Файл: Основные сведения о разработке нефтяных и газовых залежей.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 132

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
части шатуны сочленяются с траверсой, в средней части которой располагается подшипник, соединяющий ее с балансиром. Он представляет собой массивную балку двутаврового сечения, опира­ющуюся на подшипник, установленный в верхней части пирами­ды. На противоположном конце балансира располагается головка, на которой предусмотрен желоба для тросов канатной подвески. Дно желоба представляет собой часть цилиндрической поверхно­сти, ось которой совпадает с осью вращения балансира. Благода­ря этому возвратно-качательное движение балансира преобразует­ся в возвратно-поступательное движение канатной подвески, пере­мещающейся по вертикали.

Головка соединена с траверсой с помощью шарнира, позволяю­щего ей при освобождении специальной защелки поворачиваться в сторону (на станках-качалках новых конструкций) либо откиды­ваться вверх (на старых конструкциях). Шарнирное соединение головки с балансиром обусловлено необходимостью освобождать пространство над устьем скважины для размещения оборудования при подземных ремонтах и беспрепятственного перемещения над устьем скважины талевого блока, крюка и элеватора, а также всех инструментов и приспособлений, применяемых при подземном ремонте.

Для изменения длины хода штанг в кривошипах имеется не­сколько отверстий, в которые в зависимости от требуемой длины хода вставляются пальцы кривошипов. Изменение числа качаний достигается изменением передаточного отношения клиноременной передачи — заменой шкивов на больший или меньший диаметр.

Параметры станков-качалок — максимальное усилие в точке подвеса, длина хода штанг, габариты и масса — регламентируют­ся ГОСТ 5866—76.

Подвеска служит для удержания навесу колонны штанг и соединяет устьевой шток с головкой балансира станка-качалки. Она позволяет регулировать расположение штанг по высоте и слу­жит для установки динамографа — прибора для исследования ра­боты внутрискважинного оборудования.

Подвеска состоит из верхней и нижней траверс (рис. 11.5). На нижнюю траверсу усилие передается от тросов канатной подвески

34



Рис. 11.5. Канатная подвеска устьевого штока:


1— нижняя траверса; 2 — зажимы каната; 3 — винт; 4 — верхняя траверса; 5 — клиновой зажим; 6 — муфта; 7 — канатная петля

через их заделку. Нижний конец корпуса заделки упирается в верх­нюю траверсу, в средней части которой через отверстие пропущен устьевой шток, зафиксированный с помощью клиновой подвески. Для изменения его положения относительно траверсы освобожда­ют верхнюю гайку и перемещают подвеску вниз относительно пред­варительно зафиксированного устьевого штока. При этом плашки поднимаются и освобождают шток. По окончании регулировки положения штока закручивают гайку, при этом плашки опускают­ся вниз и захватывают его. Для обеспечения надежного контакта штока с плашками рабочая поверхность последних имеет специ­альную насечку, вершины зубцов которой при восприятии осевого усилия внедряются в поверхность штока. Два винта служат для подъема верхней траверсы при установке динамографа.

Оборудование устья скважины служит для удержания колонны насосно-компрессорных труб, отвода пластовой жидкости, поднимающейся по трубам в промысловую сеть, герметизации внутренней полости НКТ и затрубного пространства.

Одна из возможных конструкций (рис. 11.6) включает в себя фланец 1, навернутый на эксплуатационную колонну, к которому болтами присоединена планшайба 2. В планшайбе имеются кана­лы 3, соединяющие затрубное пространство с вентилем. Через центр планшайбы проходит насосно-компрессорная труба, вверну­тая в муфту 4, на которой располагается тройник 5. Его боковое ответвление служит для отвода продукции скважины в нефтепро­мысловый коллектор, а на верхней части навинчен корпус сальни­ка 6 устьевого штока 7.

В процессе работы балансирного станка-качалки может нару­шиться соосность канатной подвески и устьевого сальника вслед-



Рис. 11.6. Оборудование устья сква­жины, эксплуатируемой ШСН

Рис. 11.7. Сальник устьевой: 1 — ниппель; 2 — гайка накидная; 3 — втулка; 4 — крышка шаровая; 5 —крыш­ка головки; 6 — втулка верхняя; 7 — коль­

цо нажимное; 8, 10 — манжеты; 9 — го­ловка шаровая; 11 — кольцо стопорное; 12 — втулка нижняя; 13 — кольцо; 14 — гайка; 15 — тройник; 16 — болт откид­ной; 17 — палец

А-А



Муфта соединительная

Рис. П.8. Штанга насосная с муфтой

ствие неточности изготовления головки балансира, монтажа стан­ка-качалки, постепенного смещения станка-качалки относительно устья скважины и т. п. При этом нарушается герметичность устье­вого сальника. Для уменьшения последствий от нарушения соос­ности применяют устьевые сальники с самоустанавливающейся го­ловкой (рис. 11.7), имеющей шарнирное соединение корпуса саль­ника с тройником. Зазор между корпусом и устьевым штоком уп­лотняется набором разрезных манжет, поджимаемых нажимным кольцом. По мере износа манжет при появлении утечки сальник подтягивается вращением крышки головки. Во время регулиров­ки уплотнения не следует чрезмерно затягивать его, поскольку при увеличении контактного давления между уплотнением и поверх­ностью устьевого штока ухудшаются условия их смазки и уплот­нение будет перегреваться.

