Файл: Н. В. Пеньшин организация транспортных услуг и безопасность транспортного процесса тамбов .pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 279
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 ... 43 44 45 46 47 48 49 50 ... 55
407
11.1. Интенсивность движения транспортных потоков
пересекающихся направлений
Число полос движения в одном направлении
Интенсивность движения транспортных средств, ед./ч главной дороги второстепенной дороги по главной дороге в двух направлениях по второстепенной дороге в одном, наиболее загруженном направлении
1 1 750 75 670 100 580 125 500 150 410 175 380 190 2 и более 1 900 75 800 100 700 125 600 150 500 175 400 200 2 или более 2 или более 900 100 825 125 750 150 675 175 600 200 525 225 480 240 полосой – 1000 ед./ч) в обоих направлениях (рис. 11.9). Интенсивность движения пешеходов, пересекающих проезжую часть этой же дороги в одном, наиболее загруженном, направлении в то же время, составляет не менее 150 пеш./ч.
Условие 2. Интенсивность движения транспортных средств по до- роге составляет не менее 600 ед./ч (для дорог с разделительной поло- сой – 1000 ед./ч) в обоих направлениях в течение каждого из любых
8 ч рабочего дня недели. Интенсивность движения пешеходов, пересе- кающих проезжую часть этой же дороги в одном, наиболее загружен- ном, направлении в то же время, составляет не менее 150 пеш./ч.
408
Рис. 11.9. Условие 1 для введения светофорного регулирования
В населённых пунктах с численностью жителей менее 10 000 че- ловек значения интенсивности движения транспортных средств и пе- шеходов по условиям 1 и 2 составляют 70% от указанных.
Условие 3. Значения интенсивности движения транспортных средств и пешеходов по условиям 1 и 2 одновременно составляют 80% или более от указанных.
Условие 4. На пересечении автомобильных дорог в одном уровне совершено не менее трёх дорожно-транспортных происшествий за по- следние 12 месяцев, которые могли быть предотвращены при наличии светофорной сигнализации. При этом условия 1 или 2 должны выпол- няться на 80% или более.
Необходимость введения светофорного регулирования в местах пересечения автомобильной дороги с велосипедной дорожкой должна рассматриваться в случае, если интенсивность велосипедного движе- ния превышает 50 вел./ч.
Светофоры Т.1, Т.2, Т.3, Т.9, П.1 и П.2 рекомендуется применять в случаях, если расстояние между соседними регулируемыми пересе- чениями, включёнными в систему координированного управления движением, превышает 800 м.
Светофоры Т.7 рекомендуется применять, если интенсивность движения транспортных средств и пешеходов составляет не менее по- ловины от норм для условий 1 и 2 или не обеспечена видимость для остановки транспортного средства, движущегося со скоростью, разре-
409
шённой на предыдущем участке дороги перед пересечением автомо- бильных дорог или пешеходным переходом.
Порядок установки светофоров. ГОСТ Р 52289–2004 определяет порядок установки светофоров на автомобильных дорогах. На рисун- ках 11.10, 11.11 представлены типы транспортных и пешеходных све- тофоров.
а)
б)
Рис. 11.10. Типы и исполнение транспортных светофоров:
а – транспортная схема; б – транспортные светофоры
Т.1
Т.1.п
Т.1.л
Т.1.пл
Т.1.г
Т.2
Т.3
Т.3.п
Т.3.л
Т.4
Т.4.ж
410
Рис. 11.11. Типы и исполнение транспортных и
пешеходных светофоров
Светофоры рекомендуется располагать так, чтобы обеспечивалась наилучшая видимость их сигналов участникам дорожного движения.
Таким же образом рекомендуется устанавливать светофоры-дублёры и светофоры-повторители.
При установке транспортных светофоров (кроме Т.3 любых ис- полнений, Т.9, П.1 и П.2) рекомендованная видимость их сигналов должна обеспечиваться с расстояния не менее 100 м с любой полосы движения, на которую распространяется их действие. Если данное ус- ловие выполнить невозможно, то рекомендуется установка знака 1.8
«Светофорное регулирование».
Т.5
Т.6
Т.6.д
Т.7
Т.8
Т.9
Т.10
П.1
П.2
411
Рекомендуется, чтобы сигналы дополнительной секции светофо- ров Т.1.п, Т.1.л, Т.1.пл и сигнал светофора Т.9 распознавались на рас- стоянии не менее 50 м.
