Файл: Омская региональная общественная организация Омская профессиональная сестринская ассоциация практический опыт проведения научных исследований в сестринском деле омской области (методические рекомендации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 147

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

210
Антигравитационная гимнастика для детей первого года жизни
с последствиями перинатального поражения центральной нервной
системы
Тихонов С.В., инструктор‐методист ЛФК,
БУЗОО «ЦМР»
Научный руководитель: Калинина И.Н., профессор кафедры медико‐биологических основ физической культуры и спорта СибГ УФКиС, д.б.н.
Актуальность темы. Традиционно для детей грудного возраста с целью про‐
филактики и стимуляции общего развития используются комплексы гимнастики, основой которых в первом полугодии жизни являются пассивные и рефлектор‐
ные упражнения, которые основаны на врожденных, безусловно‐рефлекторных реакциях, вызываемых внешними раздражителями (рефлекс ползания, Бауэра,
Галанта и т.д.). В ходе постнатального онтогенеза у ребенка первого года жизни в результате созревания центральных механизмов управления позой и движени‐
ями происходит, так называемое, угасание примитивных рефлексов и формиро‐
вание на их основе условно‐рефлекторной деятельности ребенка. В результате ребенок становится способным к произвольному управлению своей двигатель‐
ной системой в соответствии со своими желаниями и текущими потребностями.
Таким образом, показателем нормального двигательного развития ребенка ран‐
него возраста служит своевременное и качественное освоение основных движе‐
ний, которые можно охарактеризовать как «жизненно необходимые двигатель‐
ные навыки».
У детей с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы (ППЦНС) одним из ведущих проявлений заболевания является задерж‐
ка редуцирования (угасания) врожденных безусловных рефлексов, что мешает формированию произвольных движений. Поэтому основной задачей ЛФК на данном этапе является своевременное (онтогенетическое) последовательное формирование основных движений. Физиологической основой для этого служит смена безусловных рефлексов на условные (оперантные), т.е. на возможность произвольного выполнения ребенком движений в зависимости от потребностей, которые он испытывает. Это происходит, когда в схему управления движениями включаются вышележащие надсегментарные уровни, которые подчиняют себе нижележащие сегментарные автоматизмы. В соответствии с этим нами была по‐
ставлена задача разработки антигравитационной гимнастики, которая позволит направленно активизировать отдельные элементы функциональной системы ан‐
тигравитации, и таким образом влиять на систему управления движениями.


211
Цель исследования: оценить функциональное состояние центральной нерв‐
ной системы и определить эффективность восстановительных мероприятий с включением антигравитационной гимнастики, у детей первого года жизни с пе‐
ринатальным поражением ЦНС.
Методы и организация исследования
Клинические наблюдения и специальные исследования проводились в ди‐
намике у 90 детей в возрасте от 1 до 6 месяцев жизни с ППЦНС (восстановитель‐
ный период) и у 45 здоровых детей на базе бюджетного учреждения здраво‐
охранения Омской области «Центр восстановительной медицины и реабилита‐
ции». Анализ анамнестических данных проводился на основании отчетно‐
учетной документации («История развития ребенка» ф.№112/у, «Карта больного дневного стационара»). Оценка качества развития основных движений проводи‐
лась по отобранным нами педагогическим тестам. Наблюдение осуществлялось за тем, как ребенок их выполняет в соответствии с определенными критериями, что позволяло выставить балльную оценку (от 0 до 3‐х баллов). Каждому баллу соответствовала определенная стадия развития основного движения (начало формирования, формирование и становление). Всего использовалось 18 педаго‐
гических тестов (табл.1).
Обследование проводилось перед началом процедуры гимнастики. Так как поведение детей первого года жизни зачастую невозможно спрогнозировать, наблюдения проводились на 2‐3 занятиях. Кроме этого, обязательно уточнялось у родителей, какие движения совершает ребенок в домашних условиях.
Общие условия тестирования:
1) температура в комнате 23‐25 градусов;
2) ребенок должен быть в спокойном состоянии;
3) не ранее, чем через 30‐40 минут после кормления.
Необходимый инвентарь: яркая погремушка, детская пирамидка, секундо‐
мер, сантиметровая лента.
Таблица 1
Карта персонифицированной оценки функционального состояния двигатель‐
ной системы детей первого полугодия жизни

