Файл: Н. В. Пеньшин организация транспортных услуг и безопасность транспортного процесса тамбов .pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 284
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
382
10.8. Категории освещённости
Категория объекта по освещённости
Улицы, дороги и площади
Наибольшая интенсивность движения транспортных средств в обоих направлениях, ед./ч
Средняя яркость покрытия,
кд/м
2
Средняя горизонтальная освещённость покрытия, лк
А
Магистральные дороги, магист- ральные улицы общегородского значения
Более 3000 1000…3000 500…1000 1,6 1,2 0,8 20 20 15
Б
Магистральные улицы районно- го значения
Более 2000 1000…2000 500…1000
Менее 500 1,0 0,8 0,6 0,4 15 15 10 10
В
Улицы и дороги местного значения
500 и более
Менее 500
Одиночные автомобили
0,4 0,3 0,2 6
4 4
При проектировании освещения и контроле его качества следует:
− обеспечивать нормируемые показатели осветительных устано- вок (среднюю яркость проезжей части, равномерность распределения яркости, коэффициент ослеплённости с учётом различия условий ви- димости на разных геометрических элементах дорог);
− выделять расположение опасных зон – пересечений и примы- каний, сужений дорог, остановок МПТ, пешеходных переходов, узких мостов, изменяя цветность источников света, размещение или конст- рукцию опор и светильников. В местах особенно интенсивного движе- ния пешеходов для лучшей ориентировки водителей необходимо уве- личивать яркость проезжей части в 1,5 – 2 раза, что улучшает условия зрительного восприятия;
− ограничивать дезориентирующее и слепящее действие огней рекламы, светящихся надписей, прожекторов и т.д.;
− обеспечивать непрерывность освещения перед сложными и опасными участками дорог и не допускать чередования освещённых и неосвещённых полос;
383
− добиваться плавного уменьшения яркости проезжей части на выезде с освещённого участка дороги на неосвещённый, устраивая переходную зону, длина которой в зависимости от перепада яркостей изменяется от 50 до 250 м;
− избегать размещения осветительных опор на тех элементах дорог и пересечений, где их установка может стеснить движение и явиться причиной тяжёлых последствий в случае внезапного съезда автомобиля с проезжей части.
Размещение светильников в зоне перекрёстков должно преду- сматривать обеспечение большей яркости на них, чем на подходах к ним, и хорошую видимость таких важных элементов, как пешеходные переходы, остановочные пункты. Особенно велико влияние освещения на безопасность движения в тоннелях. Одна из главных опасностей движения в тоннелях заключается в потере видимости из-за резкого перехода от яркого дневного света к условиям низкой освещённости в тоннеле. Если освещённость при солнечном свете составляет более
100 000 лк (яркость до 8000 кд/м
2
), то в тоннелях она иногда не пре- вышает 40…50 лк. При этом зрительный аппарат водителя не успевает адаптироваться. В таблице 10.9 приведены нормы средней горизон- тальной освещённости в дневном режиме дорожного покрытия город- ских транспортных тоннелей длиной более 60 м.
Средняя горизонтальная освещённость под путепроводами и мос- тами в тёмное время суток должна быть не менее 30 лк при длине про- езда до 40 м, а при большей длине – приниматься по нормам освеще- ния тоннелей. Указанная в табл. 10.9 освещённость поверхности про- езжей части предусмотрена для тоннелей с разделением встречных потоков. Для улучшения видимости в тоннелях, кроме повышения уровня освещенности, можно прибегнуть к следующим мерам: снизить яркость на въездном пандусе (ограничением доступа дневного света); увеличить яркость освещения внутри тоннеля (осветлением покрытия дороги и стен). Ослабление естественного освещения на въездном пандусе может быть достигнуто применением так называемых лювер- сов, которые по существу являются решётчатыми перекрытиями, уменьшающими попадание солнечного света на участок перед въезд- ным порталом тоннеля.
