Файл: Исследование эффективности управления ассортиментом магазина Городок.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Товары группы С могут составить стабильную продажу продукции магазина при грамотном формировании складских запасов. Притом товары из группы Б более всех находятся в остатке на складе. Из группы А некоторые товары в ближайшем будущем окажутся вне зоны точного прогнозирования.
2.3.Мероприятия по совершенствованию ассортимента магазина «Городок»
Анализ ассортиментной политики организации обеспечивает грамотное управление ассортиментом.
Под управлением ассортиментом понимаются разработка и применение мер, направленных на формирование оптимальной структуры ассортимента товаров, наиболее полно соответствующей потребностям населения и потребительскому спросу. Управление осуществляется путем систематического анализа сложившийся структуры ассортимента, формирования предпочтительного ассортимента, его оптимизации.
Управление ассортиментной политикой на рассматриваемом торговом предприятии организовано по упрощенной схеме. Это связано с упрощенностью структуры организации и ее небольшими размерами. Управлением ассортиментной политикой занят администратор магазина. Также он полностью берет на себя функции организации и координации ассортимента.
Необходимо отметить, что планирование ассортимента на данном предприятии требует совершенствования, так как при прогнозировании объемов продаж по ассортиментным группам используются упрощенные методы, не учитывающие множества факторов, в результате прогноз является излишне оптимистическим. Неточность прогнозирования сказывается на ухудшении управления товарными запасами и снижении эффективности их использования.
При проведении анализа было выяснено, что в магазине «Городок» в групп А попали товары, которые по XYZ-анализу сложно спрогнозировать. То есть их продажи непредсказуемы. С другой стороны в группе товаров С есть марки вин, которые по XYZ-анализу обладают стабильным спросом. Проблема решается следующим образом: необходимо сократить количество товаров в ассортименте представленных маркой вина «Ахун» и, налаживая более плодотворные коммуникации с поставщиками продукции, увеличить количество марок вин из категории С, которые имеют незначительные характеристики продаж ввиду небольших закупок. Ввиду невозможности точного прогноза продаж марки вина «Ахун» стоит сократить его порядка на 25%, увеличив на 30% более стабильный по продажам ассортимент, представленный маркой «Эль-пасошардоне», «Варанц», «Ханчакрак». Также данными марками предлагается заменить часть ассортимента, представленного маркой вина «Карранк», так как оно в ближайшем будущем может перейти из группы А в группу Б. Таким образом, магазин избежит рисков неопределенности продажи определенного ассортимента в краткосрочной перспективе.
Было выяснено, что в магазине недостаточно представлена полнота ассортимента в сравнении с мировыми брендами. Однако это достаточно дорогие марки вин. К такому товару необходимо подходить с осторожностью. Также было выяснено, что магазин «Городок» использует широту известного потребителю ассортимента лишь на 25%. Это наиболее перспективные марки вин, которые входят в средний уровень цен и притом обладают хорошим качеством. Именно эти категории товаров следует рассмотреть в качестве перспективы замены товаров винной продукции магазина «Городок», которые реализуются достаточно слабо. Также было выяснено, что глубина товара представлена лишь половиной от возможной. Не представлены игристые, ароматизированные вина. В данном случае предлагается выбрать вина, не содержащиеся в ассортименте магазина по определенной ценовой, видовой категории (ароматизированное вино за 180 рублей, игристое вино за 200 рублей) и заменить ими товарный ассортимент из группы Б на 50% в качестве эксперимента. Следует провести притом достаточное количество маркетинговых мероприятий (изучение мнения покупателей о новом вине, спрос на него, необходимость различных рекламных акций). Новым ассортиментом можно заменить 15% (именно столько остается остаток данной продукции на складе за отчетный период) марку вин «Шабро» из группы А, не обладающую предсказуемостью дальнейших продаж (по XYZ-анализу) и приближающуюся к группе Б. Таким образом, магазин расширит глубину и широту ассортимента. И к тому же сократит запасы на складе сложно реализуемого товара.
