Файл: Учебники и учебные пособия криминалистика учебник Под редакцией В. Д. Зеленский, Г. М. Меретуков.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 586

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Объект и предмет криминалистики,

ее место среди наук

Система криминалистики

ГЛАВА 2. История криминалистики

Эффективное выполнение этой работы достигается умелым применением криминалистической техники.

Глава 25. Розыскная деятельность следователя

25.1 Понятие розыскной деятельности следователя

25.2 Розыскные версии. Планирование розыска

Глава 29. Расследование изнасилований

Глава 39. Расследование поджогов и преступных нарушений противопожарных правил

39.4 Последующие и иные действия

Глава 42. Расследование преступлений, связанных с

уклонением от уплаты таможенных платежей

42.1 Криминалистическая характеристика преступлений

связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей

42.2 Типичные следственные ситуации и программа действий

по их разрешению

42.3 Особенности тактики проведения отдельных следственных действий при расследовании преступлений, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей

Глава 43. Расследование преступлений в сфере

компьютерной информации

43.1 Расследование фактов неправомерного доступа

к компьютерной информации

43.2 Расследование создания, использования и распространения

вредоносных компьютерных программ

Глава 44. Особенности методики расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними

44. 1 Криминалистическая характеристика преступлений,

совершаемых несовершеннолетними



Организация следственного действия — процесс образо­вания его структуры, создания условий для успешного осу­ществления, руководства ходом следственного действия.

Структура следственного действия включает цель, субъ­екта, место, время, участников, объект, условия и тактические приемы производства. Цели следственных действий фор­мируются еще в ходе планирования расследования по делу. Нередко перед производством действия необходима конкре­тизация его целей. Определение содержания предстоящего следственного действия связано с выбором тактических при­емов его производства. Организация в данном случае имеет для тактики действия обеспечивающий характер.

Уяснению целей следственного действия способствует изучение материалов уголовного дела и иной ориентиру­ющей информации. Определение тактики действия позво­ляет решить вопрос о месте, времени и участниках. При организации следственных действий, где нет явного проти­водействия следователю, место и время действия определя­ются до избрания тактики.

Подготовка к следственному действию выражается чаще всего в организационно-подготовительных действиях, на­правленных на собирание ориентирующей информации. Объем подготовки зависит от значения следственного дей­ствия в расследовании информации, которой располагает следователь, и от сложности самого действия. Например, допрос свидетеля и допрос подозреваемого значительно от­личаются по объему их организации.

Итак, анализ материалов уголовного дела позволяет уточнить цели следственного действия, определить место, время его производства, участников. В итоге составляется план следственного действия как продолжение, развитие плана по делу. Процесс этот обычно необъемный, письмен­ный план составляется редко, но планирование обязательно. Иначе следователь не застрахован от негативных неожидан­ностей, а то и от провала следственного действия. Письмен­ное планирование сложных следственных действий по­могает быстро сосредоточиться на тактике производства, соблюсти последовательность, не упустить деталей. План включает вопросы, которые необходимо разрешить путем данного следственного действия. Вопросы даются в после­довательности, определяемой тактикой действия.

План может корректироваться по ходу действия. Неко­торые следственные действия трудно спланировать заранее (например, осмотр места происшествия). Такие действия планируются непосредственно перед их началом (напри­мер, в ходе предварительного обзора при осмотре).


Руководство следственным действием процессуальный закон возлагает на следователя. Оно начинается с подбо­ра некоторых участников. Мобилизация участников след­ственного действия может осуществляться как до его про­изводства (в период подготовки), так и в ходе следственного действия. В первом случае она нередко носит характер ин­структажа. Суть его – в четком определении роли каждо­го участника предстоящего действия (например, инструк­таж участников группового обыска). В ходе следственного действия (особенно в его начале) мобилизация состоит в разъяснении участникам их прав и обязанностей, а в даль­нейшем – в контроле следователя за действиями участни­ков. Разумеется, учитываются процессуальное положение, функции каждого из них.

Важна и необходима самоподготовка следователя. Он должен вспомнить или изучить научно-практические реко­мендации, проконсультироваться со специалистами, более квалифицированными коллегами, руководством и, наконец, психологически настроиться на серьезную и ответственную работу.

Всю организационно-подготовительную работу к след­ственному действию принято делить на две части: до след­ственного действия и непосредственно в ходе сто производ­ства. Объем каждой из них зависит от сложности действия (количество участников, технические средства, объем раз­решаемых вопросов).

Таким образом, содержание организации следственного действия структурно выглядит так:

  • принятие следователем решения о производстве кон­кретного следственного действия (на основе изучения мате­риалов дела, иной информации);

  • определение структуры следственного действия (цели, места, времени, содержания, участников);

  • собирание дополнительной информации (при необхо­димости);

  • самоподготовка следователя;

  • планирование следственного действия;

  • подготовка, создание условий для следственного действия;

  • подбор участников, разъяснение им прав и обязанностей, мобилизация для активного функционирования;

  • руководство следственными действиями.

Организационный аспект расследования основан на требованиях уголовно-процессуального закона. Организация играет образующую роль и обеспечивающее значение. Посредством организации расследование упорядочивается и оптимизируется.


Глава 6. Взаимодействие следователя с органами,

осуществляющими оперативно-розыскную деятельность


    1. Понятие, содержание, принципы взаимодействия


Расследование в своей основе представляет собой де­ятельность по поиску сведений о фактических данных и получению доказательств. Этот процесс детерминируется как характером преступления, его криминалистическим механизмом, так и прямым противодействием следователю и иными факторами. Для получения информации на начальном этапе расследования имеет значение характер следственной ситуации, и прежде всего, совершено ли преступление в условиях очевидности (в присутствии свидетелей), в отсутствие свидетелей или тайно. В двух последних случаях получение полной информации только путем про­изводства следственных действий затруднительно, а иногда и просто невозможно. Для следователя в таких случаях важна и необходима ориентирующая информация об источ­никах фактических данных и самих этих данных. Эффек­тивным средством получения такой информации являются оперативно-розыскные действия.

