Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. СОДЕРЖАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ
1.1 Предельность. Совокупная и предельная полезность
2.ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
2.1 Кардиналистическая и ординалистическая теория потребительского поведения
2.2 Закон убывающей предельной полезности. Второй закон Госсена
3. КРИВЫЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
— оценка возможных вариантов покупки;
— принятие решения.
Защита прав потребителя осуществляется в соответствии с одноименным законом. Он устанавливает требования к качеству товара, правилам его продажи и обслуживания. На товар, предназначенный для длительного использования, изготовитель вправе устанавливать срок службы — период, в течение которого он обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, то есть обеспечивать наличие в продаже комплектующих, расходных материалов, запасных частей. Если срок службы товара не установлен, то он приравнивается к десяти годам.
1.3 Проблема выбора
Теория потребительского выбора возникла и развивается как межотраслевая дисциплина на стыке экономики, психологии, маркетинга. В рыночной экономике, ориентированной на покупателя, изменения в выборе потребителей оказывают решающее влияние на развитие экономики.
Потребление характеризует результаты производства – насколько повышается уровень жизни населения. Именно поэтому проблемы потребительского выбора занимают центральное место в современных исследованиях, как экономистов, так и маркетологов. Для России, где реальные доходы населения растут на протяжении последних 15 лет, выбор потребителя становится всё сложнее. Например, в течение года каждый из нас съедает примерно тысячу отдельных видов продовольственных продуктов. Однако в любом гипермаркете за 30-40 минут посещения мы видим свыше 25 000 наименований продовольственных товаров.
Поведение потребителя - это процесс формирования рыночного спроса покупателей, осуществляющих выбор благ с учётом существующих цен.
Предпочтения потребителя - это признание преимуществ каких-то благ перед другими благами, другими словами, признание одних благ лучшими по сравнению с другими.
Предпочтения покупателя являются субъективными. Субъективными также являются и оценки полезности каждого выбираемого блага. Выбор потребителя определяется как его предпочтениями, так и ценой выбираемых продуктов, и его доходом. Так же, как и в масштабах экономики, ресурсы индивидуального потребителя ограничены. Практическая неограниченность потребностей потребителя и ограниченность его ресурсов приводит к необходимости выбора из различных комбинаций благ
, то есть к необходимости потребительского выбора.
Одно из теоретических объяснений закона спроса, а также потребительского выбора связано с законом убывающей предельной полезности.
Полезность блага - это удовлетворение, испытывающие человеком в процессе потребления блага; в основе полезности лежат различные физические, химические, биологические и прочие свойства блага. В экономической теории предполагается, что потребитель блага каким-то образом определяет степень полезности от потребления блага, а зная полезность разных благ, он может сделать выбор из различных благ. Этот выбор благ должен быть наилучшим с его точки зрения, то есть приносить ему наибольшую полезность, наибольшую степень удовлетворения.
Потребляя разные количества одного и того же блага, можно заметить, что чем больше благ потребляется, тем меньше удовлетворения получаешь от потребления дополнительной единицы данного блага. В теории данная закономерность получила название закона убывающей предельной полезности.1
Предельная полезность любого блага представляет собой величину дополнительной полезности одной дополнительной единицы потребляемого блага.
В основе потребительского выбора покупателя лежат его предпочтения. При этом предполагается, что этот выбор представляет собой лучшую комбинацию благ из всех возможных комбинаций. Лучшую в том смысле, что этот потребительский выбор приносит покупателю наибольшую полезность.
Потребительский выбор представляет собой такой набор благ, который приносит потребителю максимум совокупной полезности в условиях бюджетного ограничения.
2.ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
2.1 Кардиналистическая и ординалистическая теория потребительского поведения
Основные направления теории потребительского поведения кардиналистическая теория потребительского поведения Полезность измерима абсолютно (единицы измерения полезности – «утили»). 1Потребитель находится в равновесии, то есть он максимизирует совокупную полезность распределяя свой доход таким образом, что последний рубль, израсходованный на приобретение любого товара, приносит равную предельную полезность, то есть отношение предельной полезности к цене одинаково для всех товаров.
Ординалистическая теория полезности. Полезность количественно неизмерима и потребитель имеет возможность лишь устанавливать, ранжировать предпочтительность того или иного набора приобретаемых благ.
Ординалистическая теория определяет состояние равновесия потребителя на основе кривых безразличия, которые выявляют предпочтительность того или иного набора благ и бюджетной линии, характеризующей возможность потребителя приобрести тот или иной набор благ.
Кривая безразличия (U) представляет собой совокупность потребительских наборов, каждый из которых имеет одинаковую полезность для потребителя. Карта кривых безразличия – множество кривых безразличия, каждая их которых представляет собой различный уровень совокупной полезности.
Каждая кривая безразличия представляет разную совокупную полезность. Совместно кривые безразличия характеризуют предпочтения потребителей. Чем дальше кривая безразличия от начала координат, тем больше совокупная полезность, приносимая набором товаров.
Бюджетная линия (BL) показывает количество товаров, доступных потребителю при имеющемся в его распоряжении доходе и существующих рыночных ценах Любая точка, лежащая на бюджетной линии доступна потребителю, то есть его доход и существующие цены позволяют ему купить любой набор товаров.