Название движения
Норма
Результаты
I
II
Возраст 1‐2 месяца
Нервно‐психическая сфера
1
Зрительное и слуховое сосредоточение
1ф2с
2
Зрительное слежение за игрушкой
1ф2с
3
Рассматривание пальцев рук
2ф3с


212

Название движения
Норма
Результаты
I
II
Моторная функция
4
Удержание головы вертикально в стойке при под‐
держке за подмышки
1ф3с
5
Удержание головы лежа на животе
1ф3с
6
Упор, лежа прогнувшись на предплечьях
2ф3с
Возраст 3‐4 месяца
Нервно‐психическая сфера
7
Поворот головы на источник звука
3ф4с
8
Целенаправленное движение руки к игрушке
4ф5с
9
Размахивание руки с игрушкой
4ф5с
Моторная функция
10 Наклон головы вперед и полунаклон туловища при потягивании за кисти рук
3ф4с
11 Упор лежа прогнувшись
4ф5с
12 Поворот на живот
4ф6с
13 Поворот с живота на спину
4ф6с
Возраст 5‐6 месяцев
Нервно‐психическая сфера
14 Перекладывание игрушки из одной руки в другую
5ф6с
15 Постукивающие движения рукой
5ф6с
16 Речевые движения, слоги
5ф7с
17 Поочередно взять две игрушки правой и левой ру‐
кой
5ф7с
Моторная функция
18 Сед без поддержки
6ф8с
Примечания: ф – формирование; с – становление; I – до воздействия средствами физической реабилитации; II – после воздействия средствами физической реаби‐
литации.
Количественная оценка нервно‐психического развития (НПР) ребенка проводилась с помощью оценочной шкалы по десяти параметрам, определяющим состояние двигательной, сенсорной и речевой сфер, наличие стигм дизэмбриогенеза и неврологической симптоматики. Каждый параметр оценивался в пределах от 0 до 3‐х баллов. Оценку 27‐29 баллов следует расценивать как вариант возрастной нормы в том случае, если ребенок теряет по одному баллу на различных функциях. Если имеется потеря 3 баллов по одной функции (например, зрение, слух), или из‐за наличия факторов риска, ребенка относят в группу риска по задержке развития. При оценке 23‐26 баллов детей относят к высокой группе риска. Оценка 22‐13 баллов и ниже свидетельствует о

