Файл: Основные сведения о разработке нефтяных и газовых залежей.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 118

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
вых соединений и т. п.

Помимо этого одним из основных требований грамотной эк­сплуатации штанг является правильный выбор режимов работы насосной установки, т. е. обеспечение возможно меньшего числа нагружений колонны штанг при заданном дебите. Это достигается созданием режима работы с минимальным числом двойных ходов штанг и максимальной длиной хода штанг.

Как свидетельствует опыт эксплуатации, 60 % разрушений про­исходит в теле штанг, 17 %—в ниппеле, 13 % - в муфте, самораз-винчивание резьбовых соединений составляет 10%. Характер раз­рушений колонны штанг существенным образом зависит от глу­бины спуска насоса. Так, например, для глубоких скважин (2000— 2800 м) с малыми дебитами 91 % всех разрушений составляют разрушения по телу штанги, а в неглубоких скважинах с больши­ми дебитами преобладают неполадки из-за нарушений резьбовых соединений. Резьба штанг обычно нарушается по сечениям, рас­положенным в зоне первых двух ее витков; это объясняется тем, что на их долю приходится почти половина всего усилия, переда­ваемого штангами.

Штанговые скважинные насосы (рис. 11.9) изго­тавливают со следующими номинальными диаметрами цилиндров (мм): 28, 32, 38, 43, 55, 68, 82, 93. Фактические диаметры могут отличаться от номинальных на 1—2 мм в большую сторону, что объясняется повторным использованием плунжеров и цилиндров после их реставрации на заводах.

Извлечение всасывающего клапана трубного насоса с помощью штанг позволяют две конструкции: в одной из них клетка клапа-

39




Рис. 11.9. Принципиальные схемы

скважинных штанговых насосов: а

невставной насос с штоком типа НГН-1;

б — невставной насос с ловите­лем типа

НГН-2; 1 — нагнетательные кла­паны; 2 —

цилиндры; 3 — плунжеры; 4 — патрубки

удлинители; 5 — всасывающие клапаны; 6

— седла конусов; 7 — захват­ный шток; 8

— второй нагнетательный клапан; 9 —

ловитель; 10 — наконечник для захвата

клапана; в — вставной на­сос типа

НГВ-1; / — штанга, 2 —НКТ,
3 —

посадочный конус, 4 — замковая опо­ра; 5

—цилиндр; 6 — плунжер; 7—на­правляющая трубка

на соединена захватным штоком с плунжером (насос НГН-1), во второй — имеет специальный наконечник, который может быть захвачен ловителем, установленным в нижней части плунжера (насос НГН-2). И тот и другой клапан устанавливаются на кони­ческую посадочную поверхность седел, расположенных в нижней части цилиндров.

Для извлечения всасывающего клапана насоса НГН-1 доста­точно поднять плунжер на поверхность, при подъеме его из ци­линдра захватный шток сорвет клапан в сборе с посадочного сед­ла. Для выполнения аналогичной операции с насосом НГН-2 плун­жер необходимо спустить в крайнее нижнее положение и зах­ватить ловителем наконечник, вращая штанги по часовой стрелке.

В зависимости от величины зазора между плунжером и цилинд­ром, все насосы делятся на три группы посадки 0, 1,2. Зазор в них соответственно составляет 0—45, 20—70, 70—120 мкм.

Чем больше зазор и меньше вязкость откачиваемой нефти, тем больше ее перетечет между плунжером и цилиндром во время его хода вверх. Обратная зависимость наблюдается между скоростью подъема плунжера вверх, т. е. между числом двойных качаний и величиной утечек. Поэтому насосы с максимальным запором, как правило, применяют в неглубоких скважинах для откачки вязких нефтей с большими отборами жидкости, насосы со сродним зазо­ром—при откачке нефти со средних глубин, с минимальным— при откачке нефти из глубоких скважин с полным отсутствием песка.

40

Насос состоит из следующих основных узлов: цилиндра, плун­жера, клапанов.

Цилиндр насоса собирают из коротких (длиной 300 мм) стальных или чугунных. втулок, вставленных в кожух и сжатых с торцов муфтами кожуха. Число втулок в насосах определяет дли­ну хода плунжера и может достигать 27, а в отдельных случаях и больше.

В настоящее время у нас в стране освоен выпуск безвтулочных насосов, цилиндр которых изготовляется из стальной бесшовной трубы, внутренняя поверхность которой обработана по высокому классу точности и с высокой чистотой поверхности.


Плунжер насоса изготавливают из стальных труб длиной 1,2; 1,5; 1,8 м. Его наружная поверхность хромирована и бывает гладкой, с кольцевыми, винтовыми канавками или же с острой фаской «пескобрей». Помимо этого выпускаются плунжеры с ре­зиновыми кольцами для уплотнения зазора, располагаемыми в специальных канавках.

Для увеличения долговечности пары деталей плунжер — ци­линдр, обусловленной в основном абразивным изнашиванием, их рабочие поверхности обрабатывают для придания им возможно большей твердости термохимическим способом, а плунжер хроми­руют. Одновременно это увеличивает стойкость этих деталей про­тив коррозии. Увеличение твердости поверхности деталей позволя­ет уменьшить, а в ряде случаев вообще исключить внедрение в них абразивных частиц, выносимых из пласта потоком пластовой жидкости. Поскольку попадание песка в зазор исключить пол­ностью не удается, для сведения к минимуму вредного влияния песка на рабочей поверхности плунжера предусматривают ради­альные или винтовые канавки, в которых собирается песок, по­павший в зазор между плунжером и цилиндром.

