Файл: Исследование эффективности управления ассортиментом магазина Городок.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1.Теоретические аспекты вопросов изучения управления ассортиментом торговой организации………………………………………………………..5

1.1. Понятие и содержание ассортимента торговой организации………5

1.2.Основные показатели ассортимента организации…………………...9

1.3. Методы изучения эффективности ассортимента организации……13

2. Анализ управления ассортиментом магазина «Городок» на рынке продаж алкогольной продукции………………………………………………..18

2.1. Характеристика магазина «Городок»……………………………...18

2.2. Исследование эффективности управления ассортиментом магазина

«Городок»…………………………………………………………….….22

2.3 Мероприятия по совершенствованию ассортимента магазина «Городок»……………………………………………………………………………..28

Заключение 31

Список использованной литературы…………………………………….32

Введение

Правильное формирование товарного ассортимента является основополагающим в деле наиболее полного удовлетворения спроса потребителей, а следовательно, одним из направлений улучшения качества жизни населения.

С переходом к рыночной экономике изменилось требования потребителей, предъявляемые к тому или иному виду товара или услуги. Это обуславливает увеличивающуюся ответственность производителей и торговых организаций за удовлетворение потребностей покупателей приобретенным товаром.

Производство и реализация конкурентоспособного ассортимента товаров являются основополагающими для удовлетворения растущих потребностей покупателей.

Таким образом, для экономического роста производства и торговли определяющим фактором является правильное формирование торгового ассортимента товаров.

Актуальность темы исследования управления ассортиментом одно из главных направлений деятельности каждой торговой организации. Особенно это направление приобретает значимость в нынешних условиях перехода к рыночной экономике, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту, и от эффективности работы с производственными товарами зависят все экономические показатели организации и рыночная доля.


Объект исследования: магазин «Городок».

Предмет исследования: эффективность управления ассортиментом магазина.

Цель дипломной работы: разработка рекомендаций по совершенствованию ассортимента магазина. Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы управления ассортиментом.

2. Провести анализ эффективности управления ассортиментом.

3. Предложить рекомендации по совершенствованию ассортимента.

Дипломная работа состоит из введения, с 2-ух разделов, заключения, приложения и списка использованной литературы.

В первом разделе представлены теоретические вопросы управления ассортиментом, в частности, изучается понятие ассортимента, дается их классификация, раскрываются технология проведения анализа и раскрываются методы анализа ассортимента товаров и услуг.

Во втором разделе дается общая характеристика магазина «Городок» проводится анализ ассортимента товаров и услуг с использованием метода АВС - анализа, проводится расчет экономических показателей и даются рекомендации по эффективному совершенствованию ассортимента товаров и услуг на основании проведенного анализа.

При написании данной дипломной работы были использованы работы таких авторов, как Куликова Т.А; Магомедов Ш.Ш; МеняйлоЛ.Н; Никишкин В. В.

1.Теоретические аспекты вопросов изучения управления ассортиментом торговой организации

1.1.Понятие и содержание ассортимента торговой организации

Ассортимент – это совокупность товаров, объединенных между собой по каким-либо признакам (назначение товаров, сырье, из которого они изготовлены, способы производства, структура реализации и т.д.)

Ассортимент неразрывно связан со спросом, удовлетворением потребностей потребителей, что отличает его от номенклатуры – понятия, схожего по назначению, но не тождественного ассортименту. Номенклатура – это совокупность всех ассортиментных групп товаров общего или аналогичного назначения, предлагаемых тем или иным производителем или продавцом [11, с 5].

Как следует из специальной литературы Куликова Н.Р., номенклатура-понятие более широкое, кроме того, говоря о номенклатуре, не всегда подразумевают товары пользующими спросом, скорее это весь спектр товаров данного производителя или продавца.


Наиболее полно понятие ассортимента раскрывается при рассмотрении его характеристик, отраженных в приведенной ниже классификации.

В учебнике Куликова Н.Р., ассортимент товаров классифицируется по следующим признакам: местонахождению товара, широте и глубине обхвата, степени удовлетворения потребностей и характеру удовлетворяемых потребностей[11].

По местонахождению товара различают ассортимент: производственный; торговый.

Производственный ассортимент – это перечень товаров, производимых в определенной отрасли, в одном регионе или на отдельном предприятии. Производственный ассортимент отрасли включает в себя товары, выпускаемые предприятиями одной или смежных отраслей. Ассортимент предприятия включает в себя товары, которые выпускаются на конкретном предприятии.

Каждое предприятие самостоятельно решает, какие товары производить, а какие нет, т. е само формирует ассортимент исходя из спроса и своих возможностей. Ассортиментная политика в значительной степени определяет результаты деятельности предприятия в настоящий момент и его развитие в дальнейшем. Все решения относительно перечня производимых товаров, принятые сегодня, скажутся на деятельности предприятия завтра, поэтому ассортиментной политике всегда уделяется повышенное внимание.

Торговый ассортимент представлен перечнем товаров на оптовых и розничных торговых предприятиях. Торговый ассортимент отличается от производственной тем, что включает в себя товары разных производителей. Исключение составляют розничные магазины, являющиеся собственностью какого-либо производителя (например, фирменные магазины мясокомбинатов).

