Файл: Н. В. Пеньшин организация транспортных услуг и безопасность транспортного процесса тамбов .pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 266
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
21
− реализация единой транспортной политики в сфере планиро- вания и управления на пассажирском автомобильном транспорте, на- правленной на устранение ограничений доступа населения к услугам пассажирского автомобильного транспорта;
− создание подъездов к населённым пунктам, обеспечивающих круглогодичное и независящее от погодно-климатических условий автобусное движение;
− совершенствование маршрутной сети пассажирского автомо- бильного транспорта общего пользования и её обустройство, направ- ленное на обеспечение удобства для населения на основе внедрения стандартов качества;
− расширение географической доступности пассажирского транспорта путём введения минимальных транспортных стандартов, в том числе для обслуживания лиц с ограниченными физическими возможностями, и пассажирского автомобильного транспорта общего пользования в сельской местности.
Новые инфраструктурные и технологические решения позволят снизить к 2030 г. затраты времени пассажиров на поездки пассажир- ским автомобильным транспортом общего пользования на 25…30%.
В области тарифного регулирования в целях повышения доступ- ности транспортных услуг для населения необходимо:
− дальнейшее развитие системы регулирования тарифов на пас- сажирском автомобильном транспорте;
− совершенствование системы предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на осущест- вление расходов по обеспечению равной доступности услуг автомо- бильного транспорта общего пользования населению;
− определение и использование механизмов компенсации выпа- дающих доходов при регулировании тарифов (например, на основе социальных государственных контрактов по обеспечению перевозок на социально значимых маршрутах).
В целях обеспечения доступности, объёма и конкурентоспособ- ности транспортных услуг для грузовладельцев в соответствии с по- требностями инновационного развития экономики страны необходимы следующие мероприятия:
− разработка модели рынка транспортных услуг для обеспече- ния потребностей всех секторов экономики, в том числе параметров качества транспортных услуг, стандартов качества транспортных услуг для различных категорий грузов и секторов экономики, требований к нормативно-правовой базе в сфере рынка транспортных услуг, техно- логических моделей обеспечения качества транспортных услуг;
22
− обеспечение мотивации структурной модернизации транс- портных систем в целях обеспечения качества транспортных услуг, создание национальных и интернациональных транспортных компа- ний, способных конкурировать на мировом рынке, и совершенствова- ние процедур допуска к осуществлению грузовых перевозок;
− доведение коммерческой скорости движения товаров и рит- мичности их доставки «от двери до двери» до уровня лучших мировых достижений, снижение за счёт этого издержек обращения товаров, вы- ражающихся в больших объёмах оборотных фондов, а также в значи- тельных суммах кредитования товаров в пути и на складе;
− снижение времени обработки партий грузов в терминальной сети, в том числе в морских портах и пунктах пропуска через госу- дарственную границу Российской Федерации, до уровня мировых показателей;
− мотивирование использования инновационных логистических товаротранспортных технологий, развитие технологий перевозок гру- зов, в том числе с использованием логистических парков;
− развитие транспортно-экспедиционного обслуживания и сис- темы операторов перевозок;
− развитие системы сопутствующих услуг;
− разработка и внедрение высокоэффективных технологий, обеспечивающих повышение качества всего спектра транспортных услуг и производительности транспортной системы;
− использование современных инфотелекоммуникационных технологий для обеспечения качества транспортных услуг.
Развитие рынка транспортных услуг требует формирования но- вых транспортных услуг, отвечающих требованиям качества. Для это- го необходимо определить параметры и стандарты качества транс- портных услуг и обеспечить стимулирование выполнения таких стан- дартов на транспорте. Это потребует от участников рынка создания высокоэффективных технологий, отвечающих стандартам качества, а также систем управления качеством. Участие государства в этом процессе потребует разработки соответствующих нормативной базы и методов государственного регулирования.
Развитие конкурентного рынка транспортных услуг потребует создания условий для превышения уровня предложения высококачест- венных транспортных услуг над спросом, а также обеспечения пуб- личности и информационной открытости рынка по ценам и качеству услуг. Это обеспечит потребителям возможность свободного выбора транспортных услуг, заставит работать механизм «цена–качество», сделает цену и качество предметом конкуренции. Такой механизм
23
обеспечит постоянное повышение производительности транспортных компаний, что будет способствовать их самоокупаемости. Механизм
«цена–качество» позволит стимулировать исследование участниками рынка спроса на различные категории услуг и проводить анализ уров- ня конкурентов, повышать качество предоставляемых транспортных услуг, находить оптимальный баланс между их ценой и качеством. Всё это создаёт условия для дальнейшего повышения эффективности рабо- ты и роста конкурентоспособности национальных транспортных ком- паний и российской транспортной системы в целом.
