ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Человек - это биосоциальное существо, наделенное сознанием и способностью к целенаправленной деятельности.
Личность-это социальная характеристика человека, это совокупность социально значимых качеств человека.
Индивидуальность-это неповторимость и уникальность каждого из нас. Индивидуальность бывает как физическая, но главное - социально-духовная индивидуальность. Именно на этом уровне рождаются таланты и гении.
Если понятие индивида включает в себя общие качества homo sapiens - представителя человеческого рода как биологического вида, то понятие личности связано с понятием индивидуальности - с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия.
Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствах личности проявляются возможности данного человека к участию в общественных отношениях.
Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям.
Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью.
В личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития творческих возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.
Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются при жизни человека, но на определенной природной основе.
41.Человеческое бытие как философская проблема. Смысл человеческого бытия. Смерть и бессмертие.
В отличии от других гуманитарных дисциплин философия акцентирует внимание на духовной сущности человека, а так же на духовной жизни и деятельности. Именно в духовности человека и состоит суть философской проблемы человека. Философия рассматривает категории "дух","духовность" как бестелесные, нематериальные, невещественные, как нечто идеальное находящиеся как внутри человека (субъективное духовное),так и в не его(объективное).Философское решение проблемы человека связано с поисками смысла его бытия. Это вечный философский вопрос, сопровождающий человечество с момента его возникновения. Известно, что
природа человека едина для всех нас, то есть биосоциальна, а сущность человека - социальна, что подчёркивается в определение человека (СОЗНАНИЕ И СПОСОБНОСТЬ К ТРУДУ).
Философская проблема человека связана не только с решением его бытия, но и с отношением к смерти и бессмертию. Известно, что смерть бывает физическая и духовная, где наука изучает первую и её критериями являются прекращение работы мозга. Духовная смерть- это философское понятие, означающее остановку самосовершенствования человека, потерю смысла его бытия. Широко известно произведение Толстого "Живой труп"
бессмертие можно рассматривать так же двояко- с научной точки зрения оно не существует, а с философской точки зрения оно есть, это так называемое духовное бессмертие в социальной памяти друзей, потомков и всего человечества. Из чего складывается смысл жизни человека? Смысл бытия трактуется по-разному в философии, в зависимости исторической эпохи, религии и культуры. Для религии смысл бытия - это вера и служение Богу. В марксистской философии смысл человеческого бытия - альтруизм (служение обществу во имя социализма и коммунизма).
И так, смысл человеческого бытия складывается из целей, ближайших и перспективных, ценностей, мотиваций поведения и идеалов. Эта же проблема остро стояла в экзистенциализме, где решался вопрос о сущности и существования человека. Если, как известно, сущность едина для всех нас, то существование человека индивидуально, различно, самобытно. Существование человека- это совокупность различных форм его жизнедеятельности - трудовой, духовной и т.д..Ж.П.Сартр ("бытие и ничто") увидел противоречие между сущностью и существованием человека и выделил два вида бытия человека - подлинное (наедине с самим собой, экзистенция) и неподлинное (социальное бытие, бытие для других).
42.Свобода личности. Волюнтарзм и фатализм.
Свобода - это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями.
Абсолютной, безграничной свободы быть не может ни в физическом, ни в социальном аспекте существования человека.
Свобода личности или свобода гражданская или политическая, совокупность прав человеч. личности, неотъемлемых от нее ни в пользу государства, ни в пользу какой-либо другой личности; принцип личной С. требует разграничения сферы прав человеческой личности и государства. В древности С. личности существовала только как противоположность рабству; в современном вышеприведенном смысле С. личности не было, ибо личность совершенно поглощалась государством. В средние века личность оставалась бесправной. Начало С. личности признано в Англии в XIII в. в Великой Хартии вольностей (см.), в XVII и XVIII в. С. личности широко развилась в Англии. Теоретически принцип С. личности установлен и развит во франц. декларации прав человека и гражданина 1889. Дальнейшее развитие начал политич. С. обязано ряду революций в Зап. Европе, в результате которых гражданские С. были обеспечены в основных конституционных законах (см. Конституция). Ныне в содержание понятия личной С. входят: С. от произвольных обысков и арестов (личная неприкосновенность), С. передвижения без специального разрешения (паспорта), С. промыслов, С. совести (вероисповедания), С. собраний и союзов, С. слова и печати, С. обучения, тайна почтовой корреспонденции. В России введение гражданских свобод обещано манифестом 17 октября 1905, но в виду положений об усиленной и чрезвычайной охране С. политич. в жизни не осуществлена.