213 выраженной задержке психомоторного развития. Метод позволяет максимально объективно установить уровень психомоторного развития ребенка и определить, какие функциональные системы страдают в наибольшей степени, что важно для разработки эффективных лечебно‐коррекционных мероприятий.
Методика антигравитационной гимнастики
По данным К.А. Семеновой, у детей с ППЦНС, нарушается процесс формиро‐
вания функциональной системы антигравитации (ФСА).
Одновременно с прояв‐
лениями недостаточности или отсутствием деятельности системы антигравита‐
ции у ребенка постепенно развивается повышение активности врожденных тони‐
ческих рефлексов, что проявляется постепенным повышением тонуса мышц, со‐
стояние которого контролируется активностью лабиринтного тонического (ЛТР), симметричного шейного (СШТР), асимметричного шейного (АШТР) и других ре‐
флексов. При их участии формируются и закрепляются патологические мышеч‐
ные синергии и синкинезии не только в конечностях, но и в оральной мускулату‐
ре.
Однако главным корригирующим воздействием на нарушенную ФСА, от ак‐
тивности которой зависит развитие моторики, в первые месяцы жизни является воздействие на рецепторы полукружных каналов вестибулярной системы, что определяет снижение патологической активности отолитовой подсистемы.
Именно отолитовый орган контролирует у ребенка в первом полугодии жиз‐
ни тонус мышц туловища, конечностей и оральной мускулатуры. Позже, по‐
сле 6‐7 месяцев, управление мышечным тонусом и движениями дополняется активностью подсистемы полукружных каналов, вестибуло‐мозжечкового комплекса, подкорковых ядер, моторной и премоторной коры.
Для устранения дисбаланса рефлекторной активности отолитовых орга‐
нов и полукружных каналов нами была разработана специальная методика, получившая название «антигравитационная гимнастика». Создаваемое при этом и сообщаемое ребенку угловое ускорение положительного и отрицательно‐
го направлений (в трехмерном пространстве) приводит к току эндолимфы в по‐
лукружных каналах и стимуляции их рецепторов, что и выступает, на наш взгляд, лечебным фактором данного воздействия. Схожие рекомендации к проведению гимнастики для детей с последствиями ППЦНС, предложили К.А. Семенова с со‐
автор (2012). Они назвали предложенную ими технологию «пассивной вестибу‐
лярной гимнастикой». Суть её заключается в придании вращения телу ребенка в горизонтальной плоскости.
Отличительной чертой предложенной нами гимнастики служит придание ускорения телу ребенка в начальной фазе движения, а в конечной точке траек‐
тории движения тела ребенка замедление (остановка), что вызывает рефлектор‐
ный ответ соответствующих мышечных групп в виде напряжения. Кроме этого, в процессе выполнения упражнений траектория движения тела ребенка организу‐
ется таким образом, что гравитационное ускорение меняется с положительного


214 на отрицательное и обратно. Это позволяет максимально задействовать весь ре‐
цепторный аппарат вестибулярной системы. Стимуляция активности полукруж‐
ных каналов по реципрокному принципу приводит к снижению патологической активности отолитовой подсистемы, что проявлялось снижением мышечного то‐
нуса, стимуляцией развития установочных и статокинетических реакций ребенка, формированию основных движений. Кроме этого, все двигательные реакции по‐
лучают вегетативно‐трофическое обеспечение (изменение пульса, артериального давления, газообмена и т.д.), а наряду с этим двигательные акты влияют на регу‐
ляцию вегетативных функций. Таким образом, появляется возможность через физические упражнения направленно влиять на состояние вегетативных функций организма ребенка. В результате имеются предпосылки к стимуляции выполне‐
ния ребенком физических упражнений на необходимые мышечные группы и па‐
раллельно с этим возможность улучшать кровоснабжение головного и спинного мозга.
Методические указания по проведению упражнений:
1. Для проведения антигравитационной гимнастики использовался следую‐
щий инвентарь: фитбол круглый (диаметр 85 и 95 см.), фитбол вытянутой формы
(физиоролл, 95 см).
2. Ускорения при выполнении упражнений должны выполняться плавно, а фиксации в конечных фазах движения должны быть без рывков.
3. Общее время выполнения комплекса антигравитационной гимнастики со‐
ставляет: 3‐4 минуты в возрасте ребенка 1‐2 месяца, 8‐10 минут в возрасте ре‐
бенка 3‐4 месяца, 10‐15 минут в возрасте 5‐6 месяцев и старше.
Техника выполнения упражнений:
‐ Начальная скорость движения от 10 см/с – с ускорением до 15‐20 см/с. в конечной фазе движения производится остановка и задержка на 3‐4 секун‐
ды (амплитуда на которую смещается тело ребенка составляет 50‐60 см.).
‐ В конечной фазе движения необходимо ощущать напряжение активизиру‐
емых мышечных групп.
Возможные траектории движения при выполнении упражнений:
‐ по прямой (вперед‐назад, влево‐вправо);
‐ по полукругу (вправо‐влево);
‐ по окружности (влево‐вправо);
‐ по окружности (с одновременным движением вверх‐вниз);
Исходные положения ребенка для проведения антигравитационной гимнасти‐
ки: лежа на животе, лежа на спине, лежа на боку (правом, левом), сидя.
Разновидности фиксаций тела ребенка инструктором при выполнении упражнений антигравитационной гимнастики: «за область таза», «за голени», «за руки», « за поясницу и голени», «за голени и одну руку», «за одну руку и одну но‐
гу».
Кроме этого, в ходе выполнения антигравитационных упражнений мы доби‐
вались того, чтобы ребенок произвел видимое (ощущаемое мышечным чувством