Государственная политика формирования конкурентного рынка транспортных услуг предусматривает административные и экономиче- ские методы.
Административные методы должны обеспечивать регулирование деятельности естественных монополий, доступ владельцев транспорт- ных средств, а также экспедиторов и перевозчиков к профессиональной деятельности с использованием механизмов лицензирования или дек- ларирования (уведомление об обязательствах участника рынка).
Экономические методы формирования конкурентного рынка транспортных услуг предусматривают реализацию механизмов нало- говой, тарифной и инвестиционной политики.
Экономические методы должны стимулировать создание экспе- диторско-перевозочных и транспортных фирм всех видов и уровней в области грузовых и пассажирских перевозок, которые могли бы обес- печить конкурентоспособные транспортные услуги. В частности, целе- сообразно рассмотреть механизм стимулирования создания достаточно крупных транспортных компаний, способных инвестировать средства в освоение высокоэффективных транспортных технологий и совре- менные транспортные средства. Необходимо обеспечить государст- венную поддержку повышения конкурентоспособности национальных транспортных компаний.
Тарифная политика должна предусматривать сочетание механиз- мов свободного ценообразования с контрольными функциями в инте- ресах защиты потребителей от необоснованных дискриминационных тарифов, а участников рынка – от демпинговых тарифов.
Инвестиционная политика должна быть направлена на создание эффективной транспортно-логистической инфраструктуры и перевоо- ружение компаний современным подвижным составом, техническими средствами и информационными системами, в том числе на основе государственно-частного партнёрства.
Разработка административных методов регулирования рынка транспортных услуг, а также механизмов налоговой, тарифной и инве- стиционной политики формирования рынка входит в научное обеспе-
24
чение реализации Транспортной стратегии, а их окончательная отра- ботка с учётом соответствующих изменений нормативно-правовой базы должна быть выполнена в процессе реализации эксперименталь- ных проектов.
В области автомобильного транспорта в целях повышения каче- ства транспортного обслуживания предусматривается ускорение това- родвижения при перевозках и хранении готовой продукции, для чего необходимы:
− разработка, утверждение и введение в действие новых правил перевозки грузов автомобильным транспортом;
− разработка и внедрение комплексных проектов по организа- ции перевозок грузов на междугородных маршрутах по наиболее гру- зонапряжённым направлениям (с временем движения грузовых авто- транспортных средств на этих маршрутах не менее 20 ч/сут);
− развитие рациональных систем перевозок грузов в крупных транспортных узлах для сокращения порожних пробегов, уменьшения времени простоя автомобилей в погрузочно-разгрузочных пунктах, повышения коэффициента использования грузоподъёмности автомо- билей (к 2030 г. эти перевозки должны составить до 40% внутриузло- вых перевозок автомобильным транспортом).
Для развития конкурентного рынка транспортных услуг необхо- димо обеспечить приоритетное развитие автомобильного транспорта общего пользования, располагающего современной производственно- технической базой и оптимальной структурой парка автотранспортных средств, с учётом увеличения его доли в выполняемых перевозках.
Доля коммерческих перевозок грузов в общем объёме перевозок грузов автомобильным транспортом к 2030 г. должна увеличиться в
2 раза или до 60%.
В области тарифного регулирования в целях повышения доступ- ности автотранспортных услуг для потребителей грузового автомо- бильного транспорта необходимо обеспечить:
− недопущение кратковременной реализации автотранспортных услуг ниже себестоимости в целях получения конкурентных преиму- ществ (демпинга);
− совершенствование механизмов финансирования мероприятий по безопасности дорожного движения;
− совершенствование тарифов, определяющих экономику про- грессивных технологий перевозок – интермодальных и мультимодаль- ных перевозок;
− решение вопросов, касающихся региональной (территориаль- ной) дифференциации.
25
В области мультимодальных перевозок необходимо улучшить взаимодействие всех видов транспорта при их осуществлении, для че- го должны быть созданы органы по координации работы всех видов транспорта и обеспечению их рационального взаимодействия в круп- ных транспортных узлах, а также приняты нормативные правовые ак- ты, регламентирующие осуществление смешанных (комбинирован- ных) перевозок грузов.
