Файл: История развития цифрового телевидения в России..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


По мнению экспертов, отставание России объясняется ее нестабильным экономическим положением, а также неправильным позиционированием услуги платного телевидения среди населения. «Российская аудитория привыкла воспринимать телевидение как бесплатную услугу, в связи с чем существует некий барьер у большей части населения перехода на платное телевидение», — отметила в ходе конференции Светлана Емельянова, консультант J'son & Partners Consulting. По ее словам, средняя абонентская плата за услуги платного ТВ за 1-е полугодие 2010 г. составила 220 руб. в месяц, средняя цена стандартного оборудования для платного цифрового телевидения — порядка 5700 руб., спецсредств, позволяющих смотреть телевидение в HD-качестве, — более 7000 руб. При этом большинство операторов предлагают своим абонентам оборудование в аренду с последующей возможностью выкупа, что позволяет избежать пользователю больших единовременных затрат на подключение услуги.

Потребители услуг платного телевидения находят другие причины, препятствующие популяризации платного телевидения. «Платные телевидения -каналы, как, впрочем, и остальные, хотят быть прибыльными уже на следующий день после запуска. Поэтому крутят, что подешевле. Закупать качественные программы жалко. Контента — нуль. Даже деловые каналы повторяют одни и те же передачи до посинения», — сказал один из участников конференции.

Другая особенность российского кабельного и спутникового телевидения, которая не устраивает пользователей: подключиться к желаемому каналу можно только заплатив за базовый и (или) тематический пакет. «Без базового пакета, куда собрано все что не лень, невозможно заказать ни одного интересного мне телеканала. В каждом тематическом пакете до 90% мусора. Топовые каналы раскиданы по одному-два на пакет. И провайдеры категорически отказываются от синтетического пакета за разумную плату», — возмутился зритель.

По словам участников рынка, проблема качественного наполнения платных ТВ-программ будет решаться с выходом в вещание новых телеканалов и с развитием конкуренции. Сегодня количество эфирных телеканалов в каждом регионе России может колебаться в среднем от 6 до 25. Платное телевидение предлагает в среднем 83 канала в цифровом формате и около 60 в кабельном аналоговом формате.

«Поддержание качественного, интересного и в чем-то уникального наполнения канала — одна из ключевых составляющих успеха. Точно попадать в своего зрителя, а не размазывать общую кашу для всех сразу. Наше эфирное ТВ долгие годы жило без конкуренции,
теперь ему приходится делиться аудиторией, очень многие отказываются смотреть ТВ именно из-за того, что там видели и видят», — обнадежила зрителей директор по развитию «Эксперт-ТВ» Елена Крылова. По ее оценке, в марте 2009 г. в России работало 217 платных телеканалов, сегодня доступно 276, в будущем их число может достигнуть тысячи.

Есть и неблагоприятный сценарий развития событий. Пока число телеканалов растет, количество кабельных операторов уменьшается. Значит, о развитии конкуренции говорить пока не приходится. «Рынок идет по пути консолидации, крупные операторы приобретают небольшие кабельные сети. Кроме того, существует географическая экспансия операторов в близлежащие регионы. К моменту перехода страны на цифровое телерадиовещание основные консолидационные процессы будут завершены, и в России останется несколько крупных кабельных и спутниковых операторов», — предупредил Денис Лобанов, управляющий директор ЗАО «АКАДО-Столица».

Спрос на платное телевидение формируется за счет качественного уникального контента. Поэтому, чтобы улучшить финансовые показатели, участникам рынка придется заняться совершенствованием содержания эфиров. Кстати, основной доход ТВ-компании получают именно от подписки. Например, по данным телеканала A-ONE, в 2009 г. доля подписки в общих доходах неэфирных каналов составила 75,6%, в то время как доля рекламы всего 24,4%.[9]
3.2 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЛАТНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ
Впервые в России экспериментальное цифровое вещание по европейскому стандарту DVB-T началось 2 июля 2000 года в Нижнем Новгороде. С тех пор цифровое наземное телевизионное вещание, о необходимости и перспективах которого последнее время говорят все чаще, постепенно, но уверенно прокладывает в эфире свой путь. "Новости СМИ" решили поподробнее осветить эту тему и рассказать о том, что же ждет нашу страну с приходом в нее цифровой эры.

