Файл: лфaрaби aтындaЫ aзa лтты университеті.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. концентрацией основного объема услуг в двух городах - Алматы и Астана;

  2. представленностью в основном отелями низкого уровня и высококлассными международными брендами. В настоящее время отечественный рынок гостиничных услуг очень сильно нуждается в комфортных и недорогих отелях концепций «апартаменты с обслуживанием» (как небольшая квартира в структуре гостиницы со своей кухней, санузлом и спальной комнатой), а также в обычных недорогих отелях.

Анализ структуры гостиничных предприятий по категориям в Республике Казахстан с 2013 года по январь-июнь 2018 года показывает, что количество категорийных гостиниц увеличилось на 26,3%, тогда как прирост некатегорийных гостиниц составил 67,3%. В структуре категорийных гостиниц наибольший удельный вес по состоянию на январь-июнь 2018 года приходится на 3-звездочные гостиницы — 126 (48,1%). Стоит отметить, что после увеличения числа гостиничных предприятий, классифицирующихся как 3 звезды, с 2017 года наметилась тенденция снижения. Количество 5-звездочных гостиниц за январь-июнь 2018 года составило 22 единицы (8,4%), 1-звездочных гостиниц – 14 единиц (5,3%). Сегодня казахстанский гостиничный рынок преимущественно представлен гостиницами класса три, четыре звезды, наименее развитой оказалась ниша гостиниц эконом-класса. В регионах больше востребованы не элитные и дорогие, а средние гостиницы с чистыми номерами, хорошим сервисом и доступными ресторанами. Рассматривая специфику казахстанского рынка гостиничных услуг, следует отметить, что на рынке очень высокие цены на услуги. Сейчас отели три звезды не могут предложить более низкую стоимость проживания отчасти по причине того, что менеджмент гостиниц старается предложить максимально возможное количество услуг. Следует отметить, что практически все гостиницы с большим номерным фондом относятся к категории пятизвездочных: инвесторы предпочитали вкладывать средства в строительство отелей верхнего ценового сегмента, требующих больших затрат, но в достаточно сжатые строки приносящих хорошие дивиденды, в том числе и за счет выручки от дополнительных услуг — презентаций, корпоративных и деловых мероприятий, совмещения гостиничной площади с торговой. Строительство гостиниц большой вместимости вызвано, в первую очередь, экономическими соображениями: при увеличении вместимости появляется целесообразность применения более мощного и современного технологического и инженерного оборудования, повышается отношение рабочей площади к общей, сокращается подсобная площадь, а также площадь коридоров, холлов по отношению к площади, предоставляемой непосредственно в расположение гостей, что приводит к сокращению удельных строительных затрат. Так по оценкам экспертов, гостиницы сегмента «четыре звезды» при сопоставимых затратах на строительство, окупаются в более длительные сроки, чем гостиницы сегмента «пять звезд». Что касается сегмента трехзвездочных отелей, то он был и остается представлен главным образом гостиницами с небольшим номерным фондом. Наиболее значимым при проведении исследования потребителей гостиничного продукта является мотив поездки, иначе говоря, «цель пребывания клиента». Цели поездок диктуют набор услуг, необходимых клиентам гостиниц, и уровень обслуживания. Здесь выделяются гостиницы, обслуживающие туристов и отдыхающих, и отели для деловых путешественников.


Правительство страны предпринимает значительные шаги, направленные на узнаваемость Казахстана в мире, благодаря чему люди узнают о его богатой культуре и истории. Но еще много предстоит сделать для того, чтобы Казахстан действительно стал популярным туристическим направлением в мире. Благодаря богатым природным ресурсам сюда приезжает множество деловых путешественников, однако настоящее развитие туризма будет только когда будут организованы потоки традиционных туристов. А для этого необходимо инвестировать в инфраструктуру и обучение работников туристической сферы, к которой также относится и гостиничный бизнес.

  1. Проблемы, существующие на рынке гостиничного бизнеса:

  2. Неравномерность регионального развития рынка услуг.

  3. Недостаточное развитие инфраструктуры отрасли.

  4. Недостаточная обеспеченность квалифицированными кадрами.

