Файл: Теория потребительского поведения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»



Кафедра экономики и управления
Форма обучения: заочная







КУРСОВАЯ РАБОТА



По дисциплине «Экономическая теория»
На тему: «Теория потребительского поведения»



Группа Чу20ГУ111


Студент




В. А. Шарапова





Преподаватель




Е. Г. Ефимова



МОСКВА 2021г.

СОДЕРЖАНИЕ


Введение 3

1. СОДЕРЖАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ 5

1.1 Предельность. Совокупная и предельная полезность 5

1.2. Рациональный потребитель 7

1.3 Проблема выбора 9

2.ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ 11

2.1 Кардиналистическая и ординалистическая теория потребительского поведения 11

2.2 Закон убывающей предельной полезности. Второй закон Госсена 13

3. КРИВЫЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ 16

3.1 Кривые безразличия 16

3.2 Кривая потребления Энгеля 20

3.3 Эффект замены и эффект дохода 21

Заключение 24

Список использованных источников 26

26


Введение



В процессе жизни и функционирования любой экономический субъект выступает в роли потребителя тех или иных благ. Фирмы закупают ресурсы, индивиды – готовую продукцию. Таким образом, потребление представляет собой не что иное, как совокупность экономических отношений, которые характеризуются конечным использованием произведенных товаров и услуг, например: приемом пищи, или созданием новых товаров в процессе производственной обработки.


Основной целью потребителя является максимизация полезности потребляемых им благ в условиях ограниченного дохода.

Как рациональный экономический субъект, потребитель основной целью своей хозяйственной деятельности ставит максимизацию полезности потребления в условиях ограниченности ресурсов, в том числе и дохода. Он всегда стремится получить как можно больше благ для собственного потребления, имея при этом минимальные издержки. Рациональный выбор потребления – основа потребительской теории.

Потребительское поведение — процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги. Потребительское поведение отдельных покупателей формирует совокупный спрос, определяет объем производства товаров и услуг и их предложения на рынках. В основе метода определения потребительского поведения лежит геометрическое совмещение бюджетной линии и кривых безразличия.

Теория потребительского поведения изучает совокупность взаимосвязанных принципов и закономерностей, руководствуясь которыми индивидуум формирует и реализует свой план потребления различных благ, ориентируясь при этом на наиболее полное удовлетворение своих потребностей. Важнейшими принципами потребительского поведения являются: учет личных вкусов и предпочтений, учет покупательной способности, то есть дохода и уровня рыночных цен. Теория потребительского поведения исходит из принципа заданности этих параметров.

Актуальность данной курсовой работы состоит в том, что модели потребительского поведения, затронутые в данной теме, имеют огромное практическое значение как для каждого отдельного человека или групп людей, в виде потребителей или производителей, так и для всего мирового сообщества в целом, как единой экономической системы.

Объект исследования теория потребительского поведения. Предмет исследования - особенности различных моделей поведения потребителей.

Цель написания работы: изучение теории потребительского поведения и ее применения на современном рынке. Для достижения поставленной цели важно выполнить ряд ключевых задач:

- объяснить сущность теории потребительского поведения;

- рассмотреть предельную полезность и потребительский выбор;

- изучить кривые и карту безразличия;

- проанализировать эффекты замены и дохода особенности потребительского поведения в России в период кризиса.

В основе метода определения потребительского поведения лежит геометрическое совмещение бюджетной линии и кривых безразличия.



Любое производство товаров и услуг результативно лишь в той мере, в которой потребитель принимает производимый им набор рыночных ценностей и оплачивает его. На данный момент взаимоотношения потребителя и производителя выстраиваются таким образом, что потребитель находится в центре интересов производителя, является его основной целью и объектом целенаправленного воздействия. Поэтому не удивительно, что этому фундаментальному вопросу – теории поведения потребителя, постоянно уделяется повышенное внимание экономистов и маркетологов. Теория потребительского поведения проявляет себя не только в «хозяйственной жизни субъектов», но и на более высоких уровнях, затрагивая такие области как теория общественного выбора, теория благосостояния и другое.

1. СОДЕРЖАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ




1.1 Предельность. Совокупная и предельная полезность



Каждый день каждый из нас принимает много решений о том, как распределять наши деньги и время, которых всегда не хватает. Что лучше:

— позавтракать или поспать подольше?

— купить новую машину или починить старую?

— потратить деньги сегодня или сэкономить на завтра? Таким образом, пытаясь сбалансировать абсолютно противоположные потребности и желания, люди ежедневно делают выбор, который предопределяет их дальнейшее существование.

Чтобы объяснить поведение потребителей, экономическая теория исходит из фундаментальной предпосылки, что люди пытаются выбирать товары и услуги, которые они ценят больше всего.