Во всех субъектах Российской Федерации необходимо осущест- вить мероприятия по созданию сети транспортно-логистических цен- тров для оказания транспортно-экспедиторских услуг, а также создать развитую сеть продаж грузовых перевозок и расширить сферу услуг по комплексному транспортно-логистическому обслуживанию.
Вопросы для самопроверки
1. Характеристика услуг автомобильного транспорта.
2. Признаки и структура рынка транспортных услуг.
3. Классификация видов перевозок, осуществляемых автомобиль- ным транспортом.
4. Критерии сегментации потребительских услуг и сегментации услуг производственного назначения.
5. Конкуренция на рынке транспортных услуг.
6. Что предполагает Транспортная стратегия Российской Федера- ции на период до 2030 г., в части:
− создания рынка конкурентоспособных транспортных услуг;
− доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами;
− доступности, объёма и конкурентоспособности транспортных услуг для грузовладельцев.
26
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК
АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ
2.1. КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ. РЕГУЛЯРНЫЕ
ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА.
ТАКСОМОТОРНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ
На основании Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ (ред. от
28.07.2012) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» Правительством Российской Федерации утверждены правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также правила перевозок грузов автомобильным транспортом. Этими законодательными актами определены следующие виды сообщений.
1. Перевозки пассажиров и багажа, грузов осуществляются в го- родском, пригородном, междугородном, международном сообщении.
2. Перевозки в городском сообщении осуществляются в границах населённых пунктов.
3. Перевозки в пригородном сообщении осуществляются между населёнными пунктами на расстояние до пятидесяти километров включительно между границами этих населённых пунктов.
4. Перевозки в междугородном сообщении осуществляются меж- ду населёнными пунктами на расстояние более пятидесяти километров между границами этих населённых пунктов.
5. Перевозки в международном сообщении осуществляются за пределы территории Российской Федерации или на территорию Рос- сийской Федерации с пересечением государственной границы Россий- ской Федерации, в том числе транзитом через территорию Российской
Федерации.
Перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:
− регулярные перевозки;
− перевозки по заказам;
− перевозки легковыми такси.
Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобуса- ми, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформле- ния путевого листа на соответствующее транспортное средство запре- щается.
Перевозки грузов. Заключение договора перевозки груза подтвер- ждается транспортной накладной. Транспортная накладная составля- ется грузоотправителем. Груз, на который не оформлена транспортная
27
накладная, перевозчиком для перевозки не принимается. В целях бес- препятственного осуществления перевозки груза грузоотправитель обязан приложить к транспортной накладной документы, предусмот- ренные санитарными, таможенными, карантинными, иными правила- ми, а также сертификаты, паспорта качества, удостоверения, другие документы, наличие которых установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Перевозчик обязан предоставить в сроки, установленные догово- ром перевозки груза, транспортные средства, пригодные для перевозок соответствующего груза.
В случае предоставления перевозчиком транспортных средств, непригодных для перевозок соответствующего груза, или подачи транспортных средств в пункт погрузки с опозданием, грузоотправи- тель вправе отказаться от исполнения договора перевозки груза и взы- скать с перевозчика штраф за невывоз груза в размере 20% платы, ус- тановленной за перевозку груза, если иное не установлено договором перевозки груза.
При приёме груза для перевозки водитель транспортного средства предъявляет грузоотправителю документ, удостоверяющий личность, и путевой лист.
Грузоотправитель обязан подготовить груз к перевозке таким об- разом, чтобы обеспечить безопасность его перевозки и сохранность груза, а также не допустить повреждение транспортного средства. При предъявлении для перевозки груза в таре или упаковке грузоотправи- тель обязан маркировать каждое грузовое место в соответствии с пра- вилами перевозок грузов.
Груз считается не предъявленным для перевозки грузоотправите- лем в следующих случаях:
− предъявление груза для перевозки с опозданием;
− предъявление для перевозки груза, направляемого в иной пункт назначения, чем установлено договором перевозки груза;
− предъявление для перевозки груза, не предусмотренного дого- вором перевозки груза.
В случае непредъявления грузоотправителем груза для перевозки перевозчик вправе отказаться от исполнения договора перевозки груза и взыскать с грузоотправителя штраф в размере 20% платы, установ- ленной за перевозку груза, если иное не установлено договором пере- возки груза.
Погрузка грузов в транспортные средства и выгрузка грузов из них должны выполняться в сроки, установленные договором перевоз- ки груза, а в случае, если указанные сроки в договоре перевозки груза не установлены, в сроки, предусмотренные правилами перевозок грузов.