Заключение
Итак, управление ассортиментом продовольственного магазина достаточно важный и динамичный процесс. От грамотности выстраивания ассортиментного ряда во многом зависит дальнейшая эффективность деятельности предприятия. Ассортимент должен удовлетворять потребности клиентов, которые тем самым обеспечивают торговлю. В связи с этим необходимо налаживать систему управления ассортиментом. В качестве методов управления можно использовать сокращение, расширение определенного ассортимента. Делается это на основе достоверной информации, полученной в ходе исследований.
В качестве способа получения информации об ассортименте можно использовать такие методы, как анализ полноты, широты, глубины представленных товаров. Данные предоставляет проведение анализа, в частности АВС-анализа и XYZ-анализа. Благодаря проведению АВС-анализа можно получить данные о наиболее покупаемых товарах, которые формируют выручку предприятия. По XYZ-анализу можно судить о вариативности изменения продаж определенного ассортимента товаров, предсказуемости, прогнозируемости спроса на него.
Рассмотренные методики исследования и управления ассортиментом были применены на практической деятельности магазина «Городок». В ходе исследования были выявлены такие проблемы, как наличие товаров в группе В,С; возможный переход товаров из группы А в группу В; сложное прогнозирование дальнейшей ситуации с отдельными единицами ассортимента винной продукции. Для разрешения данных проблем были предложены мероприятия, связанные с расширением определенного ассортимента, сокращением слабо продаваемой продукции. Был использован принцип рациональности ввиду которого стоит формировать ассортиментный ряд магазина «Городок» с учетом современных ценовых уровней, платежеспособности потенциальных клиентов, наличия различных марок и видов вин на рынке.
Список использованной литературы
1.Правила продажи алкогольной продукции. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 13 с.: 84x108 1/32. - (Торговля и общественное питание; Вып. 15(27)). (о) ISBN 516-001543-4, 3000 экз.
2.О рекламе: федеральный закон РФ от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ // Российская газета. – 2006. – 15 марта.Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с последующими изм.) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
3.Розничная продажа алкогольной продукции: разъяснения изменений в законодательстве. - М.: НИЦ Инфра-М, 2011. - 68 с.: 84x108 1/32. - (Торговля и общественное питание; Выпуск 6[108]).
4. Боровинский, Д. В., Куимов В.В. Организация закупочной деятельности в коммерческом предприятии. Синергетический эффект интеграции (современные методики расчетов):. – Красноярск :Сиб. федер. ун-т, 2014. – 172 с.
5.Голова А.Г. Управление продажами: Учебник / А.Г. Голова. - М.: Дашков и К, 2015. - 280 c
6.Гусарова, В. Управление продажами на территории: теоретические основы и практические рекомендации / В. Гусарова, К. Птуха. - М.: Альпина Паблишер, 2013. - 208 c.
7.Зонова Л. Н.Теоретические основы товароведения и экспертизы: Учебное пособие для бакалавров - 2015. - 192 с.: 60x90
8.Казаков С.П Маркетинг розничной торговли // В кн.: Маркетинг: учебник по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент». Уровень подготовки «Бакалавр»: Статья /. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 46 с.
9.Каменева Н.Г., Поляков В.А.Маркетинговые исследования: Учебное пособие / - 2-e изд., доп. - М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2012. - 368 с.: 60x90 1/16.
10.Коник Н.В. Товароведение продовольственных товаров / Н.В. Коник – м.: Альфа-м, Инфра-м, 2012. - 416 с.
11.Куликова Н.Р.,Трыкова Т.А., Борзунова Н.С Управление ассортиментом товаров: Учебное пособие - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 240 с.: 60x90 1/16.
12.Магомедов Ш.Ш. - Дашков К.И, Управление товарным ассортиментом и запасами: Учебник для бакалавров/ 2016. - 176 с.: 60x90 1/16.
