Файл: Н. В. Пеньшин организация транспортных услуг и безопасность транспортного процесса тамбов .pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 270

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

442
Во всей этой работе руководитель автотранспортного предпри- ятия должен обеспечить необходимый тесный контакт с соответст- вующими органами ГИБДД, комиссиями по безопасности движения администраций городских и муниципальных образований, коммуналь- ными, дорожными и другими органами, чья деятельность имеет отно- шение к вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.
Основными задачами службы эксплуатации автотранспортного предприятия по обеспечению безопасности дорожного движения и профилактики аварийности являются:
− обеспечение нормальной продолжительности рабочего дня во- дителей;
− разработка графиков движения, соответствующих условиям дорожного движения, и контроль за их выполнением;
− обследование дорожных условий на основных маршрутах, ко- торые обслуживаются транспортными средствами данного предпри- ятия;
− выявление недостатков в дорожных условиях, в том числе и путём опроса водителей; подготовка соответствующих документов о выявленных недостатках и информация о них дорожных органов;
− организация стажировки и учёбы водителей в целях повыше- ния их квалификации;
− обеспечение выполнения требований Правил дорожного дви- жения при организации перевозок крупногабаритных и опасных грузов.
Кроме решения вышеперечисленных задач, работники службы эксплуатации пассажирских автотранспортных предприятий должны:
− составлять паспорта и схемы маршрутов с указанием опасных мест, организовывать ознакомление всех водителей со спецификой маршрутов;
− систематически проводить нормирование скоростных режи- мов на маршрутах, и, соответственно, корректировать расписание движения автобусов на маршрутах;
− не реже 2 раз в год проводить проверку состояния автомо- бильных дорог и искусственных сооружений на всех маршрутах;
− принимать меры для предотвращения перегрузки автобусов пассажирами на маршрутах;
− организовывать бесперебойную связь между подвижным со- ставом, диспетчерскими пунктами на линии и предприятием.
Сотрудники службы эксплуатации предприятия должны контро- лировать вопросы оформления путевых документов, при обнаружении в путевых листах отметок, произведённых работниками ГИБДД и дру- гих надзорных органов о нарушениях Правил дорожного движения

443
или Правил эксплуатации транспортных средств, допущенных водите- лями при работе на линии, сотрудники этой службы обязаны прини- мать необходимые меры, в частности довести эти факты до сведения работников службы безопасности движения предприятия, обществен- ности и руководства предприятия.
На сотрудников службы эксплуатации возложены задачи: уста- новления местонахождения водителей, своевременно не возвратив- шихся с линии, организации контроля за незаконным использованием государственных транспортных средств.
Техническая служба автотранспортного предприятия обеспечива- ет безаварийность работы подвижного состава за счёт обеспечения технически исправного состояния автомобилей. Важнейшими задача- ми службы по обеспечению безопасности движения являются:
− организация диагностирования технического состояния узлов, агрегатов и механизмов автомобиля, влияющих на безопасность дви- жения. Эта работа должна проводиться во время предрейсовых и по- слерейсовых осмотров транспортных средств;
− обеспечение чёткого и качественного устранения дефектов, выявленных при осмотрах или заявленных водителями;
− регулярное и качественное выполнение планов технического обслуживания;
− обеспечение укомплектованности автомобилей огнетушите- лями, знаками аварийной остановки, аптечками;
− организация выборочного контроля технического состояния и укомплектованности автомобилей на линии и технической помощи при вынужденных остановках подвижного состава на линии.
На работников отделов кадров возложены задачи организации ра- боты по подбору и расстановке кадров водителей и ремонтных рабочих, по контролю за повышением их квалификации, за прохождением ста- жировки всеми молодыми водителями, а также водителями, впервые назначаемыми для работы на автобусах или легковых таксомоторах.
Для отражения трудовой дисциплины и изменений в квалифика- ции водителей целесообразно ведение личных учётных карточек води- телей по утверждённой форме. Эти карточки обычно ведут сотрудники службы безопасности движения предприятия, но могут вестись и со- трудниками отдела кадров.
Сотрудники отдела кадров совместно с представителями службы безопасности движения предприятия готовят предложения по награж- дению наиболее отличившихся водителей значками «За работу без аварий», а также применению других мер поощрений. В отношении водителей и других работников, нарушающих установленные нормы и


