Файл: Омская региональная общественная организация Омская профессиональная сестринская ассоциация практический опыт проведения научных исследований в сестринском деле омской области (методические рекомендации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 149

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

225 стоянием, на 14 день наблюдается незначительное снижение, а на 21 день рост цифровых показателей.
По результатам анкетирования было принято решение о создании листа эмоционального состояния пациента. Из используемых опросников, методика личностной агрессивности (Е. П. Ильин, П. А. Ковалев) имеет большой набор шкал, которые хорошо отражают психоэмоциональное состояние пациента. На основании данного опросника был разработан лист эмоционального состояния пациента (приложение 1), он позволил динамично наблюдать за психоэмоцио‐
нальным состоянием пациентов наркологического профиля в период всей госпи‐
тализации. Данный лист ‐ это графическое изображение цифровых данных, от‐
раженных после заполнения опросника пациентом. В своем составе данный опросник имеет вопросы по следующим шкалам: бескомпромиссность, вспыль‐
чивость, обидчивость, подозрительность. Данные шкалы суммируя показатели, образуют подшкалу показатель конфликтности, которая в листе эмоционально‐
го состояния обозначен (К) и имеет следующую шкалу значений: 32‐40 баллов – высокая эмоциональная возбудимость, 20 ‐ 28 баллов – средний уровень эмоци‐
ональной возбудимости, меньше 20 баллов – низкая эмоциональная возбуди‐
мость.
Исходя из полученных данных была разработана программа для медицин‐
ских сестер способствующая снижению уровня психоэмоциональных расстройств у пациентов в период пребывания в наркологическом стационаре.
Первый не мало важный акцент программы был сделать на распорядке дня
(приложение 2), а второй акцент был сделан на элементах психотерапии (тера‐
пия средой, арт‐терапия, терапия‐занятостью). Для осуществления этой програм‐
мы медицинские сестры прошли обучение. Проводились обучающие семинары по таким направления, как «Этический кодекс медицинских сестер России и его значение в практической деятельности», семинар по правилам двухсторонней коммуникации (медицинская сестра – пациент) и семинар по владению техникой оригами. Также проводился тренинг для медицинских сестер направленный на профилактику синдрома эмоционального выгорания.
Результат исследования: применение всех методик проведенного исследо‐
вания привело к уменьшению фактор, приводящих к чрезмерному психоэмоци‐
ональному напряжению и тревожности у пациентов наркологического отделе‐
ния, также у сформировало у них адекватное конструктивное поведение. Внутри отделения была создана доброжелательная атмосфера и благоприятные условия для оказания квалифицированной и качественной наркологической помощи.
Выводы:
- проблема психоэмоциональных расстройств у наркологических пациентов в группе сравнения ярко выражена, а в основной группе имеет положительную динамику, что указывает на эффективность проводимых мероприятий;


226
- в результате обоснованности эффективности проводимых мероприятий, раз‐
работана программа для медицинских сестер, способствующая снижению уровня психоэмоциональных расстройств у пациентов в период пребывания в наркологическом стационаре;
- в результате исследования разработанная программа для медицинских сестер по снижению уровня психоэмоциональных расстройств у пациентов в период пребывания в наркологическом стационаре дала положительный результат, что свидетельствует об её эффективности.
Список использованной литературы
1. Авруцкий Г.Я., Недува А.А., Терапия занятостью. Культтерапия//Лечение пси‐
хических больных. ‐ М.: Медицина, 1998. ‐ С.192‐195.
2. Голощапов И.В., Формирование согласия на лечение у больных с зависимо‐
стью от алкоголя: автореф. дис. …канд. мед. наук: 14.01.27. – М., 2010.
3. Грабенко Т.М., Зинкевич‐Евстигнеева Т. Д. Обучающий мини курс для психоло‐
гов. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2009.‐50.
4. Дегтярева Е.А., Муханов О.А., Кафедра детских болезней №3, РГМУ, Москов‐
ский научно‐практический центр спортивной медицины/ Немедикаментозные методы лечения, альтернативная, народная, традиционная, биологическая, комплементарная медицина. http://medvuz.com/med1808/t5/20.php
5. Доклад о положении в области алкоголя и здоровья. http://www.demoscope.ru/weekly/2011/0459/gazeta019.php
6. Иванец Н. Н. Психиатрия и наркология: учебник / Н.Н. Иванец, Ю.Г. Тюльпин,
В.В. Чирко, М.А. Кинкулькина. – М.: ГЭОТАР‐Медиа, 2006. – 832 с.
7. Карвасарский Б.Д., Психотерапевтическая энциклопедия. 2010 г./ Издатель‐
ство психология – Питер/ ‐ 752 с.
8. Материалы 11‐й Всероссийской Общественной профессиональной медицин‐
ской психотерапевтической конференции / МОП, под ред. А.И. Аппенянского,
Ю.П. Бойко, В.Н. Краснова, В.И. Курпатова, Ю.С. Шевченко. — МО, Щёлково :
Издатель Мархотин П. Ю., 2013. — 304 с.
9. МКБ 10 http://10mkb.ru/
10. Осипова А.А., Общая психология, Арттерапия, Общая психокоррекция, 2009 г.
11. Плавинский С. Л. Мероприятия по усилению приверженности терапии. – М.,
2007. – 48 с.
12. Сборник психологических тестов. Часть III: Пособие / Сост. Е. Е. Миронова –
Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006.
13. Федорцов В. И., ПСИХОТЕРАПИЯ (Психотерапия, ее виды и методы) Webmaster
‐ Vicont MF /Victor N. Sergeev/. Mail: vicont_mf@yahoo.com.