13.Максимцов М.М., Менеджмент: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, по направлению "Менеджмент" / 4-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 343 с.: 60x90 1/16 ISBN 978-5-238-02247-5
14.МеняйлоЛ.Н., БатуринаИ.А., ВеретноваО.Ю.Научные основы формирования ассортимента пищевых продуктов с заданными свойствами. Технологии получения и переработки растительного сырья/. СФУ, 2015. - 212 с.
15.НаумовВ.Н. Маркетинг: Учебник/ - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 320 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование:Бакалавриат)
16.Никишкин В. В., Твердохлебова М.Д. Маркетинг розничного торгового предприятия. Терминологический словарь/ - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 96.
17.Николаева М.А.Теоретические основы товароведения и экспертизы товаров. В 2 ч. Ч. 1: Модуль I. Теоретические основы товароведения: Учебник / - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 368 с.: 60x90 1/16.
18.Оганесянц Л.А,Панасюк А.Л.,ГернетМ.В.,Технология безалкогольных напитков: Учебник для вузов /- М.: ГИОРД, 2012. - 344 с.: 60x90 1/16.
19. Орлова С.Л. Современная торговля: вопросы конкурентоспособности и социальной политики : монография— М. : ИД «ФОРУМ»:ИНФРА-М, 2017. — 192 с.
20. Памбухчиянц О. В.,Бекетов А. Пособие для продавца продовольственных товаров - 4-е изд. 2017. - 314 с.
21.ПросвиркинН.Ю. Управление товарным ассортиментом и логистика в розничной торговле (некоторые аспекты зарубежного опыта и теории проблемы, // Логистика .— М.., 2013 .— № 8 (81) .— С.18-21.
22.Парамонова, Т. Н. Маркетинг торгового предприятия: Учебник для бакалавров / Т. Н. Парамонова, И. Н. Красюк, В. В. Лукашевич; под ред. д.э.н., проф. Т. Н. Парамоновой. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 284 с.
23.Резник С.Д.Менеджмент. В 3-х кн. Кн. 3. Управление семьей, домашним хозяйством, персональный менеджмент: Избранные статьи / С.Д. Резник. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 263 с.: 60x88 1/16. - (Научная мысль; Менеджмент). (обложка) ISBN 978-5-16-006235-8, 100 экз.
24.Сафронов Н.Б., Корнеева И.Е. - М.:Дашков Маркетинговые исследования: Учебное пособие / Сафронова Н.Б., Корнеева И.Е. - М.:Дашков и К, 2017. - 296 с.: 60x88 1/16.
25.Синяева И.М., Маслова В.М., Романенкова О.Н.; Под ред. Синяева И.М. Маркетинг PR и рекламы: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Маркетинг" / - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015.
26.Смирнов К.А., Никитина Т.Е., Науч. ред. К.А. СмирновМаркетинг на предприятиях и в корпорациях: теория и практика: Монография НИЦ Инфра-М, 2012. - 166 с.: 60x88 1/16. - (Научная мысль; Маркетинг). (обложка) ISBN 978-5-16-005497-1.
27.Страхова, С. А. Теоретические основы товароведения и экспертизы [Электронный ресурс] : Тесты, 2014. - 164 с.
28.Теплов В.И., Коммерческое товароведение [Электронный ресурс] : Учебник / Под общ.ред. д. э. н., проф. В. И. Теплова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. - 696 с.
29.Токарев Б.Е. Маркетинговые исследования: Учебник / - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2012. - 512 с.: 60x90 1/16.
30.Третьяк О.А. Маркетинг: новые ориентиры модели управления: Учебник / О.А. Третьяк. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 403 с.: 60x90 1/16. - (Учебники экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова). (переплет) ISBN 5-16-002029-2.
31.Чеглов В.П. Экономика и организация управления розничными торговыми сетями: Практикум / - М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2013. - 224 с1000 экз.с.: 70x100 1/32 500 экз.