444
правила, сотрудники отдела кадров готовят предложения по примене- нию мер дисциплинарного воздействия.
Сотрудники отдела кадров осуществляют контроль за соблюде- нием сроков прохождения водителями регулярного медицинского пе- реосвидетельствования.
Учёт ДТП в Российской Федерации в соответствии с Правилами учёта ДТП должен осуществляться также (наряду с государственной системой учёта) предприятиями и организациями, эксплуатирующими транспортные средства, государственными органами управления авто- мобильными дорогами, владельцами ведомств и частных дорог.
В медицинских учреждениях подлежат учёту все лица, обратившиеся или доставленные для оказания медицинской помощи в связи с ДТП, а также погибшие вследствие дорожно-транспортного происшествия.
В предприятиях и организациях, эксплуатирующих транспортные средства, должны проводиться учёт и анализ всех ДТП с участием транспортных средств, владельцами которых они являются, независи- мо от места возникновения ДТП, его последствий и вины водителей.
Общими задачами учёта и анализа ДТП на предприятиях, органи- зациях, учреждениях является оценка состояния безопасности и анализ причин и условий возникновения ДТП с последующей разработкой необходимых профилактических мероприятий.
Учёт ДТП в автотранспортных предприятиях, организациях осу- ществляется работниками службы БДД или иными лицами, назначен- ными приказом по автотранспортному предприятию или организации.
Автотранспортные предприятия и организации обязаны немедленно сообщать в органы внутренних дел по территориальной принадлежно- сти о всех ДТП с участием принадлежащих им транспортных средств.
Автотранспортные предприятия и организации ежемесячно све- ряют с территориальными органами внутренних дел сведения о ДТП с пострадавшими. При анализе структуры аварийности используются удельные и относительные показатели аварийности, объектами сопос- тавления при таком анализе могут быть:
− виды ДТП;
− типы и марки транспортных средств;
− группы водителей с различным стажем (общим и на предпри- ятии), возрастом, другими особенностями;
− регулярные маршруты, обслуживаемые предприятием;
− подразделения предприятия (колонны, отряды, бригады) и др.
При этом сопоставление производится также со средними значе- ниями соответствующих показателей по отрасли.


445
Для детализации причин аварийности проводится анализ по вре- мени и месту совершения ДТП, виду и характеру перевозки, видам нарушений ПДД, часу работы на линии и т.д. Целью анализа является выявление «узких мест» – условий, характеризующихся повышенной частотой совершения ДТП или повышенной тяжестью последствий.
Анализ завершается построением матрицы «причины ДТП меро- приятия (или направления деятельности) по устранению причин ДТП».
При выявлении причин используются также материалы служеб- ных расследований, проводятся опросы водителей и специалистов предприятия.
Для проведения анализа на предприятии необходимо иметь и на- капливать не только данные о ДТП, но и данные о последствиях ДТП;
− о парке транспортных средств, о водительском составе (сведе- ния о водителях, как правило, накапливаются и обобщаются в карточ- ках персонального учёта водителей);
− о скоростных режимах движения (средних скоростях, зало- женных в расписании), данные о нарушениях ПДД и принятых мерах;
− о реализации запланированных мероприятий по БДД (количе- ство проверок, медосмотров, инструктажей и т.д.).
Служебное расследования ДТП. Целью служебного расследова- ния является установление обстоятельств, условий и причин возник- новения ДТП, выявление нарушений установленных норм и правил, регламентирующих БДД, а также разработка мероприятий по устране- нию причин происшествий.
При служебном расследовании, в пределах компетенции лица его проводящего, должны быть выявлены:
− обстоятельства, предшествующие происшествию;
− причины происшествия;
− влияние дорожных и других факторов на возникновение до- рожно-транспортного происшествия;
− последствия происшествия;
− лица, деятельность которых связана с возникновением проис- шествия, и конкретная вина каждого из них (предварительно);
− недостатки в работе владельцев транспортных средств, спо- собствующих возникновению дорожно-транспортных происшествий.
Служебное расследование должно проводиться во взаимодейст- вии с органами дознания, следствия и организациями, несущими от- ветственность за состояние автомобильной (железной) дороги, речных переправ и других сооружений, а в случае ранения или гибели работ- ников предприятия автомобильного транспорта – с привлечением представителя профсоюзного комитета данного предприятия.


