Файл: Н. В. Пеньшин организация транспортных услуг и безопасность транспортного процесса тамбов .pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 269
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
32
лучить обратно стоимость проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади пропорционально непроследованному расстоянию;
− возвратить билет в кассу до отправления транспортного сред- ства и получить обратно полную стоимость проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади в следующих случаях:
• отмена отправления транспортного средства;
• задержка отправления транспортного средства более чем на час;
• предоставление пассажиру места в транспортном средстве с оплатой проезда по более низкой цене, чем в том транспортном сред- стве, на проезд в котором пассажиру продан билет;
• непредоставление пассажиру указанного в билете места;
• в случае согласия на проезд в транспортном средстве с опла- той проезда по более низкой цене получить разницу между оплачен- ной суммой и причитающейся за проезд, перевозку багажа, провоз ручной клади платой;
• в случае предоставления транспортного средства с оплатой проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади по более высокой цене, чем в транспортном средстве, указанном в расписании, осущест- вить проезд, перевозку багажа, провоз ручной клади без доплаты.
Порядок продажи билетов определяется правилами перевозок пас- сажиров. Пассажиру может быть отказано в продаже билета в случае невозможности предоставления места вследствие превышения вмести- мости, предусмотренной конструкцией транспортного средства. Прода- жа билета без предоставления пассажиру места для сидения допускается в случае, если возможность проезда пассажира без предоставления мес- та для сидения предусмотрена конструкцией транспортного средства.
При осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа в междугородном сообщении продажа билетов для проезда пассажиров осуществляется при наличии мест для сидения.
Обслуживание населения легковыми и маршрутными такси. Лег- ковые автомобили предназначены для индивидуальных и мелкогруппо- вых перевозок пассажиров, а также для обслуживания сотрудников юридических лиц при выполнении служебных поездок. Легковой авто- мобиль создаёт удобства для человека и в ряде случаев имеет сущест- венные преимущества перед другими видами транспорта: комфорт, ско- рость, индивидуальный подход к запросам клиента. Недостатки легко- вого транспорта как средства перевозки пассажиров заключаются в ма- лой провозной способности и высокой перегрузке городских улиц.
Легковые автомобили-такси предназначены для:
− перевозок, осуществление которых требует большой частоты, срочности и комфортности;
33
− экскурсионных поездок;
− перевозок во время, когда не работает городской маршрутизи- рованный транспорт, либо в места, куда не проложены маршруты.
Несмотря на относительно небольшой списочный состав парка легковых автомобилей-такси по сравнению с парком индивидуальных владельцев, объём перевозок таксомоторами достаточно велик. Это связано с высокой интенсивностью использования автомобилей-такси.
Доля таксомоторных перевозок в освоении общего пассажиропо- тока составляет от 6 до 9%.
Формы использования легковых автомобилей такси следующие.
1. Наём автомобилей-такси на стоянках. Это достаточно широко распространённая форма обслуживания пассажиров. Однако при таком способе обслуживания преимущества автомобилей-такси в сравнении с маршрутизированным транспортом полностью не реализуются, так как пассажир затрачивает время на подход к стоянке и ожидание сво- бодного такси.
2. Наём свободного такси в пути следования. При таком способе пассажир не тратит время на подход к стоянке, но при этом могут уве- личиться затраты на ожидание проходящего свободного автомобиля.
3. Предварительный заказ или вызов такси к месту отправления.
При такой форме обслуживания полностью реализуется принцип дос- тавки пассажира «от двери до двери».
4. Групповое обслуживание пассажиров. Оно осуществляется с пунктов массового отправления пассажиров – вокзалы, аэропорты, в места совпадающих корреспонденций.
Методика организации обслуживания пассажиров автомобилями- такси включает: изучение спроса на таксомоторные перевозки; опре- деление ожидаемого объёма перевозок; расчёт потребного количества автомобилей-такси и определение режима их работы; выбор эффек- тивной системы организации труда водителей; разработку графика выпуска автомобилей-такси на линию; организацию выпуска такси на линию и оперативное управление обслуживанием клиентов.
Пассажиропотоки таксомоторного транспорта непостоянны по времени и зависят от целого ряда факторов, в частности от расписания прибытия и отправления поездов, самолётов и автобусов дальнего следо- вания; режима работы организаций, магазинов, театров и т.п. Существен- ное влияние на закономерности изменения спроса оказывает социальная характеристика городов: число жителей, число приезжих, уровень достат- ка населения и др. Необходимо отметить, что в таксомоторных перевоз- ках преобладают культурно-бытовые, а не трудовые передвижения.
Характерный график изменения спроса на таксомоторные пере- возки представлен на рис. 2.1.
34
Рис. 2.1. Распределение спроса на таксомоторные перевозки
по часам суток
Распределение спроса в выходные и праздничные дни имеет не- значительные отличия от будних дней.
Графики выпуска и возврата автомобилей-такси согласовываются с часовой потребностью в перевозках и допустимым режимом труда водителей.
Перевозки пассажиров маршрутными такси. Маршрутные такси занимают промежуточное положение между массовыми маршрутизи- рованными видами транспорта и легковым такси. Они обеспечивают рациональное сочетание удобств с экономичностью.
Одновременное обслуживание небольшой группы пассажиров де- лает поездку комфортабельной, позволяет частично учесть индивиду- альные требования пассажиров, повысить скорость сообщения и значи- тельно сократить стоимость поездки по сравнению с легковыми такси.
Изучение спроса показывает, что от 10 до 20% пассажиров в го- родах предпочли бы другим видам транспорта маршрутные такси.
