ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
13.Проблема веры и разума в учениях Авгутина Аврелия и Фомы Аквинского.
Патристика религиозная философия, призвана обосновать теоретические основы христианские догматы с опорой на творчество Платона. Патристика от лат. слова pater – отец, в данном случае речь идет о отцах церкви. Главным представителем был Августин Аврелий (4 в н.э.) это был выдающийся богослов, написавший много трудов по богословию: «О троице», «О граде Божьем», «Исповедь» и др. Его труды затрагивают проблемы бытия, времени, истории , воли и разума. Заслуга его в том, что он автор креационизма (творение мира и человека, учение). Он считал, что Бог сотворил мир из ничего актом своей воли, причем сотворил не только мир и человека, но также мироустройство и порядок в этом мире (креационизм). Он создатель учения «О времени и истории». Он говорит о том, что Бог находится не во времени, т.к. он вечен и бессмертен. А время существует только в человеческом понимании, и оно появилось вместе с человеком после изгнания из Рая. У этого времени (у человеческой истории) есть начало и конец – от грехопадения до второго пришествия Христа. Главная проблема средневековой философии – спор между верой и разумом. И Августин говорит о примате (первенства) веры и воли над разумом (иррационализм). Он говорит: «Воля необходима человеку, чтобы прийти к Богу, т.к. истина только в Боге, а не в разуме или в науке». Бог даровал человеку волю, для того, чтобы он делал правильный выбор между добром и злом. Бог творит только добро , а зло исходит от дьявола, сатаны, падшего ангела. Совершив неправильный выбор между добром и злом, человек тем самым становится на путь греха и источника зла. Значит зло и от человека.
Расцвет средневековой философии падает на творчество Фомы Аквинского (13 в.). Он представляет собой выдающегося богослова и религиозного философа, который смог решить животрепещущие проблемы средневековья – спор между верой и разумом (важнее вера или воля). Эту проблему пытались решить многие богословы и в первую очередь Августин Аврелий, провозгласив, что вера и воля выше, а значит важнее разума. Вера – это кратчайший путь к главной истине – Бог. Воля важнее разума потому, что она помогает человеку прийти к Богу, истине. Впервые эта главная проблема средневековья рассматривалась в апологетике Тертуллианом (2 в н.э.). И была она решена им однозначно : «Верую потому что абсурдно», это выражение означает принятие принципов христианства, как безусловное, абсолютное без каких – либо логических доказательств. Фома Аквинский продолжил учение Августина Аврелия, но предложил свое решение этой проблемы – найти гармонию между верой и разумом, т.е. покончить с конфликтом, спором между ними. Если Августин в своем творчестве опирался на труд Платона и неоплатонизма, то Фома опирается на формальную логику Аристотеля. Он избрал её для того, чтобы попытаться рационально формально – логически доказать существование Бога. Задачу он эту выполнил, применив и формальный принцип доказательства. Основные работы Аквинского, где он излагает все свои учения о гармонии веры и разума и доказательства бытия Бога: «Сумма теологии», «Сущее и сущность». Он впервые в философии различает такие понятия, как сущность (essentia) и существование (existentia). Все существующее, т.е. само бытие – это Бог, а мир обладает своим бытием только благодаря Богу. В тоже время Бог – это есть сущность всего бытия, значит, сущность и существование совпадают в Боге. Исходя из выше сказанного, Фома Аквинский предлагает религии и вере потесниться и уступить место рядом с собой разуму (философия и наука стоит за разумом). Следует исходить из главнейшего постулата догмата – Бог есть высшая истина,
сущее и существующее, но прийти к этой истине можно 2 путями – иррациональным (кратким, напрямую) и рациональный путь – через познание природы окружающего мира учеными и философами. Таким логическим рассуждением он устранил конфликт между верой и разумом, но в случае очередного спора, конфликта между ними приоритет первенства он отдает вере, ему принадлежит знаменитая фраза: «Все равно философия – служанка богословия». В последствии Фома Аквинский был канонизирован, а в 19 веке его учения, под названием «Томизм» тало официальной идеологией католической церкви. Сегодня эта идеология существует в форме неотомизма.
14.Проблема природы общих понятий («универсалий»). Реализм и номинализм.