227
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   29

Приложение 1
Распорядок дня пациентов
Время
Группа сравнения
Основная группа
7.00
Подъем.
Подъем.
7.00 –
7.30
Утренние гигиенические мероприя‐
тия.
Утренние гигиенические мероприя‐
тия.
Измерение гемодинамических по‐
казателей и термометрии.
Измерение гемодинамических пока‐
зателей и термометрии.
Видеоматериалы с элементами при‐
роды, с представителями флоры и фа‐
уны, видами архитектуры, памятников природы, и др. видами в сопровож‐
дении музыкальных произведений.
7.30 –
8.00
Взятие биологического материала.
Взятие биологического материала.
Гигиенические мероприятия в рам‐
ках подготовки к первому завтраку.
Гигиенические мероприятия в рамках подготовки к первому завтраку.
8.00 –
8.30
Первый завтрак.
Первый завтрак.
Музыкотерапия.
8.30 –
9.00
Подготовка к врачебному обходу.
Подготовка к врачебному обходу.
Получение лечебных процедур.
Получение лечебных процедур.
9.00 –
10.00
Обход отделения заведующим от‐
делением, врачом психиатром‐
наркологом, медицинской сестрой палатной.
Обход отделения заведующим отде‐
лением, врачом психиатром‐
наркологом, медицинской сестрой палатной.
10.00‐
11.00
Получение лечебных процедур, консультаций узких специалистов, функциональных методов исследо‐
вания.
Получение лечебных процедур, кон‐
сультаций узких специалистов, функ‐
циональных методов исследования.
10.00‐
11.00
Гигиенические мероприятия в рам‐
ках подготовки ко второму завтра‐
ку.
Гигиенические мероприятия в рамках подготовки ко второму завтраку.
11.00‐
11.30
Второй завтрак.
Второй завтрак.
Музыкотерапия.
11.30‐
12.45
Психотерапия, трудотерапия, сво‐
бодное время. Получение лечеб‐
ных процедур.
Психотерапия. Трудотерапия. Свобод‐
ное время. Получение лечебных про‐
цедур.
Занятие по интересам: настольные иг‐
ры (шашки шахматы), арт‐терапия
(оригами).