  5. Высокий уровень конкуренции на рынке гостиничных услуг, особенно в крупных городах.

  6. Слабый маркетинг и брендинг.

  7. Недостаточная предпринимательская заинтересованность и активность в данном секторе услуг.

  8. Нежелание частных инвесторов финансировать гостиничный бизнес.

  9. Визовые и миграционные формальности.

Отечественному отельному бизнесу сегодня остро не хватает развитой инфраструктуры и квалифицированных кадров. Он уступает иностранному отсутствием интерактивного телевидения, электронных мини-баров. Возможно, это связано с тем, что казахстанские отели не желают нести дополнительных расходов на приобретение инновационных технологий. У гостиничного сектора есть большие перспективы эффективного развития. Масштабные проекты, например, такие как ЭКСПО-2017, активно способствовали продвижению страны на мировой арене и притоку туристов. Перспективы развития отрасли Перспективное развитие рынка предоставления услуг гостиницами обусловлено влиянием следующих факторов:

Данный сектор является изученным в мировой практике – существуют проверенные технологии и решения для его модернизации.

Рынок является открытым для потенциальных инвесторов и частных источников финансирования.

Заинтересованность иностранных представительств в открытии международных сетей отелей на территории страны.

Наличие эффективных механизмов государственной поддержки отрасли, такие как Государственной программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2020». Эффективность гостиничного бизнеса прямо связана с квалифицированными специалистами, проведением разумной ценовой политики, внедрением современных технологий и другими факторами, озвученными в Концепции развития туристской отрасли Республики Казахстан, «Плане нации 100 шагов». Проведение мероприятий международного уровня приведут к значительному росту деловой активности, а, следовательно, к экономическому подъему в гостиничном секторе Казахстана в ближайшем будущем.



Таблица 4. SWOT-анализ рынка предоставления услуг гостиницами

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Данный сектор является изученным в мировой практике – существуют проверенные технологии и решения для его модернизации.

2. Наличие образцов эффективного менеджмента у крупных предприятий

3. Постоянный поиск путей развития эффективного менеджмента

4. Рынок является открытым для потенциальных инвесторов и частных источников финансирования

5. Высокий уровень конкуренции на рынке гостиничных услуг в крупных городах.

1. Неравномерность регионального развития, концентрация рынка в двух крупнейших городах страны

2. Недостаточное развитие инфраструктуры и сервиса предоставляемых услуг

3. Слабая обеспеченность кадрами высокой квалификации, текучесть кадров

4. Высокая стоимость услуг

5. Слабый маркетинг и брендинг.

Возможности

Риски

1. Наличие эффективных механизмов государственной поддержки отрасли

2. Помощь в анализе лучших мировых достижений и внедрении их в казахстанскую гостиничную индустрию

3. Достижение значительных и экономически эффективных результатов деятельности

4. Открытие международных сетей отелей представительствами

1. Низкая инвестиционная привлекательность рынка

2. Низкая предпринимательская активность 3. Низкий уровень въездного туризма

4. Визовые и миграционные формальности 5. Заинтересованность инвесторов в строительстве крупных гостиниц высокого класса, при том, что наиболее востребованными являются гостиницы категории «3 звезды»


2.3 Анализ факторов, влияющих на выживаемость и конкурентоспособность гостиничных предприятий

На конкурентоспособность организации индустрии туризма и гостеприимства влияет множество факторов, определяющих ее способность действовать в текущих финансово-экономических и политических условиях: финансовая устойчивость и независимость, оснащение материально-техническими средствами и их износ, организация финансовой, хозяйственной, сбытовой, обслуживающей и другой деятельности. Важной составляющей конкурентоспособности организации индустрии туризма и гостеприимства является качество ее услуг, так как привлекательность услуг влияет на выбор потребителей, которые определяют в результате финансовую базу конкурентоспособности компании.


Конкурентоспособность организации указывает, насколько эффективно организация удовлетворяет потребности клиента но сравнению с другими организациями, предлагающими сходные услуги. С учетом специфики и особенностей организации индустрии туризма и гостеприимства целесообразно следующим образом классифицировать факторы, влияющих на конкурентоспособность организаций индустрии туризма и гостеприимства — на тактические и стратегические.