После Фомы Аквинского в религиозной философии возникла теория двойственной истины, т.е. тезис о том, что философские и богословские истины принципиально различаются. Богословие истиной признает такое знание, которое соответствует догматам священного писания или святых отцов. Истина богословская может быть ложной в философии и науки и наоборот. В 13-14 веках в теологии разгорелся вновь спор об универсалиях – общие понятия, какие понятия общие или единичные – первичные? Истоки этого спора восходят к античности, к Платону и Аристотелю. Известно, что Платон в своем учении утверждал, что чистая идея, как общее понятие первично и составляет основу бытия. На основе платоновской идеи в средние века возникло направление реализм, утверждающая, что реально существуют только общие понятия, обладающие объективным содержанием и полным независимым существованием, они вечны и бессмертны. Аристотель утверждавший, что единичные, конкретные понятия первичны, и они постепенно перерастают в общие понятия, в универсалии. И это его положение стало основой для другого средневекового направления – номинализм. ( от лат. имя, название). По сути, Аристотель, а затем его последователи номиналисты здесь занимают позицию материализма. Номинализм – средневековое направление в философии, утверждающее, что универсалии не существуют реально, так как они лишь номиналы (имена), а в реальной действительности существуют единичные понятия, воплощенные в конкретных вещах, познав единичные вещи, мы познаем и общие понятия – универсалии, которые не могут существовать независимо от конкретных вещей.
15.Основные черты и проблемы философии Возрождения. Пантеизм Н.Кузанского и Д.Бруно.
Эпоха Ренессанса зарождается в недрах средневековья (14 в.), когда начинается отход тотальной религиозности и начинается секуляризация – это процесс освобождения от религиозно – церковного гнета всех сфер общественной жизни.
Характерные черты эпохи и философии:
1. антропоцентризм, который пришел на смену теоцентризму.
2. гуманизм – это господствующая идеология, провозгласившая человека высшей ценностью и верой в его силы и возможности.
3. Оппозиционность церкви и схоластики.
4. Рационализм и индивидуализм.
5. Возрождается интерес к социальным проблемам и господству, что нашло отражение в утопическом социализме. (Клмпанела «Город Солнца», Мор «Утопия» (несбыточность)).
6. Творчество прежде всего художников породивших плеяду выдающихся художников и писателей (Петрарка, Данте, Боккаччо «Дикамерон», Леонардо да Винчи, Миккилянджело, Рафаэло).
Философия Ренессанса представляет собой натурфилософию и пантеизм (в пер. с греч. – Бог, везде в окружающей природе), т.е. пантеизм это отождествление Бога и природы. С философской религиозной точки зрения пантеизм это промежуточное звено между тотальным теизмом средневековья (сплошной религии) и атеизмом. Герменевтика, важный метод философствования, это толкование мысли, библии. Представители пантеизма были выдающиеся ученые своего времени: Джордано Бруно и Кузанский Николай. Бруно прославился своим учением «О космосе», «О Вселенной», «Бог в вещах», когда он стал утверждать, что существует бесконечность миров, то есть ни один наш мир, а бесконечность миров во вселенной. И все эти миры вселенной состоят из пяти стихий: земли, воды, огня, воздуха, эфира (натурфилософия). Бруно использовал идеи Коперника никак ученый, а как натурфилософ, мыслитель, пытавшийся на основе гелиоцентризма обосновать единство и бесконечность вселенной. В тоже время для Бруно вселенная тождественна Богу, который безусловен и полностью бесконечен, ибо Бог есть во всем мире (пантеизм). Николай Кузанский, выдающийся и в тоже время противоречивая фигура возрождения. С одной стороны он был великим математиком, а с другой богословом, видным, кардиналом католической церкви (15 в). В знаменитом сочинение, учение «Об ученом незнании» он называет Бога «абсолютным» максимум и лишает его традиционных свойств и обезличивает. По Кузанскому «Бог везде и нигде» (пантеизм). Используя математический язык, он утверждает, что мир не имеет ни границ, ни центра единого. Этим самым он отходит от традиционного христианства (мир + единство – Земля, сотворенная Богом и он имеет форму полсферы). Самой достоверной наукой он считает математику, которая является главным средством в познании мира, сотворенная богом, у него не познание Бога сочетается с познанием природы и, в конце концов, создается знаменитая учение о совпадении противоположностей: если до бесконечности увеличивать радиус окружности, то в итоге окружность станет прямой, поскольку круг в своей тенденции будет совпадать с линией. Философия Возрождения была представлена не только натурфилософией, но и гуманистической антропологией. Девиз этой эпохи: «Человек может все!». Основоположник гуманизма в Италии выступил знаменитый поэт Франческа Петрарка. В своей поэзии, сонетах (14 в.) воспевает образ любимой девушки и посвящает своей Лауре все свое творчество. Другой наиболее известный гуманист этой эпохи был Пико дела Мирандолла (15в.), в своих сочинениях он попытался
синтезировать платоновскую и аристотельскую философию, а в центр поставил человека с его проблемами свободы и достоинства. Необходимо назвать другого знаменитого гуманиста Лоренса Вала. Он попытался на основе христианства толковать учения Эпикура о наслаждении (ведонизм). Он утверждает, что самое низкое наслаждение – чувственное, плоцкое, а самое высокое – христианская любовь к Богу.