Одним словом, полезность можно определить, как удовлетворение, отражение оценки потребителем различных товаров и услуг. Часто полезность более удобно определять, как субъективное представление человека об удовольствии или выгоде, получаемой от потребления продукта или услуги.1

Полезность — это не психологическое свойство или ощущение, которое можно изучить и измерить. Полезность — это научная абстракция, используемая экономистами для выяснения того, как рациональные потребители распределяют свои ограниченные ресурсы среди товаров, которые могут им понравиться. Теория спроса утверждает, что люди стремятся максимизировать свою полезность. Это означает, что они выбирают набор потребительских товаров и услуг, которые они считают более предпочтительными.

Потребности изучаются статистическими, социологическими и аналитическими (экспертными) методами. Для экономики важно выявить предпочтения покупателей при покупке товаров. Модели потребительских предпочтений на конкретных товарных рынках изучаются с помощью теории полезности.


Совокупная полезность - совокупное удовлетворение, получаемое человеком в результате потребления данного количества товаров или услуг за данное время. На совокупную полезность блага влияют не только его физические характеристики, но и психология потребителя, социальная и культурная среда, а также прочие блага, включенные в продуктовый набор.

Полезность — это удовольствие или удовлетворение, которое люди получают от данного продукта или услуги. Или полезность — это способность продукта или услуги удовлетворить потребность. Полезность — понятие в значительной степени субъективно, поскольку полезность конкретного продукта будет отличаться для разных людей. Например, табак для курильщика полезен, а вреден для отвратительного.

Интенсивность удовлетворения потребностей характеризует такое понятие, как предельная полезность. Слово «маргинальный» является ключевым понятием в экономической теории и всегда используется в смысле «дополнительный»1. Предельная полезность означает дополнительную полезность, полученную в результате потребления другой единицы товара.

Предельная полезность относится к дополнительной полезности, извлекаемой потребителем из каждой дополнительной единицы продукта. В то же время предельная полезность каждой последующей единицы товара падает.

На чем основывается этот закон? Чем больше пользы человек потребляет, тем больше пользы получает человек. Однако, согласно закону убывающей предельной полезности, при дальнейшем потреблении товара совокупная полезность, потребляемая человеком, будет расти все медленнее. Рост совокупной полезности замедляется из-за того, что предельная полезность (Полезность, добавляемая при потреблении каждой последней единицы товара)1 уменьшается с увеличением количества потребляемых товаров. Снижение предельной полезности связано с тем, что удовольствие, получаемое человеком от потребления товара, уменьшается с каждой дополнительной единицей.

Предельная полезность позволяет объяснить такой факт, как снижение спроса на товар с течением времени. Действительно, с увеличением количества потребляемых товаров его общая полезность увеличивается, в то время как его предельная полезность имеет тенденцию к снижению. Если мы выражаем предельную полезность в деньгах
, то кривую спроса на продукт можно отождествить с кривой предельной полезности.

1.2. Рациональный потребитель



Понятия рационального потребителя играет важнейшую роль в экономической теории. Понятие рациональности в экономической науке употребляется в ином смысле, чем в других общественных науках, в которых оно означает «разумное», «адекватное ситуации». Рациональное потребление с экономической точки зрения подразумевает соответствие его разумным, с точки зрения экономики, интересам. Считается, что рациональный потребитель стремится максимизировать общую полезность потребляемых им благ.

Полезность-блага - это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.

Безусловно, для каждого человека полезность отдельного продукта своя, ее непросто измерить - у теории полезности немало сложных и даже противоречивых моментов, но существуют общие для всех потребителей закономерности, связанные с полезностью.

Рациональное потребление - поведение потребителя, направленное на максимизацию полезности потребляемых благ.

Рациональное потребление иначе называют функциональным поведением, и спрос, определяемый этим поведением, также будет функциональным.

Функциональным рациональное потребление называют потому, что потребитель, увеличивая величину полезности, максимизирует, таким образом, функцию полезности.

Рациональное поведение потребителя — это продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действия с затратами. Например, если гражданин потратил немало денег на покупку дорогих и ненужных вещей при невысоких доходах и теперь испытывает затруднения в приобретении жизненно важных продуктов, то это будет нерациональным поведением. Наоборот, если человек контролирует свои расходы и соотносит их с доходами — это будет примером рационального поведения.

В странах с командной экономикой действия потребителя регламентируются. В рыночной экономике потребитель обладает свободой экономического поведения — так называемым суверенитетом потребителя.1 Суверенитет потребителя и производителя в рыночной экономике — право владельца любых видов ресурсов самостоятельно принимать решения, связанные с распоряжением этими ресурсами и их использованием.

Этапы рационального поведения потребителя:

— осознание необходимости покупки;

— поиск информации о товаре или услуге;