Формированием торгового ассортимента занимаются, как правило, товароведы, основывающиеся на собственном опыте и на прогнозах спроса. Помимо спроса факторами, влияющими на формирование торгового ассортимента, являются цены на товары географическое расположение предприятия, производственный ассортимент и прочее. От того, насколько грамотно сформирован товарный ассортимент, зависят прибыль торгового предприятия, его репутация и деятельность на рынке в целом. Именно ассортимент позволяет проводить политику, направленную на сохранение и привлечение потребителей.

В учебнике подчеркивается, что и торговый и производственный ассортимент зависят от спроса, однако торговый – преимущественно со стороны конечных потребителей, производственный – со стороны торговых структур.


По широте охвата различают ассортимент:

а) простой ассортимент – это перечень товаров, которые подразделяются на группы по трем и менее признакам.

б) сложный ассортимент – перечень товаров, которые подразделяются более чем по трем признакам.

в) групповой (или укрупнённый) ассортимент – набор продовольственных и непродовольственных товаров, объединенный общностью признаков и удовлетворяющих аналогичные потребности. Наиболее общим признаком выступает назначение – функциональное или социальное.

а) развернутый (или внутригрупповой) ассортимент включает в себя большое количество видов и разновидностей определенных групп товаров.

б) сопутствующий ассортимент – товары, не являющиеся основными для конкретного предприятия.

в) смешанный ассортимент – это ассортимент, представленный продовольственными и непродовольственными товарами самого разного назначения.

Также ассортимент различают по глубине охвата:

а) видовой ассортимент – перечень разных товаров, удовлетворяющих одни и те же потребности.

б) марочный ассортимент – товары одного вида, но разных торговых марок.

По степени удовлетворения потребностей различают:

а) рациональный ассортимент – это совокупность товаров, которые наиболее полно удовлетворяют потребности потребителей и способствуют достижению целей предприятия.

б) оптимальный ассортимент – это набор товаров, который при минимальных затратах на производство и реализацию максимально удовлетворяет потребности потребителей.

По характеру удовлетворения потребностей ассортимент классифицируют на:

а) реальный ассортимент – это перечень товаров, которые имеются в наличии у производителя или продавца.

б) прогнозируемый ассортимент – это ассортимент, которые в будущем будет удовлетворять потребности целевого сегмента рынка, причем речь идет о предполагаемых потребностях

Ассортиментная политика играет огромную роль в деятельности предприятия. Оценить ее эффективность позволяет прибыль, которая напрямую зависит от ассортимента. Ассортиментная политика – цели, задачи и основные направления формирования ассортимента, определяемые руководством организации [11,с 5-10].

По мнению Трыкова под ассортиментом понимается перечень продаваемой в магазине продукции, составляемые по видам, типам, сортам, размерам и торговым маркам. Ассортимент характеризуется широтой
, глубиной и сбалансированностью.

Широта ассортимента – количество товарных категорий, удовлетворяющих различные потребности. Если речь идет о потребительских товарах в целом, считается, что чем больше отделов, тем шире ассортимент.

Глубина ассортимента – количество наименований товаров, которыми представлены однородные товарные группы. Иначе говоря, это то, что называют предложенным выбором в рамках удовлетворения потребности в соответствии с природой товара. Чем больше видов, разновидностей, тем глубже ассортимент.

Сбалансированность ассортимента – это характеристика, отражающая, насколько удачным является сочетание разных товарных групп с точки зрения концепции магазина, потребностей покупателей и диапазона цен [12, с 15].

Ш.Ш. Магомедов выделяет следующие виды ассортимента товаров:

1. Широкий и глубокий ассортимент. Такой тип ассортимента позволяет удовлетворить практически все потребности покупателя. В рамках каждой товарной категории предлагается широкий выбор (марки, качества, цены, разновидности).

2. Неширокий и глубокий ассортимент. Он характерен для специализированного магазина, который удовлетворяет специфические потребности, но предлагает большой выбор.

Неширокий и неглубокий ассортимент. Это специализированный ассортимент с ограниченным выбором марок [11, с 15].

1.2. Основные показатели ассортимента организации.

Показатели ассортимента – это выражение его свойств. У каждого свойства может быть несколько показателей, среди которых различают абсолютные и относительные.

В учебнике Куликова Н.Р. «Управление ассортиментом товаров выделяют восемь основных свойств ассортимента продукции».

Широта ассортимента – это свойство, характеризирующее количество продуктовых линий, видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.

Данное свойство выражается следующими показателями: действительная широта, базовая широта и коэффициент широты.

Действительная широта ассортимента – это фактическое количество видов и наименований товаров, которые имеются в наличии у производителя и продавца. Действительная широта является результатом работы предприятия и представляет собой перечень производимой или закупаемой, если речь идет о торговой компании, продукции. Анализ уровня действительной широты позволяет в какой-то мере определить степень насыщенности рынка определенными товарами – чем выше уровень, тем более насыщен рынок.