Оперативно-розыскные мероприятия предусмотрены и регламентируются законодательством об оперативно-розыскной деятельности. Это непроцессуальные действия: оперативные, розыскные, справочно-розыскные. Они могут быть гласными и негласными. Субъектами их производства являются оперативные работники и иные сотрудники орга­нов, осуществляющих в соответствии с законом оперативно-розыскную деятельность.

Орган полиции использует в работе по установлению подозреваемого, по выявлению источников фактических данных и самих фактических данных различные гласные и негласные средства. Перечень этих действий дан в Феде­ральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности»: обследование помещений, установ­ление личности, прослушивание телефонных переговоров и др. В распоряжении оперативных работников находятся различные справочно-информационные учеты: лиц, ранее судимых, без вести пропавших, неопознанных трупов, похи­щенных вещей и др. С использованием названных и других средств органы, занимающиеся оперативно-розыскной дея­тельностью, могут осуществлять розыскные мероприятия, задерживать вооруженных преступников, выявлять и пре­секать готовящиеся преступления. В расследовании путем оперативно-розыскных мероприятий выявляется лицо, со­вершившее преступление, свидетели, местонахождение по­хищенного имущества и иных предметов, другие источники фактических данных.


В расследовании объем и содержание оперативно-ро­зыскных действий (или их сочетаний – мероприятий) за­висит от характера преступления, следственной ситуации и других факторов.

Доказательства получают путем производства следствен­ных действий. Оперативно-розыскные действия (ОРД) обе­спечивают этот процесс, делают его более целенаправлен­ным и результативным. Сочетание близких по содержанию, но различных по возможности поиска средств получения информации повышает возможности расследования, дела­ет его более эффективным. Таким образом, сотрудничество следователя с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, объективно необходимо.

Взаимодействие – это согласованное использование процессуальных и не процессуальных средств для повышения эффективности их применения.

Взаимодействие практически обязательно:

  • когда данные о преступлении получены в ходе опера­тивно-розыскной деятельности;

  • не выявлено лицо, подозреваемое в совершении пре­ступления;

  • проводится розыск скрывшегося подозреваемого, об­виняемого;

  • при попытке обвиняемого противодействовать ходу расследования.

Вся согласованная деятельность следователя с органом дознания (под ним в данном случае понимаются в основном органы внутренних дел) называется сотрудничеством. Со­трудничество предполагает координацию, взаимодействие и содействие. Содействие в производстве следственных действий предусматривает участие работников органа до­знания в следственных действиях, их обеспечение: мате­риально-техническое, научно-техническое, кадровое и пр.; охрану места следственного действия, охрану (конвой) участников; предоставление транспорта, подбор участни­ков и другие действия, носящие обеспечивающий, вспомо­гательный характер. Нередко все сотрудничество называют взаимодействием. Координация – согласование направле­ния самостоятельных действий.

Под взаимодействием понимается согласованная по ме­сту, времени, участникам и тактике осуществления деятель­ность следователя, оперативных и иных служб органа до­знания в расследовании. Взаимодействие –согласованное сочетание следственных и оперативно-розыскных действий. Взаимодействие предусматривает использование различных средств – процессуальных и не процессуальных – для до­стижения целей расследования. Необходимость во взаимо­действии возникает тогда, когда путем производства только следственных действий сложно установить обстоятельства расследуемого уголовного дела.


Согласованность в действиях следователей и оператив­ных работников предполагает уяснение ими целей рас­следования, отдельного следственного действия или их сочетания. Общая цель, как правило, – установление опре­деленных обстоятельств (например, причастности конкрет­ного лица к совершению преступления). На основе общей цели формируется и общий тактический замысел: спосо­бы достижения целей, способы осуществления действий. Определяется организация совместных или согласованных различных действий: полномочия участников, пределы дей­ствий каждого, связи и др.

Объем и содержание взаимодействия зависят от целей и организационно-правовых форм согласованной деятельно­сти следователя и органа дознания.

Взаимодействие позволяет организованно использовать средства и силы в расследовании, как процессуальные, так и непроцессуальные, согласованно сочетать их со следствен­ными действиями, всесторонне и полно исследуя различные обстоятельства, преодолевая противодействие заинте­ресованных лиц.

Правовой основой взаимодействия служат нормы уголовно-процессуального закона: ст. 38, 157, 163 и 210 УПК РФ. Согласно закону взаимодействие возможно и до возбужде­ния уголовного дела, в процессе предварительной проверки. Названные нормы процессуального закона о деятельности органов дознания в расследовании содержат основные во­просы согласованной работы следователя и сотрудников этих органов. Дополняют и конкретизируют их Федераль­ный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», а так­же ведомственные нормативные акты: приказы и инструк­ций МВД России Председателя Следственного комитета РФ и Генерального прокурора РФ.

Особенность взаимодействия заключается в том, что ра­ботники органа дознания могут участвовать в следственных действиях, производить их самостоятельно по поручению следователя. Следователь же не вправе осуществлять оперативно-розыскные действия или участвовать в них. Он может участвовать только в розыскных действиях гласного характера (засада, патрулирование и др.) в случае крайней необходимости.

Взаимодействие следователя с органом дознания стро­ится на основе принципов законности, руководящей роли следователя, разделения функций следователя и оператив­ных работников, согласованности, соответствия научно-практическим рекомендациям.

Принцип законности