К 2015 году Россия должна перейти на систему трансляции телесигнала в цифровом формате. Программа "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации" (2007-2015 годы), которая сейчас готовится на государственном уровне, подразумевает, что к 2015 году аналоговое вещание будет завершено. Цифровой станет вся общенациональная система эфирного вещания. "Переход на вещание в цифровом формате - общемировая тенденция развития телекоммуникаций. Цифровые алгоритмы обработки сигналов позволяют решать прикладные задачи, расширять спектр предоставляемых сервисов и услуг, улучшать качество телевизионного изображения и звука", - отмечает генеральный директор ЗАО "КОСМОС-ТВ" Александр Теппер.



Для России вопрос внедрения цифрового наземного телевещания является действительно важным и актуальным. И это связано не только с тем, что весь мир переходит на "цифру", но и с необходимостью решения внутренних проблем, связанных с перспективами развития отечественного телевидения.

Основным отличием принципов построения сетей телевизионного вещания в России от зарубежных стран является преобладание аналогового эфирного вещания на фоне незначительного распространения и медленного развития платных систем кабельного и спутникового телевидения.

Однако традиционное аналоговое телевидение практически исчерпало свои возможности. По данным специалистов в нашей стране до 80% передатчиков практически полностью износились, и в недалеком будущем может начаться массовое отключение телевещания в регионах. Однако производить замену устаревших аналоговых передатчиков на аналогичные бессмысленно. Более правильным будет установить цифровое оборудование, причем не только с передающей, но и с принимающей стороны, т.е. со стороны потребителей. Другой, не менее важной причиной, подталкивающей к скорейшему внедрению цифровых телевизионных технологий, является "загрязнение" эфира. С развитием новых видов связи значительно вырос уровень помех, и решением этой проблемы может стать оцифровка передач. Все говорит о том, что телевидению необходим новый качественный скачок. И внедрение системы цифрового наземного вещания кажется одним из наиболее вероятных решений накопившихся проблем.

"Когда мы говорим о цифровом телевидении, мы в первую очередь говорим о том, что просто поменяется технология доставки сигнала. Ничего другого существенного не произойдет с точки зрения зрителя, практически ничего вообще не изменится. Телевизор как работал, так он и будет работать, - считает директор международного вещания. Первого канала Алексей Ефимов. - Здесь вопрос только в том, что поменяется технический способ доставки сигнала. Главное, что принесет нам цифровое телевидение - это то, что увеличится емкость, которая способна будет транслировать гораздо большее количество телеканалов. В зависимости от того, какая технология будет выбрана, каналов станет в десятки раз больше, чем сейчас.

Это вполне закономерный процесс, потому что если мы посмотрим на западные страны, то на сегодня мы уже можем видеть, что в штатах сотни телевизионных каналов, а в России их еще по пальцам сосчитать можно. Это будет план - с одной стороны изменение технологий, с другой стороны - увеличение количества каналов, которые будут доступны зрителю. Вот, что будет ожидать нас в эпоху цифрового телевидения".


Что касается количества каналов, то их будет много, они будут конкурировать между собой, но каждый из них будет конкурировать в определенной своей нише. Естественно, будут общефедеральные каналы, предназначенные для всех, такие, как сейчас есть, - "Первый", "Россия", "НТВ". Кроме этого будет конкуренция между так называемыми тематическими каналами, которые посвящены какому-то определенному направлению интересов зрителей - автомобильные каналы, погодные каналы, каналы кино.

Цифровое DVB-T вещание имеет ряд несомненных преимуществ. Во-первых, это экономия частотных и энергетических ресурсов. Появляется возможность передавать на одной частоте более четырех телевизионных каналов и, следовательно, освободить новые частоты для новых СМИ.