Бюджетная линия:
- сдвигается вправо, когда доход потребителя увеличивается или цены товаров, снижаются одинаково;
- сдвигается влево, когда доход потребителя уменьшается или цены товаров, возрастают одинаково;
- меняет угол наклона, когда цены товаров изменяются непропорционально.
Потребитель находится в равновесии, если приобретает набор товаров соответствующей точке самой высокой из доступных ему кривых безразличия бюджетной линии. В точке равновесия потребитель получает наибольшую полезность при данном уровне цен и имеющемся в его распоряжении доходе.
2.2 Закон убывающей предельной полезности. Второй закон Госсена
В 1854 г. в книжных магазинах городов Германии появилась книга с интересным названием "Развитие законов общественного обмена и вытекающих отсюда правил человеческой деятельности". Автором являлся Герман Генрих Госсен. Текст книги был написан тяжелым языком, переполнен многообразными формулами и утомительными примерами. Работа Госсена долго не покупалась, и в 1858 г. огорченный неудачами автор почти полностью изъял из обращения весь тираж и уничтожил его. Лишь спустя почти тридцать лет, после того как вышли в свет работы У. Джевонса, К. Менгера и Л. Вальраса, работа Госсена получила широкую известность. В 1878 г. после долгих поисков экземпляр одной книги Госсена был обнаружен в библиотеке Британского музея другом У. Джевонса профессором Адамсом. В 1889 и 1927 гг. книга Госсена была переиздана.
1
Научный труд Госсена открыл новое направление в экономической мысли. В сокровищницу экономических работ вошли два постулата, которые, по инициативе Ф. Визера и В. Лексиса, стали называться первым и вторым законами Госсена. С помощью этих законов Госсен описал правила рационального поведения экономического субъекта, стремящегося извлечь максимум выгоды и полезности из своей хозяйственной деятельности.
Главный вопрос, возникающий при решении данной проблемы - чем величина полезности определяется? Ученый обратил внимание на то, что полезность зависит не только от потребительских качеств товаров или услуг, но и от процесса его потребления.
Прийти к состоянию равновесия экономический субъект сможет тогда, когда будет руководствоваться вторым законом Госсена, который в формулировке автора звучит следующим образом: "Индивид, обладающий свободой выбора между некоторым числом разных видов потребления, но не имеющий достаточно времени использовать все их сполна, в целях достижения максимума своего наслаждения, как бы различна ни была абсолютная величина отдельных наслаждений, должен, прежде чем использовать полностью наибольшее из них, использовать все их частично, и притом в таком соотношении, чтобы размер каждого наслаждения в момент прекращения его использования у всех видов потребления оставался равным".1
На современном языке этот закон можно сформулировать следующим образом: чтобы получить максимум полезности от потребления определенного набора благ за ограниченный период времени, нужно каждое из этих благ потребить в таких количествах, при которых предельная полезность всех потребляемых благ будет равна одной и той же величине. Если такое равенство не наблюдается, то за счет перераспределения времени, выделенного на потребление отдельных благ, можно увеличить общую полезность.
Труд Госсен рассматривает в качестве определенного блага, полезность которого меняется в соответствии с первым законом. Однако в отличие от обычных благ предельная полезность труда может достигать отрицательных значений.
«Всякое движение», - пишет Госсен, - «после того как мы в течение долгого времени отдыхали, доставляет нам вначале наслаждение. При продолжении своем наслаждение это подчиняется вышеизложенному закону падения. Если же, продолжаясь, оно упало до нуля, то при этом не только прекращается наслаждение, но необходимость продолжения затраты собственной силы доставляет ощущение, обратное наслаждению.
При нахождении оптимальной пропорции между свободным и рабочим временем экономист советует придерживаться следующего правила: "Для того чтобы достигнуть в жизни наибольшего наслаждения, человек должен распределить свое время и силы при достижении различного рода наслаждения таким образом, чтобы ценность предельного атома каждого получаемого наслаждения равнялась бы усталости, которую он претерпел, если бы он достиг этого атома в последний момент затраты своей энергии".
Как было сказано ранее, предельная полезность - это потребительский эффект, получаемый покупателем от денежных затрат на приобретение каждой последующей, дополнительной единицы одноименного товара. Стремление покупателя к приращению дополнительных покупок чаще всего вызвано снижением цен закупаемых товаров. Увеличивая количество покупаемого товара по более низкой цене, потребитель получает возросшую суммарную полезность от осуществленных денежных затрат.
Суммарная полезность действительно возрастает. Ведь общий эффект от потребления 2 или 3 и так далее, единиц товара выше, чем от 1 единицы того же товара. Эффект от приращения закупок можно представить выражением, которое в символах теории предельной полезности и цен может быть представлено следующим образом:
Однако, несмотря на то, что суммарная полезность от закупок товара возрастает, темп этого возрастания постепенно замедляется, идет по убывающей. Другими словами, по мере приращения денежных затрат на каждую дополнительную покупку, начинает действовать закон убывания предельной полезности приобретаемого товара, даже если его цена снижена. Проиллюстрируем это с помощью таблицы с условным числовым примером убывающей предельной полезности (таблица 1)
Таблица 2.1 – Закон убывающей предельной полезности.
Количество товара, штук | Суммарный полезный эффект | Предельная полезность |
0 | - | 4 |
1 | 4 | 3 |
2 | 7 | 2 |
3 | 9 | 1 |
4 | 10 | 0 |
5 | 10 | |