32.Яковлев Г.А.. Основы коммерции: Учебное пособие / - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 224 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование:Бакалавриат).
2.3.Мероприятия по совершенствованию ассортимента магазина «Городок»
Анализ ассортиментной политики организации обеспечивает грамотное управление ассортиментом.
Под управлением ассортиментом понимаются разработка и применение мер, направленных на формирование оптимальной структуры ассортимента товаров, наиболее полно соответствующей потребностям населения и потребительскому спросу. Управление осуществляется путем систематического анализа сложившийся структуры ассортимента, формирования предпочтительного ассортимента, его оптимизации.
Управление ассортиментной политикой на рассматриваемом торговом предприятии организовано по упрощенной схеме. Это связано с упрощенностью структуры организации и ее небольшими размерами. Управлением ассортиментной политикой занят администратор магазина. Также он полностью берет на себя функции организации и координации ассортимента.
Необходимо отметить, что планирование ассортимента на данном предприятии требует совершенствования, так как при прогнозировании объемов продаж по ассортиментным группам используются упрощенные методы, не учитывающие множества факторов, в результате прогноз является излишне оптимистическим. Неточность прогнозирования сказывается на ухудшении управления товарными запасами и снижении эффективности их использования.
При проведении анализа было выяснено, что в магазине «Городок» в групп А попали товары, которые по XYZ-анализу сложно спрогнозировать. То есть их продажи непредсказуемы. С другой стороны в группе товаров С есть марки вин, которые по XYZ-анализу обладают стабильным спросом. Проблема решается следующим образом: необходимо сократить количество товаров в ассортименте представленных маркой вина «Ахун» и, налаживая более плодотворные коммуникации с поставщиками продукции, увеличить количество марок вин из категории С, которые имеют незначительные характеристики продаж ввиду небольших закупок. Ввиду невозможности точного прогноза продаж марки вина «Ахун» стоит сократить его порядка на 25%, увеличив на 30% более стабильный по продажам ассортимент, представленный маркой «Эль-пасошардоне», «Варанц», «Ханчакрак». Также данными марками предлагается заменить часть ассортимента, представленного маркой вина «Карранк», так как оно в ближайшем будущем может перейти из группы А в группу Б. Таким образом, магазин избежит рисков неопределенности продажи определенного ассортимента в краткосрочной перспективе.
Было выяснено, что в магазине недостаточно представлена полнота ассортимента в сравнении с мировыми брендами. Однако это достаточно дорогие марки вин. К такому товару необходимо подходить с осторожностью. Также было выяснено, что магазин «Городок» использует широту известного потребителю ассортимента лишь на 25%. Это наиболее перспективные марки вин, которые входят в средний уровень цен и притом обладают хорошим качеством. Именно эти категории товаров следует рассмотреть в качестве перспективы замены товаров винной продукции магазина «Городок», которые реализуются достаточно слабо. Также было выяснено, что глубина товара представлена лишь половиной от возможной. Не представлены игристые, ароматизированные вина. В данном случае предлагается выбрать вина, не содержащиеся в ассортименте магазина по определенной ценовой, видовой категории (ароматизированное вино за 180 рублей, игристое вино за 200 рублей) и заменить ими товарный ассортимент из группы Б на 50% в качестве эксперимента. Следует провести притом достаточное количество маркетинговых мероприятий (изучение мнения покупателей о новом вине, спрос на него, необходимость различных рекламных акций). Новым ассортиментом можно заменить 15% (именно столько остается остаток данной продукции на складе за отчетный период) марку вин «Шабро» из группы А, не обладающую предсказуемостью дальнейших продаж (по XYZ-анализу) и приближающуюся к группе Б. Таким образом, магазин расширит глубину и широту ассортимента. И к тому же сократит запасы на складе сложно реализуемого товара.
