Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. СОДЕРЖАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ
1.1 Предельность. Совокупная и предельная полезность
2.ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
2.1 Кардиналистическая и ординалистическая теория потребительского поведения
2.2 Закон убывающей предельной полезности. Второй закон Госсена
3. КРИВЫЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
Составлена по источнику: Экономический портал «Историческая статья» // [Электронный ресурс] – URL: https://economicportal.ru/economist_scientist/gossen.html .
Предельная полезность определяется как разность значений последующей и предыдущей числовых величин в колонке "Суммарный полезный эффект". Приращение покупок товара (первая колонка) до определенного момента - 5 единиц товара - сопровождалось увеличением суммарного полезного эффекта. Однако значения величин предельной полезности на каждую дополнительную закупку неуклонно снижаются и в момент закупки 5 единиц товара равняются нулю.
3. КРИВЫЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
3.1 Кривые безразличия
Кривые безразличия представляют собой совокупность потребительских наборов, которые обеспечивают одинаковый уровень удовлетворения потребностей, то есть потребитель безразличен к выбору наборов, представленных точками на кривой.
Кривая безразличия – это множество точек, каждая из которых представляет собой набор из двух товаров, что потребителю безразлично, какой из этих наборов выбрать, поскольку их полезность одинакова.
В любой точке кривой потребитель получает одинаковую полезность - потребностей. Чем дальше находится кривая безразличия, тем выше степень поэтому кривая и называется - кривая безразличия.
Для описания предпочтений человека по всем наборам двух товаров, изображают карту кривых безразличия для разных уровней удовлетворения потребностей. (рис.3.1)
Рис. 3.1. – Кривая безразличия.
Карта кривых безразличия позволяет показать на одном графике взаимосвязь трех переменных: уровень полезности, количество товара X и количество товара У. Свойства кривых безразличия:
- Кривая безразличия имеет отрицательный наклон.
- Кривые безразличия не могут пересекаться.
- Кривая безразличия выпукла к началу координат.
- Кривая безразличия может быть проведена через каждую точку в пространстве.
- Кривая безразличия воплощает в себе «субъективную» информацию о предпочтениях товару X или У.
Рассматривая кривые безразличия, мы обращаемся к желаниям потребителей. Но в реальной жизни человек ограничен размерами своего дохода, а рынок устанавливает цены на те или иные товары. Каковы же возможности покупателя? (рис.3.2)
Рис. 3.2. – Бюджетная линия.
Бюджетная линия показывает различные комбинации продуктов, которые могут быть приобретены при фиксированном доходе. Точка на линии бюджетного ограничения показывает, что при заданном доходе потребитель может приобрести определенное количество товара X и определенное количество товара У.
С помощью бюджетной линии и кривой безразличия можно получить модель равновесия потребителя. Потребитель максимизирует полезность тогда, когда он выбирает предпочтительный для себя набор благ при существующих бюджетных ограничениях.
При изменении цены на одно из рассматриваемых в модели благ, при фиксированном номинальном доходе, изменится положение бюджетной линии (рис. 3.3)
Рис. 3.3. - Влияние снижения цены товара на положение бюджетной линии.
так при уменьшении цены товара Х бюджетная линия перейдет из положения KL в KL1 так как естественно при снижении цены увеличивается возможность приобретения благ.
Изменение бюджетного ограничения не может не отразиться на положении оптимума потребителя (рис.3.4),
Рис.3.4. - Кривая цена потребления.
он смещается из точки Е в Е1. Однако можно предположить наличие нескольких изменений цен товара Х, и каждый раз будет появляться новый оптимум потребителя. Соединяя все точки равновесия потребителя, мы получим кривую «цена-потребление».
С другой стороны, может возникнуть ситуация, когда при постоянных ценах на товары X и Y доход потребителя изменяется, это изменение находит отражение в параллельном сдвиге бюджетной линии. (рис.3 5)
Рис. 3.5. - Сдвиг бюджетной линии при повышении дохода потребителя.
При данном изменении потребитель имеет возможность перейти на более высокую кривую безразличия U2 (рис. 3.6).
Рис. 3.6. - Кривая дохода потребления.
Соединяя все точки оптимума потребителя, получаемые в результате изменения доходов потребителя, получаем кривую «доход-потребление»
3.2 Кривая потребления Энгеля
Зависимость объема спроса на товары от дохода потребителя в условиях стабильных цен, представленная в графическом виде, называется кривой Энгеля.
Знаменитый немецкий статистик Эрнст Энгель (1825-1896), работая над статическими данными разных лет и разных стран, заметил постепенное уменьшение относительной доли расходов на питание в бюджете по мере его роста. Можно привести его слова: «Исследование различных бюджетов показало не только то, что чем меньше доход, тем большая часть его тратится на питание, но также, что питание, кроме того, ухудшается; оно показало далее, что чем меньше доход, тем большая его часть приходится на физическое содержание и меньше остается для духовного развития».
На основе анализа взаимосвязи между изменением дохода и спросом на разные товары можно сказать, что при предположении, что цена остается неизменной, расходы на приобретения благ напрямую зависят от уровня дохода потребителя.
Кривая Энгеля иллюстрирует зависимость между объемом потребления благ и доходом потребителя при неизменных ценах и предпочтениях. (рис. 3.7)
Рис. 3.7. – Кривая Энгеля.
Денежный доход нанесен на вертикальной оси, а объем приобретенного за определенный период блага X - на горизонтальной оси. Данные кривые могут быть выведены для потребителя с определенными предпочтениями (вкусами) и при заданных ценах на благо X и другие блага.
Заметим, что кривые Энгеля схожи с кривыми спроса, поскольку они изображают соотношение между важным фактором, влияющим на спрос, и количеством приобретаемых благ.
