Файл: Дневникотчет по учебной практике.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Анализируя законодательство, которое сейчас действует, есть основание полагать, что правовые принципы социального обеспечения в современном варианте можно охарактеризовать следующим:

  • Экономико-политической и социальной обусловленностью

  • Общностью содержания (имеют выражение самой сути групп правовых норм)

  • Предметной определённостью (имеют выражение природы системных норм, которая как раз таки в качестве самого предмета регулирования имеет определённый вид общественных отношений

  • Нормативностью со стороны государства, так как правовые принципы это руководящие идеи, закрепленные в нормах права, которые установлены государственной властью, и которые в последствие, обладая обязательностью и всеобщностью носят за собой регулятивное значение

  • Целенаправленностью

  • Системность

  • Стабильностью

  • Перечень общих принципов правовой системы, имеющих отражение в праве социального обеспечения, это также:

  • Верховенство закон

  • Равноправие среди граждан, в независимости от расовой принадлежности, пола и вероисповедания

  • Дифференциация и единства законодательной системы

  • Единство обязанностей граждан и их прав (права и свободы человека, которые закреплены в конституции солидарны с обязанностями которые на него возложены)

  • Социальная справедливость (Правовое равенство, не иначе как справедливость не исключает формально - определённый характер закрепляемых им свобод, обязанностей и прав)

  • Формальное равноправие (в данном случае не фактическое равенство в сферах различного рода общественных отношений, что является утопией в условиях конкуренции рыночной, а равенство всех перед законом, одним из проявлений которого является наличие равных первоначальных условий

  • Ответственность за вину

  • Социальная контролируемость

  • В системе управления и власти подконтрольности

  • Разделение властей

  • Многообразие форм собственности

  • Общегосударственный и местный интересы

  • Право участия граждан в управлении делами государства и общественными делами и другое.

Принципы права социального обеспечения

Принципы права социального обеспечения представляют собой объективные закономерности, руководящие идеи, которые лежат в основе законодательства о социальном обеспечении и проходят через всю систему социального обеспечения.


Основными принципами права социального обеспечения являются: 

1) всеобщность и доступность социального обеспечения; 

2) многообразие форм и видов социального обеспечения; 

3) осуществление социального обеспечения за счет государственных и общественных средств; 

4) единство и дифференциация социального обеспечения; 

5) осуществление социального обеспечения в размерах, соответствующих сложившемуся уровню удовлетворения потребностей граждан на определенном этапе развития общества; 

6) участие граждан в реализации права на социальное обеспечение; 

7) охрана права граждан на социальное обеспечение. 

По своей сущности право на социальное обеспечение является всеобщим, так как распространяется на всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 39, 19 Конституции РФ). 

Законодательство не устанавливает ограничений для каких-либо категорий граждан в реализации их права на социальное обеспечение. Социальное обеспечение предоставляется гражданам во всех случаях наступления нетрудоспособности (болезнь, старость, инвалидность, потеря кормильца, беременность и роды и т.д.). 

Система социального обеспечения характеризуется не только огромными масштабами, но и универсальностью. В ней представлены все формы и виды социального обеспечения, предусмотренные Международной организацией труда (МОТ) в конвенциях и рекомендациях по социальному обеспечению. 

Социальное обеспечение осуществляется за счет социальных фондов. Все виды пенсий и пособий выдаются гражданам, как правило, бесплатно, безвозмездно, то есть взамен их гражданин не должен производить со своей стороны никаких ответных действий с целью их получения.

Однако, социальное обеспечение граждан осуществляется различно, в зависимости от стажа, от условий труда, от причины утраты трудоспособности, от наличия иждивенцев и т.д. 

Государство проявляет постоянную заботу о повышении уровня социального обеспечения. Так, с учетом инфляции осуществляется пересмотр пенсий, вводятся надбавки к ним. То же самое можно сказать и о пособиях на детей, размер которых привязан к минимальному размеру заработной платы, изменяющемуся с учетом инфляции. 


Важную роль в области социального обеспечения играют органы государственной власти и управления. Органы государственного управления привлекают к своей деятельности граждан, которые работают в этих органах на общественных началах. 

