Файл: Учебники и учебные пособия криминалистика учебник Под редакцией В. Д. Зеленский, Г. М. Меретуков.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 586
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Объект и предмет криминалистики,
ГЛАВА 2. История криминалистики
Эффективное выполнение этой работы достигается умелым применением криминалистической техники.
Глава 25. Розыскная деятельность следователя
25.1 Понятие розыскной деятельности следователя
25.2 Розыскные версии. Планирование розыска
Глава 29. Расследование изнасилований
Глава 39. Расследование поджогов и преступных нарушений противопожарных правил
39.4 Последующие и иные действия
Глава 42. Расследование преступлений, связанных с
уклонением от уплаты таможенных платежей
42.1 Криминалистическая характеристика преступлений
связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей
42.2 Типичные следственные ситуации и программа действий
Глава 43. Расследование преступлений в сфере
43.1 Расследование фактов неправомерного доступа
43.2 Расследование создания, использования и распространения
вредоносных компьютерных программ
Глава 44. Особенности методики расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними
44. 1 Криминалистическая характеристика преступлений,
Организация следственного действия — процесс образования его структуры, создания условий для успешного осуществления, руководства ходом следственного действия.
Структура следственного действия включает цель, субъекта, место, время, участников, объект, условия и тактические приемы производства. Цели следственных действий формируются еще в ходе планирования расследования по делу. Нередко перед производством действия необходима конкретизация его целей. Определение содержания предстоящего следственного действия связано с выбором тактических приемов его производства. Организация в данном случае имеет для тактики действия обеспечивающий характер.
Уяснению целей следственного действия способствует изучение материалов уголовного дела и иной ориентирующей информации. Определение тактики действия позволяет решить вопрос о месте, времени и участниках. При организации следственных действий, где нет явного противодействия следователю, место и время действия определяются до избрания тактики.
Подготовка к следственному действию выражается чаще всего в организационно-подготовительных действиях, направленных на собирание ориентирующей информации. Объем подготовки зависит от значения следственного действия в расследовании информации, которой располагает следователь, и от сложности самого действия. Например, допрос свидетеля и допрос подозреваемого значительно отличаются по объему их организации.
Итак, анализ материалов уголовного дела позволяет уточнить цели следственного действия, определить место, время его производства, участников. В итоге составляется план следственного действия как продолжение, развитие плана по делу. Процесс этот обычно необъемный, письменный план составляется редко, но планирование обязательно. Иначе следователь не застрахован от негативных неожиданностей, а то и от провала следственного действия. Письменное планирование сложных следственных действий помогает быстро сосредоточиться на тактике производства, соблюсти последовательность, не упустить деталей. План включает вопросы, которые необходимо разрешить путем данного следственного действия. Вопросы даются в последовательности, определяемой тактикой действия.
План может корректироваться по ходу действия. Некоторые следственные действия трудно спланировать заранее (например, осмотр места происшествия). Такие действия планируются непосредственно перед их началом (например, в ходе предварительного обзора при осмотре).
Руководство следственным действием процессуальный закон возлагает на следователя. Оно начинается с подбора некоторых участников. Мобилизация участников следственного действия может осуществляться как до его производства (в период подготовки), так и в ходе следственного действия. В первом случае она нередко носит характер инструктажа. Суть его – в четком определении роли каждого участника предстоящего действия (например, инструктаж участников группового обыска). В ходе следственного действия (особенно в его начале) мобилизация состоит в разъяснении участникам их прав и обязанностей, а в дальнейшем – в контроле следователя за действиями участников. Разумеется, учитываются процессуальное положение, функции каждого из них.
Важна и необходима самоподготовка следователя. Он должен вспомнить или изучить научно-практические рекомендации, проконсультироваться со специалистами, более квалифицированными коллегами, руководством и, наконец, психологически настроиться на серьезную и ответственную работу.
Всю организационно-подготовительную работу к следственному действию принято делить на две части: до следственного действия и непосредственно в ходе сто производства. Объем каждой из них зависит от сложности действия (количество участников, технические средства, объем разрешаемых вопросов).
Таким образом, содержание организации следственного действия структурно выглядит так:
-
принятие следователем решения о производстве конкретного следственного действия (на основе изучения материалов дела, иной информации); -
определение структуры следственного действия (цели, места, времени, содержания, участников); -
собирание дополнительной информации (при необходимости); -
самоподготовка следователя; -
планирование следственного действия; -
подготовка, создание условий для следственного действия; -
подбор участников, разъяснение им прав и обязанностей, мобилизация для активного функционирования; -
руководство следственными действиями.
Организационный аспект расследования основан на требованиях уголовно-процессуального закона. Организация играет образующую роль и обеспечивающее значение. Посредством организации расследование упорядочивается и оптимизируется.
Глава 6. Взаимодействие следователя с органами,
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
-
Понятие, содержание, принципы взаимодействия
Расследование в своей основе представляет собой деятельность по поиску сведений о фактических данных и получению доказательств. Этот процесс детерминируется как характером преступления, его криминалистическим механизмом, так и прямым противодействием следователю и иными факторами. Для получения информации на начальном этапе расследования имеет значение характер следственной ситуации, и прежде всего, совершено ли преступление в условиях очевидности (в присутствии свидетелей), в отсутствие свидетелей или тайно. В двух последних случаях получение полной информации только путем производства следственных действий затруднительно, а иногда и просто невозможно. Для следователя в таких случаях важна и необходима ориентирующая информация об источниках фактических данных и самих этих данных. Эффективным средством получения такой информации являются оперативно-розыскные действия.