Для улучшения видимости дополнительной секции светофоры
Т.1.п, Т.1.л, Т.1.пл оборудуют экранами белого цвета прямоугольной формы с закруглёнными углами, выступающими за габариты светофо- ра на 120 мм. Допускается форма экрана, повторяющая контуры све- тофора.
Светофоры П.1, П.2 рекомендуется устанавливать на обочинах и тротуарах с обеих сторон проезжей части, а при наличии разделитель- ной полосы или приподнятого островка безопасности – и на них, если число полос движения в одном направлении более двух.
При установке пешеходных светофоров рекомендуется, чтобы была обеспечена видимость их сигналов пешеходами с противополож- ной стороны проезжей части дороги.
Пешеходными светофорами рекомендуется оборудовать все пе- шеходные переходы, расположенные на регулируемом пересечении автомобильных дорог.
Рекомендуемая высота установки светофоров от нижнего края кор- пуса до поверхности проезжей части должна составлять (рис. 11.12):
1) для транспортных светофоров (кроме Т.3 всех 5 исполнений,
Т.5 и Т.9):
− при установке над проезжей частью – от 5 до 6 м. Допускается устанавливать светофоры над проезжей частью на высоте от 6 до 8 м;
− при установке сбоку от проезжей части – от 2 до 3 м;
Рис. 11.12. Требования к установке светофоров
412
2) для светофоров Т.3 любых исполнений, Т.9 – от 1,5 до 2,0 м;
3) для светофоров Т.5 – от 2 до 4 м;
4) для пешеходных светофоров – от 2,0 до 2,5 м.
Светофоры рекомендуется устанавливать на расстоянии 0,5 до
2,0 м от края проезжей части при установке их сбоку и не менее 4 м от края проезжей части при установке над проезжей частью.
Пешеходные светофоры рекомендуется устанавливать на рас- стоянии не более 5 м от края проезжей части. При этом расстояние от пешеходных светофоров до ближайшей границы пешеходного перехо- да должно быть не более 1 м (рис. 11.13).
Светофоры рекомендуется устанавливать на расстоянии не менее
1 м от контактных проводов трамвая или троллейбуса до любой точки корпуса светофора.
Дублирующие светофоры (кроме Т.1.п и Т.2 со стрелкой «напра- во») рекомендуется устанавливать на территории пересечения автомо- бильных дорог или непосредственно за пересечением автомобильных дорог перед водителем или слева. Светофоры Т.1.п и Т.2 со стрелкой
«направо» рекомендуется дублировать, если поворот направо осуще- ствляется в два ряда и более. Установка дублирующего светофора сле- ва за пересечением автомобильных дорог может быть возможна, если
Рис. 11.13. Требования к установке светофоров на
регулируемом пешеходном переходе
413
проезжая часть во встречном направлении имеет не более трёх полос движения, а интенсивность движения по каждой полосе составляет не более 500 ед./ч.
Транспортные светофоры Т.1 с горизонтальным расположением сигналов и Т.4 располагают только над проезжей частью в силу их конструктивных особенностей или назначения. По тем же соображе- ниям пешеходные светофоры, светофоры-повторители над проезжей частью не устанавливают.
Не рекомендуется на протяжении одной автомобильной дороги устанавливать транспортные и пешеходные светофоры на разной вы- соте и удалённости от проезжей части.
Светофоры устанавливаются на колонках, кронштейнах, прикре- пляемых к существующим опорам или стенам зданий, на специальных консольных опорах и тросах-растяжках. Для предотвращения наезда на опоры их рекомендуется располагать вне проезжей части или за- щищать ограждениями.
Опорные конструкции, используемые для крепления светофоров, рекомендуется устанавливать вне проезжей части автомобильной доро- ги, их элементы, находящиеся над проезжей частью, не должны быть ниже края корпуса светофора, размещаемого над проезжей частью.
Режимы работы светофоров. Порядок чередования сигналов, их вид и значение, принятые в России, соответствуют Международной конвенции о дорожных знаках и сигналах. Сигналы чередуются в та- кой последовательности: красный – красный с жёлтым – зелёный – жёлтый – красный.