Для подъема пластовой жидкости на поверхность и удержания штангового скважинного насоса применяют насосно-компрессор-ные трубы, используемые для фонтанной или газлифтной эксплуа­тации.

Насосно-компрессорные трубы в скважинах, эк­сплуатируемых с помощью штанговых скважинных насосов, несут большую нагрузку, чем при фонтанном или компрессорном спосо­бах эксплуатации. Помимо растягивающих усилий, обусловленных собственным весом, они подвержены нагрузке от веса заполняю­щей их жидкости, а в случае обрыва штанг и от веса оборванной части колонны. В искривленных скважинах трубы подвергаются трению штанговых муфт и сами трутся об эксплуатационную колонну.

Для обеспечения высокой долговечности труб необходимо их свинчивать со строго определенным крутящим моментом.

Условный диаметр трубы, мм . . Крутящий момент, Н • м. . . . .


48 60 73 89 102 114

500 800 1000 1300 1600 1700—2000

Наиболее часто при штанговой эксплуатации используют трубы с условным диаметром 60, 73, 89 мм.

Для привода плунжера скважинного насоса используют штан­ги длиной 8 м четырех номинальных диаметров тела штанги: 16, 19, 22 и 25 мм (рис. 11.8). Концы штанг имеют утолщенные головки с квадратным сечением для захвата специальными ключами
при их свинчивании и развинчивании. Штанги соединяются спе­циальными штанговыми муфтами.

Кроме штанг нормальной длины выпускают укороченные штан­ги длиной 1; 1,2; 1,5; 2; 3 м для регулировки длины всей колонны, которая должна обеспечивать перемещение плунжера в цилиндре скважинного насоса в заданных пределах. В противном случае при подходе к нижнему положению плунжер будет ударяться о дно цилиндра, подходя к верхнему — выскакивать из цилиндра или же выдергивать весь насос из замка (в зависимости от конст­рукции насоса). Верхний конец колонны штанг заканчивается устьевым штоком — штангой большого диаметра, поверхность ко­торой обработана с высоким классом чистоты. Устьевой шток про­ходит через устьевой сальник и соединяется с канатной подвеской.

В зависимости от условий эксплуатации применяют штанги с различными прочностными характеристиками. Для их изготовле­ния используются стали марки 40 или легированные хромом, ни­келем, молибденом с термообработкой и последующим поверх­ностным упрочнением токами высокой частоты.

Штанги, расположенные в верхней части колонны, более наг­ружены, и в скважинах, оборудованных скважинными насосами малых диаметров, их обрывы наиболее часты в верхней части ко­лонны. При использовании насосов больших диаметров штанги в нижней части колонны при ходе их вниз сжимаются и теряют пря­молинейную форму. В результате этого увеличивается частота раз-] рушений колонны в нижней части, появляются самоотвороты резь­бовых соединений. В подобных случаях прибегают к установке не­скольких тяжелых штанг или труб, вес которых выбирают таким образом, чтобы усилия в любом сечении колонны штанг были, растягивающими.

При спуске колонны штанг резьбовые соединения должны стро­го соответствовать рекомендуемым.

Диаметр штанг, мм 16 19 22 25

Крутящий момент, Н-м. . . . 300 500 700 1000

Свинчивание штанг с меньшим крутящим моментом приводит
к увеличению вероятности самоотвинчивания, с большим момен­том — к преждевременному выходу из строя резьбы и учащению обрывов по резьбе.

Диаметр колонны штанг подбирают исходя из расчета на проч­ность, в основу которого положено сравнение действующих в ко­лонне напряжений с допускаемыми для используемого материала штанг при заданных условиях их эксплуатации. Напряжение, дей­ствующее в штангах, равно отношению силы, растягивающей их, к площади поперечного сечения.

Допускаемые напряжения для штанг определяются, как пра­вило, опытным путем и зависят не только от марки стали, из ко­торой они изготовлены, технологии их производства, по и от усло­вий их эксплуатации •— прежде всего состава пластовой жидкости, содержания в ней коррозионно-активных компонентов и т. п.

38

Разрушение штанг происходит в результате совместного воз­действия на них переменных по величине (а иногда и по направ­лению) усилий и коррозионного действия химически активных ве­ществ, содержащихся в пластовой жидкости.

Конструкцию штанг все время совершенствуют — изыскивают способы повышения их прочности в резьбовой части и переходной части — от головки к телу штанги. Это достигается улучшением качества заготовок, обеспечением соосности тела штанги и ее го­ловки, накаткой резьбы и снабжением ее разгрузочной канавкой. Разрабатывают принципиально новые колонны, состоящие из од­ной непрерывной штанги, наматываемой на барабан при подъеме насоса, что исключает такие операции, как свинчивание-развинчи­вание, укладка на мостки и т. д.

Долговечность штанг может быть увеличена за счет их квали­фицированной эксплуатации. Сюда относится, в частности, выпол­нение всех правил при работе со штангами во время подземных ремонтов: соблюдение правил, предъявляемых к технологии пере­возки штанг, выполнение погрузочно-разгрузочных работ только с использованием специальных транспортных средств; правиль­ный выброс штанг на мостки при подъеме колонны, применение исправного инструмента при спуско-подъемных операциях, обес­печение требуемых крутящих моментов при свинчивании резьбо