Качество уличного освещения зависит решающим образом от правильности размещения светильников. Расстояние между отдель- ными светильниками в одном ряду по линии их расположения вдоль оси улицы называется шагом светильников. Отношение шага светиль- ников к высоте их подвешивания на улицах всех категорий должно быть не более 5:1 при одностороннем, осевом или прямоугольном раз- мещении и не более 7:1 при шахматном расположении. При ширине
384
10.9. Нормы средней горизонтальной освещённости в
дневное время
Длина тоннеля, м
Средняя горизонтальная освещённость, лк, на расстоянии от начала въездного портала, м
(для дневного режима)
5 25 50 75 100 125 150 и более
До 100 м
750 750 400 150 60
–
–
Более 100 м
750…
1250 750…
1000 400…
650 150…
350 75…
125 60 50…
60
П р и м е ч а н и я :
1. При длине тоннеля более 100 м нормируемая освещённость зависит от ориентации въездного портала (на север или юг) и наличия уклона при въезде в тоннель.
2. При длине тоннеля менее 60 м освещённость во всех режимах должна быть 50 лк, а при длине тоннеля более 60 м в вечернем и ночном режимах освещённость следует принимать равной 50 лк. проезжей части 12…15 м и нормативной яркости 0,6 кд/м
2
и выше до- пускается двустороннее освещение проезжей части. При ширине про- езжей части 15 м и более двустороннее расположение светильников является обязательным.
Одной из распространённых причин неудовлетворительного ос- вещения проезжей части являются разросшиеся кроны деревьев, при- ближенных к проезжей части. В этих условиях рекомендуется приме- нять тросовый подвес светильников или удлинённые кронштейны, сокращать шаг расположения светильников не менее чем в 1,2 раза, тем самым увеличивая световой поток, попадающий на проезжую часть. Для выделения пешеходных переходов и транспортных пересе- чений рекомендуется использовать светильники с источниками света, отличающимися по цветности от остальных (в основном – жёлтые).
Опоры осветительных установок могут представлять опасность, поэтому они должны удаляться от кромки проезжей части не менее чем на 0,6 м. При расположении по оси разделительной полосы шири- ной менее 5 м опоры должны быть обязательно защищены дорожными ограждениями с обеих сторон.
Устройство освещения автомобильных дорог вне населённых пунктов на большом протяжении является сложным и дорогостоящим
385
мероприятием, хотя с позиций обеспечения безопасности движения крайне необходимым. Строительными нормами и правилами для улучшения зрительного восприятия водителей в темноте рекомендует- ся применять осветлённые покрытия в наиболее опасных местах. Ста- ционарное электрическое освещение согласно этим нормам должно проектироваться обязательно на участках, проходящих через населён- ные пункты, а при возможности использования существующих элек- трических распределительных сетей также на больших мостах, авто- бусных остановках, пересечениях дорог I и II категорий между собой и с железными дорогами, на пересечениях с круговым движением. Если расстояние между соседними освещаемыми участками менее 250 м, следует устраивать непрерывное освещение.
Вопросы для самопроверки
1. Типичныезадачи организации движения пешеходов.
2. Организация движения пешеходов по тротуарам.
3. Пешеходные переходы.
4. Пешеходные зоны и улицы. Пешеходные маршруты.
5. Особенности движения маршрутного пассажирского транспор- та (МПТ).
6. Определение скорости сообщения на маршруте.
7. Пропускная способность остановочного пункта. Размещение остановочных пунктов.
8. Классификация и размеры временных автомобильных стоянок.
9. Движение транспорта на площадях в тёмное время суток.
Движение в зимних условиях.
10. Искусственное освещение улиц и дорог.
386
11.ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РЕГУЛИРОВАНИЯ
ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
11.1. КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.
ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ И РАЗМЕТКА. ИНФОРМАЦИОННОЕ
СОДЕРЖАНИЕ, УСТАНОВКА, ОСВЕЩЕНИЕ И УХОД ЗА
ДОРОЖНЫМИ ЗНАКАМИ. МНОГОПОЗИЦИОННЫЕ
ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ. ВИДЫ ДОРОЖНОЙ РАЗМЕТКИ И
СПОСОБЫ ЕЁ НАНЕСЕНИЯ
При реализации мероприятий по организации дорожного движе- нияособая роль принадлежит внедрению технических средств: дорож- ныхзнаков, дорожной разметки, светофорного регулирования, дорож- ных ограждений, направляющих устройств, в соответствии со стандар- тизацией в Российской Федерации.