Волюнтаризм (от лат. - воля) ? направление в философии и психологии. Характеризуется положением в основу миропонимания процессов воли, которые могут противопоставляться разуму и объективным законам природы и общества. Волюнтаризм в психологии проявляется как утверждение воли в качестве первичной способности, обусловленной только субъектом и определяющей все другие психические процессы и явления (В. Вундт, У. Джемс, Н. Лосский).
ФАТАЛИЗМ (лат. - роковой, предопределенный судьбой) - 1) - философская концепция о существовании предопределенности высшей волей, роком, судьбой событий в природе, обществе и в жизни каждого человека; 2) - соответствующий поведенческий принцип. Уже в древней мифологии встречаются представления о господстве рока не только над людьми, но даже над богами. Ф. пронизывает вероучения теистических религий. Различную интерпретацию получил Ф. в философских концепциях: окказионализм, предустановленная гармония, детерминизм Лапласа и др. В историко-философской традиции Ф. противостоит волюнтаризм.
43. Представления о современном человеке в различных культурах.
Обращаясь к культурам прошлого и современности можно увидеть отсутствие единого представления о совершенном человеке. Данный факт может привести либо к релятивизму, либо к догматизму. В первом случае признание относительности общезначимых норм чрезвычайно затрудняет совместную жизнь людей, которая основывается на общих или взаимодополнимых ценностях, идеалах, смыслах. Во втором, может насаждаться такая культура, которая, рассматривая богатство, многообразие действительности как помеху к единению, будет стремиться все унифицировать, сделать единообразным. И релятивизм и догматизм не нацеливают на поиск истины, а это опасно для человеческого существования. Поэтому общество, где люди свободны, т.е. определяют свою жизнь сами, заинтересовано в том чтобы они самостоятельно умели мыслить, выбрать из множества представлений оптимальное, творить наилучшее.
Античность: Сократ. В античности человек мыслился как часть Вселенной, как малый мир, микрокосмос. Совершенный человек, соответственно, это тот, кто постиг веления Судьбы и кто живет по закону Мирового Разума, управляющего жизнью природы, общества, индивида. Ведь в этом случае обретается подлинное счастье и/или невозмутимость духа. Человек уже не является пешкой в неведомой игре, а становится актером, талантливо играющим роль, предложенную ему Судьбой. Участие в драме жизни - участь героев: во-первых, необходимо уметь победить врагов как внешних, так и внутренних; во-вторых, мужественно принять неизбежное.
По мнению древних, вышеперечисленным требованиям отвечала фигура Сократа. С одной стороны он был добропорядочным гражданином, храбрым и выносливым воином, веселым товарищем, с другой проводил время в беседах, в ходе которых принуждал сограждан давать самоотчет по поводу собственной жизни и указывал на ее истинный смысл. За свою философскую деятельность Сократ подвергся судебному преследованию. На суде он виртуозно защищался, играя жизнью как мячом, но был осужден на смертную казнь. Однако в тюрьме Сократ отказался от побега. Во-первых, он доказывал, что всего более надо ценить не жизнь как таковую, но жизнь хорошую. Во-вторых, побег означал бы причинение зла его родным, близким, т.к. нарушение закона, приводит к подрыву закона вообще, что несправедливо по отношению к родному городу. Ведь зло всегда остается злом, и его надо избегать всегда.
Для европейцев этот афинский философ до сих пор является образцом человека. Сократа часто сравнивают даже с Христом. Истинность духовных исканий Сократа, подтвержденная им жизнью и смертью, немеркнущим светом выделяет его имя.