Считается, что получить для некоторого блага кривую Энгеля достаточно несложно. Для этого нужно отложить доход на вертикальной оси и равновесное количество реализованного блага, соответствующего этому доходу, - на горизонтальной оси. Так, на (рис 3.7) кривая "доход-потребление" изображает, что, когда потребитель, чьи кривые безразличия начерчены, имеет еженедельный доход в размере I1$, равновесное количество приобретаемого блага X составляет QX1 единиц в неделю. Это обозначено точкой А.
3.3 Эффект замены и эффект дохода
При снижении цены товара возникают два эффекта. Во-первых, потребитель заменяет подешевевшим товаром некоторые другие товары, и спрос на данный товар увеличивается. Во-вторых, реальный доход покупателя увеличивается, поэтому он увеличивает спрос на некоторые товары, к которым обычно принадлежит и подешевевший товар. Например, снижение цен на куры (или не такой быстрый их рост) заставит нас покупать больше кур по сравнению с говядиной или свининой.
1
Для нормальных товаров действие эффектов дохода и замещения объясняет увеличение спроса при понижении цен и сокращение его при повышении последних.
Для низших товаров ситуация зависит от степени воздействия каждого из этих эффектов на потребительский выбор. Если эффект замещения действует сильнее эффекта дохода, то кривая спроса на низший товар будет иметь ту же форму, что и на нормальный. Например, с ростом цен на сливочное масло мы стали больше покупать относительно дешевого маргарина. Если влияние эффекта дохода выше, чем эффекта замещения, наблюдается обратная картина: при увеличении цены растет потребление низшего товара. Например, в течение 1992 г. средняя семья в России увеличила потребление сахара, несмотря на повышение цены на него в 4000 раз, в то время как цены на шоколадные конфеты выросли примерно в 3000 раз. Здесь сработал эффект дохода: общее снижение жизненного уровня населения привело к росту потребления товаров низшей категории (в данном случае сахара).
Реальный доход есть максимальная полезность, которую может получить потребитель, обладающий данным денежным доходом. Таким образом, характер зависимости объема спроса от цены товара определяется эффектом замены и эффектом дохода.
Эффект замены – то изменение объема спроса, вызванное изменением относительной цены товара при неизменном реальном доходе потребителя.
Эффект дохода – это изменение объема спроса, вызванное изменением реального дохода при неизменной относительной цене товара.
Общий эффект изменения цены – это изменение объема спроса, равное сумме эффекта замены и эффекта дохода.
Рассмотрим вопрос о направленности эффекта замены и эффекта дохода для случая, когда оба товара являются благами.
Эффект замены всегда положителен. При уменьшении цены товара Х воображаемая бюджетная линия всегда более полога по сравнению с исходной бюджетной линией, поэтому предельная норма замещения меньше. Учитывая, что с увеличением объема потребления продукта предельная норма замещения убывает (ее свойство), можно утверждать, что «воображаемый» объем потребления больше исходного объема потребления.
Эффект дохода положителен для нормальных товаров и отрицателен для «некачественных» товаров.
Заключение
Теория поведения потребителей — это теория, которая рассматривает поведение потребителей на рынке, раскрывая механизм взаимодействия потребностей и спроса.
Формирование рыночного спроса основывается на решениях отдельных потребителей. Эти решения продиктованы желанием достичь наибольшей выгоды, или отдачи, или полезного эффекта, при доступных ценах или возможностях.
Впервые анализ взаимосвязи между потребностями и спросом был начат представителями теоретического направления, называемого маржинализмом. Возник он во второй половине XIX в. Такие положения и выводы, как полезность, совокупная и предельная полезность, рациональные потребители, второй законы Госсена, кривые безразличия, бюджетная линия. Теперь можно найти во всех курсах экономической теории.
Теория потребительского выбора основана на том факте, что потребитель имеет определенные индивидуальные вкусы и предпочтения, что он ограничен в удовлетворении своих вкусов и предпочтений с ограничением бюджета (своим доходом) и что он делает выбор в этих условиях, которые обеспечивают максимально возможная полезность.
Кардиналисты отметили, что если потребление других товаров остается неизменным, то, поскольку потребность в определенном товаре насыщается, удовлетворение от потребления последующей единицы этого товара уменьшается. Это относится почти ко всем продуктам и называется законом убывающей предельной производительности. Уменьшение предельной полезности связано с уменьшением субъективной оценки продукта, поскольку он удовлетворяет потребность в нем. Основной задачей изучения поведения потребителей было объяснить сущность теории. Очевидно, что потребитель вынужден идти на компромисс, потому что он должен выбирать между альтернативными продуктами, чтобы иметь в своем распоряжении наиболее удовлетворительный, с его точки зрения, набор товаров и услуг. В поисках такого набора потребитель склонен постоянно менять структуру потребления.
Ординалисты, представители другого направления в теории поведения потребителей, считают, что, поскольку оценка предельной полезности субъективна, ее невозможно измерить, и они вводят понятие «порядковой» (порядковой) полезности, которая может использоваться для выяснения степень удовлетворенности потребителя уменьшает или увеличивает другой набор преимуществ. Набор потребительских наборов, которые обеспечивают одинаковый уровень удовлетворенности, называется кривой безразличия. В каждой точке этой кривой есть набор продуктов, который одинаково полезен для потребителя. Можно нарисовать бесконечно много таких кривых, и каждая последующая кривая (лежащая дальше от начала координат) будет соответствовать большей общей полезности (отсюда и концепция порядковой полезности).
Ординалисты определяют оптимальное состояние потребителя в точке соприкосновения кривой безразличия и бюджетной линии, которая будет определять оптимальное количество запрашиваемого товара по заданной для него цене, то есть величину спроса.