Цели и принципы стандартизации установлены Федеральным за- коном от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» с по- следующими дополнениями и изменениями в 2005 – 2013 гг. Нацио- нальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52289–2004 уста- навливает правила применения технических средств организации до- рожного движения: дорожных знаков по ГОСТ Р 52290, дорожной разметки по ГОСТ Р 51256, дорожных светофоров по ГОСТ Р 52282, а также дорожных ограждений и направляющих устройств на всех улицах и дорогах.
Дорожные знаки устанавливаются в соответствии с требованиями вышеуказанного стандарта, который полностью соответствует требо- ваниям Конвенции о дорожных знаках и сигналах (Вена, 1968 г.) и
Европейского соглашения, дополняющего эту Конвенцию (Женева,
1971 г.), с учётом поправок (1995 г.).
Виды знаков, их число, место установки определяются дислока- цией, утверждённой соответствующей Государственной автомобиль- ной инспекцией. Установка дорожных знаков, а также их снятие на конкретных участках дорог производится по разрешению Государст- венной автомобильной инспекции края, области, автономной респуб- лики. Установка каждого знака и, прежде всего знаков, вводящих раз- личные ограничения, должна быть обоснована. Общее число знаков на участке дороги должно быть по возможности минимальным. Знаки кратковременного или сезонного действия устанавливают только на тот период, когда они необходимы, и немедленно снимают после уст- ранения причины установки знака.
387
В одном поперечном сечении дороги допускается установка не более трёх знаков без учёта дублирующих и знаков дополнительной информации (табличек). При этом их необходимо размещать: на опо- рах, колонках и столбах (мачтах) по горизонтали (что является пред- почтительным) или по вертикали; на тросах-растяжках, рамах и крон- штейнах, расположенных над проезжей частью – по горизонтали на одном уровне.
На дорогах вне населённых пунктов опоры знаков следует уста- навливать за пределами обочин на бермах, присыпанных к обочине
(рис. 11.1, а), откосах насыпи (рис. 11.1, б), на полосе отвода за боко- вой канавой (рис. 11.1, в) или над обочинами (рис. 11.1, е). Расстояние от кромки проезжей части до ближайшего к ней края знака должно составлять от 0,5 до 2,0 м, а до края знаков предварительного указания направлений от 0,5 до 5,0 м. На горных дорогах допускается установка опор на обочинах в стеснённых условиях. При этом расстояние между кромкой проезжей части и ближайшим к ней краем знака должна со- ставлять не менее 1 м (рис. 11.1, г).
Опоры рекомендуется устанавливать за парапетом со стороны от- коса, встраивать в блоки парапета или устанавливать между отдельными блоками парапета. На участках, где установлены балочные или тросовые ограждения, рекомендуется располагать опоры знаков за ограждениями со стороны откоса, ближе к опорам ограждений или закреплять непо- средственно на опорах ограждений. Разрешается установка знаков на разделительной полосе для дублирования знаков, расположенных с пра- вой стороны дороги или над проезжей частью. На разделительной поло- се вогнутого профиля следует устанавливать опоры ближе к проезжей части того направления движения, для которого предназначен знак.
Край знака не должен выступать за линию ограждения (рис. 11.1, д).
Рис. 11.1. Способы установки знаков на дорогах вне населённых пунктов
а)
г)
б)
в)
д)
е)
388
Знаки предварительного указания направлений и указатели рас- стояний следует устанавливать на опорах, расположенных на присы- панных к обочине бермах (рис. 11.2, а), откосах насыпей и выемок
(рис. 11.2, б) или на полосе отвода за боковой канавой (рис. 11.2, в).
На участках, где установлены ограждения, опоры знаков следует рас- полагать ближе к опорам ограждений так, чтобы расстояние между краем знака и опорой было не менее 0,75 м (рис. 11.2, г). Предвари- тельные указатели направлений рекомендуется закреплять на наклон- ных опорах, установленных рядом с земляным полотном дороги
(рис. 11.2, д) или на откосах выемок (рис. 11.2, е). Такая конструкция опор позволяет располагать край знака на расстоянии 0,5…1,0 м от бровки земляного полотна, не устанавливая ограждения.