16. Научная революция XVII в. И ее воздействие на философию. Механистическая картина мира (Н.Коперник, Г.Галилей, И.Ньютон)
Истоки научных открытий начинаются с коперниковского переворота, который вместо старой картины мира предложил новую гелиоцентрическую систему мироздания. Николай Коперник 15-16 века –священник, математик, астроном, доказавший, что земля движется как вокруг своей оси, так и вокруг солнца. Земля – это не центр мироздания, это всего лишь одна из планет солнечной системы. Эти идеи изложены им в знаменитом труде «Об обращение небесных святил (сфер)». Эта работа пришла в полное противоречие с библейскими догматами, за что он был осужден католической церковью. Его идеи были продолжены в творчестве Иогама Кеплера и Галилея Галилео (16-17 в). Если все выше названные ученые были или монахами, или священнослужителями, то Галилей это первый светский ученый, профессор университета. Он внес огромный вклад в современную науку и ее методологию, ибо именно с него начинается современная европейская наука. Галилей создал, прежде всего, основу теоретической механики современного естествознания. Его учения построено на принципе единства земной и небесной механике. Он является также основоположником эксперимента, где эксперимент – это научный опыт. И благодаря нему естество. (16-18 в.) становится экспериментом, а значит научной. Галилей опровергает средневековый догмат «Философия – служанка богословия» и утверждает, что необходимо различать суждение веры и суждение науки. И так, Галилей положил начало современной науки и стоял у истоков механистической картины мира, многие его идеи были продолжены и подхвачены Декартом, Исскаом Ньютоном.
До 16- 17 века не существовало подлинной науки, скорее всего это была преднаука, в которой отсутствовал эксперимент, и по своей сути она была умозрительной и не систематизированной, а главное не имела научную методологию. Все эти задачи выполнил научная революция в Западной Европе в 17 веке.
Научная революция – это радикальный переворот в методах и формах научного познания. К 17 веку в условиях быстрого развития капитализма наука становится производственной силой. Ведущим направлением в науки становится эксперимент естествознания и математической науки. В таких условиях быстро увеличивалось число научных кафедр при университетах, а в Англии появляется первая Академия наук – королевская. Лидером в эксперименте естествознания становится механика, благодаря открытиям Кеплена, Ньютона и Галилея, которые использовали формализованные методы (математические), таким образом, начинается складываться методология. Результатом этого явилась возникновение алгебры, аналитической геометрии, математического анализа, системы дифференциации и интегральные исчисления. Благодаря всем этим открытиям сформировалась механистическая картина мира, основанная на законах механике Ньютона. Устройство Вселенной представлялось, как замкнутая система наподобие механистических часов, ход которых подчиняется законам классической механике. Законам механике подчиняется не только Вселенная, но и природный и социальный мир, общество и человек. Это не могло отразиться и на философии. Под влиянием вышеназванного начинает складываться в философии механистический метафизический материализм. В его основе лежит детерминизм (заданость законом). Свои законы механике Сак Ньютон изложил в знаменитой работе «Математическое начало натуральной философии». Иоганн Кеплер внёс сой вклад в устройство, который утверждал, что земля вращается не по кругу, а по эллипсу (теория эллипсического движения), за счет двух магнитных полюсов. В 16-17 веках в области социальных знаний получают распространение, так называемые социальные утопии. (лат. слов, придумал Мор – место которого нет, не существует, т.е. мечта о счастливой жизни), т.к. общество переходить от социализма к капитализму. Социальные утопии об общественном устройстве мира «Город Солнца», Т.Кампанеллы.
Механистическая картина мира - картина мира, занимавшая господствующее положение в умах и настроениях в 16-18 вв., что было обусловлено особым положением механики как науки.