Другим не менее важным назначением канавок на боковой по­верхности плунжера является его гидравлическое центрирование, т. е. исключение «прилипания» сухих поверхностей плунжера и ци­линдра друг к другу, сопровождаемого эксцентричным смещением их осей и усугубляемого давлением пластовой жидкости, прони­кающей в зазор и еще больше прижимающей детали друг к другу. Страгивание плунжера в таком случае требует приложения зна­чительных усилий и сопровождается ускоренным износом деталей. Наличие же канавок позволяет подвести жидкость в зазор со всех сторон и исключить таким образом это явление.

Если гранулометрический состав песка, выносимого из сква­жины, постоянный, то наиболее эффективно применение плунже­ров типа «пескобрей», имеющих на верхней кромке острую фаску, снимающую при движении с рабочей поверхности цилиндра песчин­ки и исключающую, таким образом, их попадание в зазор, кото­рый должен выбираться в соответствии с размерами зерен песка.

Клапаны насоса являются наиболее уязвимым его узлом (рис. П. 10). Работа клапана сопровождается ударами шарика по седлу во время его посадки под действием столба жидкости. Кла-


41



Рис. II.10. Клапанные узлы:

о, б — нагнетательный и всасывающий клапаны для насосов НГН-1; 1 — клетка клапана; 2 — шарик; 3 — седло клапана; 4— ниппель или ниппель-конус; в — всасывающий клапан для насосов НГН-2; 1—3 — то же; 4 — корпус ловителя; 5 — ловитель

пан не просто опускается на седло; он может ударяться об одну из сторон кромки седла, отскакивать от нее и, прежде чем оконча­тельно лечь на седло, совершить несколько соударений. Удары клапана о седло усугубляются действием пластовой жидкости, ко­торая содержит песок и, устремляясь через зазор между шариком и седлом, размывает детали. Давление, которое должен выдер­живать клапан, весьма значительное; например, при глубине сква­жины 1000 м оно составляет порядка 10 МПа.

Использование в конструкции ШСН клапанов шарового типа, состоящих из седла и шарика, обусловлено их высокой по срав­нению с другими конструкциями долговечностью в сочетании с простотой.

Новые клапаны, устанавливаемые в насосы, обладают высокой герметичностью (перед сборкой их проверяют на специальном стенде, создавая под клапаном вакуум). Во время работы вся боковая поверхность шарика, обтекаемая потоком пластовой жид­кости, последовательно и равномерно нагружается при соударе­нии с седлом; на ней образуются риски или канавки, но которым пластовая жидкость перетекает из верхней (полости высокого давления) в нижнюю полость малого давления. Истечение жидко­сти происходит под большим напором. Поскольку она содержит в себе абразив — твердые частички песка,— происходит размыв (эро­зия) шарика и рабочей кромки седла. Если разрушению подвер-

42

гается только шарик, то местное нарушение его правильной фор­мы еще не приводит к полному выходу из строя насоса или зна­чительному уменьшению подачи, поскольку шарик продолжает опускаться на седло целой частью сферической поверхности. Это обусловлено тем, что центр тяжести шарика смещается в сторону, противоположную месту образования дефекта, в силу чего преи­мущественное его местонахождение в верхней части шара. Этому
способствует также и гидродинамическое действие потока жидкости, обтекающего шар во время его открытия и стремящегося повер­нуть его дефектом вверх.

Таким образом, шаровой клапан является саморегулирующим­ся устройством, обеспечивающим равномерный износ рабочих по­верхностей его деталей.

При появлении дефектов на кромке седла процесс его разру­шения носит прогрессирующий характер, который быстро приводит к его промыву и резкому уменьшению подачи насоса. Для увели­чения долговечности клапана для его седла предусматривается более высокая твердость, чем для шара, обеспечивая, таким обра­зом, при попадании между ним и шаром твердых песчинок преи­мущественный износ шара.

Для увеличения долговечности насоса в некоторых конструк­циях используют два последовательно установленных клапанных узла.

Стремление увеличить длину хода штанг и сократить при этом .массу установки, избавиться от необходимости сооружения дорого­стоящего массивного фундамента привело к использованию для привода штангового скважинного насоса гидроприводных ус­тановок.

В нашей стране используются гидроприводные установки (рис. П.П), в которых в качестве уравновешивающего груза ис­пользована колонна насосно-компрессорных труб с пластовой жид­костью, находящейся в ней. Эти установки имеют следующие ос­новные узлы и детали.

Силовой орган — гидроцилиндр, поршень которого посредством штока и колонны штанг соединен с плунжером скважинного на­соса. Уравновешивающее устройство — трубный гидроцилиндр, поршень которого связан штоком с верхней траверсой и двумя тя­гами. Последние, в свою очередь, посредством нижней траверсы соединены с колонной насосно-компрессорных груб, к нижней час­ти которой крепится цилиндр скважинного насоса. Кроме того, под поршнем располагается фальшток.

Привод состоит из силового насоса, перекачивающего жид­кость из бака попеременно в верхние полости гидроцилиндров. Коммутация потоков рабочей жидкости осуществляется гидравли­ческой панелью.

Система реверсирования (на схеме не показана) служит для торможения, остановки и разгона поршней при подходе их к край­ним положениям.

Система компенсации утечек (на схеме не показана) обеспечи-