215 инструктора, через фиксирующие руки) движение самостоятельно или напряг мышечные группы в определенном сегменте тела.
Некоторые результаты исследования
До проведения курса антигравитационной гимнастики нами было оценено функциональное состояние, как здоровых детей, так и детей с последствиями
ППЦНС. После проведенного курса антигравитационной гимнастики, состоящего из 20 процедур, мы повторно оценили состояние детей с ППЦНС. В целом по сумме набранных баллов большинство детей с ППЦНС из группы риска по за‐
держке психомоторного развития сравнялись с нижней границей нормы. В ходе исследований было отмечено значительное снижение показателей, относитель‐
но нормативных при первичном обследовании (таб. 2). Показатель коммуника‐
бельности (соотношение «сна‐бодрствования») в начале исследования составил в среднем 2,29±0,76 балла, по результатам лечения увеличился в среднем на 0,8 балла и сравнялся с показателем здоровых детей (3,0 балла).
Показатель, определяющий мышечный тонус, увеличился в среднем на 0,34 балла, что проявлялось в увеличении объема пассивных движений, или умень‐
шении сопротивления пассивным движениям вплоть до появления полного объ‐
ема пассивных и произвольных движений. Показатель, определяющий патологи‐
ческие движения, изменился в среднем на 0,37 балла, что проявлялось в умень‐
шении функциональных тиков конечностей.
Сравнительный анализ общей суммы количественной оценки нервно‐
психического развития с помощью оценочной шкалы показал следующее: до курса физической реабилитации значения ее составили 23,0±0,79 балла, что на 4 балла меньше нижней границы нормы (27‐30 баллов). В ходе анализа показате‐
лей количественной оценки нервно‐психического развития с помощью оценоч‐
ной шкалы после курса физической реабилитации наибольшие изменения выяв‐
лены по показателям, отражающим коммуникабельность, цепные симметричные рефлексы, мышечный тонус, патологические движения. После проведенного кур‐
са реабилитации сумма баллов количественной оценки нервно‐психического развития у детей с ППЦНС с помощью оценочной шкалы составила 26,0 ± 2,0 бал‐
ла, и хотя не достигла минимальных возрастных показателей (27‐30 баллов), но в динамике значительно возросла (на 3,0 балла).

216
Таблица 2
Количественная оценка нервно‐психического развития ребенка
(по Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова, 2003)
Дети с
ППЦНС
Сон‐ активность
Голосов
ы
е
реакции
Мышечн
ый
тону
с
ЦС
Р
Патолог
и
че
ские
движения
Сумма
Сумма
(норм
а)
До лечения
2,29±0,1 2,6±0,0 1,8±0,1 2,0±0,1 1,7±0,1 23,0±0,7 27 ‐ 29
После лечения
3,0±0,1 2,8±0,1 2,1±0,1 2,7±0,3 2,0±0,2 26,0±2,0 27 ‐ 29
Полученные нами данные позволяют рекомендовать включать в комплекс физической реабилитации детям грудного возраста разработанный комплекс ан‐
тигравитационной гимнастики, включающий упражнения, стимулирующие под‐
системы полукружных каналов, вестибуло‐мозжечкового комплекса, подкорко‐
вых ядер, моторной и премоторной коры.
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   29