Христианство: Иисус Христос
Наполеон говорил, что всю жизнь стремился завоевать сердца людей, а Христос это сделал без войска и миллионы его последователей умирают за него. Итак, совершенный человек в христианстве - это второй Адам, Иисус Христос. Особую роль в данной религиозной традиции отводят не столько человеческому разуму, поврежденному грехопадением, сколько Откровению Бога. Согласно Библии человек это прах и пепел, глина, которая оживлена Божьим дыханием. Таким образом, человек полностью зависит от Бога, единственного подателя жизни во Вселенной. Однако первый человек Адам, нарушив Божий закон любви, отделил себя от Жизни. Для того чтобы вернуть людям утраченное положение, Бог наказание за совершенное преступление перенес на Себя. Сын Божий (Второе Лицо Троицы, Бог Слово) в определенное время стал человеком. Одним из самых тяжелых искушений для Него было, пожалуй, смирение. Но, там, где первый Адам пал, второй Адам победил: Бог Сын подавил стремления плотского "Я" помыкать другими, жить для себя. Иисус, находясь в грешном теле, полностью исполнил волю Отца
, искупив своей смертью человеческий род от наказания. Своей жизнью и смертью Христос явил характер Божьей любви. Следуя за Христом, человек распинает силой Божией свои грехи, тем самым освобождаясь от власти беззакония и смерти. Бог наделяет человека самобытностью, способностью к творчеству, истинным знанием о духовном мире, способностью любить. Таким образом, благодаря Христу человек становится личностью, богом.
Новое время: Фауст
В Новое время с ослаблением античного и средневекового чувства греховности появилось представление о могуществе человека и божественной силе его интеллекта, посредством которого он может господствовать над природой. Человеческому разуму были предписаны все способности Логоса, Бога: постигать истину, целеполагать, системосозидать, упорядочивать хаос эмпирического бытия, конституировать мир явлений и т.д. Наряду с возвеличиванием человека и его разума, происходит обожествление природы и культуры. Совершенный человек эпохи Нового времени - это гений, разгадывающий тайны бытия, строящий собственную жизнь. В качестве образца совершенного человека этой эпохи может быть приведен Фауст Гете и сам творец одноименного произведения, в личности которого тесно переплелись поэтическое творчество, научные изыскания и философско-мировоззренческие поиски. Образ Фауста символичен и трагичен. Он стремится к познанию, которому не видно конца. Испробовав в жизни все, он чувствует себя счастливым лишь будучи слепым стариком, когда слышит как по его приказу дьявол (Мефистофель) преобразует окружающий мир. Однако слепец ошибается: черти не роют канал, а копают могилу для Фауста. Аналогичная судьба постигла и представление о совершенном человеке в Новое время. Под воздействием натурализма к ХХ в. человек утратил понимание своей природы, т.к. естественнонаучная традиция, снабдив человека массой эмпирического материала, бессильна прояснить его смысл.
ХХ век: Сизиф
Научное миропонимание включает в себя объяснение Вселенной и человека путем использования эмпирических наблюдений и общих логических операций для построения теоретической модели мира в целом на основе принципа натурализма. Ориентация на последний привела к крушению антропоцентризма. Согласно естественнонаучному направлению, мир сам по себе не имеет разумности и цели, нравственное существование человека в нем возможно лишь на основе мыслящего самосознания, призванного во мгле бытия "собою заменять свет звезд". Человек, вынужденный искать опору лишь в себе, теряет ориентацию и единство самопонимания (Х. Ортега-и-Гассет, Э. Кассирер, М. Шелер и др.). Так, в экзистенциализме А. Камю преодоление абсурда является важнейшей задачей человека. Ведь мы движемся к небытию, но в то же время надо выдержать, выстоять в напряженном соотношении между нашей любовью к жизни и неизбежностью смерти. Поэтому для части наших современников совершенным человеком является образ древнегреческого героя Сизифа, упорно совершающим свой бессмысленный труд. Перефразируя Тертуллиана можно так выразить лозунг атеистического экзистенциализма: «Живу, ибо абсурдно".