Большая роль в деле социального обеспечения принадлежит профессиональным органам. Они совместно с администрацией предприятий, учреждений, организаций представляют работников к назначению пенсий и подготавливают необходимые для этого документы. Представители профсоюзных органов входят в состав комиссий по назначению пенсий, медико-социальных экспертных комиссий. 

Существует целая система гарантий, посредством которых возможно осуществление и восстановление нарушенных прав граждан в области социального обеспечения. Гарантии по своему содержанию носят различный характер: политический, идеологический, экономический и правовой. Важную роль в охране права граждан на социальное обеспечение принадлежит правовым гарантиям. Они выражаются в установлении государственного и общественного контроля за правильной реализацией прав граждан в области социального обеспечения, а также возможности судебной защиты нарушенных прав.
Схема принципов права социального обеспечения




Классификация источников права социального обеспечения

Основания классификации:

  1. по степени их важности и субординации, т.е. по юридической силе: 

  • законы;

  • подзаконные акты.

  • по сфере их действия: 

    • федеральные;

    • субъектов РФ (областные, краевые);

    • отраслевые;

    • муниципальные;

    • локальные.

  • по органам, принявшим нормативный акт;

  • по форме акта: 

    • законы;

    • указы и распоряжения Президента РФ;

    • постановления и распоряжения Правительства РФ;

    • постановления, разъяснения Минтруда РФ, Миграционной службы и др.

  • по правовым институтам.

    По степени важности и субординации

    Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаются высшим законодательным (представительным) органом власти РФ и ее субъектов. По Конституции РФ вопросы регулирования отношений в области социального обеспечения относятся к совместной компетенции РФ и ее субъектов (п. « ж» ч. 1 ст. 72).


    Законы делятся на конститутивные, кодифицированные и текущие.

    Основной закон РФ — это Конституция Российской Федерации.

    Кодифицированным актом в области социального обеспечения является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

    Текущие законы касаются отдельных институтов права социального обеспечения.

    По сфере действия

    Источники права социального обеспечения по сфере действия делятся на федеральные, субъектов РФ (областные, краевые), отраслевые, муниципальные и локальные.

    Разновидностью классификации по сфере действия является круг лиц, на которых распространяются отдельные нормы законодательства о социальном обеспечении. Здесь следует иметь в виду, что дифференциацию в праве социального обеспечения можно проводить в зависимости от объективных производственных факторов, природно-климатических условий либо с учетом субъективных особенностей (например, женщины, инвалиды, дети, престарелых.


    Фонд социального страхования (ФСС)


    Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС) – это один из государственных внебюджетных фондов, который создан для обеспечения обязательного социального страхования граждан России.

    1Организационная структура фонда социального страхования


    В фонд социального страхования, кроме головного отделения, входят исполнительные органы:

    • самостоятельные региональные отделения;

    • отраслевые отделения, которые функционируют в отдельных отраслях хозяйства;

    • филиалы, которые создаются по согласованию с председателем фонда.

    Фонд социального страхования и все его отделения и филиалы являются самостоятельными юридическими лицами с гербовыми печатями и текущими банковскими счетами.

    2Задачи Фонда социального страхования


    Главной задачей фонда социального страхования является реализация конституционных прав жителям страны в осуществлении материальной поддержки, если они частично или полностью утратили работоспособность.

    Задачами Фонда социального страхования являются:

    • обеспечение государственными пособиями граждан, которые нуждаются в оздоровлении, реабилитации или лечении;

    • активное участие в системе разработки и реализации государственных программ, которые обеспечивают защиту и сохранение здоровья населения;

    • совместная с Министерством труда и социального развития РФ и Министерством финансов разработка тарифов страховых взносов, которые должны уплачивать объекты страхования;

    • осуществление всех необходимых мероприятий, которые сохраняют надежность и обеспечивают финансовую устойчивость фонда социального страхования;

    • организация работы по подготовке сотрудников фонда социального страхования и повышению профессионального уровня (квалификации) специалистов фонда социального страхования;

    • сотрудничество с аналогичными фондами как внутри государства, так и за его пределами.