228
Время
Группа сравнения
Основная группа
12.45‐
13.00
Гигиенические мероприятия в рам‐
ках подготовки к обеду.
Гигиенические мероприятия в рамках подготовки к обеду.
13.00‐
14.00
Обед.
Обед.
Музыкотерапия.
14.00‐
15.00
Получение лечебных процедур.
Получение лечебных процедур.
15.00‐
17.00
Дневной сон.
Дневной сон.
17.00‐
17.20
Свободное время.
Свободное время.
Обучение пациентов технике орига‐
ми.
17.20‐
17.30
Гигиенические мероприятия в рам‐
ках подготовки к ужину.
Гигиенические мероприятия в рамках подготовки к ужину.
17.30‐
18.00
Ужин.
Ужин.
Музыкотерапия.
18.00‐
18.30
Получение лечебных процедур.
Получение лечебных процедур.
18.00‐
18.30
Измерение гемодинамических по‐
казателей и термометрии.
Измерение гемодинамических пока‐
зателей и термометрии.
Видеоматериалы с элементами при‐
роды, с представителями флоры и фа‐
уны, видами архитектуры, памятников природы, и др. видами в сопровож‐
дении музыкальных произведений.
18.30‐
19.15
Проведение гигиенического обуче‐
ния и воспитания, пропаганды ЗОЖ
(проведение бесед).
Проведение гигиенического обучения и воспитания, пропаганды ЗОЖ (про‐
ведение бесед) после которого паци‐
ентам предлагается зафиксировать услышанное на бумаге в виде рисун‐
ка. Музыкотерапия.
19.15‐
20.00
Свободное время. Занятие по инте‐
ресам: настольные игры (шашки шахматы).
Свободное время. Занятие по интере‐
сам: настольные игры (шашки шахма‐
ты).
Занятие арт‐терапией (рисование, оригами).
20.00‐
22.00
Свободное время. Занятие по инте‐
ресам: настольные игры (шашки шахматы).
Просмотр видеоматериалов (мульт‐
фильмы, сказки, фильмы с позитив‐
ным сюжетом и отсутствием сцен упо‐
требления психоактивных веществ и элементов насилия).


229
Время
Группа сравнения
Основная группа
22.00‐
22.30
Получение лечебных процедур.
Получение лечебных процедур.
Измерение гемодинамических по‐
казателей и термометрии.
Измерение гемодинамических пока‐
зателей и термометрии.
Видеоматериалы с элементами при‐
роды, с представителями флоры и фа‐
уны, видами архитектуры, памятников природы, и др. видами в сопровож‐
дении музыкальных произведений.
22.30‐
23.00
Обход отделения медицинской сестрой палатной с целью осмотра на посторонние предметы и педи‐
кулез.
Обход отделения медицинской сест‐
рой палатной с целью осмотра на по‐
сторонние предметы и педикулез.
Вечерние гигиенические мероприя‐
тия.
Вечерние гигиенические мероприя‐
тия.
23.00
Отбой.
Отбой.
23.00‐7.00 Ночной сон.
Ночной сон.
Приложение 3
Программа для медицинских сестер,
способствующая снижению уровня психоэмоциональных расстройств у
пациентов в период пребывания в наркологическом стационаре
Данная программа направлена на снижение психоэмоциональных рас‐
стройств у пациентов в период пребывания в наркологическом стационаре, а так же на организацию досуга пациентов и как следствие на положительный настрой, на дальнейшее прохождение лечения по реабилитационным програм‐
мам. На проводимых медицинскими сестрами мероприятиях пациенты получают качественную немедикаментозную помощь, с применением элементов малой психотерапии.
Основным предметом внимания программы, является:
- пациент и его психоэмоциональное состояние;
- взаимодействие пациент + пациент;
- взаимодействие пациент + персонал отделения;
- способы снижения психоэмоциональных расстройств;
- влияние среды и применяемых элементов психотерапии на психоэмоцио‐
нальное состояние пациентов.

230
Формы и методы работы:
- групповая работа;
- элементы индивидуальной работы;
- наблюдение;
- демонстрация видеоматериала;
- проведение гигиенического воспитания и пропаганды ЗОЖ, с последующим перенесением прослушанного материала на рисунок;
- занятия оригами.
Критерии эффективности:
- снижение уровня психоэмоциональных расстройств «Лист психоэмоциональ‐
ного состояния»;
- наличие навыков и умений снятия психоэмоционального напряжения у паци‐
ентов.
Цель программы:
- Внедрить в работу стационарного отделения элементы психотерапии, приме‐
няемые в практической деятельности медицинскими сестрами в рамках своей профессиональной компетенции.
- Развитие личностных ресурсов сестринского персонала в области коммуника‐
тивных умений и навыков.
- Формирование умения слушать, слышать и наблюдать за пациентом.
- Освоение элементов психотерапии, предложенных данной программой.
- Выработать навыки проявлять бдительность, терпение, чуткость, вежливость, внимание к пациентам при любых сложившихся обстоятельствах.
- Умение своими действиями положительно влиять на психоэмоциональное со‐
стояние пациента.
Медицинская сестра должна помнить всегда, что психоэмоциональная
раздражительность пациента, это один из симптомов его заболевания, к кото‐
рому она должна отнестись с пониманием и уважением.
Задачи программы:
1. Создать благоприятные условия для работы персонала в отделении.
2. Создать благоприятные условия для пациентов на весь период их пребывания в стационаре. При этом учитывать как психологическую атмосферу отделения, так и эстетическое состояние отделения.
3. Создать условия для медицинских сестер, способствующие их профессио‐
нальному росту в данной сфере (проведение тренингов, семинаров, конфе‐
ренций, самообразование).
4. Организовать досуг пациентов, что позволит снизить их уровень психоэмоци‐
ональных расстройств.


