Файл: Учебники и учебные пособия криминалистика учебник Под редакцией В. Д. Зеленский, Г. М. Меретуков.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 611

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Объект и предмет криминалистики,

ее место среди наук

Система криминалистики

ГЛАВА 2. История криминалистики

Эффективное выполнение этой работы достигается умелым применением криминалистической техники.

Глава 25. Розыскная деятельность следователя

25.1 Понятие розыскной деятельности следователя

25.2 Розыскные версии. Планирование розыска

Глава 29. Расследование изнасилований

Глава 39. Расследование поджогов и преступных нарушений противопожарных правил

39.4 Последующие и иные действия

Глава 42. Расследование преступлений, связанных с

уклонением от уплаты таможенных платежей

42.1 Криминалистическая характеристика преступлений

связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей

42.2 Типичные следственные ситуации и программа действий

по их разрешению

42.3 Особенности тактики проведения отдельных следственных действий при расследовании преступлений, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей

Глава 43. Расследование преступлений в сфере

компьютерной информации

43.1 Расследование фактов неправомерного доступа

к компьютерной информации

43.2 Расследование создания, использования и распространения

вредоносных компьютерных программ

Глава 44. Особенности методики расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними

44. 1 Криминалистическая характеристика преступлений,

совершаемых несовершеннолетними



Основными задачами исследования при производстве взрывотехнической экспертизы являются: установление вида ВВ, способа производства, назначения и сферы применения, а в отношении ВУ – конструкции, принцип устройства, внешний вид, способ изготовления.

Следственные осмотры, связанные с применением ВУ, ВВ, могут быть следующих вариантов:

а) когда поступает сообщение о заложенном в определенном месте ВУ, но в результате осмотра его обнаружить не удается;

б) сообщение о наличии ВУ, которое удалось обнаружить во время осмотра и уничтожить в безопасном месте;

в) наличие взрыва в результате применения ВУ и последующий осмотр места взрыва.

В первых двух случаях следователь должен принять меры по обеспечению безопасности и эвакуировать находящихся там людей, определив границы осмотра. Кроме того, к осмотру необходимо привлечь специалиста–кинолога со служебной собакой, натренированной на поиск ВУ и ВВ. В случае обнаружения ВУ, ВВ, никто, кроме специалиста, не должен прикасаться к нему.

При производстве осмотра места происшествия, где произошел взрыв, следователю необходимо особое внимание уделить поиску следов и объектов, могущие иметь отношение к взрыву. К осмотру места взрыва, в обязательном порядке, должен привлекаться специалист–взрывотехник для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии остатков ВУ, следов ВВ (на одежде трупа, окружающих объектах, грунте и т.д.). Остатками ВУ могут быть части оболочки корпуса, источников питания (батарейки, обрывки проводов), части дистанционной цепи, исполнительных механизмов, детанаторов, предохранительных устройств (пружин, колпачков, шариков и т.д.). Обнаруженные объекты фотографируют, фиксируют в протоколе, на схеме (плане), отмечая местонахождение каждого объекта, его внешний вид, материал (ориентировочно), следы – наложения, в т.ч. и взрывчатые вещества. В отношении повреждений отмечают их местоположение, вид повреждения, размер, форму, вывороченность крайних частей и т.д.

При обнаружении взрывного устройства (ВУ) принимают меры к его обезвреживанию и транспортировке в экспертное учреждение, соблюдая меры безопасности.