Во-вторых, это построение одночастотных вещательных сетей (SFN), что, как показывает мировой опыт, способствует расширению аудитории телезрителей и охвату больших территорий без потери качества передаваемых программ. В-третьих, это развитие новых технологий, реализация идеи многоцелевого интерактивного телевидения, создание единой цифровой платформы передачи данных и т.д. Цифровое телевидение - это единая сеть, которая позволяет наслаждаться не только прекрасной картинкой и качественным звуком, но пользоваться услугами интерактивного телевидения, а также подключаться ко всем службам, работающим через кабельные соединения, к примеру, к интернету, к охранной и пожарной сигнализации.

Для каналов переход на "цифру" будет означать сокращение затрат на услуги связи, поскольку цифровая технология передачи сигнала гораздо менее затратная. Расходы уменьшатся в несколько раз по сравнению с аналоговым ТВ, это очень существенно для экономики каналов. Ну и, конечно же, каналы получают возможность дополнительных сервисов - таких, как скрытые субтитры, электронная программа передач, телетекст. Это все позволяет цифровая технология".

Но, несмотря на все преимущества цифрового наземного вещания и желания не отстать от других, невозможно в одночасье перейти от "аналога" к "цифре", выключив одно вещание и включив другое. Это сложный процесс, не только с технической и экономической точек зрения, но и с точки зрения общественного восприятия, процесс, требующий разумных подходов и тактически верных решений.


По прогнозам аналитиков из агенства Informa, число абонентов цифрового телевидения во всем мире к 2011 году достигнет 500 млн. К тому времени около 60% населения по-прежнему будут принимать аналоговый телевизионный сигнал. Сейчас же цифровое телевидение уверенно набирает обороты. Уже насчитывается около 183 млн. подписчиков, сообщает BBC News. Сигналы цифрового ТВ передаются посредством кабельных широкополосных сетей, спутникового и эфирного вещания. По данным статистики, за 2006 год количество абонентов выросло на 40 млн., а в 2007 году их станет еще на 46 млн. больше. И в первую очередь за счет жителей Северной Америки и Западной Европы. Китай также вносит свою лепту в развитие цифрового телевидения.

Преуспевают в этой области США, Индия и Япония. Около 60% от общего количества "цифровых" домов находятся именно в этих четырех странах.

Великобритания числится в списке лидеров по темпам роста клиентов цифрового телевидения среди европейских стран. Уже сейчас там около 72% домов оборудованы цифровыми телевизионными приемниками. Что интересно, в следующем году в некоторых британских городах аналоговое телевидение будет полностью отключено. Процесс полного перехода на цифровое ТВ в этой стране планируется закончить в 2012 году, сообщают аналитики.

Не секрет, что цифровой формат вещания приносит телезрителю улучшение качества картинки и звука, надежную защиту от помех, значительное увеличением количества каналов. С цифровым ТВ приходят и некоторые полезные сервисы, например, TV on demand (телевидение по заказу). HDTV также прекрасно вписывается в рамки вещания в цифровом формате. В области телевидения высокой четкости США на шаг впереди остальных стран. В Европе внедрение телевидения высокой четкости идет гораздо меньшими темпами. Однако после трансляций матчей последнего чемпионата мира по футболу в HDTV интерес европейцев к новому формату значительно вырос.

Если говорить о распространении услуг HDTV в нашей стране, то по разным оценкам доступ к ним, как в коммерческом, так и в тестовом режиме, имеют от 3 до 5 тысяч абонентов, преимущественно это абоненты спутникового телевидения. По прогнозам участников рынка, к 2007 году в Европе будет насчитываться 7% подключенных к HDTV абонентов от общего числа подписчиков платного телевидения, а к концу 2008 года - 12%. У России есть все шансы достичь этих же показателей. Практически все кабельные сети, вещающие в цифровом стандарте DVB-T, способны без особых технических проблем передавать программы HDTV.[10]