1   ...   47   48   49   50   51   52   53   54   55

446
Выводы служебного расследования в отношении виновности во- дителя носят предварительный характер.
Материалы служебного расследования могут быть использованы владельцами автотранспортных средств (хозяйствующие субъекты автомобильного транспорта) при защите интересов водителя в следст- венном и судебном разбирательствах.
1. Действия владельцев транспортных средств (хозяйствующих субъектов автомобильного транспорта).
Должностные лица хозяйствующих субъектов автомобильного транспорта, прибывшие на место происшествия раньше работников
ГАИ, должны принять меры к оказанию помощи пострадавшим, дос- тавке их в ближайшее медицинское учреждение, к охране места про- исшествия, транспортного средства и груза, принять меры к предот- вращению «вторичных происшествий» и выявлению очевидцев про- исшествия.
Должностные лица, производящие служебное расследование, с разрешения работников органов дознания или следствия должны:
− осмотреть место происшествия и повреждённые транспортные средства;
− уточнить необходимые данные у водителей и других очевид- цев происшествия, объяснения которых могут иметь значение для вы- яснения обстоятельств происшествия;
− установить дату и точное время (местное) происшествия;
− место происшествия: в городе – улица, район; на дороге – ка- тегорию дороги и в случаях, когда происшествие связано с неудовле- творительными дорожными условиями – принадлежность и наимено- вание организации, эксплуатирующей дорогу;
− модель и номерной знак транспортного средства;
− число погибших и раненых (в том числе водителей, пешехо- дов, пассажиров);
− техническое состояние транспортного средства;
− характер и степень повреждения транспортного средства и пе- ревозимого груза;
− кто управлял транспортным средством: фамилия, имя, отчест- во, класс, год присвоения квалификации, стаж работы (общий води- тельский стаж, стаж работы на данном автотранспортном предпри- ятии, на данном транспортном средстве, по возможности те же сведе- ния о других водителях – участниках происшествия);
− состояние водителя: здоров, трезв, утомлён (только по заклю- чению врача);
− на каком часу работы водителя произошло происшествие;

447
− цель поездки;
− вид перевозок: международные, междугородные, городские, пригородные;
− по назначению ли использовалось транспортное средство, нет ли отклонений от маршрута;
− вид дорожно-транспортного происшествия;
− погодные условия (дождь, снег, туман и т.д.);
− освещённость: тёмное, светлое время суток, сумерки;
− дорожные условия (вид покрытия, состояние проезжей части, подъём, кривая, наличие дорожных знаков и сигналов);
− ознакомиться с протоколом осмотра места происшествия, ос- мотра транспорта и схемой ДТП и снять с них копии;
− зафиксировать (при необходимости сфотографировать) общий вид места происшествия, положения транспортных средств, участ- вующих в происшествии, следы торможения, юза или качения автомо- биля и принадлежность именно этому транспортному средству, место осыпавшейся грязи, стекла и т.д. при ударе, его форму, размеры, место наезда на пешехода, а также другие предметы, которые могли повли- ять на возникновение происшествия. При необходимости настоять, чтобы эти сведения были занесены в протокол осмотра места проис- шествия;
− осмотреть документы, в частности удостоверение на право управления транспортным средством, технический талон транспортно- го средства, путевой или маршрутный лист, товарно-транспортные документы на перевозимый груз или билетно-учётный лист.
Должностные лица, производящие служебное расследование, с разрешения работников органов дознания или следствия должны оценить:
− действия водителя и их соответствие Правилам дорожного движения;
− дорожные условия и их возможное влияние на возникновение происшествия;
− имеется ли причинная связь между возникновением происше- ствия и упущениями в работе по безопасности движения (при их нали- чии на предприятии).
При совершении ДТП водителем автобуса межобластного или межреспубликанского маршрута, в результате которого пассажир получил травму или погиб, руководитель предприятия обязан соста- вить акт по установленной форме и вручить его пассажиру или на- следникам для получения страховой суммы в органах государственно- го страхования.