Глава 12. Криминалистическое исследование

письма и документов
12.1. Понятие и научные предпосылки криминалистического исследования письма
Письмо – это средство запечатления мыслей человека с помощью специально созданных условных знаков. Специально созданные знаковые системы письма служат средством выражения определенного содержания, обеспечивают возможность общения людей, позволяют получать информацию. Данные знаки хорошо выделяются в почерке человека. Почерк – это зафиксированная в рукописи система привычных движений, в основе формирования которой лежит письменно-двигательный навык. Навык предполагает устойчивое и индивидуальное выполнение человеком необходимых действий. Формирование письменно-двигательного навыка происходит одновременно с обучением письма. Этот процесс начинается с детского сада, продолжается в период школьного среднего обучения и высшего учебного заведения. В эти годы у человека формируется индивидуальность почерка и выражается в специфических изменениях, дополнениях или сокращениях обычной прописи. Такие особенности почерка зависят от многих обстоятельств субъективного и объективного характера. Основную роль в формировании почерка конечно играют обстоятельства субъективного характера и поэтому почерк каждого человека индивидуален. К таким обстоятельствам можно отнести: анатомические особенности пишущего (строение рук, глаз, недостатки зрения и др.); психофизиологические особенности обучающегося письму (например, восприятие письменных знаков, запоминание их строения и их элементов, внимание и осознание движений при обучении письму); тип нервной системы и память.

К обстоятельствам объективного характера относятся: поза, посадка, состояние пишущего (опьянение, наркотическое возбуждение, болезнь) и условия письма (например, недостаточная освещенность помещения может привести к формированию упрощенного по строению почерка или выполнение рукописи недостаточно хорошим пишущим предметом на плохо проклеенной бумаге, затрудняет исполнение связных движений и т.д.); методика обучения письму (отсутствие линовки и связное свободное письмо способствует проявлению особенностей координации движений учащегося).

Обстоятельства субъективного и объективного характера влияют на образование у каждого человека индивидуального почерка.

В результате многократных повторений и упражнений письменно-двигательный навык у человека становится настолько устойчивым, что даже сознательные попытки изменить почерк не дают положительных результатов.


Физиологической основой формирования письменно-двигательного навыка в свете учения академика И.П. Павлова о высшей нервной деятельности являются системы временных связей, образующиеся в результате многократных упражнений. Давая характеристику свойствам систем временных связей, возникающих в коре больших полушарий головного мозга, И.П. Павлов писал: «Вся установка и распределение по коре полушарий раздражительных и тормозных состояний, происшедших в определенный период, под влиянием внешних и внутренних раздражителей при однообразной, повторяющейся обстановке все более фиксируется, совершаясь все легче и автоматичнее. Таким образом, получается в коре динамический стереотип (системность), поддержание которого составляет все меньший и меньший нервный труд; стереотип же становится косным, часто трудно изменяемым, трудно преодолеваемым новой обстановкой, новыми раздражителями».

Вместе с тем, несмотря на относительную устойчивость почерка конкретного лица, в почерке под воздействием различных причин могут наступить изменения. К таким причинам можно отнести: старость и состояние пишущего (находился он в состоянии опьянения или наркотического возбуждения, состоянии болезни и др.).

Идентификационные признаки письма. Идентификация личности по признакам письма относится к числу наиболее сложных криминалистических исследований рукописей. Основная их цель – идентификация исполнителя письма. С их помощью решают вопросы, касающиеся установления авторства. В качестве объектов исследования могут выступать различные по содержанию рукописи и краткие записи (подписи, цифры, рисунки, символы и др.), в которых проявились устойчивые индивидуальные особенности письма.

Принято различать:

– технические навыки (посадка человека при письме, расположение бумаги, держание пишущего средства и т.д.);

– графические навыки (воспроизведение письменных знаков и их сочетаний);

– навыки письменной речи (владение словарным запасом и построение предложений текста и др.).

Признаки письменной речи – это манера изложения текста, общий уровень грамотности, стилистические и грамматические особенности языка, словарный запас.

Признаки письменной речи выражают смысловую сторону письма и делятся на общие и частные.


Общие признаки характеризуют письменную речь (почерк) человека в целом и позволяют дифференцировать исполнителей рукописей по степени владения ею. Наиболее общим признаком письменной речи является сам уровень владения. Его показателями является степень развития грамматических, лексических и стилистических навыков письма. Уровень этот может быть высоким, средним и низким.