Заключение
Итак, управление ассортиментом продовольственного магазина достаточно важный и динамичный процесс. От грамотности выстраивания ассортиментного ряда во многом зависит дальнейшая эффективность деятельности предприятия. Ассортимент должен удовлетворять потребности клиентов, которые тем самым обеспечивают торговлю. В связи с этим необходимо налаживать систему управления ассортиментом. В качестве методов управления можно использовать сокращение, расширение определенного ассортимента. Делается это на основе достоверной информации, полученной в ходе исследований.
В качестве способа получения информации об ассортименте можно использовать такие методы, как анализ полноты, широты, глубины представленных товаров. Данные предоставляет проведение анализа, в частности АВС-анализа и XYZ-анализа. Благодаря проведению АВС-анализа можно получить данные о наиболее покупаемых товарах, которые формируют выручку предприятия. По XYZ-анализу можно судить о вариативности изменения продаж определенного ассортимента товаров, предсказуемости, прогнозируемости спроса на него.
Рассмотренные методики исследования и управления ассортиментом были применены на практической деятельности магазина «Городок». В ходе исследования были выявлены такие проблемы, как наличие товаров в группе В,С; возможный переход товаров из группы А в группу В; сложное прогнозирование дальнейшей ситуации с отдельными единицами ассортимента винной продукции. Для разрешения данных проблем были предложены мероприятия, связанные с расширением определенного ассортимента, сокращением слабо продаваемой продукции. Был использован принцип рациональности ввиду которого стоит формировать ассортиментный ряд магазина «Городок» с учетом современных ценовых уровней, платежеспособности потенциальных клиентов, наличия различных марок и видов вин на рынке.
Список использованной литературы
1.Правила продажи алкогольной продукции. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 13 с.: 84x108 1/32. - (Торговля и общественное питание; Вып. 15(27)). (о) ISBN 516-001543-4, 3000 экз.
2.О рекламе: федеральный закон РФ от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ // Российская газета. – 2006. – 15 марта.Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с последующими изм.) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
3.Розничная продажа алкогольной продукции: разъяснения изменений в законодательстве. - М.: НИЦ Инфра-М, 2011. - 68 с.: 84x108 1/32. - (Торговля и общественное питание; Выпуск 6[108]).
4. Боровинский, Д. В., Куимов В.В. Организация закупочной деятельности в коммерческом предприятии. Синергетический эффект интеграции (современные методики расчетов):. – Красноярск :Сиб. федер. ун-т, 2014. – 172 с.
5.Голова А.Г. Управление продажами: Учебник / А.Г. Голова. - М.: Дашков и К, 2015. - 280 c
6.Гусарова, В. Управление продажами на территории: теоретические основы и практические рекомендации / В. Гусарова, К. Птуха. - М.: Альпина Паблишер, 2013. - 208 c.
7.Зонова Л. Н.Теоретические основы товароведения и экспертизы: Учебное пособие для бакалавров - 2015. - 192 с.: 60x90
8.Казаков С.П Маркетинг розничной торговли // В кн.: Маркетинг: учебник по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент». Уровень подготовки «Бакалавр»: Статья /. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 46 с.
9.Каменева Н.Г., Поляков В.А.Маркетинговые исследования: Учебное пособие / - 2-e изд., доп. - М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2012. - 368 с.: 60x90 1/16.
10.Коник Н.В. Товароведение продовольственных товаров / Н.В. Коник – м.: Альфа-м, Инфра-м, 2012. - 416 с.
11.Куликова Н.Р.,Трыкова Т.А., Борзунова Н.С Управление ассортиментом товаров: Учебное пособие - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 240 с.: 60x90 1/16.
12.Магомедов Ш.Ш. - Дашков К.И, Управление товарным ассортиментом и запасами: Учебник для бакалавров/ 2016. - 176 с.: 60x90 1/16.