Оперативно-розыскные мероприятия предусмотрены и регламентируются законодательством об оперативно-розыскной деятельности. Это непроцессуальные действия: оперативные, розыскные, справочно-розыскные. Они могут быть гласными и негласными. Субъектами их производства являются оперативные работники и иные сотрудники органов, осуществляющих в соответствии с законом оперативно-розыскную деятельность.
Орган полиции использует в работе по установлению подозреваемого, по выявлению источников фактических данных и самих фактических данных различные гласные и негласные средства. Перечень этих действий дан в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности»: обследование помещений, установление личности, прослушивание телефонных переговоров и др. В распоряжении оперативных работников находятся различные справочно-информационные учеты: лиц, ранее судимых, без вести пропавших, неопознанных трупов, похищенных вещей и др. С использованием названных и других средств органы, занимающиеся оперативно-розыскной деятельностью, могут осуществлять розыскные мероприятия, задерживать вооруженных преступников, выявлять и пресекать готовящиеся преступления. В расследовании путем оперативно-розыскных мероприятий выявляется лицо, совершившее преступление, свидетели, местонахождение похищенного имущества и иных предметов, другие источники фактических данных.
В расследовании объем и содержание оперативно-розыскных действий (или их сочетаний – мероприятий) зависит от характера преступления, следственной ситуации и других факторов.
Доказательства получают путем производства следственных действий. Оперативно-розыскные действия (ОРД) обеспечивают этот процесс, делают его более целенаправленным и результативным. Сочетание близких по содержанию, но различных по возможности поиска средств получения информации повышает возможности расследования, делает его более эффективным. Таким образом, сотрудничество следователя с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, объективно необходимо.
Взаимодействие – это согласованное использование процессуальных и не процессуальных средств для повышения эффективности их применения.
Взаимодействие практически обязательно:
-
когда данные о преступлении получены в ходе оперативно-розыскной деятельности; -
не выявлено лицо, подозреваемое в совершении преступления; -
проводится розыск скрывшегося подозреваемого, обвиняемого; -
при попытке обвиняемого противодействовать ходу расследования.
Вся согласованная деятельность следователя с органом дознания (под ним в данном случае понимаются в основном органы внутренних дел) называется сотрудничеством. Сотрудничество предполагает координацию, взаимодействие и содействие. Содействие в производстве следственных действий предусматривает участие работников органа дознания в следственных действиях, их обеспечение: материально-техническое, научно-техническое, кадровое и пр.; охрану места следственного действия, охрану (конвой) участников; предоставление транспорта, подбор участников и другие действия, носящие обеспечивающий, вспомогательный характер. Нередко все сотрудничество называют взаимодействием. Координация – согласование направления самостоятельных действий.
Под взаимодействием понимается согласованная по месту, времени, участникам и тактике осуществления деятельность следователя, оперативных и иных служб органа дознания в расследовании. Взаимодействие –согласованное сочетание следственных и оперативно-розыскных действий. Взаимодействие предусматривает использование различных средств – процессуальных и не процессуальных – для достижения целей расследования. Необходимость во взаимодействии возникает тогда, когда путем производства только следственных действий сложно установить обстоятельства расследуемого уголовного дела.
Согласованность в действиях следователей и оперативных работников предполагает уяснение ими целей расследования, отдельного следственного действия или их сочетания. Общая цель, как правило, – установление определенных обстоятельств (например, причастности конкретного лица к совершению преступления). На основе общей цели формируется и общий тактический замысел: способы достижения целей, способы осуществления действий. Определяется организация совместных или согласованных различных действий: полномочия участников, пределы действий каждого, связи и др.
Объем и содержание взаимодействия зависят от целей и организационно-правовых форм согласованной деятельности следователя и органа дознания.
Взаимодействие позволяет организованно использовать средства и силы в расследовании, как процессуальные, так и непроцессуальные, согласованно сочетать их со следственными действиями, всесторонне и полно исследуя различные обстоятельства, преодолевая противодействие заинтересованных лиц.
Правовой основой взаимодействия служат нормы уголовно-процессуального закона: ст. 38, 157, 163 и 210 УПК РФ. Согласно закону взаимодействие возможно и до возбуждения уголовного дела, в процессе предварительной проверки. Названные нормы процессуального закона о деятельности органов дознания в расследовании содержат основные вопросы согласованной работы следователя и сотрудников этих органов. Дополняют и конкретизируют их Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», а также ведомственные нормативные акты: приказы и инструкций МВД России Председателя Следственного комитета РФ и Генерального прокурора РФ.
Особенность взаимодействия заключается в том, что работники органа дознания могут участвовать в следственных действиях, производить их самостоятельно по поручению следователя. Следователь же не вправе осуществлять оперативно-розыскные действия или участвовать в них. Он может участвовать только в розыскных действиях гласного характера (засада, патрулирование и др.) в случае крайней необходимости.
Взаимодействие следователя с органом дознания строится на основе принципов законности, руководящей роли следователя, разделения функций следователя и оперативных работников, согласованности, соответствия научно-практическим рекомендациям.
Принцип законности