Под общим уровнем грамотности понимается степень владения исполнителем грамматическими правилами письма. В зависимости от количества орфографических и синтаксических ошибок уровень грамотности исполнителя характеризуется как высокий, средний и низкий.

Лексические признаки характеризуют общий словарный запас, употребление терминов, свойственных лицам определенных профессий, местности и т.п.

Среди них можно выделить:

– профессионализмы – слова, специфические для лиц определенных профессий;

– архаизмы – устаревшие слова и выражения;

– диалектизмы – слова и обороты речи, используемые в определенной местности;

– варваризмы – употребление слов из других языков;

– арготизмы (жаргонизмы) – слова искусственного, условного языка определенных групп людей, отличающихся от общенародного языка;

– вульгаризмы – слова просторечной лексики, несущие резко выраженную грубость;

– неологизмы – новые слова в языке, которые еще не вошли в его активный запас.

Стилистические признаки характеризуют язык, архитектонику текста, стиль изложения. Стиль изложения чаще всего подразделяют на официально-деловой, научный, производственно-технический, публицистический, литературно-художественный, разговорно-бытовой.

Частные признаки письменной речи:

– признаки орфографических навыков – устойчивое неправильное написание слов;

– признаки пунктуационных навыков, в том числе своеобразное использование тех или иных знаков препинания, разделение текста на абзацы, разделы;

– признаки лексико-фразеологических навыков – использование слов в несвойственных им значениях и связях с другими словами, использование определенных диалектизмов, вульгаризмов, жаргонизмов, просторечия и др.;

– признаки синтаксических навыков – определенное нарушение правил синтаксиса, своеобразное использование синтаксических конструкций и т.п.;

– признаки стилистических навыков – устойчивое нарушение норм лексической стилистики, своеобразные композиции изложения.

Исследование и идентификация рукописного текста для розыска его исполнителя.
В случаях обнаружения рукописного текста в ходе расследования преступления в виде записей неизвестного лица, анонимных писем клеветнического или угрожающего характера, различных поддельных документов и др. составляют розыскную таблицу (см. рис. 1).

В следственной практике выделяют четыре этапа работы с такими документами:

– осмотр, изучение и описание обнаруженного документа, как вещественного доказательства;

– составление розыскной таблицы;

– проверка почерков предполагаемых исполнителей документа;

– производство криминалистической (почерковедческой) экспертизы.

В ходе обнаружения таких документов необходимо соблюдать правила работы с ними. На поверхности данных документов могут быть оставлены бесцветные потожировые следы пальцев рук преступника. Данные следы можно обработать дактилоскопическими порошками с целью их выявления. При осмотре документа следует его правильно описать, обращая внимание на сам материал письма (например, текст выполнен на стандартном листе бумаги или на отдельном его клочке, бланке документации и др.). После приступают к изучению содержания письма, чтобы установить какими сведениями обладает исполнитель данного документа, выяснить его цель. Эти данные необходимы для определения круга лиц, среди которых необходимо вести розыск автора документа. Затем переходят к анализу признаков письма. В большинстве случаев исполнитель рукописи старается исказить и изменить свою письменную речь. Умышленно снижает уровень своей грамотности, стиль изложения, лексику и др. Но, несмотря на все старания исполнителя документа в заключительной части рукописи контроль со стороны пишущего обычно ослабевает, что приводит к передаче признаков присущей ему письменной речи.

Всестороннему анализу подвергаются общие и частные признаки почерка. В ходе исследования необходимо установить, нет ли в рукописи умышленного изменения общих и частных признаков почерка, т.к. они не могут быть использованы для розыска.

Для составления розыскной таблицы из исследованного текста выбирают наиболее характерные, редко встречающиеся и устойчивые признаки (обычно 6-8 букв). Затем определяют круг лиц, которые могли быть исполнителями настоящего документа и проводят проверку их почерка. При их совпадении назначают почерковедческую экспертизу.

Подготовка материалов для почерковедческой экспертизы.