На участках, где опоры невозможно установить на откосе насыпи или рядом с земляным полотном, щиты знаков рекомендуется размещать над обочинами или проезжей частью на Г-образных опорах (рис. 11.2, ж).
На дорогах I – II категории знаки можно устанавливать над проезжей частью на П-образных опорах, тросах-растяжках. Опоры несущих кон- струкций должны располагаться на берме на расстоянии не менее 0,5 м от бровки дороги или края разделительной полосы (рис. 11.2, з, и).
1 ... 41 42 43 44 45 46 47 48 ... 55
Рис. 11.2. Способы установки предварительных указателей направлений
а)
г)
б)
в)
д)
е)
ж)
з)
и)
389
В населённых пунктах знаки следует устанавливать на индивиду- альных опорах (рис. 11.3, а), на одной колонке со светофором
(рис. 11.3, б), на кронштейнах, прикреплённых к осветительным мач- там, опорам контактной сети трамваев и троллейбусов (рис. 11.3, а, г) или стенам зданий (рис. 11.3, д), на тросах-растяжках, прикреплённых к зданиям (рис. 11.3, е), натянутых между зданием и специальной опо- рой или между осветительными мачтами (рис. 11.3, ж). Допускается установка знаков над сигнальными тумбами с искусственным освеще- нием (рис. 11.3, з).
Расстояние от нижнего края знака (без учёта таблички) до по- верхности дорожного покрытия должна составлять: от 1,5 до 2,0 м – при установке сбоку от дороги вне населённых пунктов, от 2 до 4 м – в населённых пунктах; от 5 до 6 м – при размещении над проезжей частью или обочиной.
Знаки должны быть удалены от проводов осветительной сети не менее чем на 1 м, а от проводов сети высокого напряжения не менее чем на 2,5 м (рис. 11.3, е). В пределах охранной зоны высоковольтных линий подвеска знаков на тросах-растяжках запрещается.
Рис. 11.3. Способы установки знаков в населённых пунктах
а)
г)
б)
в)
д)
е)
ж)
з)
390
В зависимости от взаимного расположения знаков на одной опоре очерёдность их расположения определяется в соответствии с рис. 11.4.
Предпочтительно располагать знаки по горизонтали.
Очерёдность размещения знаков разных групп на одной опоре должна быть следующей: знаки приоритета; предупреждающие знаки; предписывающие знаки; запрещающие знаки; информационно- указательные знаки; знаки сервиса. При размещении на одной опоре знаков одной группы очерёдность их расположения определяется но- мером знака в группе.
Исключение: если при выезде на дорогу с односторонним движе- нием устанавливается несколько знаков, то знаки 5.7.1 и 5.7.2 распола- гаются над другими знаками (рис. 11.4).
Стойки дорожных знаков могут быть изготовлены из различных материалов, обеспечивающих достаточную устойчивость под действи- ем расчётной ветровой нагрузки, при мойке знаков ручным и механи- зированным способом, а также исключающих возможность преднаме- ренного повреждения стоек отдельными лицами. Для этой цели чаще всего используют стойки из трубы диаметром 76 мм.
Длина стоек дорожных знаков определяется из условия, что высо- та нижнего края знака над поверхностью проезжей части должна со- ставлять не менее 2,0…2,5 м плюс величина заглубления стойки в грунт. При этом верхний край знака должен возвышаться над верхним концом стойки на 0,15 м.
Основные отличительные особенности знаков, определяющие их принадлежность к той или иной группе, – их форма, цвет фона и окаймления.
Предупреждающие знаки (общий признак предупреждения – тре- угольник жёлтого цвета с красным окаймлением) сообщают водителю о характере предстоящей опасности и необходимости принять меры, соответствующие обстановке.
Рис. 11.4. Последовательность расположения нескольких знаков на одной
опоре. Примеры размещения знака 5.7.1 или 5.7.2 на одной опоре
с другими знаками