Тактический фактор формирования конкурентных преимуществ организации индустрии туризма и гостеприимства — конкретный компонент внешней или внутренней среды организации, по которому она превосходит или будет превосходить в ближайший период (не более года) конкурирующие организации.

Стратегический фактор формирования конкурентных преимуществ организации индустрии туризма и гостеприимства конкретный компонент внешней или внутренней среды организации, но которому она может превзойти конкурирующие компании после выполнения в перспективе конкретных условий, определяющих превосходство анализируемого компонента организации но сравнению с конкурирующими организациями.

Отдаленность срока реализации стратегического фактора формирования конкурентных преимуществ компании может быть не менее двух лет. Конкретный срок определяется иерархическим уровнем фактора, сложностью объекта и актуальностью проблемы.

Стратегические факторы формирования конкурентных преимуществ организации индустрии туризма и гостеприимства можно также подразделить на факторы макроэкономической среды страны, мезоэкономической среды региона и микроэкономической среды компании.



Рисунок 1. Взаимосвязь факторов формирования конкурентных преимуществ макросреды страны, мезосреды региона и микросреды организации индустрии туризма и гостеприимства

На рис. 1 показано влияние факторов инфраструктуры региона на устойчивость и эффективность работы организации индустрии туризма и гостеприимства, факторов макросреды на эффективность и качество работы региона, факторов макросреды на эффективность и качество работы компании, факторов взаимодействия организаций индустрии туризма и гостеприимства различных регионов, факторов взаимовоздействия различных регионов, факторов взаимодействия различных стран. Односторонняя связь между факторами макросреды и инфраструктурой региона и факторами макросреды и организации означает законодательное и налоговое воздействие федеральных органов управления страной на регион и организации индустрии туризма и гостеприимства. Более сложные связи страны, региона и отдельных организаций индустрии туризма и гостеприимства с аналогичными субъектами других стран не указаны, но их наличие подразумевается.


Для организации индустрии туризма и гостеприимства большое значение имеют тактические факторы, влияющие на конкурентоспособность, но которым она превосходит или будет превосходить в ближайший период (не более года) конкурирующие компании. Анализ конкурентной борьбы организаций индустрии позволяет определить ряд основных тактических факторов, влияющих на конкурентоспособность организации сферы туризма:

  1. факторы, характеризующие организацию;

  2. факторы, характеризующие услугу;

  3. факторы, характеризующие обслуживание клиентов;

  4. факторы, характеризующие маркетинг.

Значимость и характер влияния данных групп тактических факторов на обеспечение конкурентоспособности организации индустрии туризма и гостеприимства различна.

Факторы первой группы призваны показать характеристики самой организации. По своему составу факторы, включенные в данную группу, существенно отличаются. Например, репутация (имидж) компании, казалось бы на первый взгляд не имеет ничего общего ни с организацией деятельности, ни с экономикой предприятия, однако значимость этого фактора велика. Репутация организации индустрии туризма и гостеприимства очень часто формируется в результате оценки уровня и качества обслуживания самим гостем. Исследования показывают, что если человека обслужили хорошо, он расскажет об этом пятерым. Если же человек получил отрицательный опыт, он сообщит об этом десятерым'. Имидж организации формирует структуру потребителей услуг компании. Так, для солидных бизнесменов, представителей шоу-бизнеса, артистов очень важным является репутация средства размещения, так как это не только соответствующий класс обслуживания для самого клиента, но и, в определенной степени, для окружающих характеристика успешности в жизни данного человека.

Потенциал персонала организации является важнейшим фактором, характеризующим организацию индустрии туризма и гостеприимства. Для туристских и гостиничных услуг значимость этого элемента экономического потенциала организации особенно велика, поскольку от уровня профессионализма персонала, его умения работать с людьми зависит качество услуги и обслуживания клиента. Способность персонала быстро обучаться, осваивать новые профессии и обретать навыки, необходимые для работы в современных условиях является существенным преимуществом, способствующим обеспечению конкурентоспособности гостиничных и туристских предприятий.