В частности, скорость в маршрутных такси в 1,5 – 3 раза выше, чем у автобусов. Но определяющим фактором всё-таки является комфорт- ность поездки. Большинство пассажиров, согласно опросу более 60%, выбирают маршрутные такси именно по причине комфортабельности.
Перевозки маршрутными такси организуются на регулярных или временных (сезонных) городских или пригородных маршрутах в авто- бусах малой или особой малой вместимости. Маршруты организуются на направлениях, которые не обслуживаются другими видами пасса- жирского транспорта либо на параллельных маршрутах на тех направ-
Q, тыс. пасс.
Часы суток
35
лениях, где общественный транспорт не справляется с обслуживанием пассажиропотока (переполненный подвижной состав, большие интер- валы движения и др.).
Технология и организация перевозок пассажиров маршрутными такси базируются на методологии маршрутных перевозок пассажиров в населённых пунктах транспортом.
Согласно Федеральному закону от 21.04.2011 № 69-ФЗ «О внесе- нии изменений в отдельные законодательные акты Российской Феде- рации», деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым так- си на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным пред- принимателем разрешения на осуществление деятельности по пере- возке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномо- ченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта
Российской Федерации. Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси выдаётся на осно- вании заявления юридического лица или индивидуального предпри- нимателя на срок не менее пяти лет. Разрешение действует на террито- рии субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган которого выдал такое разрешение, если иное не предусмотрено соглашениями между субъектами Российской Федерации.
Разрешение выдаётся при наличии у юридического лица или инди- видуального предпринимателя на праве собственности или на условиях лизинга транспортных средств, предназначенных для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, и при условии соответст- вия требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с настоящим Федеральным законом зако- нами субъектов Российской Федерации. Разрешение выдаётся на каждое транспортное средство, используемое в качестве легкового такси.
В разрешении указываются:
− наименование уполномоченного органа, выдавшего разрешение;
− полное и (в случае, если имеется) сокращённое наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения;
− фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивиду- ального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность;
− марка, модель и государственный регистрационный знак транспортного средства, используемого в качестве легкового такси;
− срок действия разрешения;
− номер разрешения;
− дата выдачи разрешения.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 55
36
Разрешение должно находиться в салоне легкового такси и предъявляться по требованию пассажира, должностного лица уполно- моченного органа или сотрудника государственной инспекции безо- пасности дорожного движения.
В целях обеспечения безопасности пассажиров легкового такси и идентификации легковых такси по отношению к иным транспортным средствам:
1) легковое такси должно соответствовать следующим обязатель- ным требованиям:
− легковое такси должно проходить государственный техниче- ский осмотр каждые шесть месяцев;
− легковое такси должно иметь на кузове (боковых поверхностях кузова) цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке;
− легковое такси должно соответствовать единой цветовой гам- ме кузова в случае установления такого требования законами субъек- тов Российской Федерации;
− легковое такси должно иметь на крыше опознавательный фо- нарь оранжевого цвета;
− легковое такси должно быть оборудовано таксометром;
2) водитель легкового такси должен иметь водительский стаж не менее трёх лет, подтверждённый документами, предусмотренными трудовым или гражданским законодательством, либо общий водитель- ский стаж не менее пяти лет;
3) юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по перевозке пасса- жиров и багажа легковым такси, обязаны:
− обеспечивать техническое обслуживание и ремонт легковых такси;
− проводить контроль технического состояния легковых такси перед выездом на линию;
− обеспечивать прохождение водителями легковых такси пред- рейсового медицинского осмотра.
Вопросы для самопроверки
1. Назовите виды сообщений на автомобильном транспорте.
2. Изложите порядок организации грузовых перевозок.
3. Изложите порядок организации регулярных перевозок пасса- жиров.
4. Изложите порядок обслуживания населения легковыми и мар- шрутными такси.
37
3. ТРАНСПОРТНЫЙ ПРОЦЕСС ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ
3.1. ЭЛЕМЕНТЫ ТРАНСПОРТНОГО ПРОЦЕССА.
ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ
ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА.
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
Транспортный процесс, кроме непосредственного перемещения грузов, сопровождается пробегом транспортного средства без груза
(непроизводительный пробег), простоями его в ходе выполнения по- грузочно-разгрузочных работ, при оформлении приёма-сдачи груза и по другим причинам.
Объём выполненной транспортной работы напрямую зависит от организации и умелого руководства перевозочным процессом, согла- сованных действий всех участников этого процесса.
Любая перевозка выполняется по определённому маршруту.
Маршрут – путь следования подвижного состава при выполнении перевозок.
Элементами транспортного процесса на маршруте являются:
− подача подвижного состава к месту погрузки;
− загрузка транспортного средства (погрузка груза);
− движение с грузом (перемещение груза из пункта отправления в пункт назначения);
− разгрузка подвижного состава (выгрузка груза).
Время одной ездки t
е соответственно включает время на движе- ние подвижного состава t
дв
(к месту погрузки на расстояние l
х и от места погрузки до места назначения на расстояние l
г
), время на по- грузку груза t
п и его выгрузку t
p и время, затрачиваемое на простои t
пp
, связанные с оформлением приёма-передачи грузов, и по другим, в том числе по организационным причинам:
,
β
р
- п.
т г
р
- п.
т х
г пр р
п дв е
t
V
l
t
V
l
l
t
t
t
t
t
+
=
+
+
=
+
+
+
=
где β – коэффициент использования пробега автомобиля за ездку; V
т
– скорость движения техническая, км/ч; t
п.-р
– время простоя подвижного состава под погрузочно-разгрузочными операциями: t
п.-р
= t
п
+ t
р
+ t
пр
Оборот автомобиля образуется совокупностью элементов одного или нескольких циклов с момента подачи подвижного состава в пункт погрузки и до очередного возвращения его в этот же пункт.