При этом длительность сигнала «красный с жёлтым» рекоменду- ется устраивать не более 2 с, длительность жёлтого сигнала – 3 с. Если расчётная длительность промежуточного такта превышает указанные величины, то длительность красного сигнала рекомендуется увеличи- вать на время превышения.
Допускается последовательность включения сигналов: красный – зелёный – жёлтый – красный, если светофорный объект не включён в систему координированного управления движением.
В режимах работы светофорной сигнализации с использованием светофоров Т.1, Т.3 (любых исполнений), Т.2, Т.8 и Т.9 рекомендуется предусматривать мигание зелёного сигнала в течение 3 с непосредст- венно перед его выключением с частотой 1 миг/с (допускается откло- нение от указанной частоты ±10%), для светофоров П.1 и П.2 такой режим является обязательным.
Для информирования водителей и пешеходов о времени, остав- шемся до окончания горения зелёного сигнала, допускается примене- ние цифрового табло.
414
На пешеходных переходах, которыми регулярно пользуются сле- пые и слабовидящие пешеходы, дополнительно к светофорной сигна- лизации рекомендуется применять звуковую сигнализацию, работаю- щую в согласованном режиме с пешеходными светофорами.
В период снижения интенсивности движения до значений менее
50% для условий 1 и 2 светофоры Т.1, Т.2, Т.3 и Т.9 рекомендуется переводить на режим мигания жёлтого сигнала. По условиям обеспе- чения безопасности движения допускается оставлять эти светофоры в режиме трёхцветной сигнализации в течение суток.
Расчёт режимов работы светофорного объекта (времени цикла, времени пофазных разъездов) рекомендуется проводить для трёх про- грамм для разных периодов суток (утро, день, вечер) и определяемых в ходе изучения условий движения на данном участке автомобильной дороги.
При наличии светофоров П.1 и П.2 на регулируемых пересечени- ях не рекомендуется использование частичного конфликта в движении пешеходов и транспорта в схемах светофорного регулирования.
Светофорный цикл. Схему движения на регулируемом участке рекомендуется выполнять с учётом значения сигналов, определённого
Правилами дорожного движения.
Если эта последовательность сигналов не может быть осуществ- лена из-за ограниченных коммутационных возможностей аппаратуры, то, как исключение, может быть рекомендовано применение системы с двумя жёлтыми сигналами. На рисунке 11.14 показан пример режима работы светофорной сигнализации для пересечения двух автомобиль- ных дорог.
Применение промежуточного такта в светофорном цикле реко- мендуется для обеспечения безопасности движения в переходный пе- риод, когда движение предыдущей группы потоков уже запрещено,
Рис. 11.14. Структура светофорного цикла:
а – с одним промежуточным тактом в каждой фазе;
б – с тремя промежуточными тактами в первой фазе; 1 – 6 – номера тактов
Красный
Зелёный
Жёлтый
415
а последующая группа разрешение на движение через пересечение ещё не получила. В период промежуточного такта движение запрещено за исключением транспортных средств, водители которых не смогли своевременно остановиться у стоп-линий (рис. 11.15). В период основ- ного такта разрешено (а в конфликтующем направлении запрещено) движение определённой группы транспортных и пешеходных потоков.
Длительность промежуточного такта должна быть такой, чтобы автомобиль, подходящий к пересечению автомобильных дорог на зелёный сигнал со скоростью свободного движения, при смене сиг- нала с зелёного на жёлтый смог либо остановиться у стоп-линий, ли- бо успеть освободить пересечение (миновать конфликтные точки пересечения с автомобилями, начинающими движение в следующей фазе). Остановиться у стоп-линии автомобиль сможет только в том случае, если расстояние от него до стоп-линий будет равно или больше остановочного пути.
Учитывая, что время проезда расстояния, равного остановочному пути, состоит из времени реакции водителя на смену сигналов свето- фора и времени торможения, можно в общем виде представить форму- лу промежуточного такта:
,
1
т рк п
+
+
+
+
=
i
i
i
t
t
t
t
t
где t
рк
– время реакции водителя на смену сигналов светофора, с; t
т
– время, необходимое автомобилю для проезда расстояния, равного тормозному пути, с; t
i
– время движения автомобиля до самой дальней
Рис. 11.15. Пример использования основных и промежуточных тактов
Промежуточный такт
Основной такт
Красный
Зелёный
Жёлтый