Файл: Основные сведения о разработке нефтяных и газовых залежей.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


43

вает постоянство объема рабочей жидкости в подпоршневых полостях штангового и трубного цилиндров.

Для соединения подвижных НКТ с промысловым коллектором

служит гибкий шланг.



Схемы установок отличаются друг от друга компоновкой, позволяющей при относительно малых вертикальных размерах достигнуть значительных длин ходов штанг от­носительно НКТ.

Установка работает следующим образом. Подаваемая насосом из бака рабочая жидкость через золот­ник направляется в верхнюю по­лость штангового гидроцилиндра. При этом поршень перемещается вниз, а вместе с ним шток, колонна штанг и связанный с ней плунжер. Рабочая жидкость из нижней (штоковой) полости цилиндра по трубопроводу вытесняется в нижнюю по­лость трубного цилиндра и переме­щает его поршень вверх. Вместе с ним перемещается вверх цилиндр скважинного насоса. Таким обра­зом, плунжер движется вниз, а ко­лонна труб вверх — происходит ход всасывания.

При подаче рабочей жидкости в верхнюю полость трубного гидро­цилиндра поршень, а вместе с ним колонна НКТ и цилиндр скважин­ного насоса перемещаются вниз. Рабочая жидкость из подпоршневой полости трубного цилиндра вытес­няется в штанговый цилиндр, пор­шень которого перемещается вверх. Вместе с поршнем перемещаются колонна штанг и связанный с ней плунжер скважинного насоса.

Рис. 11.11. Штанговая гидроприводная ус­тановка с использованием в качестве урав­новешивающего груза колонны насосно-компрессорных труб:

44


1 — гидроцилиндр; 2 — поршень; 3 —шток; 4 трубный гидроцилиндр; 5 — шток; 6 — фальш-шток; 7 — тяга; 8 — гидравлическая панель; 9 насос гидропривода; 10— бак: 11— нижняя тра­верса; 12 — колонна штанг; 13 — колонна НКТ; 14 — плунжер скважинного насоса; /5 — ци­линдр скважинного насоса;
16 — гибкий шланг

Плунжер при этом перемещается вверх, а цилиндр вниз — проис­ходит ход нагнетания.

Колонна насосно-компрессорных труб герметизируется уплот­нением, через которое пропущен устьевой шток, а затрубное прост­ранство — уплотнением, установленным на фланце обсадной ко­лонны.

Для нормальной работы установки необходимо поддерживать постоянным объем рабочей жидкости в подпоршневых полостях. Для компенсации утечек как во внутренние полости цилиндров, так и в атмосферу в установке предусмотрена система компенса­ции утечек, состоящая из управляющего клапана и вспомогатель­ного насоса. При уменьшении объема рабочей жидкости меньше допустимого муфта, соединяющая шток и колонну штанг, нажима­ет на клапан, который в свою очередь включает вспомогательный насос, заполняющий маслом подпоршневую полость до необходи­мого объема.

Уравновешивание установки, т. е. обеспечение постоянной на­грузки на двигатель при ходе штанг вверх и вниз, происходит в результате использования колонны насосно-компрессорных труб в качестве уравновешивающего груза.

Монтаж установки непосредственно на фланце колонной голов­ки приводит к необходимости съема ее перед подземным ремонтом и укладки рядом со скважиной на специальном приспособлении. После ремонтных работ установку вновь монтируют на устье сква­жины.


§ 4. УСТАНОВКИ ЦЕНТРОБЕЖНЫХ ЭЛЕКТРОНАСОСОВ

Установка УЭЦН (см. рис. 1.7) состоит из погружного насос­ного агрегата, включающего насос, электродвигатель, гидрозащи­ту, кабельную линию, колонну насосно-компрессорных труб, обо­рудование устья скважины и наземное электрооборудование — трансформатор и станцию управления.

Погружной центробежный насос по принципу действия не отли­чается от обычных центробежных насосов: при вращении рабоче­го колеса увеличивается напор жидкости, протекающей через него. Поскольку одна ступень центробежного насоса создает небольшое давление — порядка 0,05 МПа, для достижения давления, необ­ходимого для подъема жидкости из скважины на поверхность, ис­пользуют ряд последовательно соединенных ступеней.