13.Максимцов М.М., Менеджмент: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, по направлению "Менеджмент" / 4-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 343 с.: 60x90 1/16 ISBN 978-5-238-02247-5
14.МеняйлоЛ.Н., БатуринаИ.А., ВеретноваО.Ю.Научные основы формирования ассортимента пищевых продуктов с заданными свойствами. Технологии получения и переработки растительного сырья/. СФУ, 2015. - 212 с.
15.НаумовВ.Н. Маркетинг: Учебник/ - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 320 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование:Бакалавриат)
16.Никишкин В. В., Твердохлебова М.Д. Маркетинг розничного торгового предприятия. Терминологический словарь/ - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 96.
17.Николаева М.А.Теоретические основы товароведения и экспертизы товаров. В 2 ч. Ч. 1: Модуль I. Теоретические основы товароведения: Учебник / - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 368 с.: 60x90 1/16.
18.Оганесянц Л.А,Панасюк А.Л.,ГернетМ.В.,Технология безалкогольных напитков: Учебник для вузов /- М.: ГИОРД, 2012. - 344 с.: 60x90 1/16.
19. Орлова С.Л. Современная торговля: вопросы конкурентоспособности и социальной политики : монография— М. : ИД «ФОРУМ»:ИНФРА-М, 2017. — 192 с.
20. Памбухчиянц О. В.,Бекетов А. Пособие для продавца продовольственных товаров - 4-е изд. 2017. - 314 с.
21.ПросвиркинН.Ю. Управление товарным ассортиментом и логистика в розничной торговле (некоторые аспекты зарубежного опыта и теории проблемы, // Логистика .— М.., 2013 .— № 8 (81) .— С.18-21.
22.Парамонова, Т. Н. Маркетинг торгового предприятия: Учебник для бакалавров / Т. Н. Парамонова, И. Н. Красюк, В. В. Лукашевич; под ред. д.э.н., проф. Т. Н. Парамоновой. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 284 с.
23.Резник С.Д.Менеджмент. В 3-х кн. Кн. 3. Управление семьей, домашним хозяйством, персональный менеджмент: Избранные статьи / С.Д. Резник. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 263 с.: 60x88 1/16. - (Научная мысль; Менеджмент). (обложка) ISBN 978-5-16-006235-8, 100 экз.
24.Сафронов Н.Б., Корнеева И.Е. - М.:Дашков Маркетинговые исследования: Учебное пособие / Сафронова Н.Б., Корнеева И.Е. - М.:Дашков и К, 2017. - 296 с.: 60x88 1/16.
25.Синяева И.М., Маслова В.М., Романенкова О.Н.; Под ред. Синяева И.М. Маркетинг PR и рекламы: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Маркетинг" / - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015.
26.Смирнов К.А., Никитина Т.Е., Науч. ред. К.А. СмирновМаркетинг на предприятиях и в корпорациях: теория и практика: Монография НИЦ Инфра-М, 2012. - 166 с.: 60x88 1/16. - (Научная мысль; Маркетинг). (обложка) ISBN 978-5-16-005497-1.
27.Страхова, С. А. Теоретические основы товароведения и экспертизы [Электронный ресурс] : Тесты, 2014. - 164 с.
28.Теплов В.И., Коммерческое товароведение [Электронный ресурс] : Учебник / Под общ.ред. д. э. н., проф. В. И. Теплова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. - 696 с.
29.Токарев Б.Е. Маркетинговые исследования: Учебник / - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2012. - 512 с.: 60x90 1/16.
30.Третьяк О.А. Маркетинг: новые ориентиры модели управления: Учебник / О.А. Третьяк. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 403 с.: 60x90 1/16. - (Учебники экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова). (переплет) ISBN 5-16-002029-2.
31.Чеглов В.П. Экономика и организация управления розничными торговыми сетями: Практикум / - М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2013. - 224 с1000 экз.с.: 70x100 1/32 500 экз.
32.Яковлев Г.А.. Основы коммерции: Учебное пособие / - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 224 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование:Бакалавриат).