форм. Внеклассная работа по предмету должна отражать научный прогресс и новые достижения в регионе. Темпы развития науки и техники требуют от учащихся умения ориентироваться в потоке новейшей информации.

Важным моментом в соблюдении требования учета возрастных и индивидуальных особенностей интересов учащихся является широкое использование игровых форм. Игры дают возможность отрабатывать конкретные умения действовать в четко очерченных реальных условиях: оперативно анализировать ситуацию, вести поиск недостающей информации, решать неожиданно возникающие проблемы, намечать варианты действий, применять решения в различных ситуациях.

Следующее требование к организации внеклассной работы по географии – сочетание педагогического руководства с самостоятельностью и добровольностью учащихся. Это требование связано с дифференцированным подходом к учащимся, общественно-полезной направленностью внеклассной работы по географии и является производным от них.



Одним из требований к организации внеклассной работы по географии является системность. Системность обеспечивается планированием внеклассной работы по географии, преемственностью форм содержания и методов ее организации, традициями школы.

Проведение внеклассной работы по географии должно учитывать требование преемственного развития внеклассной работы по географии. Например, кружковая деятельность младших школьников перерастает в факультативные занятия или работу клубов в старших классах.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что соблюдение всех указанных выше требований к организации и проведению внеклассной работы способствует созданию эффективной системы внеклассной работы по географии.

    1. Формы и методы организации внеклассной работы с обучающимися при изучении курса «География материков и океанов»

Формы внеклассной работы могут быть различны в зависимости от количества участвующих и от периодичности проведения занятий.

Так, Семакин Н.К. выделяет систематическую и эпизодическую внеклассную работу9. Между систематической и эпизодической внеклассной работой нет большой грани. Многие эпизодические формы могут превращаться в систематические и, наоборот, в зависимости от учителя. Систематические формы внеклассной работы рассчитаны на углубленную, длительную работу с постоянным или меняющимся составом учащихся: кружки, лекторские группы и т. д. Эту форму работы можно разделить на:

  • фронтальную, которая проводится с большим составом участников;

  • групповую, в которой принимает участие небольшое количество школьников;

  • индивидуальную работу с отдельными учащимися.

Эпизодическая внеклассная работа рассчитана на проведение отдельных разовых мероприятий. Это – вечера, походы, олимпиады, конференции. В ней также, как и в систематической, можно выделить фронтальную, групповую и индивидуальную формы работы по географии.

Формы внеклассной работы находятся в тесной взаимосвязи.

К массовым формам внеклассной работы можно отнести неделю географии, географические олимпиады, КВНы, тематические вечера, научно-практические конференции, встречи с учеными и путешественниками.

Групповые формы внеклассной работы (факультативы, кружки, экскурсии, экспедиции, походы) охватывают группу учащихся от 30–35 учащихся до трех учеников. Для этой формы внеклассной работы характерна активная деятельность каждого участника.


Индивидуальная внеклассная работа по географии отличается от групповой. Во-первых, это работа исполнительского характера: подготовка доклада по плану, предложенному учителем, изготовление пособия. Для такого рода работы незначителен элемент творческой деятельности. Во-вторых, индивидуальная работа носит исследовательский характер.

Как уже отмечалось выше, формы внеклассной работы школьников разнообразны, но особое значение среди них имеют формы, направленные на формирование практических навыков работы.

Специально оборудованные географические площадки, походы, экскурсии, организация наблюдений и практических работ на местности позволяют школьникам обогащать жизненный опыт, обобщать теоретическую информацию, выявлять закономерности научных процессов. Непосредственное участие в процессе получения знаний обеспечивает их эмоциональное восприятие, закладку собственного исследовательского опыта.

Среди всего разнообразия форм проведения внеурочной работы по географии рассмотрим две – организацию научных исследовательских географических обществ и проведение географических конференций и вечеров. Они являются наиболее важными, на наш взгляд, особенно в старших классах, обеспечивая компетентность школьника в формировании научно-исследовательских умений и развитие его коммуникативных способностей.

Создание научных исследовательских географических обществ способствует формированию познавательных интересов учащихся, обеспечивает условия для разработки научного подхода в решении сложных задач. Такие общества включают в себя несколько групп разного или одного возраста средней численностью 15–20 человек, что позволяет организовать работу учителя с каждым учеником. Географическое исследовательское общество имеет свою организационную структуру (председатель и совет), действует по уставу и плану на четверть, полугодие, год. План составляется с учетом интересов учащихся, выявленных в ходе анкетирования, и учитывает местные условия.

Научно-исследовательское общество может опираться на изучение одной географической проблемы, быть политематическим и работать по отдельным направлениям, например, геологическая, краеведческая и т.д. Помимо исследовательской деятельности общество занимается и общественно-полезной работой – оформлением кабинета географии, организацией выставок, подбором тематических учебных и документальных фильмов и т.д.


Организация научно-исследовательских обществ тесно связана с технологией проектной деятельности школьников. Она концентрирует в себе фундаментальные основы системно-деятельностного подхода. Именно в проектной деятельности развиваются основные компоненты личности современного школьника, а именно – нестандартное мышление, рациональное целеполагание, отбор и систематизация информации и т.д. Безусловно, стоит отметить, что проекты повышают интерес учеников к предмету, что успешно используется в практической работе. Умение учащегося спрогнозировать дальнейшее событие, а также попытаться найти выход из сложной ситуации является стратегически важным качеством, формируемым в процессе реализации технологии проектов. Например, ученик может предвидеть перспективы дальнейшего развития добычи драгоценных металлов в России. Через изучение запасов металлов он выстраивает логически обоснованную модель, которая позволит ему предвидеть дальнейшее развитие этой отрасли.

Другой формой организации внеурочной работы по географии является проведение географических конференций и вечеров. Содержание рассматриваемых вопросов может быть различным, и подбирается по возрасту и уровню подготовленности обучающихся.

Географические вечера сочетают в себе как познавательные, так и развлекательные аспекты (доклады, викторины, КВН, показ географических фильмов). Объединяя формы индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, географические вечера позволяют осуществлять патриотическое и эстетическое воспитание.

Методы организации деятельности школьников во внеклассной работе во многом совпадают с методами организации деятельности учащихся на уроке, поскольку выбор их определен, прежде всего, спецификой изучаемого материала – географическими знаниями.

Наиболее эффективны методы, выделенные по источникам географического знания: наблюдения, работа с картографическими произведениями, со статистическими материалами, с текстовыми источниками и др. Но при работе с любыми источниками географической информации важно учесть степень самостоятельности школьников, поскольку использование одного и того же источника знаний может быть как на уровне репродуктивном, так и на уровне самостоятельном, творческом.

Таким образом, внеурочная деятельность является одной из важных составляющих современного образовательного и воспитательного процесса, что отмечено в главных нормативных документах сферы образования. Благодаря системообразующим принципам внеурочной деятельности происходит активное вовлечение школьников в творческую деятельность, их самовыражение и самоутверждение. Увлеченность процессом получения новых знаний, развитие инициативы и самостоятельности, обеспечивают формирование разносторонне развитой личности, чего в рамках урока географии достичь невозможно.