Насос (рис. 11.12) состоит из набора последовательно установ­ленных в корпусе секций (до 120 в одном блоке), каждая из кото­рых включает в себя направляющий аппарат и рабочее колесо. Направляющие аппараты установлены неподвижно внутри кор­пуса, а рабочие колеса насажены на один общий вал и соедине­ны с ним призматической шпонкой. Посадочные размеры колес и вала таковы, что рабочие колеса могут свободно перемещаться в осевом направлении. Это позволяет во время работы в установив­шемся режиме каждому рабочему колесу опираться на торцевой

45






Рис. 11.12. Погружной насос:

1 — верхняя секция с ловильной головкой- 2 — нижняя секция; 3 — шлицевая муфта; 4 —опор­ная пята; 5 — корпус подшипника; 6 — направ­ляющий аппарат; 7 — рабочее колесо; 8 — кор­пус; 9 — вал; 10— шпонка; 11 — подшипник скольжения; 12 — защитная втулка; 13 — осно­вание; 14 — фильтр; 15 — приводная муфта

Рис. 11.13. Погружной электродвигатель:


1 — крышка верхняя; 2 — крышка кабельного ввода; 3 — колодка кабельного ввода; 4 — муфта шлицевая; 5—пята; 6 — подпятник; 7 —головка 8 — фильтр; 9 — турбина; 10 — статор- 11 — ро­тор; 12 — основание 13 — крышка нижняя

выступ расположенного под ним направляющего аппарата. Бла­годаря этому осевое усилие, обусловленное перепадом давления, создаваемого каждой ступенью, передается от колеса, минуя вал, на направляющий аппарат и корпус насоса. Для уменьшения тре­ния между колесами и направляющими аппаратами устанавлива­ют текстолитовые шайбы, запрессованные в кольцевые пазы, рас­положенные на колесе. Эти шайбы также уплотняют зазор и пре­пятствуют обратному перетоку жидкости.

Для уменьшения силы трения между дисками при наличии осе­вого усилия, направленного снизу вверх, например при запуске насоса с открытой выкидной задвижкой, в верхней части рабочих колес также предусмотрены текстолитовые шайбы. При возник­новении подобного усилия оно передается от колес к направляю­щим аппаратам, расположенным над ними, и далее на корпус.

Для восприятия осевого усилия, возникающего в результате давления жидкости на торец вала, а также его собственного веса, служит опорная пята в верхней части насоса. Радиальные усилия воспринимаются подшипниками скольжения.

В верхней части корпуса насоса нарезана внутренняя резьба для соединения его с НКТ, а также располагаются ловильная го­ловка и обратный клапан. Обратный клапан препятствует вытека­нию пластовой жидкости, заполняющей внутреннюю полость ко­лонны подъемных труб, при остановке насоса.

Если глубина погружения велика и создаваемый напор недоста­точен, то погружной насос может компоноваться из нескольких сек­ций. В этом случае общее количество ступеней в агрегате может
достигать 400.

Во время работы насоса пластовая жидкость поступает через сетчатый фильтр, расположенный в нижней части насоса, последо­вательно проходит ступени и через отверстия корпуса подшипника, по корпусу попадает во внутреннюю полость насосно-компрессор-ных труб.

Погружной электродвигатель служит для приво­да погружного центробежного насоса. Условия работы двигате­
ля — расположение в пластовой жидкости, находящейся под боль­шим гидростатическим давлением,— предопределяют особенности его конструкции — заполнение его внутренней полости маслом, ма­лый наружный диаметр и соответственно большую длину. Основ­ное условие надежной работы двигателя — герметичность его внутренней полости.

Двигатель (рис. 11.13) состоит из статора, ротора, головки и основания. В верхней и нижней частях корпуса имеются флан­цы для соединения двигателя с протектором и компенсатором. Корпус изготовлен из стальной трубы, к которой с помощью резь­бовых соединений присоединены головка и основание двигателя. Магнитопровод статора собран из активных и немагнитных жес-тей, в пазах которых располагается обмотка.

К концам обмотки статора припаяны выводные концы из мно­гожильного медного провода, соединяющие их со штепсельными

47



гильзами, в которые входят штепсельные наконечники кабеля. Активная часть магнитопровода совместно с обмоткой создает вращающееся магнитное поле, а немагнитная часть служит опорами! для промежуточных подшипников ротора.

Ротор двигателя короткозамкнутый, многосекционный, состоит из вала, на который напрессованы сердечники. Вал выполнен из; калиброванной трубы, а сердечник — из листовой электротехниче­ской стали, в пазы которого уложены медные стержни, образую­щие обмотку ротора. Сердечники и радиальные подшипники, че­редуясь, установлены на валу. Сердечники соединены с валом шпонками, а весь их набор стянут в осевом направлении гай­ками.

На валу установлена турбинка, служащая для принудительной циркуляции масла, обеспечивающего отвод тепла от наиболее наг­ретых деталей. Масло циркулирует через пазы магнитопровода, от­верстие в валу двигателя и фильтр, где очищается от продуктов износа, появляющихся в процессе работы двигателя.

Осевые нагрузки на вал двигателя воспринимают подпятники, расположенные в головке двигателя. Переводник в нижней части двигателя служит для размещения фильтра, перепускного клапа­на и клапана для закачки масла в двигатель.