231
Программа для медицинских сестер,
способствующая снижению уровня психоэмоциональных расстройств
у пациентов в период пребывания в наркологическом стационаре
Способы немедикаментозного воздействия
(систематически проводимые)
Период
времени
Количество
1.
Музыкотерапия.
8.00‐8.30 11.00‐11.30 13.00‐14.00 17.30‐18.00 2,5 часа
2.
Видеоматериалы с элементами природы, с предста‐
вителями флоры и фауны, видами архитектуры, па‐
мятников природы, и др. видами в сопровождении музыкальных произведений.
7.00‐7.30 18.00‐18.30 22.00‐22.30 1,5 часа
3.
Проведение гигиенического обучения и пропаганды
ЗОЖ, после которого пациентам предлагается зафик‐
сировать услышанное на бумаге в виде рисунка.
18.30‐19.15 45 минут
4.
Занятие по интересам: настольные игры (шашки шахматы), арт‐терапия (рисование, оригами).
19.15 –
20.00 45 минут
5.
Обучение вновь поступивших пациентов технике оригами.
17.00 –
17.20 20 минут
6.
Просмотр видеоматериалов (мультфильмы, сказки, фильмы с позитивным сюжетом и отсутствием сцен употребления психоактивных веществ и элементов насилия).
20.00 –
22.00 2 часа
Дополнительные способы немедикаментозного воздействия, по желанию па‐
циента, в течение дня, в свободное от лечебно‐диагностических мероприятий
время:
‐ чтение;
‐ оригами;
‐ рисование.

232
Безопасность периферического венозного доступа
в гериатрической практике
Шмелева Е.В.,
медицинская сестра палатная хирургического отделения
БУЗОО «ГВВ»
Научный руководитель: Уткин А.А.,
врач психиатр БУЗОО «ГВВ», к.м.н.,
Заслуженный врач РФ
Актуальность темы. Внутривенное введение инфузионных растворов и ле‐
карственных препаратов во многих случаях является необходимым компонентом комплекса лечебных мероприятий для пациентов пожилого возраста. Для обес‐
печения доступа к венозной системе пациента при плановой госпитализации наиболее часто используются ежедневные венепункции стальными иглами.
Обеспечение периферического венозного доступа пациентам в БУЗОО «ГВВ»
за 2013 г.
в/в инъек‐
ции в/в инфу‐
зии забор веноз‐
ной крови для исследований
Всего вене‐
пункций
Количество пролеченных пациентов
Количество венепункций на 1 пациента
24857 35104 7376 67337 3010 22,37
При обеспечении периферического венозного доступа в течение плановой госпитализации в Госпитале для ветеранов войн за 2012 год на 1 пациента при‐
ходилось 22,37 венепункций. Обеспечение и поддержание венозного доступа у пожилых людей – трудная задача. Характерными трудностями пункции подкож‐
ных вен у лиц пожилого и старческого возраста являются: плотность и хрупкость вен, их высокая подвижность под кожей, разрывы стенок вен с образованием больших гематом. Кожа теряет тонус и эластичность, становится более хрупкой и предрасположенной к травмам. Наложение жгута на плечо или предплечье лег‐
ко повреждает кожу и нередко приводит к образованию петехий, обширных внутрикожных и подкожных кровоизлияний, сопровождающихся разрывами стенок вен, что затрудняет венозный доступ. Потеря подкожного жира у пожи‐
лых пациентов делает вены подвижными, они «перекатываются» под кожей, ко‐
гда вену пытаются пунктировать. Старение затрагивает кожу, стенки вен, и крово‐
ток – так, что даже самый опытный специалист не всегда может попасть в вену пожилому человеку. Сталкиваясь с перспективой повторных внутривенных инъ‐
екций в течение лечебного процесса, пожилой пациент, испытывает весь ком‐